Файл: Вопрос Менеджмент как наука, как искусство, как вид управленческой деятельности. Менеджмент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Дисциплина. У А.Файоля - четкое подчинение руководству и выполнение его распоряжений, руководители должны применять справедливые санкции к нарушителям дисциплины. 

 У Г.Эмерсона главное – достижение цели посредством сотрудничества. Для установления дисциплины можно применять различные методы – начиная с уроков жизни и заканчивая наказаниями, сознательно налагаемыми человеком. При этом высшая дисциплина создается не страхом, а более высоким чувством. Труд должен быть благом, а не проклятием. 

К недостаткам классической школы следует отнести недооценку человеческого фактора, упрощенное представление о мотивах человеческого поведения. У Эмерсона - Справедливое отношение к персоналу. У Г.Эмерсона этот принцип основывается на тщательном отборе работников, при котором следует обращать внимание на внутренние склонности, способности и характер человека. Справедливое отношение к персоналу предполагает повышение его квалификации, улучшение условий труда и жизни. Необходимо обучать рабочих для сокращения непроизводительных затрат времени, для повышения ответственности за выполнение задания, для улучшения их физической формы и внешнего вида и для налаживания сотрудничества между руководителями и рабочими. 

Представители классической школы рассматривали организацию как закрытую систему, никак не связанную с внешней средой. У Эмерсона - Диспетчеризация, которая состоит в календарном планировании времени и затрат по аналогии с графиком движения железнодорожных поездов. 

Прежде чем перейти к характеристике основных принципов производительности, Г. Эмерсон проводит различие между трудом производительным и трудом напряженным. Напряжение и производительность – это не только не одно и то же, но вещи прямо противоположные. Работать напряженно – значит прилагать к делу максимальные усилия; работать производительно – значит прилагать к делу усилия минимальные. Истинная производительность всегда дает максимальные результаты при минимальных усилиях; напряжение, наоборот, дает довольно крупные результаты лишь при усилиях ненормально тяжелых. На принципе напряжения основана поштучная оплата, а на принципе производительности – нормирование выработки и премиальная система.  При школе научного управления была введена премиальная система. 


Эмерсон неоднократно заявлял, что двенадцать принципов производительности выработаны для устранения всех потерь. Он вообще выступал как идеолог устранения все потерь в интересах всего человечества и всеобщего блага. Его принципы позволили повышать производительность труда не так болезненно, как у классиков, к которым принадлежал А.Файоль. 



Вопрос 12.

Мотивация как функция менеджмента. Основные понятия мотивации.

Эффективность производственно-хозяйственных процессов определяется не только такими факторами, как реальные и понятные цели, тщательно составленные планы, качественно разработанные решения и совершенная организационная структура, а зависит и от людей, которые претворяют в жизнь эти планы. Если фактическую работу в организации никто не выполняет, то все предварительные усилия ничего не стоят.

Обеспечить выполнение работы персоналом в соответствии с планами и делегированными полномочиями – задача функции «мотивация». Мотивация как функция менеджмента чаще всего обозначает два психических явления:

  1. совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, определяют ее границы и формы и придают этой деятельности направленность, ориентированы на достижение определенных целей;

  2. процесс влияния на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем соответствующих мотивов.

Мотивировать сотрудников — значит нарушить их важные интересы, дать им шанс реализоваться в процессе труда.

Мотивация — это процесс побуждения человека или группы людей к достижению целей организации и включает в себя мотивы, интересы, потребности, увлечения, мотивационные установки или диспозиции и т.д.

Стимул в управлении персоналом — это воздействие на работника извне с целью побуждения его к деятельности.

Мотив — это побуждение человека к деятельности, вызванное изнутри его собственными потребностями, эмоциями.

К мотивам относится комплекс побуждений, действующих с полной силой в течение длительного времени, а также обязанности, стремление выполнить порученное задание, помочь сотруднику и тому подобное. В зависимости от сферы, в которой они используются, мотивы могут быть материального и морального порядка.

Стимул также рассматривается как принуждение к действию, но в отличие от мотива, он вызывается внешними факторами, которые делятся на материальные (вознаграждения за труд) и моральные стимулы (признание заслуг индивида, справедливое отношение к нему, создание у человека чувства собственной причастности к успехам организации и др.).

Причина в том, что у различных людей в разнообразном соотношении находятся движущие силы и регуляторы поведения:


  • инстинкт;

  • интересы;

  • потребности.

Инстинкт — представляет собой первую, самую нижнюю форму принуждения человека к действиям (пищевой, оборонительный, половой и стадный).

