Файл: Тема Конституционное право как отрасль права и как наука Тема Источники конституционного права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 109

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ассоциации, творческие союзы, гильдии или иные культурные объединения, создаваемые в порядке, определяемом законодательством об общественных объединениях.
Стержнем конституционного права на культурную деятельность является право на свободу творчества. Реализуется данная свобода в творческой деятельности в процессе создания культурных ценностей и их интерпретации. Выделяются отдельные виды творчества: литературное, художественное, научное и техническое. Каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. Право человека заниматься подобной деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной или любительской основе.
Слайд 123
Тема «Конституционные ограничения и защита прав граждан»
Как известно права и свободы не могут быть безграничны в обществе.
Об ограничении прав и свобод личности говорится в ряде международно- правовых документов. В частности, согласно части 2 статьи 29 Всеобщей
Декларации прав человека при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом. И только исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других граждан и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
В рамках данной темы остановимся на понятии и видах ограничений прав и свобод. Рассмотрим также вопрос о государственной защите прав и свобод граждан и институте Уполномоченного по правам человека в
Российской Федерации.

Слайд 124
Проблема установления конституционных ограничений – это проблема пределов свободы человека в обществе. Известно, что свобода не может существовать без ограничений, ибо каждый должен считаться с такими же правами и свободами других лиц. Каждый обязан содействовать нормальному функционированию конкретного коллектива, общества и государства. Свобода каждого человека простирается лишь до той границы, от которой начинается свобода других людей.
Конституционные ограничения – это установленные в Конституции границы, в пределах которых субъекты должны действовать, использовать свои права и свободы.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом. Но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Подобные границы возводятся в основном с помощью обязанностей и запретов, приостановлений и ответственности.
Слайд 125
Назовем признаки конституционных ограничений.
Во-первых, они связаны с неблагоприятными условиями, то есть с угрозой или лишением определенных ценностей для осуществления собственных интересов субъекта. Ибо направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны правоотношения и общественных интересов в сфере охраны и защиты интересов правопорядка.
Во-вторых, сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности, сводят разнообразие в поведении индивида до определенного предельного состояния.


В-третьих, отличаются от ущемлений, которые тоже являются специфическими ограничениями, но противоправными, противозаконными, произвольными, то есть уже правонарушениями. Конституционные же ограничения являются законными и правомерными средствами.
Цели ограничения прав человека указаны в Конституции Российской
Федерации. Таковыми являются: защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства.
Отметим, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом, что является дополнительной защитой от чиновничьего произвола. В целом данное положение соответствует международным стандартам.
Слайд 126
Конституционные ограничения прав и свобод весьма многообразны, их можно классифицировать по ряду оснований.
Во-первых, в зависимости от прав и свобод, которые ограничиваются.
Это ограничение гражданских и политических прав, например ограничение свободы передвижения. Это избирательные ограничения и ограничения экономических, социальных и культурных прав, например, ограничения в использовании права собственности на землю.
Во-вторых, в зависимости от времени действия. Это постоянные ограничения, которые установлены в Конституции и законах, и временные ограничения, которые должны быть прямо обозначены в акте о чрезвычайном положении. К последним можно отнести приостановление деятельности некоторых политических партий, установление комендантского часа и другие.
В-третьих, ограничения прав и свобод классифицируются в зависимости от широты охвата. Они подразделяются на общие, которые распространяются на все права и свободы, и индивидуальные, распространяющиеся только на отдельные права и свободы. Например, неприкосновенность жилища.

Четвертое основание для классификации – зависимость от сферы использования. Здесь ограничения прав и свобод подразделяются на государственные, то есть федеральные, республиканские, краевые и так далее, и муниципальные.
И, наконец, в зависимости от способов осуществления их подразделяют на запреты, обязанности, приостановления, меры ответственности и так далее.
Слайд 127
Конституция РФ предусматривает возможность человека защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Способами самозащиты прав граждан являются обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, обжалование действий, а также бездействия должностных лиц, нарушающих права граждан. Кроме того, такими способами являются обращения в средства массовой информации и правозащитные организации, общественные объединения.
Заявления и жалобы граждан по поводу их нарушенных прав разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления в государственный, общественный орган, на предприятие, в учреждение, организацию, которые обязаны разрешить вопрос по существу. А обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, разрешаются безотлагательно, но не позднее чем через 15 дней.
Итоговый момент рассмотрения жалобы и заявления – вынесение решения соответствующим органом, уполномоченным разрешать рассматриваемые в обращении вопросы. Надзор за точным исполнением законодательства в сфере рассмотрения обращений граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления возложен на органы прокуратуры.
В правовом государстве одним из наиболее действенных и распространенных способов защиты прав и свобод является судебная защита.


Слайд 128
Конституционное право граждан на судебную защиту включает в себя два вида правомочий.
Во-первых, это материальное содержание этого права. Иначе говоря, право на возмещение ущерба потерпевших от преступлений или вреда, причиненного незаконными действиями органами государственной власти или их должностными лицами.
Во-вторых, это процессуальное содержание. Например, право на судебный иск, индивидуальную или коллективную жалобу в
Конституционный Суд Российской Федерации.
Право на обжалование в суде действий или бездействия, решений органов и должностных лиц у гражданина возникает в случаях, когда нарушены его права и свободы или созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод. Право на обжалование также возникает в случае незаконного возложения на гражданина какой-либо обязанности или незаконного привлечения к какой-либо ответственности.
Наряду с другими органами по защите прав и свобод человека в России особое место отводится Конституционному суду Российской Федерации, который является последней инстанцией для человека, обращающегося за защитой нарушенных прав.
Правом на обращение в Конституционный суд Российской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают отдельные граждане и объединения граждан, а также иные органы и лица. При условии, что их права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
Права человека и их защита в современном мире регулируются не только национальным правом, но и правом международным. Право каждого на обращение в межгосударственные органы возникает только тогда, когда исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты.

