Файл: Рабочая программа дисциплина Коммунальная гигиена.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 211

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Органолептические свойстваЗапах (баллы) 3Привкус (баллы) 2Цветность (градусы) 10Мутность (ЕФМ) 2.5Задание Оцените качество водопроводной воды населенного пункта и установите возможную причинную связь роста заболеваемости почек и водопользованием. Какие еще возможны эффекты на здоровье при длительном использовании воды такого качества? Что нужно предпринять для улучшения ситуации? Задача №4В степном районе во время уборочной кампании среди местного населения и командировочных на уборку шоферов самосвалов возникла вспышка заболевания с симптомами гриппа: внезапное начало без продромальных симптомов с ознобом, температура тела до 39˚ С, общая слабость, недомогание. Лихорадка имеет устойчивый характер в течение 6-7 дней и сопровождается головной болью (особенно в икроножных мышцах). У тяжело болеющих увеличена печень, отмечается желтушность склер.НА территории совхоза стоят жаркие дни, и население ходит купаться на речку, протекающую в 1 км от поселка. Основные поля злаковых культур, где происходит уборка, вплотную прилегает к речке. В период уборки отмечается рост популяции диких грызунов. Река используется населением только для купания и отдыха.Качество воды в реке по данным УГСЭН следующее:Запах, баллы 2Сухой остаток, мг/л 1000Сульфаты, мг/л 220Хлориды, мг/л 180Жесткость, мг-экв/л 6Содержание токсических веществ, остаточные количества пестицидов и минеральных веществ не превышают ПДКВодоснабжение в поселке осуществляется из артезианской скважины, эксплуатирующей 4-й водоносный горизонт. Дебит источника 15 м3/час. Вокруг головных сооружений скважины имеется зона строгого санитарного режима радиусом 50м. Качество воды артезианская скважины по данным ЦСЭН следующее:Запах, привкус, баллы 1Железо, мг/л 1Цветность, градусы 20Фтор, мг/л 1РН 6.7ОМЧ 60Вода источника обрабатывается на головных сооружениях и в разводящую сеть поступает с качеством, соответствующим требованиям СанПиН -10. Задание Выскажите Ваше предположение о возможной причине возникновения гриппоподобного заболевания среди населения. Какие косвенные данные подтверждают Ваш предварительный диагноз? Какие мероприятия, с Вашей точки зрения, необходимо предпринять в данной ситуации, в том числе для постановки окончательного диагноза? Назовите характерные особенности заболеваний этой группы. Задача №5Жители поселка Н. обратились с исковым заявлениям в муниципальный суд. По мнению жителей поселка, значительный рост заболеваемости флюорозом у детского населения обусловлен существенным загрязнением фторидами реки, используемой для водоснабжения населенного пункта. Фториды присутствуют в сточных водах алюминиевого комбината, работающего на электролизной технологии получения алюминия и в выбросах в атмосферный воздух.Население микрорайона, где проживает значительная часть пораженных детей, живет в собственных домах, имеет приусадебные участки для выращивания овощей, корнеплодов и зелени. Плодовые деревья на участках чахлые. Дома имеют централизованное водоснабжение из водопровода, а также шахтные колодцы на приусадебных участках. Все население имеет гигиенические навыки ухода за полостью рта.Анализ воды двухлетней давности свидетельствует о наличие в воде фторидов в концентрации 2,1 мг/л. Год назад завод произвел реконструкцию очистных сооружений и в настоящее время концентрация фторидов в реке не превышает гигиенические нормативы, однако состояние зубов у детей не улучшается и продолжают появляться случаи заболеваний.Задание Сформулируйте ваше заключение по существу проблемы. Если Вы считаете, что флюороз обусловлен деятельностью предприятия, то объясните механизм его развития на фоне употребления воды, отвечающей требованиям СанПиН. Задача №6Для централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения поселка проектируется строительство водопроводной станции. В качестве источника водоснабжения выбрана река. Место забора воды на очистные сооружения водопроводной станции размещается на расстоянии 2 км от поселка, вверх по течению.