Файл: Учебник Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 144
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
114
• С помощью технологии безбумажных обменов информацией покупатель может непосредственно оформить заказы на покупку.
Чтобы
реализовать эти возможности электронного обмена предприятия применяют стандартные протоколы обмена и заключают между собой коммерческие договоры. Разработаны и применяются стандартные компьютерные протоколы оформления сделок при сле- дующих операциях:
- заказах на покупку;
- заказах на отправку партий грузов;
- получении консультаций для грузоотправителей;
- заполнении фактурных счетов;
- различных выплатах;
- оформлении накладных на перевозку грузов;
- получении информации о перевозимых товарах.
5.7.
Использование
в
логистике
технологии
автоматизированной
идентификации
штриховых
кодов
Для эффективного управления логистической системой необхо- димо в любой момент времени иметь информацию о входящих и выхо- дящих материальных потоках, а также о материальных потоках, цирку- лирующих внутри логистической системы. Данная проблема решается путем использования микропроцессорной техники, способной иденти- фицировать (опознавать) отдельную грузовую единицу. Оборудование, способное считывать разнообразные штриховые коды, позволяет полу- чать информацию о логистической операции в момент и в месте ее со- вершения (на складах промышленных предприятий, оптовых баз, мага- зинов, на транспорте). Полученная информация обрабатывается в ре- жиме реального масштаба времени.
Штриховой
код представляет собой чередование темных и свет- лых полос разной ширины, построенных в соответствии с определен- ными правилами. Изображение штрихового кода наносится на предмет, который является объектом управления в логистической системе. Для регистрации этого предмета проводят операцию сканирования. При этом небольшое светящееся пятно или луч лазера от сканирующего устройства движется по штриховому коду, пересекая попеременно тем- ные и светлые полосы. Отраженный от светлых полос световой луч
115
улавливается светочувствительный устройством и преобразуется в дис- кретный электрический сигнал. Вариации полученного сигнала зависят от вариаций отраженного света. ЭВМ, расшиф- ровав электрический сигнал, преобразует его в цифровой код.
Автоматизированный сбор информации основан на использова- нии штриховых кодов разных видов, каждый из которых имеет свои технологические преимущества сравнение различных кодов в таблице
Рассмотрим подробнее
код ЕАN-13 - 13-значный код, применяе- мый для кодирования товаров народного потребления (рис.5.4 ), содер- жащий информацию о стране, предприятии-производителе товара, ха- рактеристике товара и контрольную цифру. На этапе запуска товара в производство ему присваивается 13-значный цифровой код, который впоследствии в виде штрихов и пробелов будет нанесен на этот товар.
Первые две или три цифры обозначают код страны, который присвоен ей ассоциацией ЕАN в установленном порядке. Принято называть эту часть кода флагом.
4 0 0 8 4 0 3 0 2 2 2 8 1
Код страны
Код изготовителя еля
Код товара
Контрольная цифра
Рис. 5.4. Код EAN-13, внешний вид и структура
Следующие четыре цифры — индекс изготовителя товара. Сово- купность кода страны и кода изготовителя является уникальной комби- нацией цифр, которая однозначно идентифицирует предприятие, произ- водящее маркируемый товар. Оставшиеся цифры кода предоставляются изготовителю для кодирования своей продукции по собственному ус- мотрению. При этом кодирование можно просто начать с нуля и про- должать до 99999. Таким образом, первые двенадцать цифр кода ЕАN
116
однозначно идентифицируют любой товар в общей совокупности то- варной массы.
Последняя, тринадцатая, цифра кода является контрольной. Она рассчитывается по специальному алгоритму на основе двенадцати предшествующих цифр. Неправильная расшифровка одной или не- скольких цифр штрихового кода приведет к тому, что ЭВМ, рассчитав по двенадцати цифрам контрольную, обнаружит ее несоответствие кон- трольной цифре, нанесенной на товаре. Прием сканирования не под- твердится, и считывание кода придется повторить. Таким образом, кон- трольная цифра обеспечивает надежное действие штрихового кода, яв- ляется гарантией устойчивости и надежности всей системы.
Контрольную цифру можно проверить при помощи нехитрого ал- горитма и самостоятельно. Для этого:
1. сложите все цифры стоящие на четных местах.
2. полученную сумму умножте на 3; полученный результат Х необходимо запомнить.
