Файл: Образовательная программа Государственногоправовой профиль Работа допускается к защите Заведующий кафедрой.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Исторические аспекты возникновения и развития национальной гвардии в Российской Федерации

1.1. Место и роль войск национальной гвардии в системе административного права

2.2. Правовое положение Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации

1.3. Цели, задачи, структура Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации

Глава 2. Особенности службы в национальной гвардии и проблемы регулирования административного статуса войск национальной гвардии РФ

2.1. Виды государственной службы в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации

2.2. Проблемы правового регулирования административного статуса войск национальной гвардии

Заключение Российская национальная гвардия была создана на основе внутренних войск в нее вошли Центр специального назначения сил оперативного реагирования и авиации, а также авиационные подразделения, специальные отряды быстрого реагирования, отряды мобильные особого назначения, органы управления и подразделения МВД, осуществляющие деятельность в сфере вневедомственной охраны, органы управления и подразделения лицензионно-разрешительной работы, осуществляющие федеральный государственный контроль за оборотом оружия в сфере частной охранной деятельности. В качестве подведомственной организации в ведение Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации передано ФГУП «Охрана». Новое силовое ведомство сегодня занимается обеспечением порядка в российском обществе, борьбой с экстремизмом и терроризмом. В его ведении оказалась охрана важных объектов государственного значения, обеспечение порядка на массовых мероприятиях, контроль оборота оружия и ряд других не менее важных функций. Еще один важный момент: нацгвардия подчиняется лично Президенту. Личный состав состоит как из призывников, так и из контрактных служащих. Для успешного выполнения задач, которые ставит перед нацгвардией руководство, ей предоставлены широкие полномочия, в том числе:— допуск в любые помещения, в том числе принадлежащие госструктурам, кроме дипломатических иностранных представительств и международных организаций, и возможность проводить там обыски без санкции суда;— возможность применять без предупреждения огнестрельное оружие, если это необходимо для обеспечения правопорядка;— задержание правонарушителей без санкции суда;— сохранение в секрете сведений о местоположении руководящих органов нацгвардии, о личном составе подразделений, а также о членах их семей.Столь широкие полномочия нацгвардии, возможно, вызваны непростым периодом, который переживает сегодня не только Россия, но и весь мир. Западные державы, пользующиеся в последнюю четверть века статусом победителей в холодной войне, используют свою силу для вмешательства в дела других стран путем организации в них «цветных» переворотов.Задачи и функции национальной гвардии составлены на основе опыта зарубежных коллег, с учетом реалий в стране и потребностей общества. Можно услышать мнения, будто создание национальной гвардии сводятся к разгону митингов, что абсолютно не соответствует действительности.Итоги выполнения задач, возложенных на войска национальной гвардии Российской Федерации в 2017 году, объективно отражают эффективную роль Росгвардии в современной системе национальной безопасности15. Завершено построение территориальной системы войск национальной гвардии Российской Федерации. Достигнуты серьезные результаты в обеспечении общественной безопасности, противодействии терроризму и организованной преступности, в охране важных государственных объектов и имущества граждан, контроле за частной охранной деятельностью и оборотом оружия. Библиографический список Нормативно-правовые акты Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. - № 31. - Ст. 4398. О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ [ред. от 03.08.2018] // Собрание законодательства РФ. – 1998. - № 13. - ст. 1475. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ [ред. от 11.10.2018] // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 [ред. от 30.10.2018] // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. – 1992. - № 8. - Ст. 366. О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей: Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 [ред. от 20.12.2017] // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. – 1993. - № 9. - Ст. 328. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ [ред. от 23.05.2016] // Собрание законодательства РФ. – 2003. - № 22. - Ст. 2063. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ [ред. от 30.10.2018] // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 31. - Ст. 3215. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ [ред. от 30.10.2018] // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6228. