Файл: Рабочая программа дисциплина Коммунальная гигиена.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 199

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Органолептические свойстваЗапах (баллы) 3Привкус (баллы) 2Цветность (градусы) 10Мутность (ЕФМ) 2.5Задание Оцените качество водопроводной воды населенного пункта и установите возможную причинную связь роста заболеваемости почек и водопользованием. Какие еще возможны эффекты на здоровье при длительном использовании воды такого качества? Что нужно предпринять для улучшения ситуации? Задача №4В степном районе во время уборочной кампании среди местного населения и командировочных на уборку шоферов самосвалов возникла вспышка заболевания с симптомами гриппа: внезапное начало без продромальных симптомов с ознобом, температура тела до 39˚ С, общая слабость, недомогание. Лихорадка имеет устойчивый характер в течение 6-7 дней и сопровождается головной болью (особенно в икроножных мышцах). У тяжело болеющих увеличена печень, отмечается желтушность склер.НА территории совхоза стоят жаркие дни, и население ходит купаться на речку, протекающую в 1 км от поселка. Основные поля злаковых культур, где происходит уборка, вплотную прилегает к речке. В период уборки отмечается рост популяции диких грызунов. Река используется населением только для купания и отдыха.Качество воды в реке по данным УГСЭН следующее:Запах, баллы 2Сухой остаток, мг/л 1000Сульфаты, мг/л 220Хлориды, мг/л 180Жесткость, мг-экв/л 6Содержание токсических веществ, остаточные количества пестицидов и минеральных веществ не превышают ПДКВодоснабжение в поселке осуществляется из артезианской скважины, эксплуатирующей 4-й водоносный горизонт. Дебит источника 15 м3/час. Вокруг головных сооружений скважины имеется зона строгого санитарного режима радиусом 50м. Качество воды артезианская скважины по данным ЦСЭН следующее:Запах, привкус, баллы 1Железо, мг/л 1Цветность, градусы 20Фтор, мг/л 1РН 6.7ОМЧ 60Вода источника обрабатывается на головных сооружениях и в разводящую сеть поступает с качеством, соответствующим требованиям СанПиН -10. Задание Выскажите Ваше предположение о возможной причине возникновения гриппоподобного заболевания среди населения. Какие косвенные данные подтверждают Ваш предварительный диагноз? Какие мероприятия, с Вашей точки зрения, необходимо предпринять в данной ситуации, в том числе для постановки окончательного диагноза? Назовите характерные особенности заболеваний этой группы. Задача №5Жители поселка Н. обратились с исковым заявлениям в муниципальный суд. По мнению жителей поселка, значительный рост заболеваемости флюорозом у детского населения обусловлен существенным загрязнением фторидами реки, используемой для водоснабжения населенного пункта. Фториды присутствуют в сточных водах алюминиевого комбината, работающего на электролизной технологии получения алюминия и в выбросах в атмосферный воздух.Население микрорайона, где проживает значительная часть пораженных детей, живет в собственных домах, имеет приусадебные участки для выращивания овощей, корнеплодов и зелени. Плодовые деревья на участках чахлые. Дома имеют централизованное водоснабжение из водопровода, а также шахтные колодцы на приусадебных участках. Все население имеет гигиенические навыки ухода за полостью рта.Анализ воды двухлетней давности свидетельствует о наличие в воде фторидов в концентрации 2,1 мг/л. Год назад завод произвел реконструкцию очистных сооружений и в настоящее время концентрация фторидов в реке не превышает гигиенические нормативы, однако состояние зубов у детей не улучшается и продолжают появляться случаи заболеваний.Задание Сформулируйте ваше заключение по существу проблемы. Если Вы считаете, что флюороз обусловлен деятельностью предприятия, то объясните механизм его развития на фоне употребления воды, отвечающей требованиям СанПиН. Задача №6Для централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения поселка проектируется строительство водопроводной станции. В качестве источника водоснабжения выбрана река. Место забора воды на очистные сооружения водопроводной станции размещается на расстоянии 2 км от поселка, вверх по течению.