Файл: Учебник Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 143

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

105
Часть информационных потоков в логистике обслуживает не ма- териальные потоки, а процесс их формирования, хранения ресурсов, на складе, процесс внутризаводского и внутри складского перемещения материальных ресурсов.
Поскольку логистика имеет дело с большими массами материаль- ных ценностей, документальные сообщения в ней играют большую роль.
Документальное обеспечение логистического процесса - важная задача логистики.
Информационные потоки в логистике формируются в соответст- вии с материальными. Считается, что каждому материальному потоку соответствует информационный поток. Такое соответствие не всегда бывает изолированным (полным). Часто информационный и матери- альный потоки протекают в разных временных интервалах.
Предпочтительнее вариант опережения информационных пото- ков по сравнению с движением материальных потоков. Это дает воз- можность лучше подготовиться к приему грузов. Фактически же ин- формационные потоки имеют опережение далеко не всегда, не редко складывается их отставание от сроков движения материальных потоков.
Информационные потоки должны быть адекватны материальным потокам в части характеристики этих потоков, но также соответствие есть не всегда: в ряде случаев оформляются документы общие для не- скольких потребителей-получателей, и тогда в них отражается инфор- мация, часть которой избыточна для каждого отдельного получателя данных ресурсов.
Есть и другие несоответствия информационных потоков матери- альным.
Информационные потоки характеризуют с помощью ряда оце- нок: 1) по источнику возникновения; 2) направлению; 3) объему; 4) пе- риодичности; 5) порядку согласования; 6) порядку утверждения; 7) сро- кам действия; 8) порядку хранения и др.
1. Источники возникновения сообщений могут быть различными
- от участников логистических цепей и смежных с ними организаций, сообщения которых влияют на перемещение, организацию и приемку потоков.
2. По направлению информационные потоки могут быть горизон- тальными (туда и обратно) и вертикальными (сверху вниз и обратно).
Горизонтальными называют сообщения между участниками логистиче- ского процесса одного уровня равноценными партнерами. Вертикаль- ные информационные потоки протекают между разными уровнями управления: верхним - руководящим и нижним - подчиненным.

106
Направление информационного потока трактуется и по-другому: как прямое и косвенное.
Есть и третий вариант определения понятия «направление ин- формационного потока» - учет географического или территориального адресата его назначения.
3. Объем информационных потоков учитывают несколькими спосо- бами. Один из них - учет размеров потока по числу: 1) документов; 2) лис- тов в потоке; 3) страниц в потоке; 4) пачек документов. Этот способ при- меняют для определения объема больших информационных потоков.
Второй способ учета объема информационных потоков приме- няют для малых потоков. Причем объем потока определяют числом строк в документе - документострок или числом слов в сообщении – в телеграммах.
Третий способ учета - учет числа знаков в сообщении - оценива- ется в компьютерных системах в особых единицах измерения для учета потребности в машинных носителях, размещения в памяти ПЭВМ и в других случаях.
4. Периодичность информационных потоков характеризует час- тоту их формирования. В логистике многие информационные потоки разовые, не повторяются и создаются один раз на каждый материаль- ный поток, параллельно с ним, чуть раньше или чуть позже. Но некото- рые информационные потоки в логистике оформляют один раз в месяц, ежеквартально и с другой частотой.
5.Информационные потоки документального характера проходят при оформлении определенную процедуру согласования. Плановые со- общения на предприятиях, к примеру, согласовывают с, руководителя- ми цехов и членами дирекции предприятия. Для каждого документа обычно устанавливают определенные правила согласования его проек- тируемого содержания.
6. Каждое документальное сообщение информационного потока утверждается - подписывается определенными людьми: генеральным директором, исполнительным директором, их заместителями и т.д. Без соответствующей подписи документ силы не имеет.
7. Некоторые документы имеют срок действия, за пределами ко- торого они становятся недействительными. Такие документы можно использовать лишь в течение срока их действия. Но большая часть ин- формационных потоков к таким документам не относится и представ- ляет собой уведомительные сообщения, необходимые для управления материальными потоками: раскрывает характеристику этих потоков и состояние их движения к заданному месту доставки.


