Файл: Ма Организацияработодатель на рынке труда Вопросы темы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 3. Интервью как метод отбора

 

Цели изучения темы:

1.  Помочь студенту овладеть необходимым объемом знаний и навыков интервьюирования.

2.  Обеспечить (совместно с материалами других учебных курсов) его подготовку к эффективному выполнению данной функции в месте его будущей работы.

 

Задачи изучения темы:

1.  Изучить типы интервью.

2.  Изучить технологию подготовки и проведения интервью с кандидатом на вакантную должность.

3.  Изучить основные критерии оценки невербального поведения кандидата в процессе интервьюирования.

 

Успешно изучив тему, Вы должны:

знать:

·     какие типы интервью используются в практике рекрутинга;

·     факторы, определяющие содержания и структуру интервью;

·     технологию проведения интервью;

·     как влияет личность интервьюера на успешность проведения собеседования с кандидатом;

·     что затрудняет оценку результатов интервью.

 

Изучая тему, акцентируйте внимание на следующих понятиях:

·     интервью, собеседование, метапрограммы, CASE-интервью;

·     типы интервью, их особенности;

·     факторы повышения эффективности интервьюирования;

·     три источника влияния на содержание и структуру интервью;

·     структурированное интервью, особенности и технология проведения;

·     неструктурированное интервью;

·     интервью в эмоционально напряженной обстановке;

·     панельное интервью;

·     стили собеседования.

 

Вопросы темы:

1.    Интервью как метод отбора. Факторы, определяющие содержание и структуру интервью.

2.    Типы интервью.

3.    Роль личности интервьюера.

 

Вопрос 1. Интервью как метод отбора. Факторы, определяющие содержание и структуру интервью.

 

Среди методов отбора персонала интервью является основным методом. Принимая на работу новых сотрудников, менеджер по персоналу или руководитель располагает обычно лишь документальными данными о нём, в этом случае важное значение, приобретает беседа с претендентом.

Собеседование – это интервью с заданными, типовыми вопросами, ответы на которые требуют от кадровой службы точной и профессиональной оценки.[11]

Некоторые общие рекомендации эффективного проведения собеседования сводятся к следующему:
[12]

·     Установление взаимопонимания с кандидатом и предоставление возможности ему чувствовать себя свободно.

·     Концентрация внимания в ходе всего собеседования на требованиях к работе.

·     Недопустимость оценки по первому впечатлению. Необходимость получения всей информации о человеке.

·     Подготовка комплекта структурированных вопросов, которые будут задаваться всем кандидатам, а также достаточная гибкость, чтобы исследовать и другие возникающие вопросы.

 

При оценке кандидатов с помощью интервью должны использоваться четкие критерии, увязанные со спецификой той деятельности, для которой отбираются люди. Сама процедура проведения интервью и используемые критерии должны давать возможность представителям организации, принимающим решение о приеме на работу, собрать максимально объективную информацию по оцениваемым кандидатурам.

Структура и содержание интервью зависят как от типа интервью, так и от тех задач, которые предстоит решить в его ходе. При подготовке и проведении интервью необходимо учитывать три источника влияния:

1.  Со стороны кандидата на интервью влияют:

·     пол, возраст, национальность и другие демографические характеристики;

·     состояние здоровья и самочувствие;

·     образовательный уровень;

·     опыт работы;

·     профессиональные интересы;

·     опыт прохождения интервью;

·     и т.д.

 

2.  Со стороны интервьюера:

·     пол, возраст, национальность и другие демографические характеристики;

·     самочувствие;

·     психологические характеристики, особенно установки, мотивация и т.д.;

·     оценка требований, предъявляемых кандидату;

·     опыт проведения интервью;

·     знакомство с кандидатом до собеседования;

·     полномочия в принятии решений.

 

3.  Со стороны организации:

·     экономическая, политическая и правовая ситуация на рынке труа;

·     роль процесса отбора в системе управления персоналом;

·     место интервью в системе отбора;

·     физические условия для проведения интервью;

·     срочность заполнения вакансии;

·     и т.д.

 

Для успешной подготовки и проведения интервью важно использовать информацию, которую сообщил о себе кандидат в резюме и в стандартной форме «Сведения о кандидате». В ходе подготовки и проведения интервью интервьюер стремится проверить или уточнить информацию, помогающую принять окончательное решение о приеме на работу.


План проведения интервью. Для того чтобы цели, стоящие перед интервью с кандидатом на вакантную должность, были достигнуты наилучшим образом, оно должно быть тщательно спланировано.

При подготовке к интервью необходимо определить, как будет получена следующая информация о кандидате:

·     Сильные и слабые стороны кандидата.

·     Профессиональный опыт, навыки и знания.

·     Готовность к обучению, ориентация на развитие.

·     Готовность к сотрудничеству.

·     Мотивация, трудовые ценности.

·     Инициативность, готовность брать на себя ответственность.

·     Ориентация на достижения.

·     Уровень самооценки, уровень притязаний.

 

Достаточно важным является, какие типы вопросов будут использованы в ходе интервью:

·     Открытые вопросы – вопросы, предполагающие открытый развернутый содержательный ответ. (Как получилось, что Вы…? Что Вы думаете по поводу…?).

·     Закрытые вопросы – вопросы, предполагающие ответ «Да» или «Нет», или сообщение конкретных сведений (Сколько месяцев Вы работали в ...? Какой вуз Вы окончили?).

·     Наводящие вопросы – вопросы, направляющие, подсказывающие ожидаемый тип ответа (Для этой работы нам нужен человек ответственный. Вы ответственны?).

