ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 190
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.Тема: Текущий санитарный надзор. Методика санитарного надзора за сбором, хранением и удалением твердых отходов из населенного пункта. Лабораторный контроль за санитарным состоянием почвы.
2. Цель: изучение текущего санитарного надзора и методики санитарного надзора за сбором, хранением и удалением вредных отходов из населенного пункта, также научить оценивать степень загрязнения и опасности почвы по показателям санитарного состояния и использовать данные в практике.
3.Задачи обучения:
Студент должен знать:
- понятие о текущем санитарном надзоре;
-системы удаления вредных отходов из населенного пункта;
- методику санитарного надзора за сбором твердых отходов из населенного пункта;
- методику санитарного надзора за хранением твердых отходов из населенного пункта.
- методику санитарного надзора за удалением твердых отходов из населенного пункта;
- методику лабораторного контроля за санитарным состоянием почвы;
- методику отбора проб почвы;
- методику направления проб в лабораторию;
- методику оценки результатов лабораторных исследований.
Студент должен уметь:
- организовать текущий санитарный надзор;
-описать системы удаления твердых отходов из населенного пункта;
- проводить методику санитарного надзора за сбором твердых отходов из населенного пункта;
- проводить методику санитарного надзора за хранением твердых отходов из населенного пункта.
- проводить методику санитарного надзора за удалением твердых отходов из населенного пункта;
- оценивать санитарное состояние почвы;
- проводить лабораторный контроль за санитарным состоянием почвы;
- отбирать пробу исследуемой почвы;
- оформлять документы направляемого образца в лабораторию;
- оценивать состояние почвы по результатам
лабораторного исследования.
4. Основные вопросы темы:
1. Текущий санитарный надзор.
2. Системы удаления твердых отходов из населенного пункта.
3. Методика санитарного надзора за сбором и хранением твердых отходов из населенного пункта.
4. Методика санитарного надзора за удалением твердых отходов из населенного пункта.
5. Лабораторный контроль за санитарным состоянием почвы. Методы изучения санитарного состояния почвы.
6.Показатели эпидемической безопасности почвы и их гигиеническое значение: коли-титр, титр-анаэробов, число личинок и куколок мух, санитарное число Хлебникова.
7.Показатели органического (экскременты) и другие загрязнения почвы, их значение в оценке степени и давности загрязнения.
8.Титр термофилов, как показатель самоочищающей способности почвы, его гигиеническое значение.
9. Оценка загрязнения почвы экзогенными химическими и радиоактивными веществами.
5. Методы обучения и преподавания: решение ситуационных задач
6. Литература:
На русском языке
основная:
1.Коммунальная гигиена / по
д редакцией Мазаева В.Т. В 2 ч. – М., 2006 – Ч.1. -304с, ; Ч.2. – 336с.
2.Неменко Б.А., Бекказинова Д.Б., Арынова Г.А., Елгондина Г.Б. Руководство к практическим занятиям по коммунальной гигиене: Учебник – Алматы, 2008. – 430с.
дополнительная:
1.Аксенова О.И., Иванов С.И. Гигиенические аспекты обеспечения населения доброкачественной питьевой водой: проблемы и решения: руководство + СD под ред. Г.Г. Онищенко. – М., 2008.- 250 с.
2.Мазаева В.Т., Ильницкий А.П., Шлепнина Т.Г. Руководство по гигиене воды и питьевого водоснабжения. – М. – 2008. – 250с.
3.Больничное дело в Казахстане: состояние, проблемы и подходы к новой модели / А.А. Аканов, В.Н. Девятко, В.И. Ахметов и др. – Астана, Б. – 2006.- 166с.
4.Неменко Б.А. Коммунальная гигиена. (Учебник). – Алматы: НИЦ «Ғылым», 2003 – 464 с.
5.Общая гигиена / под.ред. А.М. Большакова , В.Г. Маймулова.- М., 2006.- 736с.
6.Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене. – М., 2009.-736с.
7.Рустембекова С.А. Микроэлементы и факторы экологического риска.- М: Логос. 2006. – 110с.
7. Контроль-вопросы:
-
Классифицируйте систему удаления вредных отходов из населенного пункта.
2. Объясните методику санитарного надзора за сбором и хранением вредных отходов из населенного пункта.
3. Объясните методику санитарного надзора за удалением вредных отходов из населенного пункта.
4. Какие знаете показатели эпидемической безопасности почвы и дайте их опредление?
5. Как определить показатели органического загрязнения почвы?
