ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 196
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6.Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене. – М., 2009.-736с.
7.Рустембекова С.А. Микроэлементы и факторы экологического риска.- М: Логос. 2006. – 110с.
7. Контроль-вопросы:
1. Назовите условия формирования хозяйственно-бытовых сточных вод.
2. Дайте гигиенические характеристики системам канализации.
3. Какие сооружения, применяются в механической очистке хозяйственно-бытовых сточных вод?
4. Как проводится обеззараживание хозяйственно-бытовых сточных вод?
5. Какие группы очистных сооружений Вы знаете?
6. Объясните методику отбора проб сточной воды для оценки работы сооружений механической очистки.
7. Начертите схему механической очистки сточных вод.
8. Объясните устройство и принцип работы решетки и песколовки.
9. Объясните принцип работы отстойников и септика.
№10.
1.Тема: Методика отбора проб сточной воды для оценки эффективности работы сооружений по биологической очистке и обеззараживанию.
2. Цель: изучение точек отбора проб сточной воды для оценки работы сооружений биологической очистке и обеззараживанию.
3.Задачи обучения:
Студент должен знать:
- приборы для отбора проб сточной воды;
- методику отбора проб сточной воды ;
- гигиеническую оценку работы сооружений по биологической очистке и обеззараживанию;
- методику оценки работы сооружений по биологической очистке и обеззараживанию;
- схему биологической очистки сточных вод;
- строения сооружении используемые в биологической очистке;
- принципы работы сооружений по биологической очистке и обеззараживанию .
Студент должен уметь:
- отличить приборы для отбора проб сточной воды;
- проводить отбор проб сточной воды;
- выбирать точки
отбора проб сточной воды;
- давать гигиеническую оценку работы сооружений биологической очистки и обеззараживания;
- использовать схему биологической очистки и обеззараживанию сточных вод;
- оценивать работу сооружении используемые в биологической очистке и обеззараживанию;
- оценивать полученные результаты лабораторного исследования.
4. Основные вопросы темы:
1. Методика отбора проб сточной воды для оценки работы сооружений биологической очистки.
2. Методика отбора проб сточной воды для оценки работы сооружений обеззараживания.
3.Гигиеническая оценка работы сооружений биологической очистки.
4. Методика оценки работы сооружений обеззараживания.
6.Б
Схема биологической очистки сточных вод.
7. Схема обеззараживания сточных вод.
8.Сооружения, используемые в биологической очистке сточных вод.
5. Методы обучения и преподавания: устный опрос, метд ромашка.
6. Литература:
На русском языке
основная:
1.Коммунальная гигиена / по
д редакцией Мазаева В.Т. В 2 ч. – М., 2006 – Ч.1. -304с, ; Ч.2. – 336с.
2.Неменко Б.А., Бекказинова Д.Б., Арынова Г.А., Елгондина Г.Б. Руководство к практическим занятиям по коммунальной гигиене: Учебник – Алматы, 2008. – 430с.
дополнительная:
1.Аксенова О.И., Иванов С.И. Гигиенические аспекты обеспечения населения доброкачественной питьевой водой: проблемы и решения: руководство + СD под ред. Г.Г. Онищенко. – М., 2008.- 250 с.
2.Мазаева В.Т., Ильницкий А.П., Шлепнина Т.Г. Руководство по гигиене воды и питьевого водоснабжения. – М. – 2008. – 250с.
3.Больничное дело в Казахстане: состояние, проблемы и подходы к новой модели / А.А. Аканов, В.Н. Девятко, В.И. Ахметов и др. – Астана, Б. – 2006.- 166с.
4.Неменко Б.А. Коммунальная гигиена. (Учебник). – Алматы: НИЦ «Ғылым», 2003 – 464 с.
5.Общая гигиена / под.ред. А.М. Большакова , В.Г. Маймулова.- М., 2006.- 736с.
6.Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене. – М., 2009.-736с.