Интересы — избирательное отношение личности к определенному объекту, целенаправленное стремление, потребность, вызванная совокупностью социально-экономических условий жизни человека, коллектива, общества.

Потребности — это необходимость, потребность, которую чувствует человек при определенных условиях жизни и развития. Они проявляются в форме мотивов поведения. Потребности возникают с рождением человека, развиваются по мере его роста и развития, соответственно, видоизменяют его поведение.

Мотивация возникает из неудовлетворенных потребностей и действий, которые дают ей толчок, если они успешны и удовлетворяют эти потребности. Некоторые потребности удовлетворяются лишь на некоторое время (например, пища). Некоторые потребности — на длительное время, но остальные остаются неудовлетворенными.

Самым первым средством мотивации трудовой деятельности людей был метод “кнута и пряника”. Суть этого метода проста: вознаграждение за выполненную работу и наказание за невыполненную. Метод давал результат, когда люди находились на грани голодного существования. Людей можно заставить выполнять те или иные решения, ту или иную работу, однако принудительное исполнение имеет определенные границы, зависящие от системы организации труда и контроля.

Современная философия менеджмента утверждает, что в основе влияния на людей – не принуждение, а мотивационные регуляторы, построенные на учете психологических особенностей людей.

Мотивация как функция менеджмента включает ряд таких взаимосвязанных действий менеджера:

  • общение с подчиненными и разъяснение им цели организации;

  • определение правил и норм деятельности;

  • подготовка подчиненных до желаемого профессионального уровня;

  • своевременная и объективная оценка деятельности подчиненных;

  • поощрение и наказание работников;

  • создание благоприятной мотивационной среды.

Мотивация также предусматривает формирование и воспитание здоровых и разумных потребностей, высоких идеалов людей, разработку нетрадиционных способов побуждения к высококачественной работе.

При этом связь между отдельными силами и действиями человека определяется сложной системой взаимодействия, поэтому разные люди на одни и те же воздействия одинаковых сил реагируют по-разному.


Понятие мотивации раскрывает ответы на такие вопросы:

  • что в деятельности человека зависит от мотивационного влияния?

  • каково соотношение внешних и внутренних движущих сил?

  • как мотивация соотносится с результатами деятельности человека?

Вопрос 13.

Новые тенденции в развитии современной теории менеджмента.

Развитие современного менеджмента может быть охарактеризовано следующими чертами: Бурно развивается организационная культура; Стратегическое управление и стратегическое планирование применяются в широком спектре специальных приложений; Методы и технологии современного менеджмента, которые отработаны в коммерческих организациях, распространяются на некоммерческие сферы, в том числе на государственный сектор; Идет формирование и развитие новых специальных типов менеджмента. Культура предприятия на сегодняшний день рассматривается в качестве важного фактора прибыли и конкурентоспособности коммерческой организации, в качестве фактора успеха и эффективности деятельности, а зачастую и для выживаемости некоммерческой компании. Культура предприятия состоит из норм, принципов, правил, ценностей, идеалов, языка, жаргона, истории организации, легенд, образов, символов, метафор, церемоний, ритуалов, форм наград и поощрений, размещений, зданий и окружения. Стратегическое управление и планирование все больше применяются в каждой конкретной управленческой ситуации. Бизнес-планирование – воплощение идей и методов стратегического планирования, которые в определенных ситуациях доведены до нормативно-закрепленных процедур.

Развитие современного менеджмента может быть охарактеризовано следующими чертами:

  • Бурно развивается организационная культура;

  • Стратегическое управление и стратегическое планирование применяются в широком спектре специальных приложений;

  • Методы и технологии современного менеджмента, которые отработаны в коммерческих организациях, распространяются на некоммерческие сферы, в том числе на государственный сектор;

  • Идет формирование и развитие новых специальных типов менеджмента.


Культура предприятия на сегодняшний день рассматривается в качестве важного фактора прибыли и конкурентоспособности коммерческой организации, в качестве фактора успеха и эффективности деятельности, а зачастую и для выживаемости некоммерческой компании. Культура предприятия состоит из норм, принципов, правил, ценностей, идеалов, языка, жаргона, истории организации, легенд, образов, символов, метафор, церемоний, ритуалов, форм наград и поощрений, размещений, зданий и окружения. Стратегическое управление и планирование все больше применяются в каждой конкретной управленческой ситуации. Бизнес-планирование – воплощение идей и методов стратегического планирования, которые в определенных ситуациях доведены до нормативно-закрепленных процедур.