Приложение № 1
Показатели санитарного состояния почвы
Степень опасности | Степень загрязнения | Показатели эпидемической безопасности | Показа-тель загрязне-ния экзоген-ными химиче-кими веществами кратность превышающая ПДК | Показатель загрязнения радиоактивными веществами | Показа-тель самоочищения почвы – титр термофи-лов | ||||
коли-титр | титр-анаэробов | число яиц гельминтов в 1 кг почвы | число личинок и куколок мух (на участке 25 м2) | санитарное число Хлебнико-ва | |||||
Безопасная | Чистая | > 1,0 | > 0,1 | 0 | 0 | 0,98-1,0 | <1 | Естественный уровень | 0,01-0,001 |
Относительно безопасная | Слабо загрязненная | 1,0-0,01 | 0,1-0,001 | до 10 | 1-10 | 0,85-0,98 | 1-10 | Превышение естественного уровня в 1,5 раза | 0,01-0,00002 |
Опасная | Загрязненная | 0,01-0,001 | 0,001-0,0001 | 11-100 | 10-100 | 0,7-0,85 | 10-100 | Превышение естественного уровня в 2 раза | 0,00002-0,00001 |
Чрезвычайно опасная | Сильно загрязненная | <0,001 | <0,0001 | >100 | >100 | <0,7 | >100 | Превышение естественного уровня в 3 раза | 0,00001 |
Приложение № 2
Классификация почв по механическому составу по Качинскому
Содержание глинистых частиц (d <0,01 mm, %) | Содержание песчаных частиц (d >0,01 mm, %) | Название почвы по механическому составу |
Более 80 | Менее 20 | Тяжелоглинистые |
80-50 | 20-50 | Глинистые |
50-40 | 50-60 | Тяжелосуглинистые |
40-30 | 60-70 | Среднесуглинистые |
30-20 | 80-90 | Супесчаные |
10-5 | 90-95 | Песчаные |
Менее 5 | Более 95 | Рыхлопесчаные |
Приложение № 3
Оценка санитарного состояния почвы населенных мест по химическому составу почвенного воздуха
Санитарная оценка почвы | Состав почвенного воздуха на глубине 1 м при температуре ) град С и давлении 760 мм. рт. столба | |||
СО2 | О2 | СН4 | Н2 | |
Чистая | 0,38-0,8 | 19,75-20,2 | - | - |
Слабо загрязненная | 1,2-2,8 | 17,7-19,9 | - | - |
Загрязненная | 4,1-6,5 | 14,2-16,5 | - | - |
Сильно загрязненная | 14,5-18 | 1,7-5,5 | 0,8-2,7 | 0,3-3,4 |
Ситуационные задачи
Задачи №1
В населенном пункте для строительства школы-интерната отводится участок площадью 3 га со спокойным рельефом, являющийся ранее частью сельскохозяйственных угодий, на которых использовались органические и минеральные удобрения, пестициды. На участке и вблизи от него отсутствуют источники сосредоточенного загрязнения. Почва участка суглинистая.
Данные лабораторного анализа почвы:
Показатели | Участок контрольный | Участок опытный |
азот аммонийный мг/100 г | 3,4 | 3,8 |
органический углерод, % | 0,3 | 0,4 |
нитриты, мг/100 г | 0,2 | 0,3 |
нитраты, мг/100 г | 1,2 | 1,8 |
хлориды, мг/ 100 г | 38,4 | 40,7 |
Общее содержание: | ||
азота, мг/100 г | 2,1 | 2,4 |
содержание азота гумуса | 20 | 22 |
микробное число | 30000 | 32000 |
коли-титр, г | 1,0 | 1,0 |
титр-анаробов, г | 0,1 | 0,1 |
число яиц гельминтов | 0 | 0 |
число личинок и куколок мух на 25 м2 | | 0 |
Данные сравнивались с показателями контрольного участка, располагающегося на территории лесопосадки.
-
Правильно ли выбран контрольный участок? -
Подходит ли суглинистая почва для строительства. Каковы воздухо- и водопроницаемость, теплоемкость, капиллярность, водоемкость и гигроскопичность этого типа почвы? -
Какие загрязнители могут быть обнаружены, учитывая характер использования ранее этих земель? -
Содержание каких загрязнителей почвы нужно было бы, по Вашему мнению, определить еще? -
Какие из данных лабораторного анализа позволяют судить о санитарно-эпидемической безопасности почвы, органическом загрязнении экзогенными химическими веществами? -
О чем говорит санитарное число Хлебникова? Как рассчитать его, исходя из приведенных выше данных? -
Дайте оценку степени чистоты и опасности почвы? -
Можно ли использовать данный участок под строительство школы-интернат? Если нет, то почему?