7.Рустембекова С.А. Микроэлементы и факторы экологического риска.- М: Логос. 2006. – 110с.
7. Контроль-вопросы:
1. Объясните методику отбора проб сточной воды для оценки работы сооружений биологической очистки.
2. Объясните методику отбора проб сточной воды для оценки работы сооружений обеззараживания.
3. Начертите схему биологической очистки сточных вод.
4. Начертите схему обеззараживания сточных вод.
5. Что такое сточные воды?
6. С какой целью обеззараживается сточные воды?
7. Расскажите гигиенические значения аэротенка и биофильтров.
8. Объясните устройство метатенка и илоуплотнителей.
9. Объясните роль биопрудов и полей орошения, фильтрации.
№ 11.
1.Тема: Гигиеническая характеристика особенностей очистки промышленных сточных вод. Определение санитарных условий сброса сточных вод в водоем. Понятие о ПДС.
2. Цель: научить студентов давать сравнительную гигиеническую характеристику особенностей очистки промышленных сточных вод и определение санитарных условий сброса сточных вод в водоем.
3.Задачи обучения:
Студент должен знать:
- состав промышленных сточных вод;
- методическую схему исследования промышленных стоков;
- технологические мероприятия по охране загрязнения водных объектов;
- описание методов очистки промышленных сточных вод;
- сооружения, используемые при очистке промышленных сточных вод;
- понятие о ПДС;
- о особо вредных примесях;
- о методике очистки сточных вод содержащих радиоактивные примеси;
- о методике очистки сточных вод содержащих нефтепродукты;
- о методике очистки сточных вод содержащих ПАВ;
- специальные методы ликвидации особо вредных примеси;
- понятие о БПК (биохимическая потребность кислорода);
- критерий оценки загрязненности воды.
Студент должен уметь:
- правильно классифицировать промышленные сточные воды;
- давать гигиеническую характеристику промышленных сточных вод;
- определить методическую схему исследования промышленных стоков;
- оценивать эффективность методов очистки промышленных сточных вод;
- определить санитарные условия сброса сточных вод в водоем;
- оценивать ПДС веществ в водоемы;
- дифференцировать специальные методы ликвидаций особо вредных примеси.
4. Основные вопросы темы:
1. Сточные воды, причины их образования. Гигиеническая классификация сточных вод по степени загрязнения.
2. Методическая схема исследования промышленных сточных вод.
3. Методы очистки промышленных сточных вод (механическая, химическая, физико-химическая и биологическая).
4. Механическая очистка (процеживание, отстаивание, всплывание, фильтрование). Эффективность механической очистки промышленных сточных вод.
5. Химический (нейтрализация и окисление )и физико-химический (коагуляция, экстракция, адсорбция, эвапорация, флотация, кристаллизация ) методы очистки промышленных сточных вод.
6. Биологическая очистка промышленных сточных вод.
7. Санитарные условия сброса сточных вод в водоем.
8.Понятие о ПДС и его значение.
9. Методика очистки сточных вод содержащих радиоактивные примеси.
10.Методика очистки сточных вод содержащих нефтепродукты и ПАВ.
11. Специальные методы ликвидации особо вредных примеси.
12. БПК (биохимическая потребность кислорода) и его гигиеническое значение.
5. Методы обучения и преподавания: решение ситуационных задач
6. Литература:
На русском языке
основная:
1.Коммунальная гигиена / по
д редакцией Мазаева В.Т. В 2 ч. – М., 2006 – Ч.1. -304с, ; Ч.2. – 336с.
2.Неменко Б.А., Бекказинова Д.Б., Арынова Г.А., Елгондина Г.Б. Руководство к практическим занятиям по коммунальной гигиене: Учебник – Алматы, 2008. – 430с.
дополнительная:
1.Аксенова О.И., Иванов С.И. Гигиенические аспекты обеспечения населения доброкачественной питьевой водой: проблемы и решения: руководство + СD под ред. Г.Г. Онищенко. – М., 2008.- 250 с.
