Файл: Рабочая программа дисциплина Коммунальная гигиена.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 216

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Органолептические свойстваЗапах (баллы) 3Привкус (баллы) 2Цветность (градусы) 10Мутность (ЕФМ) 2.5Задание Оцените качество водопроводной воды населенного пункта и установите возможную причинную связь роста заболеваемости почек и водопользованием. Какие еще возможны эффекты на здоровье при длительном использовании воды такого качества? Что нужно предпринять для улучшения ситуации? Задача №4В степном районе во время уборочной кампании среди местного населения и командировочных на уборку шоферов самосвалов возникла вспышка заболевания с симптомами гриппа: внезапное начало без продромальных симптомов с ознобом, температура тела до 39˚ С, общая слабость, недомогание. Лихорадка имеет устойчивый характер в течение 6-7 дней и сопровождается головной болью (особенно в икроножных мышцах). У тяжело болеющих увеличена печень, отмечается желтушность склер.НА территории совхоза стоят жаркие дни, и население ходит купаться на речку, протекающую в 1 км от поселка. Основные поля злаковых культур, где происходит уборка, вплотную прилегает к речке. В период уборки отмечается рост популяции диких грызунов. Река используется населением только для купания и отдыха.Качество воды в реке по данным УГСЭН следующее:Запах, баллы 2Сухой остаток, мг/л 1000Сульфаты, мг/л 220Хлориды, мг/л 180Жесткость, мг-экв/л 6Содержание токсических веществ, остаточные количества пестицидов и минеральных веществ не превышают ПДКВодоснабжение в поселке осуществляется из артезианской скважины, эксплуатирующей 4-й водоносный горизонт. Дебит источника 15 м3/час. Вокруг головных сооружений скважины имеется зона строгого санитарного режима радиусом 50м. Качество воды артезианская скважины по данным ЦСЭН следующее:Запах, привкус, баллы 1Железо, мг/л 1Цветность, градусы 20Фтор, мг/л 1РН 6.7ОМЧ 60Вода источника обрабатывается на головных сооружениях и в разводящую сеть поступает с качеством, соответствующим требованиям СанПиН -10. Задание Выскажите Ваше предположение о возможной причине возникновения гриппоподобного заболевания среди населения. Какие косвенные данные подтверждают Ваш предварительный диагноз? Какие мероприятия, с Вашей точки зрения, необходимо предпринять в данной ситуации, в том числе для постановки окончательного диагноза? Назовите характерные особенности заболеваний этой группы. Задача №5Жители поселка Н. обратились с исковым заявлениям в муниципальный суд. По мнению жителей поселка, значительный рост заболеваемости флюорозом у детского населения обусловлен существенным загрязнением фторидами реки, используемой для водоснабжения населенного пункта. Фториды присутствуют в сточных водах алюминиевого комбината, работающего на электролизной технологии получения алюминия и в выбросах в атмосферный воздух.Население микрорайона, где проживает значительная часть пораженных детей, живет в собственных домах, имеет приусадебные участки для выращивания овощей, корнеплодов и зелени. Плодовые деревья на участках чахлые. Дома имеют централизованное водоснабжение из водопровода, а также шахтные колодцы на приусадебных участках. Все население имеет гигиенические навыки ухода за полостью рта.Анализ воды двухлетней давности свидетельствует о наличие в воде фторидов в концентрации 2,1 мг/л. Год назад завод произвел реконструкцию очистных сооружений и в настоящее время концентрация фторидов в реке не превышает гигиенические нормативы, однако состояние зубов у детей не улучшается и продолжают появляться случаи заболеваний.Задание Сформулируйте ваше заключение по существу проблемы. Если Вы считаете, что флюороз обусловлен деятельностью предприятия, то объясните механизм его развития на фоне употребления воды, отвечающей требованиям СанПиН. Задача №6Для централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения поселка проектируется строительство водопроводной станции. В качестве источника водоснабжения выбрана река. Место забора воды на очистные сооружения водопроводной станции размещается на расстоянии 2 км от поселка, вверх по течению.