107 8. Различен и порядок хранения сообщений, доставленных в ин- формационных потоках. Некоторые сообщения собирают в отдельные пачки, другие хранят на магнитных носителях и в другой форме. Срок хранения информации различен: один, два года, пять лет, постоянно
(вечно) и др.. Организация информационных потоков - дорогостоящее дело. На их формирование, передачу, прием, хранения, анализ расходу- ется большие средства.
Информационные потоки протекают в информационном про- странстве. Оно обширно и практически охватывает весь земной шар и освоенную часть космоса. Использование этого пространства - дело не простое, оно требует межгосударственных решений по использованию коммуникаций связи на территории каждой страны - транспортных ма- гистралей (железнодорожных, водных, воздушных), средств космиче- ской связи, телеграфных и радиорелейных линий и др. Использование названных коммуникаций - дорогостоящее дело. Создание и поддержа- ние в надлежащем состоянии материально-технической базы, обеспе- чивающей движение информационных потоков, - капиталоемкий и дли- тельный процесс.
Взаимодействие
информационных потоков с материальными.
Чаще всего логистический процесс начинается с информацион- ного обеспечения и формирования информационных потоков, предо- пределяющих создание и перемещение материальных потоков. Нередко первые информационные потоки складываются из протоколов о наме- рениях сторон (называемых также рамочными контрактами) стать партнерами в процессе купли-продажи какой-либо продукции.
Второй информационный поток, следующий за названным - согла- сованный сторонами контракт - договор
о торговой сделке. Такой ин- формационный поток в рыночной экономике предваряет материальный поток и является юридическим основанием для формирования потока ма- териальных ресурсов. После этого информационного потока в согласован- ные сторонами сроки формируется и отгружается материальный поток либо несколько потоков, предусмотренных контрактом, в соответствии с условиями сделки, когда материальный поток отгружен, информация об этом отсылается партнеру. После приемки материального потока его поку- пателем информация о поступлении передается поставщику материальных ресурсов. Подобный обмен информацией между ними осуществляется также в течение всего времени движения потока.
Таким образом, на протяжении всего периода существования ма- териальных потоков информационные потоки о них либо опережают


108
движение материалов, либо следуют после завершения какого-либо этапа их движения, после приемки потока, перед его расформировани- ем.
Одновременно создаваться информационные и материальные по- токи не могут, так как условия и основания для появления каждого из них разные. Именно последовательное чередование данных потоков создает возможность появления одного из них на основе предшест- вующих функционирования второго потока.
Это означает, что широко известное положение логистики о том, что в ней каждому материальному потоку соответствует информацион- ный, а движение потоков должно быть синхронным, неправильно.
Во-первых, одному материальному потоку соответствует, как правило, не один, а несколько информационных потоков.
Во-вторых, сначала обычно рождается один-два информацион- ных потока, а только затем появляются основания для формирования материального потока.
В-третьих, когда материальный поток уже создан, информация о его состоянии оформляется часто как оценочная того состояния мате- риального потока, которое уже совершилось, т.е. с опозданием по срав- нению с временем движения материального потока.
Организация надежного логистического процесса и на стадии сбыта материальных ресурсов их изготовителем, и на стадии снабжения или покупателя, требует опережающего создания информационных по- токов по сравнению с материальными.
Информационное обеспечение материальных потоков часто обо- соблено во времени и пространстве от процесса физического переме- щения материальных ресурсов. Но ряд информационных потоков от движения материальных потоков не обособлен ни во времени, ни в про- странстве и движется синхронно с ними, как сопутствующий. Эти ин- формационные потоки переводятся лицами, сопровождающими груз: агентами, экспедиторами.
Внешние информационные потоки чаще всего позволяют отсле- живать и направлять, координировать, исправлять, улучшать логисти- ческий процесс, протекающий во внешней среде.
Внешние информационные потоки в ряде случаев имеют не- скольких адресатов. Тогда только один из этих адресатов является по- лучателем материального потока, информация о котором содержится в информационном потоке, и для этого адресата оба потока движутся по одному пути. Остальные маршруты подобных информационных пото- ков отличны от пути, по которому перемещается материальный поток.