Река протекает по густонаселенному району с развитой промышленностью. Качество воды в месте предполагаемого водозабора следующее:Мутность, мг/л 300 Хлориды, мг/л 350Цветность, градусы 150 Сульфаты, мг/л 500Окраска обнаруживается 15 см Железо, мг/л 0.8в столбике воды Сухой остаток, мг 1200 Ртуть, мг/л 0.001Запах, баллы 3 Хром, мг/л 0.15Привкус, баллы 3 Цинк, мг/л 5Окисляемость, мг/л 10 Нефтепродукты, мг/л 0.1Водородный показатель, рН 6.3 Задание Решите вопрос о целесообразности использовании реки в качестве источника питьевого водоснабжения. Какими методами водоподготовки следует воспользоваться для кондиционирования воды? Какие последствия для здорового населения может представлять использование воды такого качества после обработки на традиционных очистных сооружениях водонапорной станции? Задача №7Анализ состояния здоровья жителей одного из районов Заполярья показан высокую распространенность кариеса зубов и хронического тонзиллита среди всех возрастных групп населения. По данным статистики также отмечался повышенный уровень ревматических поражений сердца и заболеваний почек (гломерулонефрит).Население представляет в основном группу переселенцев из средней полосы, осваивающей месторождение природного газа, обладает высоким образовательным цензом, хорошо информировано о мероприятиях необходимых для успешной адаптации к экстремальным природно-климатическим условиям, в основной массе соблюдает рекомендации по профилактике простудных заболеваний и гигиены полости рта.Питание осуществляется привозными продуктами из умеренной климатической зоны. В ассортимент пищевых продуктов включены мясо, рыбы, птица, молочные и овощные консервы, свежие овощи и фрукты.Водоснабжение поселка осуществляется из артезианской скважины. Вода имеет следующее качество:Органолептические показатели: Токсикологические показатели:Запах, баллы 2 Молибден, мг/л 0,25Привкус, баллы 2 Нитраты, мг/л 35Цветность, градусы 15 Свинец, мг/л 0,02Сухой остаток, мг/л 400 Стронций, мг/л 5,0Хлориды, мг/л 60 Фтор, мг/л 0,20Сульфаты, мг/л 160Железо, мг/л 0,1 Микробиологические показатели:Медь, мг/л 0,8 Микробное число 30Общая жесткость, ммоль/л 5 Коли-индекс (число колиформныхрН 7,2 бактерий на 100 мл) отс.Задание Оцените качество водоснабжения населенного пункта. Объясните возможные причины нарушений в состоянии здоровья населения Определите профилактические направления снижения заболеваний полости рта сердечно-сосудистой системы и почек. Задача №8В районную поликлинику обратились 5 человек с воспалительными гнойными заболеваниями слизистых оболочек – гайморитами, синуситами, конъюнктивитами, отитами.Все обратившиеся – люди среднего возраста, активно отдыхающие на даче в Подмосковье. Во время жаркой погоды пользуются летним бассейном на дачном участке, в котором установлено устройство для аэрирования воды. Патрон для обеззараживания воды последний раз менялся 2 месяца назад.Задание Поставьте предположительный этиологический диагноз. К какой группе возбудителей относится этот микроорганизм? Какие необходимо соблюдать меры предупреждения возникновения подобных заболеваний? №5.1. Тема: Методы санитарного контроля за технологией обеззараживания воды. Реагентные и безреагентные методы.2. Цель: освоение студентами методики санитарного контроля за технологией обеззараживания воды и оценки эффективности обеззараживания питьевой воды, гигиеническая оценка реагентного и безреагентного методов.3.Задачи обучения:Студент должен знать: - методы санитарного контроля технологий обеззараживания питьевой воды;- оценивать эффективность обеззараживания питьевой воды;- процесс обеззараживания питьевой воды- виды обеззараживания питьевой воды- реагентные методы обеззараживания питьевой воды;- безреагентные методы обеззараживания питьевой воды;- сравнительную характеристику методов обеззараживания питьевой воды;- методику проведения дезинфекции водопровода, его значение.Студент должен уметь:- применить методы санитарного надзора за технологией обеззараживания питьевой воды;- оценить эффективность обеззараживания питьевой воды;- охарактеризовать процесс обеззараживания питьевой воды;- определить содержание остаточного хлора в воде;4. Основные вопросы темы:1.Гигиеническое значение санитарного надзора за технологией обеззараживания питьевой воды.2.Методы санитарного контроля технологий обеззараживания питьевой воды.3.Методы обеззараживания питьевой воды. Реагентные методы. 4. Безреагентные методы обеззараживания питьевой воды, их значение.5.Оценка эффективности обеззараживания питьевой воды.6.Особенности методов озонирования и ультрафиолетового облучения.5. Методы обучения и преподавания: решение тестовых заданий6. Литература:На русском языкеосновная:1.