Река протекает по густонаселенному району с развитой промышленностью. Качество воды в месте предполагаемого водозабора следующее:Мутность, мг/л 300 Хлориды, мг/л 350Цветность, градусы 150 Сульфаты, мг/л 500Окраска обнаруживается 15 см Железо, мг/л 0.8в столбике воды Сухой остаток, мг 1200 Ртуть, мг/л 0.001Запах, баллы 3 Хром, мг/л 0.15Привкус, баллы 3 Цинк, мг/л 5Окисляемость, мг/л 10 Нефтепродукты, мг/л 0.1Водородный показатель, рН 6.3 Задание Решите вопрос о целесообразности использовании реки в качестве источника питьевого водоснабжения. Какими методами водоподготовки следует воспользоваться для кондиционирования воды? Какие последствия для здорового населения может представлять использование воды такого качества после обработки на традиционных очистных сооружениях водонапорной станции? Задача №7Анализ состояния здоровья жителей одного из районов Заполярья показан высокую распространенность кариеса зубов и хронического тонзиллита среди всех возрастных групп населения. По данным статистики также отмечался повышенный уровень ревматических поражений сердца и заболеваний почек (гломерулонефрит).Население представляет в основном группу переселенцев из средней полосы, осваивающей месторождение природного газа, обладает высоким образовательным цензом, хорошо информировано о мероприятиях необходимых для успешной адаптации к экстремальным природно-климатическим условиям, в основной массе соблюдает рекомендации по профилактике простудных заболеваний и гигиены полости рта.Питание осуществляется привозными продуктами из умеренной климатической зоны. В ассортимент пищевых продуктов включены мясо, рыбы, птица, молочные и овощные консервы, свежие овощи и фрукты.Водоснабжение поселка осуществляется из артезианской скважины. Вода имеет следующее качество:Органолептические показатели: Токсикологические показатели:Запах, баллы 2 Молибден, мг/л 0,25Привкус, баллы 2 Нитраты, мг/л 35Цветность, градусы 15 Свинец, мг/л 0,02Сухой остаток, мг/л 400 Стронций, мг/л 5,0Хлориды, мг/л 60 Фтор, мг/л 0,20Сульфаты, мг/л 160Железо, мг/л 0,1 Микробиологические показатели:Медь, мг/л 0,8 Микробное число 30Общая жесткость, ммоль/л 5 Коли-индекс (число колиформныхрН 7,2 бактерий на 100 мл) отс.Задание Оцените качество водоснабжения населенного пункта. Объясните возможные причины нарушений в состоянии здоровья населения Определите профилактические направления снижения заболеваний полости рта сердечно-сосудистой системы и почек. Задача №8В районную поликлинику обратились 5 человек с воспалительными гнойными заболеваниями слизистых оболочек – гайморитами, синуситами, конъюнктивитами, отитами.Все обратившиеся – люди среднего возраста, активно отдыхающие на даче в Подмосковье. Во время жаркой погоды пользуются летним бассейном на дачном участке, в котором установлено устройство для аэрирования воды. Патрон для обеззараживания воды последний раз менялся 2 месяца назад.Задание Поставьте предположительный этиологический диагноз. К какой группе возбудителей относится этот микроорганизм? Какие необходимо соблюдать меры предупреждения возникновения подобных заболеваний? №5.1. Тема: Методы санитарного контроля за технологией обеззараживания воды. Реагентные и безреагентные методы.2. Цель: освоение студентами методики санитарного контроля за технологией обеззараживания воды и оценки эффективности обеззараживания питьевой воды, гигиеническая оценка реагентного и безреагентного методов.3.Задачи обучения:Студент должен знать: - методы санитарного контроля технологий обеззараживания питьевой воды;- оценивать эффективность обеззараживания питьевой воды;- процесс обеззараживания питьевой воды- виды обеззараживания питьевой воды- реагентные методы обеззараживания питьевой воды;- безреагентные методы обеззараживания питьевой воды;- сравнительную характеристику методов обеззараживания питьевой воды;- методику проведения дезинфекции водопровода, его значение.Студент должен уметь:- применить методы санитарного надзора за технологией обеззараживания питьевой воды;- оценить эффективность обеззараживания питьевой воды;- охарактеризовать процесс обеззараживания питьевой воды;- определить содержание остаточного хлора в воде;4. Основные вопросы темы:1.Гигиеническое значение санитарного надзора за технологией обеззараживания питьевой воды.2.Методы санитарного контроля технологий обеззараживания питьевой воды.3.Методы обеззараживания питьевой воды. Реагентные методы. 4. Безреагентные методы обеззараживания питьевой воды, их значение.5.Оценка эффективности обеззараживания питьевой воды.6.Особенности методов озонирования и ультрафиолетового облучения.5. Методы обучения и преподавания: решение тестовых заданий6. Литература:На русском языкеосновная:1.