Файл: Вопрос Менеджмент как наука, как искусство, как вид управленческой деятельности. Менеджмент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Еще одна тенденция развития менеджмента – распространение концепций, методов и моделей управления, которые смогли доказать свою эффективность в коммерческих организациях, на некоммерческие организации. В деятельности большого количества некоммерческих организаций успешно применяют элементы бизнес-планирования. Разгосударствление позволяет применять коммерческие подходы в управлении государственными учреждениями. Специальные типы менеджмента сегодня получают активное развитие – муниципальный менеджмент, риск-менеджмент, университетский менеджмент, финансовый и инвестиционный и прочие типы менеджмента, кризисное управление, реинжиниринг бизнеса и пр. По каждому из данных видов специального менеджмента существует ряд отдельных учебных пособий. Во многих случаях становление самостоятельной разновидности специального менеджмента предполагает необходимость разработки специфических для данного типа деятельности специфических управленческих приемов, методов и технологий. Все специальные типы менеджмента преимущественно прикладного характера, а их развитие значительно базируется на обобщении управленческой практики в соответствующих специальных сферах. Тенденции развития современного менеджмента При этом традиционное определение менеджмента, включающее понимание управления, как предвидения и планирования, организации, распоряжения, координирования и контроля, в полной мере соответствует реальной ситуации, которая сформировалась в современной экономике, и к основным характеристикам которой относят:

  • Перемены в характере современного менеджмента, с одной стороны, представляют интегрированный процесс, в котором объединены все названные выше функции, а с другой стороны, приобретает модельную структуру, в том числе появление множества разновидностей менеджмента – маркетингового, инновационного, бюджетного и пр.;

  • Появление некоторых новых функций – развитие культуры менеджмента, постоянные инновации, интеллектуальный творческий процесс развития и использования индивидуальных внутренних ресурсов управленца и человеческого капитала предприятия, интеллектуальное лидерство в управлении командами и проектами, воздействие менеджера на имидж своего предприятия;

  • Нестабильность и динамичность внешних и внутренних условий, получивших турбулентный характер, вынуждающих менеджеров к постоянной самостоятельной реорганизации и изменениям своей цели;

  • Внимание к конечным результатам и эффективность управленческой деятельности, а к функциям, деятельности и процессу;

  • Радикальные изменения во взаимоотношениях между персоналом и руководством: никто не должен заниматься управлением людьми, основная задача – вести людей за собой, цель – сделать продуктивными специфические сильные стороны личности и знания каждого отдельного индивида;

  • Принципиально новый тип децентрализации управления, которым создается максимальная свобода для менеджера-преобразователя, формирование новых внутренних сетевых структур управления, представленных командами, рабочими группами для решения проблем развития;

  • Новые интеллектуальные факторы, созданные в современном управлении, которые проявляют себя изменениями в уровне квалификации кадров менеджеров, применяемых ими новых методов планирования и новых высоких информационных технологий, а также технических средств, например, использование высокопроизводительных ЭВМ и их сетей, телекоммуникаций, интернета и пр.;

  • Факторы риска, которые в современной экономике превратились в один из приоритетных при принятии того или иного управленческого решения.



Вопрос 14.

Лидерство в организации.
Лидерство в управлении организацией Лидерство в организации построено на личном авторитете человека. Причем если лидером команды является не ее руководитель, то говорят о неформальном лидерстве. В этом случае влияние оказывается за счет признания другими личного превосходства человека, его способностей, умений или других ресурсов. Формальное лидерство обозначает процесс влияния на подчиненных с позиции официального положения в организации. Формальный лидер обладает поддержкой высшего руководства в виде делегированных ему официальных полномочий. Как правило, такой человек действует в строго отведенной ему функциональной сфере. Лидерство в управлении организацией работает за счет приемов, с помощью которых коллектив мотивируется, а также определенных санкций и дисциплинарных мер. Как тип отношений управления оно строится больше на отношениях вида «лидер – последователь», нежели «начальник – подчиненный». Наиболее эффективна работа коллектива, когда лидером является ее руководитель. Однако необходимо понимать, что лидерство отличается от руководства. Последнее предполагает довольно жесткую и строго формализованную систему отношений «господства – подчинения». Но лидерством, насколько это возможно, необходимо управлять, то есть определять неформальных лидеров к команде, развивать конструктивных и устранять деструктивных, негативно воздействующих на рабочий процесс.