Река протекает по густонаселенному району с развитой промышленностью. Качество воды в месте предполагаемого водозабора следующее:Мутность, мг/л 300 Хлориды, мг/л 350Цветность, градусы 150 Сульфаты, мг/л 500Окраска обнаруживается 15 см Железо, мг/л 0.8в столбике воды Сухой остаток, мг 1200 Ртуть, мг/л 0.001Запах, баллы 3 Хром, мг/л 0.15Привкус, баллы 3 Цинк, мг/л 5Окисляемость, мг/л 10 Нефтепродукты, мг/л 0.1Водородный показатель, рН 6.3 Задание Решите вопрос о целесообразности использовании реки в качестве источника питьевого водоснабжения. Какими методами водоподготовки следует воспользоваться для кондиционирования воды? Какие последствия для здорового населения может представлять использование воды такого качества после обработки на традиционных очистных сооружениях водонапорной станции? Задача №7Анализ состояния здоровья жителей одного из районов Заполярья показан высокую распространенность кариеса зубов и хронического тонзиллита среди всех возрастных групп населения. По данным статистики также отмечался повышенный уровень ревматических поражений сердца и заболеваний почек (гломерулонефрит).Население представляет в основном группу переселенцев из средней полосы, осваивающей месторождение природного газа, обладает высоким образовательным цензом, хорошо информировано о мероприятиях необходимых для успешной адаптации к экстремальным природно-климатическим условиям, в основной массе соблюдает рекомендации по профилактике простудных заболеваний и гигиены полости рта.Питание осуществляется привозными продуктами из умеренной климатической зоны. В ассортимент пищевых продуктов включены мясо, рыбы, птица, молочные и овощные консервы, свежие овощи и фрукты.Водоснабжение поселка осуществляется из артезианской скважины. Вода имеет следующее качество:Органолептические показатели: Токсикологические показатели:Запах, баллы 2 Молибден, мг/л 0,25Привкус, баллы 2 Нитраты, мг/л 35Цветность, градусы 15 Свинец, мг/л 0,02Сухой остаток, мг/л 400 Стронций, мг/л 5,0Хлориды, мг/л 60 Фтор, мг/л 0,20Сульфаты, мг/л 160Железо, мг/л 0,1 Микробиологические показатели:Медь, мг/л 0,8 Микробное число 30Общая жесткость, ммоль/л 5 Коли-индекс (число колиформныхрН 7,2 бактерий на 100 мл) отс.Задание Оцените качество водоснабжения населенного пункта. Объясните возможные причины нарушений в состоянии здоровья населения Определите профилактические направления снижения заболеваний полости рта сердечно-сосудистой системы и почек. Задача №8В районную поликлинику обратились 5 человек с воспалительными гнойными заболеваниями слизистых оболочек – гайморитами, синуситами, конъюнктивитами, отитами.Все обратившиеся – люди среднего возраста, активно отдыхающие на даче в Подмосковье. Во время жаркой погоды пользуются летним бассейном на дачном участке, в котором установлено устройство для аэрирования воды. Патрон для обеззараживания воды последний раз менялся 2 месяца назад.Задание Поставьте предположительный этиологический диагноз. К какой группе возбудителей относится этот микроорганизм? Какие необходимо соблюдать меры предупреждения возникновения подобных заболеваний? №5.1. Тема: Методы санитарного контроля за технологией обеззараживания воды. Реагентные и безреагентные методы.2. Цель: освоение студентами методики санитарного контроля за технологией обеззараживания воды и оценки эффективности обеззараживания питьевой воды, гигиеническая оценка реагентного и безреагентного методов.3.Задачи обучения:Студент должен знать: - методы санитарного контроля технологий обеззараживания питьевой воды;- оценивать эффективность обеззараживания питьевой воды;- процесс обеззараживания питьевой воды- виды обеззараживания питьевой воды- реагентные методы обеззараживания питьевой воды;- безреагентные методы обеззараживания питьевой воды;- сравнительную характеристику методов обеззараживания питьевой воды;- методику проведения дезинфекции водопровода, его значение.Студент должен уметь:- применить методы санитарного надзора за технологией обеззараживания питьевой воды;- оценить эффективность обеззараживания питьевой воды;- охарактеризовать процесс обеззараживания питьевой воды;- определить содержание остаточного хлора в воде;4. Основные вопросы темы:1.Гигиеническое значение санитарного надзора за технологией обеззараживания питьевой воды.2.Методы санитарного контроля технологий обеззараживания питьевой воды.3.Методы обеззараживания питьевой воды. Реагентные методы. 4. Безреагентные методы обеззараживания питьевой воды, их значение.5.Оценка эффективности обеззараживания питьевой воды.6.Особенности методов озонирования и ультрафиолетового облучения.5. Методы обучения и преподавания: решение тестовых заданий6. Литература:На русском языкеосновная:1.