Коммунальная гигиена / под редакцией Мазаева В.Т. В 2 ч. – М., 2006 – Ч.1. -304с, ; Ч.2. – 336с.2.Неменко Б.А., Бекказинова Д.Б., Арынова Г.А., Елгондина Г.Б. Руководство к практическим занятиям по коммунальной гигиене: Учебник – Алматы, 2008. – 430с.дополнительная: 1.Аксенова О.И., Иванов С.И. Гигиенические аспекты обеспечения населения доброкачественной питьевой водой: проблемы и решения: руководство + СD под ред. Г.Г. Онищенко. – М., 2008.- 250 с.2.Мазаева В.Т., Ильницкий А.П., Шлепнина Т.Г. Руководство по гигиене воды и питьевого водоснабжения. – М. – 2008. – 250с.3.Больничное дело в Казахстане: состояние, проблемы и подходы к новой модели / А.А. Аканов, В.Н. Девятко, В.И. Ахметов и др. – Астана, Б. – 2006.- 166с.4.Неменко Б.А. Коммунальная гигиена. (Учебник). – Алматы: НИЦ «Ғылым», 2003 – 464 с.5.Общая гигиена / под.ред. А.М. Большакова , В.Г. Маймулова.- М., 2006.- 736с.6.Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене. – М., 2009.-736с.7.Рустембекова С.А. Микроэлементы и факторы экологического риска.- М: Логос. 2006. – 110с. 7. Контроль-вопросы:1.Охарактеризуйте метод обеззараживание воды ультразвуком.2.Перечислите преимущетсво метода обеззараживания воды иодом.3. Расскажите о значении обеззараживания воды гамма – излучением. 4.Составьте модель бактерицидного влияния химических дезинфекторов.5.Какие особенности имеют обеззараживания воды тяжелыми металлами?6.Каким образом определяется остаточный хлор в воде?7.Что такое преаммонизация и метод хлорирование?Тестовые задания:1. Цель обеззараживания воды … A) полное уничтожение микроорганизмов.B) уничтожение споровых форм микроорганизмов. C) остановка роста микроорганизмов. D) улучшение физических качеств воды.E) осаждение взвешенных веществ. 2. Норма остаточного хлора в воде после завершения ее обработки составляет … мг/л.A) 1,5-1,0B) 0,1-0,2C) 0,6-1,0D) 0,3-0,5E) 1,2-1,53. … наиболее широко применяемый метод на водопроводных станциях Казахстана.A) ХлорированиеB) УФОC) Озонирование D) Гамма облучениеE) Перманганирование 4. К механическому методу очистки воды относится:A) кипячениеB) фильтрация C) отстаиваниеD) коагуляцияE) обеззараживание5. К физическому методу обеззараживания воды относится:A) кипячениеB) фильтрация C) отстаиваниеD) коагуляцияE) обеззараживание6. Для фильтрации воды используется ...a) гравийb) стройматериалc) вата и стройматериалd) каменьe) бумага7. Наиболее часто в качестве коагулянта используется ... a) биокарбонат натрияb) крахмалc) сульфат алюминия d) хлорный газe) хлорамин8. При обеззараживании воды используются ... методы.a) химический, физический b) физиологический, химическийc) физиологический, статистическийd) реагентный, реактивныйe) нереактиный, бактериологический9. К физическому методу очистки воды относится:a) ионы тяжелых металловb) хлорированиеc) озонированиеd) УФЛe) фильтрация10. Дезодарация – это удаление от дурнопахнущих ... a) газовb) запаховc) солиd) веществe) микроорганизмов11. К химическому методу обеззараживания воды относится:A) отстаиваниеB) кипичениеC) озонированиеD) использование УФЛE) фильтрирование12. Для эпидемиологической безопасности питьевой воды используются ...A) хлорирование, озонирование.B) дегазация, умягчение.C) обесфторирование, обезжелезивание.D) осветление, дезодорация.E) вымораживание, ионный обмен.13. Обеззараживающее свойство хлора связано с наличием ...А) хлорной кислоты.В)хлороводородной кислоты.С) связанного хлора.D) соединение хлорфторуглерода.E) свободного хлора.14. К физическому методу обеззараживания воды относится ...A) обработка альфа – излучением.B) обработка серебром.C) озонирование.D) обработка гамма – излучением.E) обработка тяжелыми металлами.15. Суперхлорирование это ...A) низкая доза хлора.B) оптимальная доза хлора.C) увеличенная доза хлора.D) свободный хлор.E) остаточный хлор.16.Критерием достаточности дозы хлора при хлорировании воды является…A) снижение общей жесткости воды наполовину.B) физическое свойство воды.C) отсутствие бактерий в воде.D) величина остаточного хлора.E) наличие слабого привкуса и запаха хлора в воде. 17. Хлорпотребность воды – это …A) двойная доза хлора, полученная пробным хлорированием воды.B) количество хлора, необходимое для хлорирование 1л воды.C) необходимое количество хлора для гиперхлорирования 1л воды.D) количество хлора, подлежащее дехлорированию воды.E) сумма хлор поглощаемости и допустимого остаточного хлора в воде.18