Роль лидерства в организации.

Роль лидерства в организации сложно переоценить. Без человека, ведущего коллектив за собой, организации не смогут эффективно работать, даже имея полный штат высококвалифицированных кадров. Лидер вокруг себя создает сплоченную команду последователей, объединяет усилия специалистов для эффективной работы и контролирует их деятельность. Лидер в организации формирует видение продвижения, планирует задачи и ставит цели. Причем такой человек должен не только сам осознавать это видение, но и уметь объяснять, почему это важно и что это даст предприятию в будущем, мотивировать членов своей команды на достижение целей.



Лидерство означает способность оказывать влияние на отдельные личности или группы, направляя их усилия на достижение целей организации. Причем лидерство – это способ влияния руководителя на подчиненного преимущественно через его душу, в отличие от менеджмента как способа влияния на поведение подчиненного преимущественно через его разум. 


Не каждый менеджер и не каждый лидер являются лидером организации. 
Совмещение навыков лидера и менеджера является залогом успешного функционирования организации и развития ее конкурентных преимуществ в условиях динамичной среды. Поэтому: 

  • только лидеры организаций (лидеры-менеджеры) могут сформулировать эффективную стратегию развития организации и объединить усилия сотрудников на достижение поставленных целей; 

  • только лидеры организаций способны осуществить крупные изменения, определяющие успешность деятельности организации в долгосрочной перспективе. Нельзя принудить людей к творчеству и инновациям, но можно воодушевить их на эту деятельность; 

  • только лидер организации наиболее эффективно использует человеческие ресурсы, так как обладает большим количеством инструментов воздействия на мотивацию подчиненных; 

  • только лидер организации способен создать благоприятный климат в коллективе и выстроить партнерские отношения внутри организации и вне её. 


Вопрос 15.

Конфликты в организациях: сущность, природа возникновения.

Конфликт – это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта.

Одна из таких общих черт состоит в том, что всякая организация проходит в своем развитии через серию внутренних конфликтов, она не может существовать без внутренней напряженности и без столкновений между определенными позициями, представленными в ней, между группировками людей, между так называемыми кликами.

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как процесс взаимодействия между субъектами, лицами или группами по поводу различия их интересов.


Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т. д. Однако оно не всегда выражается в форме явного столкновения. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолевать разногласия и вступают в открытое конфликтное взаимодействие. В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решений, именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Но это не означает, что конфликт всегда носит положительный характер.

Существует четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой.

  • Внутриличностный конфликт. Участниками являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т.п. Внутриличностные конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных — это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Внутренние конфликты могут возникать на производстве вследствие перегруженности работой или, напротив, отсутствия работы при необходимости находиться на рабочем месте.
  • 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Межличностный конфликт. Это один из самых распространенных типов конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Многие руководители считают, что единственной его причиной является несходство характеров. Однако более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины. Конфликты возникают между руководителем и подчиненным, например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный не желает работать в полную силу.

По субъектному признаку во внутренней жизни каждой организации можно выделить следующие типы межличностных конфликтов:

  • конфликты между управляющими и управляемыми в рамках данной организации, причем конфликты между руководителем и рядовым исполнителем будут существенно отличаться от конфликтов между руководителем первой руки и менеджерами нижестоящих уровней;

  • конфликты между рядовыми сотрудниками;

  • конфликты на управленческом уровне, т. е. конфликты между руководителями одного ранга.

  • Конфликт между личностью и группой. Известно, что неформальные группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой.

  • Межгрупповой конфликт. Организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Например, между руководством и исполнителями, между работниками различных подразделений, между неформальными группами внутри подразделений, между администрацией и профсоюзом.

Вся совокупность конфликтов, пронизывающих те или иные организации, так или иначе, связана с методами управления ею. Ибо управление - ни что иное как деятельность по разрешению конфликтов ради тех целей и задач, которые определяет суть организации. Руководитель призван разрешать частные конфликты, возникающие между подразделениями организации, между управляющими и работниками, между производителями и потребителями продукции, производителями и поставщиками исходных материалов во имя более общих интересов организации