2.Мазаева В.Т., Ильницкий А.П., Шлепнина Т.Г. Руководство по гигиене воды и питьевого водоснабжения. – М. – 2008. – 250с.
3.Больничное дело в Казахстане: состояние, проблемы и подходы к новой модели / А.А. Аканов, В.Н. Девятко, В.И. Ахметов и др. – Астана, Б. – 2006.- 166с.
4.Неменко Б.А. Коммунальная гигиена. (Учебник). – Алматы: НИЦ «Ғылым», 2003 – 464 с.
5.Общая гигиена / под.ред. А.М. Большакова , В.Г. Маймулова.- М., 2006.- 736с.
6.Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене. – М., 2009.-736с.
7.Рустембекова С.А. Микроэлементы и факторы экологического риска.- М: Логос. 2006. – 110с.
6.Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене. – М., 2009.-736с.
7. Контроль-вопросы:
1. Объясните строение сооружений, используемые в механической очистке промышленных сточных вод.
2. Перечислите химические методы очистки промышленных сточных вод.
3. Объясните значение физико-химических методов очистки промышленных сточных вод.
4. Каким образом проводится биологическая очистка промышленных сточных вод?
5.Перечислите преимущества и недостатки методов очистки промышленных сточных вод.
6. Каким образом осуществляется очистка сточных вод содержащих радиоактивные примеси?
7. Каким образом осуществляется очистка сточных вод содержащих нефтепродукты и ПАВ?
8. Какие знаете специальные методы ликвидации особо вредных примеси?
Ситуационные задачи:
Задача №1
Вследствие аварии канализационной сети, содержимое ее попало в систему водоснабжения поселка городского типа.
Вопросы:
1.Роста, какой инфекционной патологии следует ожидать в первую очередь?
2.Какие меры необходимы принять в данной ситуации?
Задача №2
Сточные воды промышленного города поступают в пруды-накопители и реку. В воде реки ниже сброса сточных вод определяются: ртуть – 0,0006 мг/л, (1 класс опасности); свинец – 0,06 мг/л, кадмий – 0,003 мг/л, цианиды – 0,5 мг/л (2 класс); цинк – 2,0 мг/л, медь – 1,5 мг/л (3 класс); общее микробное число - 255, запах – 4 балла, БПК – 10 мг/л, растворенный кислород – 0,5-1,0 мг/л.
Вопросы:
1.Какие санитарно-технические мероприятия необходимы для охраны окружающей среды в данном случае?
2. Какие виды загрязнения воды присутствуют?
3.Какие основные источники загрязнения присутствуют?
4.Определите кратность превышения ПДК химических веществ.
5.Какое влияние может оказать на здоровье населения такого качества вода?
Задача №3
Высокая антропогенная нагрузка (выбросы в атмосферу, сточные воды) в регионе Восточного Казахстана обуславливает потенциальную опасность ухудшая условия водопользования населения. Промышленные и ливневые сточные воды свинцово-цинкового и титаномагниевого комбинатов поступают в реку Иртыш. Население для питьевых целей использует воду из скважин подрусловых (инфильтрационных) вод реки. Концентрации: бериллий – 0,0001 мг/л, мышьяк – 0,04 мг/л, свинец – 0,09 мг/л, кадмий – 0,002 мг/л, цинк – 1,5 мг/л. Классы опасности: Вi – 1; Cd, Pb, As – 2; Zn – 3.
Вопросы:
-
Какие виды загрязнения воды присутствуют? -
Какие основные источники загрязнения присутствуют? -
Определите кратность превышения ПДК веществ -
Определите интегральный показатель загрязнения воды по классам опасности. -
Определите степень опасности загрязнения воды в соответствии с классификацией. -
Какое влияние могут оказать на здоровье населения показатели загрязнения воды? -
Какие необходимо провести гигиенические мероприятия?