79. Какую роль играет УФ-излучения для обеззараживания питьевой воды из поверхностных источников?

80.Расскажите обеззараживания воды электрохимическими методами.

Темы, требования к выполнению и содержанию СРС

, технологических выбросов, выхлопных газов автотранспорта; прилегающие к водоемам, зеленым массивам; имеющие удобные подъездные пути, связь с местом работы, культурно-бытовыми объектами.

Одним из важных этапов предупредительного санитарного надзора, в ко­тором обязательно принимает участие врач-гигиенист, является выбор и отвод

земельного участка под строительство. Земельный участок, отводимый под строительство жилых и общественных зданий, должен отвечать следующим гигиеническим требованиям.

Быть достаточного размера, который позволит, кроме жилого дома, обо­рудовать на нем детские и спортивные площадки, посадить деревья и кусты, а в сельской местности — построить хозяйственные помещения, разместить приусадебный земельный участок.

Плотность застройки земельного участка зависит от этажности здания и не должна превышать 26%:

Количество этажей 2—3 4 5 6 7 8 9 и больше

Плотность застройки, % 26 22 21 20 19 18 17

Для 16- и 9-этажных зданий оптимальная плотность застройки должна со­ответствовать 12,5 и 15%.

Иметь хорошо фильтрующую незагрязненную почву. От этого в значи­тельной степени зависит микроклимат помещений, особенно комнат, располо­женных на первом этаже. Гигиеническое значение этого требования состоит в том, что хорошо проницаемые для воздуха и влаги почвы всегда сухие. В таких почвах хорошо происходят процессы самоочищения.

Иметь низкий уровень стояния грунтовых вод, не ближе 1,5 м от поверх­ности земли и 1 м от подошвы фундамента. В противном случае необходимо проводить мероприятия по снижению их уровня. При несоблюдении этого тре­бования жилище будет влажным и холодным. Для предупреждения проникно­вения в помещение почвенной влаги необходимо предусмотреть горизонталь­ную и вертикальную гидроизоляцию фундамента.

Должен располагаться в хорошо освещенной солнцем и доступной про­ветриванию местности. Выполнение этого требования будет способствовать надлежащему естественному освещению и проветриванию помещений. Рас­стояние между жилыми зданиями, жилыми и общественными, а также произ­водственными следует определять исходя из данных о продолжительности их инсоляции. Расстояние между фасадами (длинными сторонами) 2—3-этажных жилых зданий должно быть не менее 15 м, между фасадами зданий высотой в 4 этажа и более — 20 м. Расстояние между торцами зданий, имеющих окна жи­лых комнат, должно быть не менее 15 м. При расположении 9—16-этажек ря­дом с домами усадебного типа, расстояние между их фасадами должно состав­лять не менее одной высоты многоэтажного здания.


Иметь хороший естественный или легко осуществимый путем верти­кальной планировки уклон, благоприятный для стока атмосферных вод, устрой­ства водопроводной и канализационной сетей, движения транспорта. Наибо­лее благоприятным считается спокойный малопересеченный рельеф с укло­ном 1—6%, пригодным для строительства — до 10%, ограничено пригодным — 10—20% (в горной местности — до 30%). Уклон свыше 20—30% считается непригодным.

Иметь достаточные санитарно-защитные разрывы, установленные сани­тарным законодательством, от возможных источников загрязнения почвы, атмо­сферного воздуха. Например, дворовые и общественные туалеты в неканали-зованных зданиях, площадки для стационарных мусоросборников устраивают на расстоянии не ближе 20 м от окон и дверей здания.

