Файл: Взаимосвязь стрессоустойчивости и синдрома эмоционального выгорания у сотрудников овд.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По мнению И. Н. Дороженкина, что синдрому эмоционального выгорания подвержены специалисты, чья деятельность связана с общением: руководители, менеджеры, торговые представители, врачи, учителя, сотрудники МВД и т.д. [22, с. 19]. Причиной эмоционального выгорания сотрудников указанных специальностей (и многих других) являются затяжные хронические стрессы, которые происходят на фоне постоянных задержек заработной платы, загруженностью большими объемами работы, конфликтными взаимоотношениями внутри организации, применение руководством авторитарного стиля управления.

Таким образом, синдром эмоционального выгорания представляет из себя комплекс симптомов, отрицательно влияющих на жизнедеятельность человека. Синдром профессионального выгорания чаще встречается у специалистов экстремального профиля. К его развитию приводит перенапряжение, не соблюдение режима труда и отдыха, а также ряд внешних и внутренних причин. Отметим, что эмоциональное выгорание характеризуется такими негативными факторами, как в высокой степени утомляемость, апатия, потеря интереса к профессии, бессонница, повышенная тревожность, нервозность и т.д.
1.3 Факторы эмоционального выгорания сотрудников ОВД

Профессиональное выгорание считается одним из самых частых проявлений общей профессиональной деформации личности. Последствия профессионального выгорания проявляются как в социально-психологической сфере человека (эмоциональных, когнитивных, поведенческих, ценностно-мотивационных изменениях личности), так и в психосоматических заболеваниях, таким образом, речь идет о непосредственной угрозе социальному, психическому и физическому здоровью личности профессионала.

Как указывает Н. Е. Водопьянова, что наиболее предрасположены к синдрому эмоционального выгорания представители социономических профессий, особенностью деятельности которых, является интенсивная коммуникативная нагрузка и эмоционально окрашенные межличностные отношения, например: врачи, социальные работники, учителя, психологи, менеджеры, а также сотрудники органов внутренних дел (далее – ОВД) [16].

Деятельность руководителя ОВД характеризуется наличием множества стресс-факторов, таких как: высокая социальная ответственность, ненормированная функциональная нагрузка, необходимость принятия управленческих решений, различные экстремальные ситуации управленческой деятельности.


И. И. Костюк отмечает, что фактором, провоцирующими синдром эмоционального выгорания являются и социально-психологические особенности организационных отношений в ОВД: опосредованность, иерархическая структура, властный характер, правовая регламентированность, особая организационная культура [37].

Таким образом, деятельность руководителя ОВД относится к профессиям высокого риска синдрома эмоционального выгорания и знание особенностей проявления данного состояния, возможностей его профилактики является неотъемлемой частью его профессиональной психологической компетентности. При этом, особенностью компетенции руководителя ОВД по проблематике синдрома эмоционального выгорания является то, что практическое применение этих знаний предполагается не только в отношении себя самого, развивая навыки саморегуляции, например, но и в организации психологической работы по профилактике или коррекции профессионального выгорания как для отдельных сотрудников, находящихся в его подчинении, так и у коллектива, в целом.

По мнению А. В. Либиной, А. В. Либина, говоря об условиях возникновения синдрома эмоционального выгорания, необходимо учитывать, что стрессы на работе провоцирует несоответствия между личностью профессионала и требованиями или условиями, предъявляемыми к ней самой профессиональной деятельностью, а также психическое переутомление, ее вызванное [44]. Когда внутренние или внешние требования достаточно долго превалируют над ресурсами профессионала нарушается определенное психическое равновесие, что и провоцирует выгорание.

В психологии традиционно выделяют субъективные и объективные факторы, детерминирующие профессиональное выгорание у представителей социономических профессий. К объективным (внешним) факторам В. В. Бойко относит условия (физические, физиологические, социально-психологические, организационные) и характер профессиональной деятельности, а именно [11]:

  • особенности организационных отношений;

  • уровень организационной культуры; состояние психологического климата в коллективе;

  • межличностные производственные конфликты;

  • недостаточное понимание должностных обязанностей;

  • правильное распределение энергоресурсов, связанное с выполнением служебных задач;

  • характер и нормированность функциональной нагрузки;

  • дефицит времени;

  • дефицит или переизбыток информации;

  • адекватность социальной и психологической поддержки;

  • должная оценка результатов и достойное вознаграждение за труд.


К субъективным факторам Н. Е. Водопьянова относит непосредственно личностные и социально - психологические характеристики профессионала [16]:

  • возраст;

  • содержание и объем профессионального опыта;

  • отношение к профессиональной деятельности и степень удовлетворенности ее результатами;

  • профессиональные ожидания и убеждения;

  • система (и иерархия) жизненных смыслов и ценностей, а также место профессиональной деятельности в данной иерархии;

  • система индивидуальных механизмов психологической защиты;

  • личные психологические качества.

Факторы, провоцирующие формирование синдрома эмоционального выгорания подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние, по мнению В. В. Бойко, следующие [11]:

  • склонность к эмоциональной ригидности;

  • интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности;

  • нравственные дефекты;

  • дезорганизация личности.

Эмоциональное выгорание и стресс формируются у человека из-за жизни без внутреннего согласия в отношении содержания своей работы. В связи с этим можно предположить, что гармоничная личность в меньшей степени подвержена синдрому эмоционального выгорания.