Коммунальная гигиена / под редакцией Мазаева В.Т. В 2 ч. – М., 2006 – Ч.1. -304с, ; Ч.2. – 336с.2.Неменко Б.А., Бекказинова Д.Б., Арынова Г.А., Елгондина Г.Б. Руководство к практическим занятиям по коммунальной гигиене: Учебник – Алматы, 2008. – 430с.дополнительная: 1.Аксенова О.И., Иванов С.И. Гигиенические аспекты обеспечения населения доброкачественной питьевой водой: проблемы и решения: руководство + СD под ред. Г.Г. Онищенко. – М., 2008.- 250 с.2.Мазаева В.Т., Ильницкий А.П., Шлепнина Т.Г. Руководство по гигиене воды и питьевого водоснабжения. – М. – 2008. – 250с.3.Больничное дело в Казахстане: состояние, проблемы и подходы к новой модели / А.А. Аканов, В.Н. Девятко, В.И. Ахметов и др. – Астана, Б. – 2006.- 166с.4.Неменко Б.А. Коммунальная гигиена. (Учебник). – Алматы: НИЦ «Ғылым», 2003 – 464 с.5.Общая гигиена / под.ред. А.М. Большакова , В.Г. Маймулова.- М., 2006.- 736с.6.Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене. – М., 2009.-736с.7.Рустембекова С.А. Микроэлементы и факторы экологического риска.- М: Логос. 2006. – 110с. 7. Контроль-вопросы:1.Охарактеризуйте метод обеззараживание воды ультразвуком.2.Перечислите преимущетсво метода обеззараживания воды иодом.3. Расскажите о значении обеззараживания воды гамма – излучением. 4.Составьте модель бактерицидного влияния химических дезинфекторов.5.Какие особенности имеют обеззараживания воды тяжелыми металлами?6.Каким образом определяется остаточный хлор в воде?7.Что такое преаммонизация и метод хлорирование?Тестовые задания:1. Цель обеззараживания воды … A) полное уничтожение микроорганизмов.B) уничтожение споровых форм микроорганизмов. C) остановка роста микроорганизмов. D) улучшение физических качеств воды.E) осаждение взвешенных веществ. 2. Норма остаточного хлора в воде после завершения ее обработки составляет … мг/л.A) 1,5-1,0B) 0,1-0,2C) 0,6-1,0D) 0,3-0,5E) 1,2-1,53. … наиболее широко применяемый метод на водопроводных станциях Казахстана.A) ХлорированиеB) УФОC) Озонирование D) Гамма облучениеE) Перманганирование 4. К механическому методу очистки воды относится:A) кипячениеB) фильтрация C) отстаиваниеD) коагуляцияE) обеззараживание5. К физическому методу обеззараживания воды относится:A) кипячениеB) фильтрация C) отстаиваниеD) коагуляцияE) обеззараживание6. Для фильтрации воды используется ...a) гравийb) стройматериалc) вата и стройматериалd) каменьe) бумага7. Наиболее часто в качестве коагулянта используется ... a) биокарбонат натрияb) крахмалc) сульфат алюминия d) хлорный газe) хлорамин8. При обеззараживании воды используются ... методы.a) химический, физический b) физиологический, химическийc) физиологический, статистическийd) реагентный, реактивныйe) нереактиный, бактериологический9. К физическому методу очистки воды относится:a) ионы тяжелых металловb) хлорированиеc) озонированиеd) УФЛe) фильтрация10. Дезодарация – это удаление от дурнопахнущих ... a) газовb) запаховc) солиd) веществe) микроорганизмов11. К химическому методу обеззараживания воды относится:A) отстаиваниеB) кипичениеC) озонированиеD) использование УФЛE) фильтрирование12. Для эпидемиологической безопасности питьевой воды используются ...A) хлорирование, озонирование.B) дегазация, умягчение.C) обесфторирование, обезжелезивание.D) осветление, дезодорация.E) вымораживание, ионный обмен.13. Обеззараживающее свойство хлора связано с наличием ...А) хлорной кислоты.В)хлороводородной кислоты.С) связанного хлора.D) соединение хлорфторуглерода.E) свободного хлора.14. К физическому методу обеззараживания воды относится ...A) обработка альфа – излучением.B) обработка серебром.C) озонирование.D) обработка гамма – излучением.E) обработка тяжелыми металлами.15. Суперхлорирование это ...A) низкая доза хлора.B) оптимальная доза хлора.C) увеличенная доза хлора.D) свободный хлор.E) остаточный хлор.16.Критерием достаточности дозы хлора при хлорировании воды является…A) снижение общей жесткости воды наполовину.B) физическое свойство воды.C) отсутствие бактерий в воде.D) величина остаточного хлора.E) наличие слабого привкуса и запаха хлора в воде. 17. Хлорпотребность воды – это …A) двойная доза хлора, полученная пробным хлорированием воды.B) количество хлора, необходимое для хлорирование 1л воды.C) необходимое количество хлора для гиперхлорирования 1л воды.D) количество хлора, подлежащее дехлорированию воды.E) сумма хлор поглощаемости и допустимого остаточного хлора в воде.18