3. сложите все цифры стоящие на нечетных местах, без послед- ней (контрольной) цифры.
4. прибавьте к этой сумме число Х; полученную сумму назовем
УР.
5. оставим от этого двузначного числа только второе число Р.
6. Посчитаем разницу 10-Р
7. полученный результат должен совпадать с контрольной циф- рой.
Проверим данный алгоритм на штрихкоде бумаги для офисной техники:4603976100024.
1. 6+3+7+1+0+2=19 2. 19
•
3=57(Х)
3. 4+0+9+6+0+0=19 4. 19+57=86 5. 6 6. 10-6 7. 4
Введенные с клавиатуры компьютера, вручную, данные о товаре содержат в среднем одну ошибку на каждые 300 введенных знаков. При использовании штриховых кодов этот показатель снижается до одной ошибки на 3 миллиона знаков. Среднюю стоимость работ по выявле- нию и устранению последствий одной такой ошибки американская ас- социация менеджмента определила в 25 долларов.
117
Основные
преимущества.
На
производстве:
- создание единой системы учета и контроля, за движением изде- лий и комплектующих его частей на каждом участке, а также за состоя- нием логистического процесса на предприятии в целом;
- сокращение численности вспомогательного персонала и отчет- ной документации, исключение ошибок.
В
складском хозяйстве:
- автоматизация учета и контроля, за движением материального потока;
- автоматизация процесса инвентаризации материальных запасов;
- сокращение времени на логистические операции с материаль- ным и информационным потоком.
В
торговле:
- создание единой системы учета материального потока;
- автоматизация заказа и инвентаризация товаров;
- сокращение времени обслуживания покупателей.
Таблица 5.2
Сферы
применения различных штриховых кодов
№ п/п
Наименование кода
Применение кода
1
Код
ITF – 14 с прямоугольным контуром
Для кодирования товарных партий (отгрузочных упаковок).Легко печатается на гофрированных упаковках.
2
Код
128
Кодирует дополнительную информацию (№ пар- тии, дату изготовления, срок реализации…)
3
Код
«2 из5
с
чередованием»
Применяется для кодирования большого объема информации на поверхности ограниченной пло- щади.
4
Код
EAN - 13 Один из наиболее распространенных кодов при- меняется для кодирования товаров народного потребления.
118
5.8.
Радиочастотная
идентификация
(RFID)
1
Радиочастотная метка или транспондер -TRANSPONDER (пере- датчик-приемник). RFID-метка обычно включает в себя приемник, пе- редатчик, антенну и блок памяти для хранения информации. Получая энергию от радиосигнала, испускаемого стационарно закрепленным считывателем либо ручным сканером, транспондер отвечает собствен- ным сигналом, содержащим полезную информацию.
Задача RFID-системы - обеспечение хранения информации в удобном носителе-метке и передача ее с помощью специальных уст- ройств в удобное время и место для выполнения определенных процес- сов. Данные в метке могут обеспечить идентификацию объекта на про- изводстве, товаров в магазине, на складе и при перевозке, местораспо- ложение и идентификацию подвижных средств, идентификацию жи- вотных, людей, имущества, документов и др.
«По способу записи информации RFID-метки делятся на R/W- метки (Read/Write, многократные чтение/запись), WORM-метки (Write
Once Read Many, однократная запись и многократное считывание) и
Read-only метки (только чтение)».
Приемник, передатчик и память транспондера конструктивно выполняются в виде отдельной микросхемы (чипа), поэтому внешне кажется, что радиочастотная метка состоит из двух частей: многовитко- вой антенны и чипа (см. фото). Иногда в их конструкцию включается
1
Раздел подготовлен по материалам серии статей (ЭЖ. С-Пб №1, 4, 7, 11, 17, 20, 24,
35, 41, 48 1997г., №5, 30, 37, 48, 49 1998 г.), по проблемам управления бизнесом на современных предприятиях, подготовленных петербургской ассоциацией «Бизнес- сервис»- региональным представительством консалтинговой компании БИГ. http://www.big.spb.ru
119
источник питания (например, литиевая батарейка). Метки с источником питания называются активными, без питания - пассивными.
Логистические RFID-этикетки. Штрих-код напечатан сверху на бумажной подложке. Читаются RFID-сканером и сканером штрих ко- дов.