Коммунальная гигиена / под редакцией Мазаева В.Т. В 2 ч. – М., 2006 – Ч.1. -304с, ; Ч.2. – 336с.2.Неменко Б.А., Бекказинова Д.Б., Арынова Г.А., Елгондина Г.Б. Руководство к практическим занятиям по коммунальной гигиене: Учебник – Алматы, 2008. – 430с.дополнительная: 1.Аксенова О.И., Иванов С.И. Гигиенические аспекты обеспечения населения доброкачественной питьевой водой: проблемы и решения: руководство + СD под ред. Г.Г. Онищенко. – М., 2008.- 250 с.2.Мазаева В.Т., Ильницкий А.П., Шлепнина Т.Г. Руководство по гигиене воды и питьевого водоснабжения. – М. – 2008. – 250с.3.Больничное дело в Казахстане: состояние, проблемы и подходы к новой модели / А.А. Аканов, В.Н. Девятко, В.И. Ахметов и др. – Астана, Б. – 2006.- 166с.4.Неменко Б.А. Коммунальная гигиена. (Учебник). – Алматы: НИЦ «Ғылым», 2003 – 464 с.5.Общая гигиена / под.ред. А.М. Большакова , В.Г. Маймулова.- М., 2006.- 736с.6.Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене. – М., 2009.-736с.7.Рустембекова С.А. Микроэлементы и факторы экологического риска.- М: Логос. 2006. – 110с. 7. Контроль-вопросы:1.Охарактеризуйте метод обеззараживание воды ультразвуком.2.Перечислите преимущетсво метода обеззараживания воды иодом.3. Расскажите о значении обеззараживания воды гамма – излучением. 4.Составьте модель бактерицидного влияния химических дезинфекторов.5.Какие особенности имеют обеззараживания воды тяжелыми металлами?6.Каким образом определяется остаточный хлор в воде?7.Что такое преаммонизация и метод хлорирование?Тестовые задания:1. Цель обеззараживания воды … A) полное уничтожение микроорганизмов.B) уничтожение споровых форм микроорганизмов. C) остановка роста микроорганизмов. D) улучшение физических качеств воды.E) осаждение взвешенных веществ. 2. Норма остаточного хлора в воде после завершения ее обработки составляет … мг/л.A) 1,5-1,0B) 0,1-0,2C) 0,6-1,0D) 0,3-0,5E) 1,2-1,53. … наиболее широко применяемый метод на водопроводных станциях Казахстана.A) ХлорированиеB) УФОC) Озонирование D) Гамма облучениеE) Перманганирование 4. К механическому методу очистки воды относится:A) кипячениеB) фильтрация C) отстаиваниеD) коагуляцияE) обеззараживание5. К физическому методу обеззараживания воды относится:A) кипячениеB) фильтрация C) отстаиваниеD) коагуляцияE) обеззараживание6. Для фильтрации воды используется ...a) гравийb) стройматериалc) вата и стройматериалd) каменьe) бумага7. Наиболее часто в качестве коагулянта используется ... a) биокарбонат натрияb) крахмалc) сульфат алюминия d) хлорный газe) хлорамин8. При обеззараживании воды используются ... методы.a) химический, физический b) физиологический, химическийc) физиологический, статистическийd) реагентный, реактивныйe) нереактиный, бактериологический9. К физическому методу очистки воды относится:a) ионы тяжелых металловb) хлорированиеc) озонированиеd) УФЛe) фильтрация10. Дезодарация – это удаление от дурнопахнущих ... a) газовb) запаховc) солиd) веществe) микроорганизмов11. К химическому методу обеззараживания воды относится:A) отстаиваниеB) кипичениеC) озонированиеD) использование УФЛE) фильтрирование12. Для эпидемиологической безопасности питьевой воды используются ...A) хлорирование, озонирование.B) дегазация, умягчение.C) обесфторирование, обезжелезивание.D) осветление, дезодорация.E) вымораживание, ионный обмен.13. Обеззараживающее свойство хлора связано с наличием ...А) хлорной кислоты.В)хлороводородной кислоты.С) связанного хлора.D) соединение хлорфторуглерода.E) свободного хлора.14. К физическому методу обеззараживания воды относится ...A) обработка альфа – излучением.B) обработка серебром.C) озонирование.D) обработка гамма – излучением.E) обработка тяжелыми металлами.15. Суперхлорирование это ...A) низкая доза хлора.B) оптимальная доза хлора.C) увеличенная доза хлора.D) свободный хлор.E) остаточный хлор.16.Критерием достаточности дозы хлора при хлорировании воды является…A) снижение общей жесткости воды наполовину.B) физическое свойство воды.C) отсутствие бактерий в воде.D) величина остаточного хлора.E) наличие слабого привкуса и запаха хлора в воде. 17. Хлорпотребность воды – это …A) двойная доза хлора, полученная пробным хлорированием воды.B) количество хлора, необходимое для хлорирование 1л воды.C) необходимое количество хлора для гиперхлорирования 1л воды.D) количество хлора, подлежащее дехлорированию воды.E) сумма хлор поглощаемости и допустимого остаточного хлора в воде.18

