Файл: Учебник Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 141

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

123
создает некоторое нарушение, которое фиксируется приемником. Кон- кретный способ, которым таг
создает прерывание сигнала, и является отличительной чертой той или иной технологии, используемой в раз- ных EAS-системах. Таг в системе является ключевым элементом, т.к. он должен создать уникальный сигнал, который не может повториться ни при каких естественных обстоятельствах во избежания ложной тре- воги. Конкретный вид технологии определяет размеры области защиты, способ блокировки сигнала, размер и степень видимости тага
, уровень сигнала тревоги, а также процент обнаружения и стоимость. Физика конкретного EAS тага
и, как результат, используемая технология опре- деляют частоту, на которой образуется защитная полоса.
В EAS-системах используются пассивные метки: пластиковые одежные бирки (только для чтения) и модифицируемые этикеточные маркеры. В целях экономии места на POS-узлах некоторые производи- тели интегрируют деактиваторы со сканерами обычных штрих-кодов.
Вопросы
для повторения.
1. Что Вы понимаете под логистической информацией?
2. Какие виды документов Вам известны?
3. Что такое информационная система. Каковы цели ее созда-
ния
?
4. Какие задачи решает информационная система?
5. Какие информационно-управляющие системы, применяемые в
России
Вам известны?
6. Что Вы понимаете под определением «информационный по-
ток
»? Какие группы потоков Вам известны?
7. Как характеризуют информационные потоки?
8. Какие информационные элементы должны присутствовать
для
обеспечения информационного обслуживания всей структуры ма-
териально
-технического снабжения?
9. Что представляет штриховой код? Какие основные виды
штриховых
кодов вам известны?
10. Где применяется радиочастотная идентификация?

124
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   16

Глава
6.
Логистика
распределения
6.1.
Объект
,
предмет
,
функции
логистики
распределения
Границы распределения в отечественной экономической науке впервые очертила М. Е. Залманова, предложив под распределением по- нимать упаковку продукции; экспедирование: управление сбытом; хра- нение на складе готовой продукции поставщика; складское хозяйство для готовой продукции; транспортировку до склада - транспортное хо- зяйство для перевозок готовой продукции .
Логистика в сфере распределения представляет собой комплекс стратегических, организационных, финансовых и других мер, тесно связанных между собой в гибкую систему управления материальными, информационными, финансовыми и другими потоками в непроизводст- венный период.
Объектом
изучения в логистике распределения является мате- риальный поток на стадии его движения от поставщика к потребителю.
Предметом
изучения является организация рационального про- цесса физического продвижения товара к потребителю.
Основными
функциями логистики распределения являются:
1) определение покупательского спроса и организация его удов- летворения;
2) установление хозяйственных связей по поставкам товаров, оказанию услуг потребителям;
3) построение организационной структуры распределительных каналов;
4) накопление, сортировка и размещение запасов готовой про- дукции;
5) транспортировка готовой продукции, возвратной тары и отхо- дов;
6) управление запасами, консолидация и рассредоточение' това- ров;
7) выбор рациональных форм товародвижения и организация торговли;
8) поддержание стандартов качества готовой продукции и логи- стического сервиса;
9) мониторинг и информационная поддержка распределения.

125
Эти
функции можно разукрупнить по следующим блокам :
• функции обмена,
• физического распределения
• поддерживающие.
Состав
задач распределительной логистики делится на два уров- ня — задачи внутренней
и внешней распределительной логистики.
Внутренняя
распределительная логистика на уровне предпри- ятия решает задачи по: а) организации получения и обработки заказа; б) планированию процесса реализации; в) выбору вида упаковки, принятию решения о комплектации, а также организации выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке; г) организации отгрузки продукции; д) организации доставки и контролю за транспортировкой; е) организации послереализационного обслуживания.
К задачам внешней
распределительной логистикеотносят:
1) выбор «архитектуры» канала распределения;
2) организацию работы с участниками канала распределения
(торговыми посредниками);
3) выбор стратегии распределения готовой продукций;
4) выбор стратегии ценообразования;
5) организацию мероприятий по продвижению продукции пред- приятия на рынок;
6) контроль за состоянием рынка продукции предприятия и ана- лиз позиции продукции в целевых сегментах;
7) работу с клиентами и организаций послепродажного обслу- живания.
6.2.
Логистические
принципы
и
свойства
,
на
которых
строится
логистика
распределения
Принципы распределительной логистики:
1) координации всех процессов товародвижения, начиная от за- ключительных операций товаропроизводителя и заканчивая сервисом потребителя;


