Файл: Тема Конституционное право как отрасль права и как наука Тема Источники конституционного права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 107

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Во-вторых, это право знать о создании и функционировании всех конкретных информационных систем, которые в какой-либо степени затрагивают сферу личной жизни гражданина или информацию о ней. А также информацию об иных сферах жизнедеятельности гражданина.
В-третьих, это право давать согласие на сбор личностной информации для экономических, культурных и иных социальных целей.
Кроме того, сюда включается право проверять достоверность такой информации и оспаривать недостоверную информацию, как в административном, так и в судебном порядке; право доступа к такой информации с целью ее проверки, получения необходимых справок.
Еще один аспект – право знать об использовании этой информации в соответствующих целях и соответствующими пользователями систем.
Помимо этого, имеется право на гражданский код – обозначение данных гражданина в соответствующей информационной системе, а также право на достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды. И,
наконец, право на достоверную финансовую и потребительскую информацию.
Право на информацию – своего рода право-гарантия, ибо установление и реальное претворение в жизнь данного юридического средства будет означать существенное достижение в повышении правовой защищенности личности вообще. Ведь без полноценной информации практически нельзя эффективно реализовать ни право на собственность, ни право на участие в управлении делами общества и государства, ни права потребителя и другие.
Слайд 103
Право на объединение выступает важнейшим условием осуществления политической свободы и обеспечения подлинной демократии в обществе. Оно
получило закрепление в Конституции Российской Федерации, в Федеральных законах «Об общественных объединениях» и «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», в которых учтены соответствующие международные стандарты. Именно данное право лежит в основе свободного образования партий, многопартийности, выступает формой проявления политического плюрализма.
Конституционное право граждан на объединение включает в себя следующие правомочия:
– во-первых, право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей;
– во-вторых, право вступать в существующие общественные объединения;
– в-третьих, право воздерживаться от вступления в них. И,
соответственно, право беспрепятственно выходить из общественных объединений.
Слайд 104
Законодательством установлен запрет на создание и деятельность таких общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации. Кроме того, запрещены организации, целью деятельности которых являются подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Закон «Об общественных объединениях» предусматривает следующие виды общественных объединений: политические партии, профессиональные союзы; общественные движения, общественные фонды, органы самодеятельности и иные общественные объединения.
Закон также предусматривает возможность для конкретных видов общественных объединений иметь дополнительные права, которые могут

быть установлены соответствующими законами. Вмешательство органов государственной власти в деятельность общественных объединений не допускается. Все общественные объединения, независимо от их организационно-правовых форм, равны перед законом.
Для создания общественного объединения не требуется согласия какого- либо государственного органа, для этого достаточно решения самих граждан- учредителей, принятого в установленном законом порядке. Если же общественное объединение желает получить права юридического лица, оно подлежит государственной регистрации в органах юстиции. Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет. Членами и участниками молодежных общественных объединений можно стать с 14 лет, а детских – с 10 лет.
Ликвидация общественного объединения производится только по решению суда в строго определенных законом случаях. В частности, при обнаружении нарушения своими действиями прав и свобод граждан. А также при неоднократных или грубых нарушениях закона и так далее.
Слайд 105
Одной из специфических форм участия граждан в управлении делами общества и государства, в проявлении социальной и политической активности гражданина выступает его право проводить публичные мероприятия.
Осуществляя данное право, граждане выражают коллективное мнение по различным вопросам общественной и государственной жизни, привлекают к ним внимание населения, соответствующих органов власти и управления, общественных объединений. Граждане также предъявляют определенные требования, защищают или поддерживают какие-либо социально значимые инициативы.
Действующее законодательство предусматривает несколько видов публичных мероприятий.