RFID-бирки используются, чтобы отслеживать рогатый скот, идентифицировать потерянных домашних животных и в некоторых странах, дают возможность жителям пригородной зоны проезжать в город на своем авто через шлагбаум, где взимается въездной сбор, без остановки.
RFID имеет ряд существенных преимуществ по сравнению со штрих кодом в качестве области автоматической идентификации, сей- час рассматривается как радикальное средство совершенствования про- цесса управления данными. Одной из технологий RFID является месяч- ная проездная карта в метро. Противоугонные системы применяемые на автомобилях управляются при помощи RFID. В магазинах, датчики в стенах примерочной могут определить, какую одежду заказчик приме- ряет, и показать, есть ли они в магазине других цветов, размеров или тканей.
Бирки удаляют во время закупки и снова прикрепляют к новым изделиям во время загрузки прилавка. Как технология антиворовства,
RFID имеет смысл в магазине, где продаются дорогостоящие товары.
Антенна излучает электромагнитные волны, активизирующие
RFID-метку и позволяющие производить запись и считывание данных с этой метки. Антенна является своеобразным каналом между меткой и приемопередатчиком, она контролирует весь процесс получения и пе- редачи данных. Антенны отличаются по размерам и форме. Они могут быть встроены в специальные сканеры, а также в ворота, турникеты, дверные косяки и т.п. для получения информации от предметов или людей, проходящих через зону действия антенны. В случае непрерыв- ного считывания большого количества меток электромагнитное поле излучается антенной постоянно. Если постоянный опрос не требуется, то поле может активироваться по команде оператора. Конструктивно антенна и приемопередатчик с декодером могут находиться в одном корпусе. Функции приемопередатчика и декодера похожи на функции аналогичных блоков в радиоприемнике и сканере. Сигнал, поступаю- щий с антенны, демодулируется, расшифровывается и передается через стандартный интерфейс в компьютер для дальнейшей обработки.
Активные метки имеют свой источник питания и обычно тип
R/W, т.е. данные метки могут быть многократно считаны и записаны с
120
модернизацией информации. Объем памяти активной метки определят- ся требованиями применения. Некоторые системы оперируют памятью до 1 MB. В случае R/W RFID метка может выдать устройству полную инструкцию по функционированию, а затем принять полный отчет о выполнении. Зашифрованные данные становятся частью истории мет- ки. Активные метки имеют большую дальность считывания, которая не зависит от энергии считывателя. Большинство меток работают в темпе- ратурном диапазоне от -50 до +70°С. К сожалению, активные транспон- деры отличаются большим размером и большей стоимостью, а также ограниченным сроком службы (максимум 10 лет, в зависимости от тем- пературных условий функционирования, а также типа источника пита- ния).
Пассивные метки не имеют собственного источника питания, а необходимую для работы энергию получают из поступающего от счи- тывателя электромагнитного сигнала. Дальность чтения пассивных ме- ток зависит от энергии считывателя и, как правило, не превышает 2 метров. Пассивные метки намного легче активных, дешевле, а также имеют практически неограниченный срок службы.
Недостаток меток заключается в меньшей дальности чтения, ко- торая зависит от энергии считывателя, а также в необходимости ис- пользования более мощных устройств считывания.
Радиочастотные метки производятся разных форм и размеров.
Метки, используемые для идентификации животных, которые помеща- ются под шкуру животного, могут быть не более грифеля карандаша в диаметре и полдюйма в длине. Радиочастотная метка может иметь форму шурупа для идентификации деревьев или лесоматериалов, фор- му кредитной карты в системах доступа и оплаты, форму брелка в про- тивоугонных системах. Противокражные тяжелые пластиковые бирки и легкие бумажные этикетки, которые прикрепляются к товарам в мага- зинах, а также багажные этикетки тоже являются RFID-метками. В кон- тейнерных перевозках и тяжелом машиностроении используются пря- моугольные транспондеры величиной с несколько спичечных коробок.
Системы
обнаружения RTLS.
Системы обнаружения реального времени или RTLS (Real Time
Locating Systems). Это полностью автоматические системы, которые постоянно отслеживают местоположение предметов и персонала. RTLS состоят из активного радиотага и системы обнаружения тага, выпол- ненной обычно в виде матрицы устройств обнаружения (антенн- сканеров), которые устанавливаются на расстоянии от 15 до 30 метров.