79. Какую роль играет УФ-излучения для обеззараживания питьевой воды из поверхностных источников?

80.Расскажите обеззараживания воды электрохимическими методами.

Темы, требования к выполнению и содержанию СРС



Устанавливая причину острых и хронических отравлений, для определе­ния степени загрязнения почвы токсическими химическими веществами дос­таточно определить механический состав, абсолютную и гигроскопическую влажность и содержание вредных веществ в почве (пестицидов, тяжелых ме­таллов, мышьяка и др.).

Для оценки эффективности работы сооружений по очистке и обеззаражи­ванию сточных вод, жидких и твердых бытовых отходов достаточно опреде­лить коли-титр и количество жизнеспособных яиц гельминтов.

На 3 этапе проверяют полноту представленных материалов, т. е. контро­лируют наличие данных санитарного обследования (санитарно-топографического, санитарно-технического, санитарно-эпидемического), оценивают схемы отбора проб почвы, способы их подготовки к анализу, сроки выполнения ана­лизов, условия хранения проб, контролируют наличие результатов лаборатор­ного анализа почвы согласно программе исследований.

Данные санитарного обследования должны содержать санитарно-топографическую характеристику земельного участка (рельеф местности, уровень и направление движения грунтовых вод, размер участка, характер почвы, степень озеленения, расположение источников загрязнения), санитарно-техническое описание состояния объектов, которые могут повлиять на степень загрязнения почвы (перечень объектов, вероятность их влияния на качество почвы, характер загрязнения и его продолжительность, режим эксплуатации участка, механизм загрязнения), характеристику санитарно-эпидемических условий (заболевае­мость населения и домашних животных, данные ведомственных лабораторий о загрязнении смежных с почвой сред — воды поверхностных и подземных ис­точников, продуктов растительного и животного происхождения местного про­изводства).

На 4 этапе анализируют данные санитарного обследования: а) санитарно-топографическую характеристику участка; б) санитарно-техническую харак­теристику объектов, влияющих на состояние участка, и характер их использо­вания; в) санитарно-эпидемическую ситуацию. По данным санитарного обсле­дования можно судить о потенциальных источниках загрязнения почвы, воз­можных путях миграции и местах локализации загрязнений, т. е. определить, существуют ли основания подозревать, что почва может быть загрязнена ЭХВ или быть фактором передачи инфекционных заболеваний. На основании дан­ных санитарного обследования врач делает предварительное заключение о ка­чественной характеристике исследуемого земельного участка и ожидаемой сте­пени загрязнения почвы.