79. Какую роль играет УФ-излучения для обеззараживания питьевой воды из поверхностных источников?

80.Расскажите обеззараживания воды электрохимическими методами.

Темы, требования к выполнению и содержанию СРС


В.А. Рязановым было четко сформулировано определение ПДК:

ПДК загрязняющего вещества в атмосферном воздухе населенных мест - концентрация, не оказывающая в течение всей жизни прямого или косвенного неблагоприятного действия на настоящее или будущие поколения, не снижающая работоспособность человека, не ухудшающая его самочувствие и санитарно-бытовые условия жизни.

На основе методологии и методических принципов, сформулированных В.А.Рязановым, им же была разработана методическая схема экспериментальных исследований с целью гигиенического нормирования промышленных загрязнений атмосферного воздуха, которая в дальнейшем была усовершенствована его многочисленными учениками, и определены конкретные методы и приемы экспериментального обоснования ПДК.

Методика обоснования ПДК в атмосферном воздухе конкретного вещества, поступившего с промышленными выбросами в атмосферный воздух, включает два этапа экспериментальных исследований.

1-этап - установление пороговой и недействующей концентрации при разорбтивном воздействии вещества после ингаляционного введения в течение длительного времени. Проводят на лабораторных животных.

Для определения диапазона концентраций вещества, которые целесообразно испытать в хроническом эксперименте, проводят ориентировочные, так называемые острые токсикологические эксперименты, в которых устанавливают параметры токсического действия при однократном поступлении химического вещества естественным путем при вдыхании с воздухом, а для веществ, обладающих раздражающим свойством,- при нанесении на кожу и слизистые оболочки глаз. При необходимости проводят также подострые токсикологические эксперименты (длительностью 3-4 нед) с целью изучения клинической картины интоксикации и определения кумулятивных свойств вещества.

Хронический санитарно-токсикологический эксперимент на лабораторных животных при длительном воздействии загрязняющих атмосферный воздух химических. Веществ дает возможность качественно и количественно оценить токсичность и опасность атмосферных загрязнений, установить характер их влияния на организм в концентрациях, которые близки к реально встречающимся в атмосферном воздухе поселений, выявить избирательность повреждения тех или иных органов и систем, разграничить истинную адаптацию и компенсацию процесса хронической интоксикации; Результаты хронического санитарно-токсикологического эксперимента являются основой для обоснования среднесуточной ПДК (ПДКсс).


ПДКсс вещества в атмосферном воздухе поселений - концентрация, не оказывающая при воздействии в течение всей жизни прямого или косвенного неблагоприятного влияния на здоровье настоящего и будущих поколений людей, не снижающая
работоспособность человека, не ухудшающая его самочувствие и бытовые условия жизни.


2-ой этап - проводится на добровольцах (волонтерах), в условиях кратковременного воздействия вещества при ингаляционном поступлении с целью определения пороговой и подпороговой концентраций по запаху или раздражающему (рефлекторному) действию.

Рефлекторное действие вещества - реакции на вдыхание химического вещества со стороны рецепторов верхних дыхательных путей - ощущение запаха, раздражение слизистых оболочек, задержку дыхания и пр.

При анализе полученных данных учитывают число положительных и отрицательных ответов каждого волонтера, сумму предъявлений, сумму и процент положительных ответов для всей группы испытателей. Результаты второго этапа исследований являются основой для обоснования максимальной разовой ПДК (ПДКмр) вещества в атмосферном воздухе, которая характеризуется разовое одномоментное его воздействие на организм человека.

