Файл: Целями стажировки являются создать условия для подготовки слушателей к выполнению профессиональных функций практического психолога.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Каждый участник вновь напоминает, как его зовут и сообщает, что ему нравиться (например, мне нравится играть в футбол или мне нравиться шутить и веселить своих друзей и т.д.)

Шеринг: Как изменилось твое эмоциональное состояние от начала занятия к концу, какие чувства испытывал в течения занятия, что нового узнал в процессе групповой работы, кому хотел бы тать обратную связь.

«Спасибо, группа закончена, до свидания».

Тема: «Кто я такой?»

Цель:

  1. Установление контакта с коллегами.

  2. Развитие навыков самопознания и саморазвития сотрудников

Материал: доска, мел, маркеры.

Условия: помещение большой комнаты.

Форма: дискуссии, обмен чувствами, обсуждение, повторение правил, мозговой штурм.

Время: 1,5 часа.

Упражнение «Это я!»

Упражнение направление на продолжение знакомства с участниками группы и их сплочение. Ведущий говорит фразу, а участник группы встает и говорит «Это я!», если понимает, что речь идет про него.

Возможные варианты фраз :Я играю в компьютерные игры. Я люблю шоколад. Я не люблю быть в центре внимания. У меня много друзей. Я неплохо играю на гитаре. Я не умею плавать.

Варианты фраз могут быть различными, но психолог обязательно должен «почерпнуть» для себя информацию о каждом ребенке в группе для облегчения дальнейшей работы.

Упражнение «Кто я?»

Ребятам необходимо написать 20 прилагательных, с помощью которых они могут описать себя. Это могут быть как положительные качества, так и отрицательные. Каждое высказывание должно начинаться с местоимения «Я».

Обсуждение: посмотрите, кем и как вы себя представляете? Что вызвало удивление? Какие трудности вы испытали? Каким вы себя увидели?

Упражнение «Добро и зло».

На основе записанных в предыдущем упражнении качеств характера необходимо составить таблицу. Нужно разделить лист на две части в одну часть перенести все отрицательные черты характера. После этого напротив каждого недостатка, во вторую колонку, необходимо записать одно из своих достоинств, т.е. то, что можно противопоставить недостатку.

Мои недостатки Мои достоинства

Далее группу необходимо разделить на пары. В группах коллеги обсуждают получившиеся у них результаты. Делятся своими эмоциями, переживаниями, внимательно выслушивают друг друга, задают вопросы, но, ни в коем случае не комментируют результаты друг друга. В этом задании необходимо ведущему напомнить про правила, которые установлены в группе.


Упражнение «Опиши меня».

Данное упражнение направлено на то, чтобы человек взглянул на себя со стороны.

Ведущий: Ребята, в двух предыдущих упражнениях мы с вами старались увидеть себя своими глазами. Но ведь на нас ежедневно смотрят десятки, сотни и даже тысячи глаз окружающих людей. Мы все - разные, и мнения у нас разные, поэтому далеко не всегда глядящий на нас посторонний человек думает о нас плохо. Мы с вами уже успели немного друг с другом познакомиться, но все же не являемся близкими друзьями. Давайте сейчас попробуем сказать друг другу 1-2 добрых слова (впечатления), которые уже успели сложиться о друг друге.

Шеринг: Как изменилось твое эмоциональное состояние от начала занятия к концу, какие чувства испытывал в течения занятия, что нового узнал в процессе групповой работы, кому хотел бы тать обратную связь.

«Спасибо, группа закончена, до свидания».

Занятие № 2:Что такое конфликт? Причины конфликта.

Цель:

  1. Формулирование понятия конфликта, создание условий для понимания амбивалентного смысла конфликта (отрицательного и положительного).

  2. Создание условий для понимания амбивалентного значения конфликтов, анализа собственного опыта конфликтного взаимодействия с точки зрения его конструктивности.

Материал: бумага для упражнения «Снежинки», доске, мел, маркеры.

Условия: помещение большой комнаты.

Форма: дискуссии, обмен чувствами, обсуждение, мозговой штурм.