Быть максимально озелененным. В общем балансе площади парков, са­дов зеленые насаждения должны составлять не менее 40%. На 1 человека долж­но приходиться не менее 6 м2 площади зеленых насаждений территории жило­го квартала (без учета площади озеленения школ и детских дошкольных заве­дений).

Входить в состав территории, отводимой по генеральному плану разви­тия населенного пункта под жилую застройку.

4.Иллюстративный материал: слайды - 21

5.Литература:

1. Мазаев В.Т. , М.М. Гимадеев., А.А. Королев., Т.Г. Шлепнина. Коммунальная гигиена . Ч.2/ под. ред. В.Т. Мазаева – 2-е изд. испр. и доп. М.: ГЭОТАР – Медиа, 2006. – 304 с.

2. Коммунальная гигиена. Неменко Б.А. У.И. Кенесариев. Алматы.Научно изд .- Гылым, 2003. – 463с.

3. Коммунальная гигиена. Акулов К.И., Буштуева К.А. –М:. Медицина, 1986. – 608с.

4. Общая гигиена/ под.ред. А.М. Большакова., В.Г.Маймулова В.Г.- М., 2006.-736с.

6.Контрольные вопросы:

  1. Какова роль жилища – как гигиенического фактора?

  2. Перечислите гигиенические требования к микроклимату жилища.

  3. Какова роль предупредительного санитарного надзора при строительстве жилых зданий?

  4. Что такое генеральный план застройки?

  5. Объясните что такое «ситуационный план» застройки?

  6. Назовите виды и функции жилища.

6.2. 1.Тема: Гигиенические основы нормирования отопления, вентиляции и естественного и искусственного освещения жилых и общественных зданий.

2.Цель: ознакомить студентов с гигиеническими основами нормирования отопления, вентиляции и естественного и искусственного
освещения жилых и общественных зданий.

3.Тезисы лекции:

В современных условиях, кроме печного отопления, используют электри­ческое или газовое. Для этого газ и электроэнергию транспортируют по тру­бам или проводам, т.е. предусматривают дополнительные элементы системы (электропровода и газопроводы).

Системы местного отопления имеют следующие недостатки: неравномер­ность температуры воздуха в помещениях в течение суток; наличие в отапли­ваемом помещении отрицательной радиации (главным образом, от наружных стен и окон); относительно высокая температура на отдельных участках по­верхности нагревательных приборов (печей, электронагревателей и др.), что обусловливает пригорание пыли и ухудшение состава воздуха в помещениях; загрязнение помещений (если отапливают дровами, торфом или углем) топли­вом, пеплом, дымом и др.; сложности по регулированию теплоотдачи нагре­вательных поверхностей; опасность пожаров, выделения вредных газов. Пыль не пригорает, если температура поверхности отопительных приборов не пре­вышает 70—80 °С.

Системы центрального отопления содержат три основных элемента: гене­ратор тепла, теплопроводы с теплоносителем (для транспортирования его от места получения до отапливаемого помещения) и нагревательные приборы (для передачи тепла помещению). Они имеют ряд существенных преимуществ: обеспечение в помещениях равномер­ного теплового режима; отсутствие загрязнения продуктами горения и топ­ливом, удобное и надежное управление. Системы отопления в зависимости от теплоносителя делят на водяные, пароводяные, воздушные и др. Самые распро­страненные центральные водяные системы отопления, так как тем­пература теплоносителя — воды, циркулирующей в этих системах, не превы­шает величины, регламентированной строительными нормами. Это дает воз­можность избежать перегревания поверхности нагревательных приборов. Они могут быть двух- и однотрубными, с верхней или нижней разводкой. Однотрубные системы применяют в многоквартирных домах, так как они экономически выгодные (меньшие затраты металла), простые для монтажа, имеют более вы­сокую гидравлическую и тепловую стойкость. К недостаткам этой системы от­носится то, что невозможно индивидуально (поквартирно) вычислить затраты тепла, что актуально в современных условиях.

Системы центрального отопления, где вторичным теплоносителем
, посту­пающим в нагревательные приборы, служит пар низкого или среднего давле­ния, в жилых и общественных зданиях почти не применяют из-за высокой тем­пературы на поверхности нагревательных приборов и трудностями ее регу­лирования.