109
Внешние информационные потоки отличаются от внутренних по тщательности оформления носителей информации, заверяются подпи- сью и печатью.
Внутренние информационные потоки четко характеризуют этапы логистического процесса - снабженческий, внутрипроизводственный, сбытовой. На основе информационных потоков фиксируется акт начала процесса купли-продажи товаров, приемки их на склад предприятия, которая является конечным этапом снабжения предприятия купленны- ми материальными ресурсами.
Наиболее просты информационные потоки внутри отдельных производственных подразделений - цехов и участков. Они, как правило, мало документированы, часто состоят из устных сообщений.
Управление информационными потоками при логистике - не са- моцель, а средство управления материальными потоками, их формиро- вание, перемещением, приемкой.
При умелом управлении информационными потоками снижаются затраты на их формирование, передачу, приемку и хранение информа- ционных массивов, ускоряется информационный обмен, скорость их приемки, не допускается несоответствие скорости работ передатчика и приемника, учитывается пропускная способность средств связи на каж- дом участке информационного пути и квалификация операторов, заня- тых на них.
Планирование информационных потоков позволяет заранее оп- ределить пропускную способность средств связи, потребную для об- служивания данных потоков в пунктах передачи, координации, прием- ки информации. При проектировании информационных потоков выби- рается их рациональный путь и режим обслуживания средствами связи.
В результате обеспечивается надежность материально-технического обеспечения информационных потоков. Это означает, что информаци- онные потоки требуется хорошо организовать, продумать и рассчитать.
Без этого надлежащее информационное обеспечение материальных по- токов создать не удается.
5.5.
Классификация
основных
задач
производства
и
сбыта
,
решаемых
с
помощью
информационных
систем
Представим классификацию основных задач производства и сбы- та в виде табл. 5.1.


110
Таблица 5.1
Содержание задачи
Информационное обеспечение
1.1 Сбор фактических данных, пер- вичный анализ производства и по- требления
1.2 Анализ динамики производства
Статистические данные о фактиче- ском производстве и поставках про- дукции за ряд периодов. Характери- стики предприятий и продукции
2.1 Анализ спроса на данный вид продукции по данному виду пред- приятий
2.2 ФСА продукции с точки зрения данного потребителя
2.3 Анализ эластичности спроса на данный вид продукции по данной группе потребителей в зависимости от цены
Статистика поставок данной про- дукции на данном предприятии, зая- вочная потребность отказа в постав- ке.
Данные о поставках конкурентов
Функциональная структура произ- водства на предприятии заказчика.
Статистика поставок и цен продук- ции и аналогов
3.1 Анализ возможностей поставки на данную группу предприятий дру- гих видов продукции
Данные о потребностях предпри- ятий-заказчиков, технологические возможности поставщика
4.1 Анализ новых рынков сбыта
Данные об использовании продук- ции на других предприятиях. Дан- ные о производстве конкурентов
5.1 Анализ и прогноз функциониро- вания предприятия.
Анализ сбыта и технологических скачков производства
Данные о технологии, предметах и средствах труда, данные о сбыте
6.1 Общая задача формирования оптимальной номенклатурной про- изводственной программы предпри- ятия
6.2 Обобщенный анализ технологи- ческих, сбытовых и сырьевых воз- можностей производства
6.3 Определение стратегии предпри- ятия по кадрам, по производству и по продвижению продукции
Данные о технологических процес- сах, предметах и средствах труда, кадровом составе, финансовом со- стоянии, данные о возможностях привлечения рабочей силы нужной квалификации, капиталовложения.
Данные о различных посредниче- ских организациях
7.1 Общий анализ и прогноз произ- водства и сбыта данной продукции
Данные о производстве и сбыте по всем изготовителям и потребителям