126 2) интеграции всех функций управления процессами распреде- ления готовой продукции и услуг начиная с целеполагания и заканчивая контролем;
3) адаптации коммерческого, канального и физического рас- пределения к постоянно меняющимся требованиям рынка и в первую очередь к запросам покупателей;
4) системности как управления распределением и обеспечения его целостности и взаимозависимости всех элементов сбытовой дея- тельности;
5) комплексности
, т. е. решения всей совокупности проблем, связанных с удовлетворением платежеспособного спроса покупателей;
6) оптимальности как соотношения частей системы, так и ре- жима ее функционирования;
7) 7) рациональности как организационной структуры, так и организации управления. Кроме того, распределительная логистика обладает свойствами эмержентности
, синергизма и конгруэнтно-
сти.
Под эмержентностью понимается способность порождать сис- темный эффект от оптимальной координации деятельности всех эле- ментов коммерческого, канального и физического распределения.
Эффект синергизма потенциально заложен в логистике распре- деления, обладающей системообразующими функциями. Полнота реа- лизации этих функций позволяет получить свойства системы, которыми не обладают ее элементы в отдельности.
Конгруэнтность проявляется, в соразмерности (соответствии) элементов системы между собой и с целями системы.
Включение
маркетинга в распределительную логистику в каче-
стве
ее органической составной части является в настоящее время
одним
из наиболее эффективных путей совершенствования сбытовой
деятельности
.
В отличие от маркетинга, который занимается выявлением и сти- мулированием спроса, логистика направлена на удовлетворение сфор- мированного маркетингом спроса с минимальными затратами.

127 1
4 3
2 7
6 5
10 9
8 13 12 11 16 15 14 17
Рис
. 6.1. Сетевая логистическая модель процесса сбыта:
1 - изучение покупательского спроса;
2 - формирование портфеля заказов;
3 - установление хозяйственной связи с потребителями;
4 - финансирование сбытовых исследований;
5- ассортиментная загрузка производственных мощностей пред- приятия;
6- заключение договоров поставки (продажи);
7- установление цен на товары;
8
- создание запасов готовой продукции;
9 - выбор каналов распределения;
10- стимулирование сбытовиков и перепродавцов;
11
- организация доставки (поставки) продукции (услуг) потреби- телям (покупателям);
12
- контроль за выполнением договорных обязательств;
13
- расчеты с покупателями и «посредниками»;
14
- оказание услуг потребителям;
15
- оценка выполнения планов сбыта;
16
- финансирование сбытовых операций;
17
- удовлетворение платежеспособного спроса потребителей и извлечение прибыли
6.3.
Центры
консолидации
Одно из основных правил логистики в системе распределения за- ключается в транспортировке
«как можно дальше и как можно ча-
ще
» самых крупных из возможных производственных или транс-
портных
единиц. Для достижения этой цели на протяжении всей ло-


128
гистической цепи необходимо «консолидировать», насколько это воз- можно, различные элементы материального потока.
В центрах
консолидации товары группируются или разделяются на части, либо группирование товаров для формирования укрупненных единиц в целях снижения расходов на хранение, погрузочно- разгрузочные работы и перевозку либо операции по разделению груза на части, так чтобы полученная единица измерения продукта в конце логистической цепи была пригодна для потребления.
Примерами консолидации являются сортировочные станции в железнодорожных перевозках и грузовые терминалы в автомобильных.
6.4.
Основные
формы
распределения
готовой
продукции
Существуют две основные формы организации распределения готовой продукции:
1) реализация продукции напрямую конечному потребителю че- рез собственную сбытовую сеть.
2) реализация продукции через посредников.
Чаще всего промышленная компания комбинирует варианты ис- пользования собственной сбытовой сети и зависимых и независимых посредников.
Логистический
канал распределения это совокупность неза- висимых юридических или физических лиц, участвующих в процессе продвижения товара от производителя к потребителю, а также сопут- ствующий этому движению сервис.
Существуют различные определения каналов распределения. Так, американская маркетинговая ассоциация (American Marketing
Association) определяет канал распределения следующим образом: структура, объединяющая внутренние подразделения организации с внешними агентами и дилерами, оптовыми и розничными торговцами, через которых осуществляется продажа товаров, продуктов или услуг.
В отечественной литературе встречаются такие трактовки канала распределения. А. Д. Чудаков отмечает: канал распределения представ- ляет собой ряд организаций или отдельных лиц, которые осуществляют передачу того или иного товара на пути от производителя к потребите- лю. При этом происходит не простое перемещение товара из рук в руки, а имеет место передача права собственности на передаваемый товар.
Происходит своеобразная перепродажа товара, причем, за исключением