Развитию синдрома эмоционального выгорания, отмечается в исследовании Е. Г. Таткиной, в наибольшей степени способствуют личностные особенности [68]:

  • высокий самоконтроль, волевое подавление отрицательных эмоций;

  • рационализация мотивов поведения; склонность к тревоге и депрессивным реакциям, связанных с недостижимостью идеалов, блокированием в себе негативных переживаний;

  • личностная ригидность.

В настоящее время существует несколько теорий, выделяющих стадии эмоционального выгорания. Так, К. Маслач выделяет три стадии синдрома психического выгорания, последовательно переходящие одна в другую и, имеющие тенденцию к ухудшению ситуации [52]:

1. Стадия эмоционального истощения, которая может рассматриваться как защитная психологическая реакция на хронический стресс, обусловленный профессиональной деятельностью. Данная стадия характеризуется такой симптоматикой, как: эмоциональное перенапряжение, физическая усталость, снижение эмоционального фона, дефицит профессиональной мотивации, потеря интереса к происходящему, приглушенное восприятие и равнодушие. Защитные механизмы стадии эмоционального истощения позволяют дозировать и экономить собственные энергоресурсы.


2. Стадия деперсонализации характеризуется постепенной деформацией межличностных отношений, проявляющейся либо растущим раздражением и коммуникативной агрессией в отношении окружающих, либо, наоборот, появлением чрезмерной психологической зависимости от них.

3. Стадия редукции личностных достижений проявляется развитием отрицательной самооценки в отношении профессиональных достижений, негативным или безразличным отношением к служебным обязанностям, снижением профессиональной мотивации и размыванием профессиональных ценностей, стремлением ограничить профессиональную ответственность. На данной стадии достаточно часто появляются: психосоматические реакции, алкоголизм, злоупотребление психотропными веществами.

Дж. Гринберг рассматривает процесс формирования синдрома эмоционального выгорания как пятиступенчатый прогрессирующий процесс. На первой стадии, при нарастании профессиональных стрессов работник перестает испытывать удовольствие от работы и становится менее энергичным. На второй стадии появляются усталость, апатия. Третья характеризуется появлением хронических симптомов: раздражительности, злобе или чувству подавленности. Четвертая – связана с развитием хронических заболеваний, резким снижением работоспособности и общей психологической неудовлетворенностью. Пятая – развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека [18].

Таким образом, самочувствие профессионала в состоянии профессионального выгорания характеризуется симтомокомплексом физических, психологических, когнитивных и социально-поведенческих реакций, проявляющихся с той или иной степенью интенсивности, в том или ином сочетании. К физическим симптомам, В. В. Бойко относит: потерю аппетита; снижение иммунитета и частые обострения хронических заболеваний; синдром хронической усталости; головные боли и колебания артериального давления; снижение концентрации внимания; нарушения сна [11].

Психологические симптомы, по мнению В. В. Постнова, проявляются [55]:

  • в раздражительности или даже в агрессии к окружающим;

  • в депрессии;

  • в разочаровании, как в профессии, так и в личной жизни;

  • в снижении самооценки и отсутствии уверенности в себе;

  • в размывании жизненных смыслов и ценностей;

  • в появлении чувства вины, беспокойства о будущем, бессмысленности происходящего;

  • в равнодушии, снижении эмоционального отклика на личностно значимые события.


Для поведенческих проявлений, указывается в исследовании Э. Д. Ярцевой, характерно [80]:

  • частые и немотивированные перепады настроения, эмоциональные «взрывы»;

  • снижение профессиональной мотивации и производительности труда, отсутствие инициативы;

  • пренебрежение профессиональными и семейными обязанностями; трудности личностной и профессиональной коммуникации и стремление ограничить общение;

  • злоупотребление алкоголем и психоактивными веществами.

Когнитивные симптомы, отмечается в исследовании Н. Е. Водопьяновой, проявляются [16]:

  • в когнитивной дисфункции;

  • в отсутствии творческого отношения к профессиональным обязанностям, ригидности мышления, неприятии нового;

  • в апатии, падении потери интереса к жизни;

  • в отсутствии мотивации к саморазвитию, в нежелании повышать свою квалификацию.

Факторы эмоционального выгорания могут сопровождаться полной потерей интереса и к работе, и к жизни. Такой человек будет эмоционально безразличен, он постоянно будет ощущать упадок сил и потеряет остроту мышления. Человек с синдромом выгорания будет стремиться к одиночеству, вплоть до того, что может ограничить все свои контакты. Он может общаться только с животными или проводить время на прогулках и тоже в одиночестве. Эта стадия может длиться до двадцати лет.

Р. О. Юрчик выделяет организационные факторы «выгорающих» сотрудников. К ним относятся [78]:

  • чрезмерный уровень напряжения и объем работы, особенно при нереальных сроках ее выполнения;

  • монотонность работы вследствие слишком большого количества повторений;

  • вкладывание в работу больших личностных ресурсов и недостаток признания и положительной оценки;

  • физическое изнеможение, недостаточный отдых или отсутствие нормального сна; работа без дальнейшего профессионального совершенствования;

  • напряженность и конфликты в межличностных отношениях;

  • недостаточная поддержка со стороны коллег;

  • эмоциональная насыщенность или когнитивная сложность коммуникации и др.

А. Н. Аверин рассматривает выгорание как явление, представляющее собой крайний, пограничный вариант «нормы» [3]. Таким образом, изучение феномена выгорания становится очевидной необходимостью с точки зрения обеспечения психологической сохранности людей, подверженных этому явлению.