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ [ред. от 03.08.2018] // Собрание законодательства РФ. – 2011. - № 7. - Ст. 900. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 248 [ред. от 24.10.2018] // Собрание законодательства РФ. – 2011. - № 10. - Ст. 1334. О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ [ред. от 23.04.2018] // Собрание законодательства РФ. – 2011. - № 30 (ч. 1). - Ст. 4595. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ [ред. от 03.08.2018] // Собрание законодательства РФ. – 2011. - № 49 (ч. 1). - Ст. 7020. О порядке исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службу (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 27.12.2011 № 1158 [ред. от 01.12.2016] // Собрание законодательства РФ. – 2012. - № 1. - ст. 188. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения видов государственной службы и признании утратившей силу части 19 статьи 323 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 13.07.2015 № 262-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2015. - № 29 (ч.1) - ст. 4388. Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации: Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 157 [ред. от 15.05.2018] // Собрание законодательства РФ. -2016. - № 15. - Ст. 2072. О войсках национальной гвардии Российской Федерации: Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ [ред. от 11.10.2018] // Собрание законодательства РФ. – 2016. - № 27 (ч. 1). - Ст. 4159. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации: Федеральный закон от 03.07.2016 № 227-ФЗ [ред. от 05.12.2017] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2016. - № 27 (ч.1). – ст. 4160. О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации: Указ Президента РФ от 30.09.2016 № 510 [ред. от 24.10.2018] // Собрание законодательства РФ. – 2016. - № 41. -Ст. 5802. Об установлении окладов месячного денежного содержания лиц, имеющих специальные звания полиции и проходящих службу в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 28.07.2017 № 894 [ред. от 19.03.2018] // Собрание законодательства РФ. – 2017. - № 32. - ст.5076. Судебная практика Апелляционное определение Челябинского областного суда от 04.07.2017 по делу № 11-8861/2017 [Электронный ресурс] - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный из локальной сети Сиб. ин-та управления РАНХиГС (дата обращения: 26.02.2019). Апелляционное определение Челябинского областного суда от 30.05.2017 по делу № 11А-6344/2017 [Электронный ресурс] - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный из локальной сети Сиб. ин-та управления РАНХиГС (дата обращения: 26.02.2019). Апелляционное определение Приморского краевого суда от 18.05.2017 по делу № 33а-4898/2017 [Электронный ресурс] - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный из локальной сети Сиб. ин-та управления РАНХиГС (дата обращения: 26.02.2019). Апелляционное определение Иркутского областного суда от 11.04.2016 по делу № 33-4274/2016 [Электронный ресурс] - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный из локальной сети Сиб. ин-та управления РАНХиГС (дата обращения: 26.02.2019). Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 13.06.2017 № 33-5580/2017 [Электронный ресурс] - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный из локальной сети Сиб. ин-та управления РАНХиГС (дата обращения: 26.02.2019). Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга за 2017 г; дело 2-435/17 [Электронный ресурс] - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный из локальной сети Сиб. ин-та управления РАНХиГС (дата обращения: 26.02.2019). Решение Томского гарнизонного военного суда № 2А-149/2016 от 31 августа 2016 г. по делу № 2А-149/2016 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.sudact.ru/regular/doc/R367IHktxLra/ (дата обращения: 26.02.2019). Решение Вахитовскоо районного суда города Казани № 2-3361/2018 2-3361/2018 М-1891/2018 М-1891/2018 от 23 мая 2018 г. по делу № 2-3361/2018 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.sudact.ru/regular/doc/Jzw3a8B1vVQ8/ (дата обращения: 26.02.2019).

Российской гвардии был отложен на неопределённый срок.

На Российскую гвардию планировалось возложить решение таких задач как: обеспечение законными средствами эффективной защиты, безопасности и нормального функционирования органов государственной власти и управления РСФСР, республик, краев и областей в составе Федерации; участие в реализации предусмотренных законодательством о чрезвычайном положении необходимых мер по нормализации обстановки в регионах, охваченных социальными, национальными и иными, получившими широкое распространение конфликтами; оказание помощи правоохранительным органам в вопросах обеспечения правопорядка, укрепления законности, борьбы с терроризмом, сепаратизмом и организованной преступностью; содействие государственным органам в оказании помощи при ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф [6, с. 24].