Это собрание – совместное присутствие граждан в заранее определенном месте и в заранее определенное время для коллективного обсуждения и решения каких-либо вопросов.
Это митинг – массовое собрание граждан для публичного выражения отношения к действиям лиц и организаций, событиям общественно- политической жизни.
Еще это демонстрация – публичное выражение группой людей общественно-политических настроений с использованием во время шествия плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации. Сюда относят также уличное шествие – организованное массовое движение людей по пешеходной или проезжей части улицы, проспекта с целью привлечения внимания к каким-либо проблемам. И, помимо этого, пикетирование – наглядная демонстрация группой граждан своих настроений и взглядов без шествия и звукоусиления. Реализуется путем размещения участников возле пикетируемого объекта и использования различных средств наглядной агитации.
Слайд 106
Проведение подобных публичных мероприятий обусловлено рядом факторов.
Первое. Их осуществление не должно нарушать права и свободы других лиц, а также общественный порядок.
Второе. Проведение публичных мероприятий должно преследовать мирные конституционные цели. Не допускаются призывы к насильственному изменению основ конституционного строя и нарушению целостности России.
Не допускаются также подрыв безопасности государства, призывы к созданию вооруженных формирований, не входящих в систему вооруженных сил
Российской
Федерации.
Неприемлема пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду во время проведения этого мероприятия.


Третье. Проведение подобных мероприятий должно проводиться без оружия.
Существует ряд оснований для запрещения публичного мероприятия:
– во-первых, если не было подано заявление о его проведении, это может привести к неудобствам, например, стихийный митинг, шествие могут блокировать работу общественного транспорта; две демонстрации противников на одной и той же территории могут мешать друг другу и так далее;
– во-вторых, если было принято решение о запрете на проведение мероприятия, а организаторы все-таки стали его проводить;
– в-третьих, если нарушен порядок проведения мероприятия. Например, лозунги и транспаранты содержат призывы, оскорбительные для населения.
Основанием для запрещения публичного мероприятия служит также возникновение опасности для жизни и здоровья граждан.
Слайд 107
Наиболее общим, интегрирующим некоторые другие политические права и свободы является право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Данное право закреплено в статье 32 [тридцать второй] Конституции Российской
Федерации. Это право включает в себя несколько субъективных возможностей, которые, в свою очередь, следует рассматривать как самостоятельные политические права граждан РФ. К ним относятсяправа, которые обеспечивают участие граждан в формировании государственных органов власти. Они выражаются в избирательных возможностях личности избирать и быть избранными. Граждане Российской Федерации участвуют в выборах добровольно, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Это также права граждан Российской Федерации на участие в референдуме и в других формах прямой демократии. Референдум как
всенародное голосование по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни является, наряду с выборами, высшим непосредственным выражением власти народа и, соответственно, яркой формой политической свободы. Порядок реализации этого права получает подробную регламентацию в Федеральном конституционном законе «О референдуме Российской Федерации».
Слайд 108
Кроме того, этоправа граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления, которые получают свою конкретизацию в
Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Права граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной и муниципальной службе означают равенство исходных возможностей для занятия соответствующих должностей и недопустимость какой-либо дискриминации. Они получают свою конкретизацию в текущем законодательстве. И, наконец, права граждан Российской Федерации на участие в отправлении правосудия, которые могут быть реализованы путем занятия судебных должностей, а также участия в отправлении правосудия в качестве присяжных заседателей. Непременным условием осуществления данного права является активная жизненная позиция человека, его желание гармонично сочетать общественные, групповые и личные интересы. А также инициатива действовать с принципиальных, глубоко осознанных позиций.
Слайд 109
Носителями судебной власти являются исключительно граждане
Российской Федерации, имеющие в соответствии с Конституцией право на участие в отправлении правосудия. Это право может быть реализовано путем занятия судебных должностей, а также участия в отправлении правосудия в качестве присяжного или арбитражного заседателя. Судьями могут являться

граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Все судьи Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Они независимы, несменяемы и неприкосновенны.
Одной из важнейших гарантий демократических принципов реформирования судебной власти в Российской Федерации становится закрепление в законодательстве раздельного сосуществования двух видов судей: судей права, то есть юристов-профессионалов, и судей факта, то есть жюри заседателей.
Участие арбитражных и присяжных заседателей в осуществлении правосудия рассматривается не только как право, но и как гражданский долг.
Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, но не старше 70 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.
Слайд 110
Законодательством Российской Федерации установлен ряд требований к гражданам, участвующим в отправлении правосудия в качестве присяжных заседателей. Так, в частности, функцию присяжных заседателей не могут выполнять следующие граждане Российской Федерации:
– лица, не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 [двадцати пяти] лет;
– лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость;
– признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;
– граждане, состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма,
наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
– лица, подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
– граждане, не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;
– лица, имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.
Иные ограничения на включение граждан в списки заседателей, в зависимости от социального происхождения, расы и национальности, пола, имущественного положения и других критериев не допускаются.
От исполнения обязанностей присяжного заседателя по конкретному делу председательствующий судья освобождает всякого, чья объективность вызывает обоснованные сомнения. Например, вследствие оказания на это лицо незаконного воздействия, наличия у него предвзятого мнения, знания им обстоятельств дела из непроцессуальных источников, а также по иным причинам. Отметим, что институт присяжных заседателей находится в России на стадии формирования.
Слайд 111
Конституция устанавливает основы государственной службы в
Российской Федерации. Исходя из права граждан на участие в управлении государством,
Основной
Закон закрепляет важнейший принцип государственной службы – равный доступ к ней. Гражданин Российской
Федерации имеет равные возможности поступления на государственную службу при наличии вакансий и профессионализма. Причем, без какой-либо дискриминации по признаку расы, пола, национальности, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии.


Государственная служба – это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Она занимает особое место в системе иных многочисленных форм участия граждан в управлении государственными делами:
– во-первых, это деятельность, при осуществлении которой гражданин приобретает новый статус – статус государственного служащего, не теряя при этом обычного, общегражданского статуса;
– во-вторых, это постоянная профессиональная деятельность. Этим государственная служба отличается от иных форм названного участия в управлении публичными делами, рассчитанными на эпизодическое участие, например, в избирательном процессе;
– в-третьих, это платная деятельность, что является прямым следствием ее профессионального характера.
Законодательством устанавливается ряд требований к поступающим на службу в органы государственной власти: наличие у лица гражданства
Российской Федерации; достижение таким лицом восемнадцатилетнего возраста; наличие дееспособности.
Применительно к отдельным системам государственных органов и даже к отдельным должностям законодательными актами могут предусматриваться дополнительные условия. Например, требования к состоянию здоровья, возрасту, наличию образования и так далее.
Слайд 112
Важной формой участия граждан в управлении обществом и государством являются их обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Конституция России закрепляет право петиций в качестве самостоятельного конституционного права граждан Российской
Федерации. Целью данного права является:
– во-первых, наиболее полное удовлетворение интересов граждан;

– во-вторых, совершенствование работы федеральных и местных органов;
– в-третьих, обеспечение двусторонней связи между государством и населением.
Основной Закон наделяет правом на обращение только граждан России.
Однако на деле этим правом пользуются и иностранцы, и лица без гражданства, что не противоречит международно-правовым стандартам.
Конституция предусматривает возможность как непосредственного обращения, так и различных форм его направления. В частности, по почте, через средства массовой информации и прочее. При этом сами обращения могут быть и личными, и коллективными, иметь как одного, так и двух и более авторов. Это могут быть как личные письма, так и обращения, принятые на митингах и собраниях.
Действующее законодательство предусматривает различные виды обращений:
– предложения, рассматривающие возможности улучшения деятельности государственного органа, предприятия, организации;
– заявления, содержащие просьбу о предоставлении условий для реализации гражданином принадлежащего ему права на получение жилья, прием на работу и тому подобное;
– жалобы, содержащие требования о восстановлении нарушенных прав.
В соответствующих актах определен порядок подачи гражданами предложений, заявлений, жалоб, установлены сроки их рассмотрения.
Заявления и жалобы разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления в государственный, общественный орган, на предприятие, в учреждение, организацию. А в тех случаях, когда нет необходимости в дополнительной проверке, безотлагательно, но не позднее, чем через 15 дней со дня поступления обращения.