ПДКмр химического вещества в атмосферном воздухе поселений - максимальная концентрация, которая при кратковременном (в течение 20-30 мин) воздействии на человека не вызывает ощущения запаха и не оказывает раздражающего (рефлекторного) воздействия на верхние дыхательные пути.

Для каждого вещества по результатам исследования устанавливают лимитирующий показатель вредности, т.е. тот показатель, который характеризуется наименьшей величиной пороговой концентрации. Выделены следующие лимитирующие показатели: резорбтивный, рефлекторный, рефлекторно-резорбтивный и санитарно-гигиенический.

При обосновании ПДК химического вещества в атмосферном воздухе необходимо определить класс его токсикологической опасности при ингаляционном воздействии, под которым понимают интенсивность нарастания биологического эффекта при той или иной кратности превышения норматива (ПДК).

Классификация опасности загрязняющих атмосферный воздух веществ основывается на учете многих параметров токсикометрии по методике, изложенной в соответствующих руководствах. В результате расчетов по этой методике определяется интегральный показатель опасности вещества, значения которого находятся в пределах от 0 до 1. увеличение значений коэффициента в этих пределах означает возрастание опасности вещества. При интегральном показателе больше 0,72 вещества относят к 1-му классу опасности, при показателе от 0,72 до 0,55 - ко 2-му классу, при показателе от0,55 до 0,38 - к 3-му классу, при показателе менее 0,38 - к 4-му классу опасности. Вещества 1-го класса признаны чрезвычайно опасными, 2-го класса - высокоопасными, 3-го класса - умеренно опасными, 4-го класса - малоопасными.


К веществам 1-го класса относятся БП, оксид пропилена, свинец и его соединения, хром шестивалентный и др.
2-ой класс опасности - диоксид азота, серная кислота, фенол, хлор, формальдегид.

3-ий класс опасности - диоксид серы, ксилол, пропилен, неорганическая пыль с содержанием диоксида кремния 70-20%, н-бутиловый спирт, толуол, этилен, оксид этилена.
4-й класс опасности - аммиак, бутил ацетат, бутилен, хлористый метилен, оксид углерода и др.

Опыт экспериментальных санитарно-токсикологических исследований по обоснованию

ПДК позволил разработать методику обоснования ОБУВ вещества.

ОБУВ - временный гигиенический норматив предельно допустимого содержания загрязняющего вещества в атмосферном воздухе поселений.

Обув используется при решении вопросов предупредительного санитарного надзора для обоснования мероприятий по охране на проектируемых, реконструируемых и опытных малотоннажных производствах. ОБУВ устанавливают расчетными методами на основании корреляционно-регрессионной зависимости параметров токсикометрии от физико-химических свойств химического вещества или путем интерполяции и экстраполяции; при этом обязательно экспериментальное определение показателей острой токсичности. ОБУВ утверждают на ограниченный срок (3 года), после чего он должен быть заменен ПДК, переутвержден на новый срок или отменен в зависимости от перспективы применения данного вещества и появившейся новой информации о его токсических свойствах.

Иллюстративный материал: слайды- 27

Литература:

  1. Мазаев В.Т., М.М. Гимадеев, А.А. Королев, Т.Г. Шлепнина. Коммунальная гигиена. 4.2 под ред. В.Т. Мазаева - 2-е изд. Испр. И доп. М.: ГЭОТАР - Медиа, 20ЭД5.-3'04с.

  2. Коммунальная гигиена. Неменко Б.А., У.И.Кенесариев. Алматы. Научно из'д.-Гылым, 2003.-463с.

  3. Коммунальная гигиена. Акулов К.И., Буштуева К.А.-М.: Медицина, 1986.-608с.

4. Общая гигиена под ред. A.M. Большакова, В.Г. Маймулова В.Г.-М., 2006.-736с.
Контрольные вопросы:

  1. Назовите принципы нормирования химических веществ в атмосферном воздухе.

  2. Каково гигиеническое значение химических веществ в атмосферном воздухе?

  3. Дайте определение понятию ПДК.

  4. Объясните методику обоснования ПДК в атмосферном воздухе.


5. Назовите классы опасности загрязняющих атмосферный воздух веществ.

5.4.

1.Тема: Система мероприятий по санитарной охране атмосферного воздуха.