Время: 1,5 часа

Конфликт – это противоречие, столкновение противоположных взглядов, интересов, точек зрения, форм поведения. Разногласие между людьми, чреватое для них серьезными последствиями, трудностями в установлении нормальных взаимоотношений.

Упражнение «Ассоциации»

Ребята перечисляют ассоциации, которые у них вызывает слово «конфликт». Все ассоциации записываются на доске. Получившиеся ассоциации в идеале должны показать, что у конфликта есть две стороны — негативная и позитивная. Если конфликт ассоциируется только с неприятностями, можно привести примеры «в споре рождается истина», а также истории из серии «один мальчик...», в которых конфликт привел к позитивным последствиям.

По результатам упражнения напрашивается вывод: конфликты — естественны, поскольку все люди разные. Конфликтов нет только тогда, когда все люди одинаковые, как роботы: одинаково думают, одинаково явствуют.


Упражнение «Снежинки»

Инструкция: «Возьмите листок бумаги. Сложите его пополам. Оторвите правый верхний угол. Сложите еще раз пополам. Еще раз оторвите правый верхний угол. Еще раз сложите пополам. И еще раз оторвите правый верхний угол. Теперь можно развернуть листок и показать получившуюся снежинку одноклассникам».

В обсуждении получается, что если бы все были одинаковыми, мир был бы скучным и неизменным. Так что конфликты — это не только плохо, но и хорошо. Главное — чтобы они не были разрушительными для хороших отношений с людьми.

Упражнение «Копилка»

Обсуждаются возможные причины конфликтов. Все они перечисляются и записываются на доске.

Вывод: конфликты возникают из-за того, что у разных людей бывают разные взгляды, разные интересы, неумение общаться, неумение сотрудничать и отсутствие позитивного утверждения личности другого.

Упражнение «Вред и польза конфликтов»

Из «Копилки» выбирается парочка симпатичных ребятам ситуаций. Нужно придумать по два варианта развития этих ситуаций, так, чтобы один можно было бы назвать «вредным», а другой — «полезным».

Вывод: «вред» от конфликта в том, что он может разрушить отношения между людьми, а «польза» — наоборот, в том, что он помогает пояснить и укрепить их.

Всем нужно вспомнить такие ситуации, в которых они были участниками «вредных» и «полезных» конфликтов.

Шеринг: Как изменилось твое эмоциональное состояние от начала занятия к концу, какие чувства испытывал в течения занятия, что нового узнал в процессе групповой работы, кому хотел бы тать обратную связь.

«Спасибо, группа закончена, до свидания».

Занятие № 3: Человек в конфликте. Эмоции, которые сопровождают конфликт. Эмоциональная тропинка.

Цель:

1. Демонстрация значимости эмоциональной сферы человека, влияния на общение в ходе конфликта, создание условий для развития у сотрудников способности анализировать свое эмоциональное состояние в конфликте.

2.Создание условий для развития у сотрудников способности анализировать свое эмоциональное состояние в конфликте и систематизация представлений, связанных с индивидуальным опытом сотрудников по преодолению негативных эмоциональных состояний.

3.Создание условий для развития способности анализировать свое эмоциональное состояние на различных этапах развития конфликта.


Необходимые материалы: цветные карандаши, бумага -4, карточки с названиями эмоций для упражнения «Эмоции в конфликте», картинки для упражнения «Сюжет», доска, мел, маркеры.

Условия: помещение большой комнаты.

Форма: дискуссии. обмен чувствами, обсуждение, мозговой штурм.

Время: 60 минут.

Упражнение «Ассоциации-2»

Все придумывают ассоциации на слово «конфликт», но теперь отвечая на конкретные вопросы типа: «Если конфликт — это мебель, то какая?», «Если одежда — какая?» и т. д.

Затем необходимо провести обсуждение: зачем мы делали это упражнение? Оказывается, ассоциации являются не только отражением значения понятия, но и выражают определенные эмоциональные состояния, связанные со словом «конфликт». Причем эти эмоциональные состояния, как правило, неприятны.

Упражнение «Алфавит эмоций»

Сотрудники работают в тетради, советуясь с соседом по парте. Нужно написать названия эмоций и чувств в алфавитном порядке (за исключением некоторых букв):

А — агрессия Б — безразличие В — вина Г—горе и т. д.