Слайд 129
Признание прав и свобод человека высшей ценностью и их защита – обязанностью государства непосредственно вытекает из зафиксированного в
Конституции положения о России как о демократическом правовом государстве. Конечная цель деятельности последнего состоит в обеспечении прав и свобод человека и гражданина. Достижение этой цели неразрывно связано с обязанностью государства создавать систему защиты прав и свобод, а также устанавливать четкие юридические процедуры такой защиты.
Государственная защита прав и свобод понимается как деятельность управомоченных государственных органов и должностных лиц по соблюдению, обеспечению и охране конституционных прав и свобод.
Обязанность по защите прав и свобод граждан призвана выполнять
Российская Федерация и входящие в нее субъекты, органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также законно действующие в стране общественные объединения. Они должны обеспечить права и свободы гражданина в границах своих полномочий всеми имеющимися у них способами, методами и средствами на всей территории Российской
Федерации.
За границей обязанность защиты интересов российских граждан и юридических лиц возлагается на должностных лиц, дипломатических и консульских представителей.
Они в своих действиях должны руководствоваться национальным законодательством и международным правом.
Органы законодательной власти призваны создать полную и четкую правовую базу, обеспечивающую конкретизацию и развитие конституционных норм о правах и свободах человека и гражданина. Кроме того, Государственная Дума, одна из палат парламента страны, назначает на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.


Слайд 130
Особая роль в защите прав и свобод человека и гражданина принадлежит
Президенту РФ как гаранту прав и свобод. Указом Президента в целях повышения эффективности мер по соблюдению прав граждан была создана
Комиссия по правам человека.
Многие вопросы защиты прав и свобод решаются на уровне
Правительства Российской Федерации. Поскольку именно в его компетенцию входит принятие мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.
Защита прав и свобод человека и гражданина – одна их главных задач судебных, правоохранительных органов и прокуратуры. Одним из главных направлений деятельности депутатов представительных органов всех уровней, начиная от местных и заканчивая федеральными, является защита нарушенных прав. Защищенность государством как самой мощной социальной силой придает правам человека и гражданина значительную надежность и гарантию их реального осуществления в наиболее полном объеме.
Слайд 131
Деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской
Федерации регламентируется Конституцией России и соответствующим федеральным конституционным законом.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации назначение и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека относится к ведению Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации. Срок его полномочий – пять лет.
В системе разделения властей Российской Федерации Уполномоченный по правам человека занимает особое место. Он, по сути, не принадлежит ни к судебной, ни к исполнительной, ни к законодательной власти. Он выполняет публично-представительную функцию, его деятельность распространяется на
самую конфликтную сферу общественных отношений – отношения гражданина и государства, в частности, гражданина и чиновника. Его деятельность дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Уполномоченный независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам, а также обладает неприкосновенностью. На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 35 [тридцати пяти] лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.
Слайд 132
Граждане России могут обратиться к Уполномоченному с жалобами на решения или действия, а также на бездействие государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих. Они могут это сделать в том случае, если ранее обжаловали эти решения или действия, а также бездействие в судебном либо административном порядке, но не согласны с решениями, принятыми по их жалобе. К Уполномоченному могут обратиться с жалобами и находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе предпринять следующие действия.
Во-первых, обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями, а также бездействием государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица. А также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах.
Во-вторых, обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного

производства либо уголовного дела в отношении должностного лица в решениях или действиях. А также в бездействии которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина.
Уполномоченный также вправе обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи. Кроме того, он может изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора. Помимо этого, Уполномоченный может обращаться в
Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
Слайд 133
При проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе
осуществлять ряд действий.
Во-первых, беспрепятственно посещать все органы государственной власти, местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов. Он также может свободно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения.
Во-вторых, запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления, от должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы.
В-третьих, получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, которые подлежат выяснению в ходе рассмотрения жалобы.
Уполномоченный также может проводить самостоятельно или совместно с компетентными органами, должностными лицами и
государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц. Кроме того, он может поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы. Он также вправе знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решениями, приговорами, вступившими в законную силу. А также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.
Слайд 134
По вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории
Российской
Федерации органов государственной власти, местного самоуправления. Кроме того, он пользуется правом безотлагательного приема руководителями предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. А также правом приема руководителями общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил
Российской Федерации, других войск и воинских формирований, администрацией мест принудительного содержания.
В конце каждого календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту, в Совет Федерации и
Государственную Думу, в Правительство, Конституционный суд, Верховный суд, Генеральному прокурору Российской Федерации. Этот доклад подлежит обязательному официальному опубликованию.
Отметим, что с недавнего времени появились должности уполномоченных при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, по правам предпринимателей. Отношение к появлению двух последних должностей неоднозначное. Поскольку существует много категорий граждан,