Система постоянно обновляет информацию в базе данных с частотой от
121
нескольких секунд, до нескольких часов (для редко перемещаемых объ- ектов). Системы могут одновременно отслеживать тысячи тагов, срок службы батарейки тага превышает 5 лет.
Если в "традиционной" RFID-системе метки считываются при прохождении ими определенных участков структурированного процес- са, то RTLS-метки считываются постоянно, независимо от процесса, который перемещает эти метки. Для таких не структурированных про- цессов, считывание может зависеть и от людей, когда они сами распо- лагают предмет с тагом в поле считывания антенны-сканера, либо руч- ной сканер в поле действия тага. Однако, при малейшей ошибке место- положение предмета может быть не определено.
RTLS имеет две разновидности - GPS (Global Positioning System) и LLS (Local Locating System). Эти технологии вместе с "традиционной"
RFID по существу делают доступной для коммерческого применения задачу "тотального отслеживания объектов". Эта концепция сейчас яв- ляется основополагающей в военной логистике. GPS делает возможным эффективно отслеживать местоположение грузов по миру и передавать эту информацию через радиосвязь в центр, при этом объект с установ- ленной на нем антенной-считывателем, сам определяет свое местопо- ложение, сканируя сигнал от ближайшего радиотага. Однако, этого не- достаточно для полного решения проблемы, т.к. необходимо знание местоположения объекта внутри помещения, а не только на пути из од- ного здания в другое. LPS, используя паллеты и контейнеры с активны- ми радиотагами большой дальности считывания, решает задачи обна- ружения на уровне паллет в общей цепи логистики и дистрибуции. И, наконец, недорогие пассивные RFID-метки установленные на товаре, помогают отслеживать процесс производства и упаковки.
Основные
преимущества RFID-технологии:
- для RFID не нужен контакт или прямая видимость;
- RFID-метки читаются быстро и точно (приближаясь к 100%-ной идентификации);
- RFID может использоваться даже в агрессивных средах, а RFID- метки могут читаться через грязь, краску, пар, воду, пластмассу, древе- сину; пассивные RFID-метки имеют фактически неограниченный срок эксплуатации;
- RFID-метки несут большое количество информации и могут быть интеллектуальны;
- RFID-метки практически невозможно подделать;
- RFID-метки могут быть не только для чтения, но и с записью информации.
122
Области
применения RFID-системы.
RFID-системы применяются в разнообразных случаях, когда тре- буется оперативный и точный контроль, отслеживание и учет много- численных перемещений различных объектов. Типичные применения:
- электронный контроль за доступом и перемещениями персонала на территории предприятий;
- управление производством, товарными и таможенными склада- ми (в особенности крупными), магазинами, выдачей и перемещением товаров и материальных ценностей;
- автоматический сбор данных и при необходимости начисление оплаты на железных дорогах, платных автомобильных дорогах, на гру- зовых станциях и терминалах;
- контроль, планирование и управление движением, интенсивно- стью графика и выбором оптимальных маршрутов;
- общественный транспорт - управление движением, оплата про- езда и оптимизация пассажиропотоков;
- системы электронных платежей для всех видов транспорта, включая организацию платных дорог, автоматический сбор платы за проезд и - транзит, платные автостоянки.
EAS-Системы обнаружения.
EAS-системы (Electronic Article Surveillance) широко применяют- ся в розничной торговле. Эти системы являются частным случаем RFID технологии, когда метка содержит только один бит информации. EAS- технология предполагает идентификацию предметов во время прохож- дения через зону контроля - специальных ворот. Обычно она использу- ется для предотвращения несанкционированного выноса из магазина, библиотеки и др. Рынок EAS-систем насчитывает более 800 тысяч ин- сталляций по всему миру.
В магазинах на товар прикрепляется специальный
радиоактив-
ный
таг: маркер-этикетка или пластиковая бирка. Считыватели с ан- тенной (передатчик и приемник) размещаются на выходах POS-узлов, либо на дверях при входе и контролируют вынос неоплаченного товара.
При попытке несанкционированного выноса товара во время прохож- дения мимо антенны система подает сигнал. Элементами EAS-системы в торговле являются также деактиватор, для электронной деактивации маркера у купленного товара и устройство удаления бирки у купленно- го товара.
Общий принцип работы системы можно описать следующим об- разом: передатчик на определенной частоте посылает сигнал приемни- ку. Так образуется область защиты. При попадании в эту область таг