Вентиляция жилых и общественных зданий. Правильно организован­ный воздухообмен в домах является одним из главных условий борьбы с загря­знением воздуха помещений. В профилактике воздушно-капельных инфекций воздухообмен является более действенным способом, чем применение физи­ческих и химических средств дезинфекции воздуха. Исключительно велико зна­чение активного обмена воздуха в сохранении зданий и предупреждении сы­рости. Воздухообмен, т. е. замена загрязненного воздуха чистым наружным, осуществляется с помощью различных систем и приборов.

По способу подачи воздуха в помещение различают естественные и искус­ственные системы вентиляции. К естественным относятся: а) инфильтрация; б) аэрация; в) проветривание.

При естественных системах вентиляции перемещение воздуха происходит за счет таких движущих сил, как разница температуры воздуха ("тепловой" на­пор, или разница давлений), а также действия силы ветра (ветровое давление). В результате изучения ветрового давления установлено, что потоки возду­ха, ударяясь о фасад здания, частично проходят сквозь него. Большая часть воз­духа огибает здание, создавая с противоположной стороны своеобразный ва­куум. Эта разница давления и является движущей силой, обеспечивающей до­ступ атмосферного воздуха в помещение.

Инфильтрация — это естественный неорганизованный воздухообмен, обу­словленный разницей температур внутреннего и наружного воздуха, а также силой ветра. Ветер с наветренной стороны дома создает дополнительное дав­ление, т. е. вдавливает воздух в помещение, а с подветренной — за счет разре­жения воздуха отсасывается из помещения сквозь поры строительных материа­лов наружных стен, неплотности и мелкие ще­ли в них (рис. 117). Интенсивность инфильт­рации зависит от вида строительных материа­лов стены. Дерево, кирпич хорошо пропуска­ют воздух. Бетонные, окрашенные масляной краской, покрытые цементной штукатуркой стены значительно уменьшают проникнове­ние воздуха.

Проветривание — это естественный по­луорганизованный обмен воздуха, осуществ­ляемый через окна (форточки и фрамуги) и две­ри. Недостатком форточек является потреб­ность в длительном проветривании и образо­вание потока холодного воздуха.


Более совершенным приспособлением яв­ляется фрамуга, которая открыва­ется внутрь под углом 30—45° к поверхности окна и располагается в его верхней части.

В этом случае холодный наружный воздух, поступающий сквозь нее, поднимается вверх и смешивается с теплым воздухом помеще­ния. Это уменьшает возможность охлаждения людей и позволяет длительное время держать фрамугу открытой. Наилучший эффект про­ветривания достигается в том случае, если ком­наты одной квартиры расположены с проти­воположных сторон дома (сквозное, или пря­мое проветривание). При этом возникают по­токи воздуха значительной интенсивности, воздух перемещается быстро и полностью за­меняется наружным. Кратность обмена воз­духа достигает 25—100 раз в час. Менее эф­фективно угловое проветривание, когда открывают окна, расположенные в смежных стенах.

Площадь форточки должна составлять 1/6, фрамуги — до 1/3 площади окна.

Аэрация — это организованный естественный воздухообмен, при котором воздух подается через специальные подоконные аэрационные каналы возле батарей центрального отопления. Воздух, проходя под батареями, нагревается и поступает в комнаты. При этом надлежит увеличить площадь поверхности нагревательных приборов на 25—35%.

При оборудовании вентиляции квартир допускается:

а) объединение вентиляционных каналов из санитарного узла без унитаза
с вентиляционным каналом кухни той же квартиры;

б) объединение вентиляционных каналов из прихожей и ванной или душе-
вой той же квартиры;

в) в зданиях высотой свыше 5 этажей разрешено объединять вентиляцион-
ные каналы из кухонь и санитарных узлов, расположенных на разных этажах,
в сборный канал, но не ближе чем через этаж. С верхних трех этажей объеди-
нять вентиляционные каналы квартир в сборный канал не разрешается.

Для обеспечения постоянной вытяжки из квартир, расположенных на вер­хних этажах жилых домов, предлагают оборудовать индивидуальные вытяж­ные вентиляторы.

Для усиления вентиляции оборудуют специальные приспособления, уси­ливающие вытяжку или подачу воздуха, чем обеспечивается надежная крат­ность воздухообмена. Такая система вентиляции со специальными побуди­телями называется искусственной вентиляцией. Она может быть приточной, вытяжной, приточно-вытяжной. При приточной вентиляции свежий воздух в помещения подает механический вентилятор