111
5.6.
Информационная
инфраструктура
Информационная
логистика является тем звеном, которое
связывает
снабжение, производство и сбыт.
Поскольку качество планирования повышается вместе с ростом полноты информации и скорости обработки данных, службы матери- ального обеспечения производственных предприятий должны осна- щаться современной вычислительной техникой, образующей единую сеть и имеющей доступ в INTERNET. Связь таких пунктов управления с окружающей их средой представлена на рис. 5.3.
Пункт концентрации заказов на изготовление
Бортовые компьютеры транспортных средств
Пункт управления логистическим процессом.
В.Ц. компании, ПЭВМ, банк данных
Пункт идентификации поступающих товаров
Пункт концентрации информации о выполненных заказах
Накладные на поступающие товары
Рис. 5.3. Пример организации связи пункта управления с материальным обеспечением производства с окружающей средой


112
Экономия от использования фактически делится в определенных пропорциях между тремя сторонами: изготовителем, поставщиком и транспортной компанией, компенсируя затраты на создание и содержа- ние современных информационных систем, которые позволяют полу- чать дополнительную прибыль от их использования.
Для
обеспечения информационного обслуживания всей струк- туры материально-технического снабжения должны присутствовать следующие девять
информационных элементов:
1) тип предмета снабжения;
2) количество или его объем;
3) происхождение предмета снабжения;
4) его месторасположение (размещение);
5) время прибытия в пункт размещения;
6) время отправки из пункта размещения;
7) система транспортировки;
8) время транспортировки;
9) резервирование.
Перечисленные группы данных составляются для всех мест раз- мещения и для каждого перевозимого объекта. С этой целью устанав- ливаются пункты считывания и передачи информации во всех местах размещения.
Для информационной поддержки сбытовой деятельности пред- приятия необходимо задействовать следующие
основные виды ин-
формации
, хранимые в памяти автоматизированных информационных систем:
1) история рынка сбыта (включая анализ по регионам), типы сбы- товых операций;
2) прогнозы рынка и сбыта;
3) конкуренция: история, состояние, перспективы;
4) доля на рынке: история и анализ;
5) цены и ценообразование;
6) расходы;
7) модели рынка (сбыта);
8) контроль деятельности персонала;
9) территориальное планирование, циклы деловых поездок, персональное распределение командировок;
10) источники запросов перехода на новый продукт;
11) реестр покупателей;
12) исходящая и получаемая информация;
13) печатание и отправка почты;

113 14) контроль ответов и анализ результатов рекламной деятельно- сти;
15) отчет сбытовой деятельности; -
16) движение заказа, выставление счетов, составление смет и от- четов;
17) доступ к внутренней и внешней информации и др.
Логистическая система на производстве эффективна, когда соз- даются условия для ее интеграции в текущие производственные и ком- мерческие процессы. Эта проблема решается путем создания соответст- вующего
информационного базиса. Сюда относятся: "актуальные об- зоры" фондов (наличие фактических и планируемых заказов, содержа- ние производственных основных и промежуточных складов) и сроков
(поставки, обработки, ожидания, простои, соблюдение сроков).
Для сбора этих данных производственная система по всему пред- приятию располагает
"датчиками и измерительными инструмента-
ми
", которые контролируют объемы и сроки текущих процессов и пе- редают эти сведения далее для интерпретации. Логистическая система предъявляет к своей
"измерительной" сети следующие требования:
• быстрый и надежный, ручной или автоматизированный сбор данных о транспортных средствах" и средствах производства;
• структурирование внутрипроизводственной информационной системы поддержки принятия решений, которая в каждый момент со- держит актуальную информацию о ходе производственных процессов по каждому из участков.
В настоящее время широко распространяются технологии
безбу-
мажных
обменов информацией.
На
транспорте, вместо сопровождающих груз многочисленных документов (особенно в международном сообщении), по каналам связи синхронно с грузом передается информация, содержащая о каждой от- правляемой единице все необходимые для характеристики товара рек- визиты. При такой системе на всех участках маршрута в любое время можно получить исчерпывающую информацию о грузе и на основе это- го принимать управленческие решения. В ряде случаев грузоотправите- ли получили доступ к файлам, отражающим состояние транспортных услуг и загрузку транспорта.
Обмен
между производителями товаров и крупными магази-
нами
для населения, включающий:
• обмен накладными с транспортными конторами при прямой отправке товаров от производителя покупателю.