Упражнение «Эмоции в конфликте»

Ребята работают в парах. Каждый из партнеров получает игровую карточку с названием той или иной эмоции (карточки распределяются случайным образом, например вытягиваются из коробки). Необходимо придумать сценарий конфликтной ситуации, в которой демонстрировались бы заданные им эмоциональные состояния: например, один из конфликтующих находится в состоянии обиды, второй — в состоянии раздражения; один — стыда, второй — гнева и т. д.

Готовые сценарии представляются группе. Желательно рассказывать свои сценки с интонациями, соответствующими заданным эмоциональным состояниям. Одноклассники должны догадаться, какие эмоциональные состояния испытывают участники.

Затем в обсуждении необходимо попытаться предсказать ход развития событий в том случае, если эмоциональные состояния не изменяются, а также способы изменения эмоциональных состояний и их последствия.

В качестве вывода на доске фиксируются способы совладания с негативными эмоциональными состояниями (Посчитать до семи. Сказать «Давай отложим этот разговор до завтра, а там решим. Предложить свой вариант решения и спросить вариант соперника и т. д.)

□ Как проявляются мои эмоции в конфликтах с разными людьми?

□ Как это влияет на мое общение с ними?

Упражнение «Сюжет»

Ребятам показываются два набора эмоциональных состояний (два человека в разных эмоциональных состояниях 1)интерес-обида-печаль и радость-гнев-вина; 2)азарт-раздражение-радость и интерес-испуг-радость). Группа делится на пары, каждая пара придумывает сюжет о некоем конфликте между этими людьми, в котором удалось бы связать как минимум шесть картинок (по три на каждого персонажа).


В итоге получается, что в конфликте мы всегда испытываем не одну, а несколько эмоций.

Упражнение «Эмоциональная тропинка»

Ребята работают индивидуально в тетрадях. Им предлагается начертить «эмоциональную тропинку». Первая точка этой тропинки обозначает момент до начала конфликта («Все хорошо»), последняя — разрешение конфликта («Все снова хорошо»). Промежуточные точки обозначают различные этапы конфликта.

Нужно проанализировать какой-либо недавно произошедший конфликт. Для описания конфликта сотруднику необходимо выделить в нем различные этапы, на которых изменялось его эмоциональное состояние. На «Тропинке» изменение эмоциональных состояний обозначается значками и краткими высказываниями, выражающими их суть.

Как изменение эмоций в этом конфликте повлияло на его завершение?

Шеринг: Как изменилось ваше эмоциональное состояние от начала занятия к концу, какие чувства испытывали вы течения занятия, что нового узнали в процессе групповой работы, кому хотели бы дать обратную связь.

«Спасибо, группа закончена, до свидания».

Занятие № 4: Стили поведения в конфликте.

Цель: Актуализация личного опыта участников, связанного с использованием различных стилей поведения в конфликте, на модели мировой ситуации и самоанализ стилей поведения в конфликте.

Необходимые материалы: цветные карандаши, ручки, бумага для рисования, ножницы, клей, доска, мел, маркеры.

Условия: помещение большой комнаты.

Форма: дискуссии. обмен чувствами, обсуждение, мозговой штурм.

Время: 60 минут.

Упражнение «Рисунок вдвоем»

Участники группы делятся на пары. Каждая пара получает лист бумаги. С этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя.

Необходимо взять одну ручку вдвоем, и так, чтобы оба партнера держали ее, нарисовать рисунок на свободную тему.

Готовые рисунки обсуждаются по принципу, «почему нарисовали именно это», «кто что рисовал», «как вам рисовалось» и т. д. Выясняется, что люди вели себя в этой ситуации совершенно по-разному: кто-то «рвался в бой» и рисовал сам, игнорируя партнера, кто-то пытался угадать намерения другого и предложить свои идеи, кто-то равнодушно рисовал «по очереди», а кто-то вообще отдал рисунок на откуп напарнику.

Почему это так? Оказывается, в тех ситуациях, в которых наши интересы не совпадают с интересами другого человека (а именно так возникает конфликт!), можно вести себя совершенно по-разному, в зависимости от выбранного стиля поведения.