129
конечного потребителя, другие участники этой цепочки покупают его с целью последующей продажи, а не для использования в соответствии с назначением. В связи с этим логистический канал распределения пред- ставляет собой соответствующим образом организованную цепь более или менее постоянных перекупщиков, осуществляющих посредничест- во между производителем и потребителем.
Другие авторы представляют логистический канал распределения как обособленную совокупность звеньев логистической системы, ори- ентированных по основному потоку, сформированному с целью выпол- нения маркетинговых требований и/или экономии на масштабах логи- стической деятельности за счет гармонизации трансакционных единиц упаковки, хранения, грузопереработки и транспортировки продукции.
Полное множество каналов распределения образует распредели
-
тельную
сеть предприятия.
Виды каналов распределения и структура сети зависят от множе- ства факторов стратегических и тактических целей и задач предприятия на рынке сбыта готовой продукции, логистической стратегии предпри- ятия, видов и параметров материальных и других потоков, продуктовых атрибутов и прочих факторов.
Использование каналов распределения способствует экономии финансовых средств на распределение продукции, появлению возмож- ности вложения сэкономленных средств в основное производство и продаже продукции более эффективными способами, высокой эффек- тивности обеспечения широкой доступности товара и доведения его до целевых рынков, сокращает объем работ по выбору каналов распреде- ления продукции.
Преимущества увеличения количества каналов распределения
• растет степень охвата рынка, так как новые каналы распределе- ния привлекают ранее недоступную часть потребителей,
• снижается уровень общих затрат на содержание всех каналов распределения Дополнительный канал формируется в целях снижения уровня общих затрат на сбыт продукции существующей группе потре- бителей,
• повышается уровень качества продаж, в новом создаваемом ка- нале, как правило, учитываются неудовлетворительные потребности потребителей
Канал распределения характеризуют его длина (звенность) и ши- рина. Под длиной
канала подразумевают число промежуточных звеньев, выполняющих работу по продвижению товара от производите- ля к потребителю.


130
Канал длиной, равной нулю, называется каналом прямого
мар-
кетинга
, так как в нем нет промежуточных звеньев, он состоит только из продавца и потребителя.
Ширина
канала распределения - число участников канала рас- пределения, выделяемое для каждого уровня канала.
Остальные каналы являются каналами опосредованного
марке-
тинга и могут включать от одного до трех и более уров-1 ней.
Одноуровневый
канал предполагает наличие одного посредни- ка. На потребительских рынках этим посредником обычно бывает роз- ничный торговец, а на рынках товаров промышленного назначения им нередко оказывается агент по сбыту или брокер.
Двухуровневый
канал включает двух посредников. На потреби- тельских рынках такими посредниками обычно становятся оптовые и розничные; торговцы, на рынках товаров промышленного назначения это мо- гут быть промышленный дистрибьютор и дилеры.
Трехуровневый
каналохватывает трех посредников.
Существуют каналы и с большим числом уровней, но они встре- чаются реже.
С точки зрения производителей чем больше уровней имеет канал распределения, тем меньше возможностей контролировать его.
Ширина
канала, т. е. число посредников на каждом уровне, уча- ствующих в распространении продукции. Поэтому основной задачей любой фирмы является принятие решения о том, какое число посредни- ков будет использовано на каждом уровне канала.
При формировании канала распределения товара на первое место выдвигается решение о структуре канала, т. е. о числе уровней канала и конкретном составе участников канала.
Выделяют основных и специализированных участников канала.
Основной
участник канала - это предприятие, принимающее на себя ответственность, связанную с владением запасами, или иные зна- чительные формы финансового риска. Специализированный
участ-
ник
канала - это предприятие, оказывающее важные специальные ус- луги основному участнику за соответствующее вознаграждение. Рас- пределение риска между этими категориями имеет важное значение.
Однако при установлении хозяйственных связей в канале больше вни- мания уделяют тому, чтобы организовать возможности всех потенци- альных участников в такую систему, которая отвечала бы ожиданиям конечного потребителя.
Основные и специализированные участники канала распределе- ния сообща должны обеспечивать рыночные требования к ассортимен-