2.Цель: ознакомить студентов современными проблемами и гигиеническим значением атмосферы.

3.Тезисы лекции:

Законодательные мероприятия — это мероприятия, определяющие идеологическое и юридическое обоснование мероприятий в области санитарной охраны атмосферного воздуха.

Законодательные мероприятия регулируют общественные отношения в использовании и воссоздании природных ресурсов, осуществляют экологическую политику правительства, направленную на предупреждение загрязнения воздушного бассейна вредными веществами и защиту здоровья населения. Законодательные мероприятия обеспечивают гармоничное развитие физических и духовных сил, высокий уровень трудоспособности и активное долголетие каждого члена общества, предупреждают заболеваемость и снижают ее, ликвидируют факторы и условия, которые отрицательно влияют на здоровье населения. Законодательство состоит из актов, утвержденных государственными органами.

ПДВ вещества, загрязняющего атмосферный воздух - технический норматив, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом фонового загрязнения при условии непревыщения данным источником гигиенических нормативов (ПДК) на территориях жилой зоны и мест рекреации,' предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.

Для оценки состояния атмосферного воздуха устанавливают нормативы экологической безопасности атмосферного воздуха, предельно допустимых выбросов веществ, загрязняющих атмосферный воздух, стационарных источников, предельно допустимого влияния физических и биологических факторов стационарных источников, содержания вредных веществ в отработанных газах и влияния физических факторов передвижных источников в пределах населенных пунктов, в рекреационных зонах, в других местах проживания, постоянного или временного пребывания людей, объектах окружающей природной среды с целью обеспечения экологической безопасности граждан и окружающей природной среды.


Предприятия, учреждения и организации, деятельность которых связана с выбросами веществ, загрязняющих атмосферный воздух, неблагоприятным влиянием физических и биологических факторов, обязаны: осуществлять организационные, хозяйственные, технологические, технические, планировочные мероприятия по уменьшению объемов выбросов вредных веществ и уменьшению влияния физических факторов, организации СЗЗ, благоустройству территории промышленной площадки, осуществлению контроля за составом и-содержанием веществ, поступающих в атмосферный воздух. Предприятия, учреждения и организации в соответствии с международными соглашениями обязаны сокращать и в дальнейшем полностью прекратить производство и использование химических веществ, разрушающих озоновый слой,, а также выбросы углерода диоксида и других веществ, накопление которых в атмосфере может привести к изменению климата. Выбросы вредных веществ, для которых не установлены соответствующие нормативы экологической безопасности, не разрешаются. Для аварийных ситуаций и неблагоприятных метеоусловий должны быть разработаны и согласованы с соответствующими министерствами специальные мероприятия по охране атмосферного воздуха.

Роспотребнадзор организует и проводит государственную экологическую экспертизу, технико-экономических обоснований и проектов строительства реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации объектов хозяйственной деятельности, осуществление которых может воздействовать на окружающую среду, проектов технической документации на новые технологии и технику.

В документе перечислены мероприятия по предотвращению и уменьшению загрязнения атмосферного воздуха автотранспортными и другими передвижными средствами и установками: 1) перевод транспортных средств на менее токсичные виды топлива и выполнение комплекса мероприятий по снижению выбросов, обезвреживанию вредных веществ и уменьшению физического влияния во время проектирования, производства, эксплуатации и ремонта транспортных и других передвижных средств и установок; 2) рациональная планировка и застройка населенных пунктов с соблюдением определяющих нормативов расстояние к транспортным путям; 3) выведение из густонаселенных жилых кварталов за пределы города транспортных предприятий, грузового транзитного автомобильного транспорта; 4) ограничение въезда автомобильного транспорта и других транспортных средств и установок в селитебные, курортные, лечебно-оздоровительные, рекреационные и природно-заповедные зоны, места массового отдыха и туризма; 5) улучшение содержания транспортных путей и уличного покрытия; 6) внедрение в городах автоматизированных систем регулирования дорожного движения; 7) совершенствование технологий транспортировки и хранения топлива, обеспечение постоянного контроля качества топлива на нефтеперерабатывающих предприятиях и автозаправочных станциях; 8) внедрение и совершенствование деятельности контрольно-регулировочных и диагнос­тических пунктов и комплексных систем проверки нормативов экологической безопасности транспортных и других передвижных средств и установок.] Проектирование, производство и эксплуатация транспортных и