На 5 этапе оценивают результаты лабораторного анализа почвы по всем показателям, предусмотренным программой исследований: санитарно-физическим, физико-химическим, показателям химической, эпидемической и радиа­ционной безопасности. По непрямым показателям путем сравнения исследуе­мого участка с контрольным (чистым) делают заключение о факте существова­ния загрязнения, его давности и продолжительности. По прямым показателям, руководствуясь шкалой оценки санитарного состояния почвы, оценивают уровень загрязнения почвы и степень ее опасности для здоровья населения, т. е. дают количественную оценку степени загрязнения.

На 6 этапе на основании данных санитарного обследования и резуль­татов лабораторного анализа врач делает общее заключение о санитарном со­стоянии почвы, степени ее загрязнения и опасности для здоровья населения. Предлагает меры по предотвращению дальнейшего ухудше­ния санитарного состояния почвы и пути его улучшения.

4.Иллюстративный материал: слайды- 21

5.Литература:

1. Мазаев В.Т. , М.М. Гимадеев., А.А. Королев., Т.Г. Шлепнина. Коммунальная гигиена . Ч.1/ под. ред. В.Т. Мазаева – 2-е изд. испр. и доп. М.: ГЭОТАР – Медиа, 2006. – 304 с.

2. Коммунальная гигиена. Неменко Б.А. У.И. Кенесариев. Алматы.Научно изд .- Гылым, 2003. – 463с.

3. Коммунальная гигиена. Акулов К.И., Буштуева К.А. –М:. Медицина, 1986. – 608с.

4. Общая гигиена/ под.ред. А.М. Большакова., В.Г.Маймулова В.Г.- М., 2006.-736с.

6.Контрольные вопросы:

1. Назовите факторы почвообразования.

2. Назовите экологические функции почвы.

3. Назовите источники загрязнения почвы.

4. Расскажите о влиянии почвы на здоровье населения.

5. Дайте определение понятия «Санитарное число».

6. Объсните эпидемиологическое значение почвы.

4.2. 1.
Тема: Гигиенические принципы нормирования химических веществ в почве.

2.Цель: ознакомить студентов c гигиеническими принципами нормирования химических веществ в почве.

3.Тезисы лекции:

Почва является узловым моментом природного кру­говорота веществ, в ней в разнообразных комбинациях присутству­ют все элементы Периодической системы Д.И. Менделеева и многие соединения и комплексы, присущие «живому веществу» (выражение В.И. Вернадского). Почва не потребляется человеком непосредствен­но, как воздух и вода, а ее опосредованное влияние на человека че­рез другие элементы среды обитания контролируется гигиеничес­кими нормативами в этих элементах.

С появлением такого продукта цивилизации, как городские сточные воды, использование в сельскохозяйственном производстве самих сточных вод или осадков, образующихся при их очистке, при­водило к накоплению в почве тяжелых металлов, которые перехо­дили (транслоцировались) из почвы в выращиваемые на ней про­дукты питания в концентрациях, опасных для человека. Таким образом, возникли предпосылки для гигиенического нормирования химического фактора не только в пищевых продуктах, непосредственно потребляемых че­ловеком, но и на «дальних подступах», т.е. в почве. Проф. Е.И. Гончарук предложил методическую схему гигиенического нормирова­ния содержания в почве экзогенных (преднамеренно вносимых в почву человеком) веществ и дал определение ПДК экзогенного вещест­ва в почве.

ПДК экзогенного химического вещества в почве — максимальная концентрация (в миллиграммах на 1 кг абсолютно сухой почвы), при которой опосредованно при любых путях его миграции по экологичес­ким цепочкам гарантируется отсутствие прямого или косвенного отрицательного воздействия на здоровье человека, его потомство и санитарные условия жизни населения.

Гигиеническое нормирование экзогенных химических веществ в почве — это многостадийное, разноплановое экспериментальное ис­следование с использованием широкого круга физических, физико­химических, химико-аналитических и агрономических методов. Эк­сперименты осуществляются на оригинальных лабораторных уста­новках, позволяющих моделировать процессы межсредового перехода исследуемого вещества. Длительность исследования даже при его ра­циональной организации занимает 1-2 года.


На первом этапе изучают физико-химические свойства вещества Ь< и его стабильность в почве, главными характеристиками которой является время разрушения 50% вещества (Т) или практически все­го вещества (Т99).