·     Косвенные вопросы – открытые вопросы, направленные на получение от кандидата сведений, значимых для принятия решения (Если я Вас правильно понял, то Вы предпочитаете индивидуальную работу работе в команде?).

 

Получение информации от кандидатов на занятие вакантной должности может быть организовано по-разному. Это зависит от того, какой тип интервью при этом используется.

Следует понимать, что:

1.  Собеседование – это интервью с заданными, типовыми вопросами, ответы на которые требуют от кадровой службы точной и профессиональной оценки.

2.  При оценке кандидатов с помощью интервью должны использоваться четкие критерии, увязанные со спецификой той деятельности, для которой отбираются люди. Сама процедура проведения интервью и используемые критерии должны давать возможность представителям организации, принимающим решение о приеме на работу, собрать максимально объективную информацию по оцениваемым кандидатурам.

3.  Для успешной подготовки и проведения интервью важно использовать информацию, которую сообщил о себе кандидат в резюме и в стандартной форме «Сведения о кандидате». В ходе подготовки и проведения интервью интервьюер стремится проверить или уточнить информацию, помогающую принять окончательное решение о приеме на работу.


 

Вопрос 2. Типы интервью.

 

Получение информации от кандидатов на занятие вакантной должности может быть организовано по-разному. В зависимости от целей и задач отбора могут использоваться разные типы интервью (рис. 1.):

·     специально созданной комиссией);

·     групповое (интервью с группой кандидатов).

 



 

Рис. 7. Типы интервью (собеседование)

 

Структурированное интервью. Особенности:

·     обычно проводится один на один;

·     составляется определенный сценарий (порядка проведения интервью и последовательности вопросов), это позволяет получить достаточно полную и качественную информацию о кандидате;

·     для проведения структурированного интервью обычно разрабатывается специальный бланк с перечнем основных вопросов и специальное руководство для интервьюера, которое содержит ключ для интерпретации ответов и реакций кандидата в ходе собеседования;

·     список вопросов готовится заранее, и в ходе беседы от него не отклоняются. Для вопросов, где возможен односложный ответ, интервьюер помечает в заранее подготовленной форме выбранный вариант ответа.

 

При проведении слабо структурированных интервью заранее готовится только направление беседы. Этот метод требует тщательной подготовки интервьюера к беседе и дает больше возможностей для получения разносторонней информации о претенденте.

Неструктурированное интервью не требует длительной подготовки. Проводящий беседу готовит лишь список тем, а иногда не делает даже этого. Главным преимуществом бесед такого типа является свобода общения, позволяющая ориентироваться в конкретных ситуациях, возникающих в ходе беседы. Такая стратегия предъявляет высокие требования к квалификации интервьюера; но при проведении беседы недостаточно подготовленным сотрудником могут возникнуть ненужные отклонения от темы, непоследовательность и, как следствие, потеря времени и неполнота собранных сведений о кандидате. Вместе с тем, если беседа проводится опытным интервьюером, это открывает большие возможности получения информации за счет установления психологического контакта с соискателем, что дает возможность ему максимально полно раскрыться. Кроме того, отсутствие запрограммированности, позволяющей направить беседу в любую сторону, иногда дает возможность выявить такие факты, которые кандидат хотел бы скрыть от интервьюера.
[13]

Панельное интервью – это интервью с кандидатом, которое проводит специально созданная комиссия. В комиссию обычно включают представителя высшего руководства, руководителя подразделения, в которое отбирается работник, непосредственного руководителя (для имеющейся вакансии), представителя кадровой службы и одного-двух профильных специалистов.

Преимущество панельного интервью состоит в том, что с кандидатом смогут познакомиться одновременно ряд людей, заинтересованных в данном назначении, что обеспечивает рассмотрение с разных сторон степени пригодности кандидата для данной должностной позиции. Панельное интервью позволяет оценить не только профессиональную квалификацию кандидата, но и его соответствие культуре организации, существующим в ней нормам, традициям и т.д.

В ходе любой из них происходит обмен информацией, обычно в форме вопросов и ответов. Цель практически любого вида собеседования – знакомство с претендентом. Оно проводится с целью оценки качеств, необходимых для работы по предлагаемой вакансии: культурного уровня, ценностных ориентации, мотивации кандидата, деловых качеств и др.

 

CASE-интервью, или Ситуационное интервью.

Рассматриваемая методика основана на построении определенных ситуаций и предложения интервьюируемому описать модель своего поведения или решения данной ситуации.

Кандидат в ситуации интервью, безусловно, старается давать так называемые социально-желательные ответы, т.е. показывает, какое поведение он считает социально правильным. Вот тут и можно оценить, насколько данные представления соответствуют ценностям организации, принятым моделям поведения, а также той работе, которую будет выполнять кандидат.

Принцип построения CASE.

Строится ситуация, которая позволяет проверить именно то, что интересует в данный момент. Например, необходимо проверить, что человек считает более важным: коммерческую выгоду или порядочность и сохранение репутации. Следовательно, нужно построить ситуационную задачу, в которой эти два интереса будут вступать в откровенный конфликт, и предложить кандидату найти решение.

Условно CASES можно разделить на три большие группы:

а)      проверяющие конкретные навыки (любые);

б)      проверяющие ценности и взгляды;

в)      проверяющие модели поведения и индивидуально-личностные качества.

 

Каждый руководитель и менеджер по персоналу заинтересован получить в руки конкретный инструмент, позволяющий определить, подходит ли потенциальный кандидат для работы в компании. Приведем несколько тематических групп CASES, варианты их интерпретации и соотнесения ответов с вариантами корпоративных культур и стилей менеджмента. Все приведенные CASES апробированы, часть из них, направленная на проверку конкретных навыков, имеет четкие правильные ответы, те CASES,