Вторым этапом является обоснование объема экспериментальных исследований и ориентировочных пороговых концентраций по каж­дому показателю вредности при помощи математических моделей процессов миграции в водные объекты и атмосферный воздух, фито­аккумуляции (транслокации в растения) и деструкции исследуемого вещества в почве.

На третьем этапе исследований осуществляют лабораторные экс­перименты по обоснованию подпороговых (недействующих) концен­траций по 4 показателям вредности (фитоаккумуляционный, илиI транслокационный, миграционный водный, миграционный воздуш-С^ ный, общесанитарный) с целью установления лимитирующего пока­зателя вредности и ПДК вещества в почве.

Фитоаккумуляционный (транслокационный) показатель вреднос­ти характеризует способность нормируемого химического вещества

переходить из почвы через корневую систему в растение и накапли­ваться в его зеленой массе и плодах. Пороговой концентрацией по этому показателю вредности является та максимальная концентра­ция химического вещества в почве (в миллиграммах на 1 кг абсолют­но сухой почвы), при которой накопление вещества в плодах сель­скохозяйственных растений к моменту сбора урожая не превысит допустимых остаточных количеств, установленных для продуктов питания.

Миграционный водный показатель вредности отражает мигра­цию изучаемого вещества в подземные (грунтовые) воды. Недейст­вующей концентрацией по этому показателю вредности являет­ся максимальная концентрация вещества в почве (в миллиграммах на 1 кг абсолютно сухой почвы), при которой поступление химичес­кого вещества в грунтовые воды не превышает ПДК нормируемо­го вещества в воде водных объектов.



Миграционный воздушный показатель вредности отражает про­цессы поступления вещества из почвы в атмосферный воздух путем испарения и соиспарения с водой. Под недействующей концентра­цией по этому показателю понимается максимальная концентрация вещества в почве (в миллиграммах на 1 кг абсолютно сухой почвы), при которой его поступление в атмосферный воздух не превышает установленной для него ПДК. Недействующая концентрация устанавливается экспериментальным путем в микроклиматичес­кой камере.


Общесанитарный показатель вредности характеризует влияние экзогенного химического вещества на самоочищающую способность почвы и ее биологическую активность. Недействующей концентра­цией по этому показателю является та максимальная концентрация вещества в почве (в миллиграммах на 1 кг абсолютно сухой почвы), которая не вызывает в течение 5—7 сут изменений общей численнос­ти основных физиологических групп почвенных микроорганизмов (спорообразующие бактерии, грибы, актиномицеты и др.) более чем на 50%, а также ферментативной активности почвы (инвертазная, дегидрогеназная, нитрифицирующая и пр.) более чем на 25% отно­сительно контроля. После проведения комплекса исследований по описанной мето­дической схеме сравнивают результаты исследований (величины не­действующих концентраций); наименьшая из четырех определенных концентраций представляется для утверждения в качестве предельно допустимой, а показатель, по которому она установлена, называется лимитирующим показателем вредности.Согласно методическим указаниям по экспериментальному уста­новлению ПДК экзогенных химических веществ в почве, все экс­перименты проводятся с эталонными образцами песчаной почвы. Однако разные виды почв в значительной мере различаются по фи­зико-химическим свойствам (сорбционная способность, биохимичес­кая активность, влагосохраняющая способность и пр.). Само по себе превышение утвержденной ПДК не является полной характеристи­кой загрязнения почвы в конкретном почвенно-климатическом ре­гионе. Для того чтобы оценить степень загрязнения почвы в конк­ретной санитарной ситуации, необходимо рассчитать показатели, которые отражали бы эти конкретные региональные почвенно-кли­матические особенности. Такими величинами, которые рассчиты­ваются на основании утвержденных ПДК химических веществ в почве, являются предельно допустимые уровни внесения (ПДУВ) экзо­генных химических веществ в почву и их безопасные остаточные ко­личества (БОК).

ПДУВ — безопасное для здоровья людей количество пестицида или агрохимиката (в килограммах на 1 га), вносимое в почву при ее химической обработке; БОК — безопасное для здоровья людей коли­чество пестицида или агрохимиката (в миллиграммах на 1 кг почвы), оставшееся в почве ко времени выхода рабочих на сельскохозяйствен­ные поля после их химической обработки и в конце вегетационного периода растений.