Учитывая, что на тот момент уже существовали внутренние войска, то получалось, что некоторые задачи дублировались [7, с. 10]. А содержать две силовые структуры не позволял федеральный бюджет. Гвардия, как считалось тогда, должна была содержаться за счет части средств, выделяемых из республиканского бюджета на оборонные нужды и содержание внутренних войск. Предлагалось для уменьшения бюджетных расходов формирование Российской гвардии осуществлять на основе реформирования 50% частей внутренних войск, дислоцированных на территории РСФСР и частично за счет сокращения Вооруженных Сил СССР [5, с. 63].

Была разработана организационная структура Российской гвардии на базе оперативных частей внутренних войск, структура Главного штаба Российской гвардии и типовая структура московской бригады Российской гвардии. Предлагалось в гвардию организационно включить: мобильные формирования специального назначения; территориальные воинские формирования постоянной дислокации; подразделения централизованного управления и связи; подразделения боевого, материально-технического, военно-научного и специального обеспечения; формирования резерва и учебные центры. Согласно этой концепции, казачьи формирования, военно-патриотические и другие общественные организации являлись резервом Российской гвардии [6, с. 24].

Территориальные формирования Российской гвардии предлагалось дислоцировать в 10 регионах страны, в таких городах как: Москва, Нижний Новгород, Ленинград, Смоленск, Волгоград, Екатеринбург, Омск, Красноярск, Улан-Удэ и Хабаровске [5, с. 63].


Организационная работа по созданию Российской гвардии была проведена очень большая, однако она была проведена в пустую, так как указ Президента о создании Гвардии так и не был издан [6, с. 24].

В современной истории, со стороны государства, большое внимание уделено вопросам закрепления истории деятельности гвардейских подразделений. 12 декабря 2012 года в своем Послании Федеральному Собранию президент России В.В. Путин заявил о необходимости возрождения Преображенского и Семёновского полков. 9 апреля 2013 года именем легендарного полка стал называться 154-й отдельный комендантский Преображенский полк. 3 мая 2014 года в современной истории Семеновского полка произошло важнейшее событие - воинской части 75384 вручено Боевое Знамя нового образца. С этого дня Семёновский полк обрёл официальный символ и воинскую реликвию. Оба старейших полка русской армии вновь воссозданы в 2013 году указами Президента России Владимира Путина. Почетные звания присвоены двум образцовым воинским частям Московского гарнизона: 154-й отдельный комендантский полк будет именоваться Преображенским, а имя Семеновского полка присвоено 130-й отдельной мотострелковой бригаде. Сейчас 154-й комендантский полк, расположенный в «Лефортово», обеспечивает в первую очередь церемониальные функции -гарнизонные и караульные службы, проведение ритуалов, встреч и проводов официальных государственных и военных делегаций. А 130-я бригада распо­ложена в «Сокольниках» состоит исключительно из контрактников [5, с. 64].

О планах создания национальной гвардии, которая будет подчинена президенту, сообщалось еще в 2012 году. Предполагалось, что национальная гвардия будет формироваться для обеспечения безопасности страны и защиты конституционного строя на основе внутренних войск МВД России и других силовых структур, в том числе за счёт части сил и средств, входящих в ВДВ, ВВС, ВМФ и военную полицию, а также подразделений МЧС России.

В 2016 году Президент РФ придал совершенно иной статус национальной гвардии. Он подписал указ, в котором определил, какие подразделения и из каких силовых структур будут входить в Росгвардию. На основе этого нормативного правового акта, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации преобразованы в войска национальной гвардии Российской Федерации. Законодатель принял федеральный закон о войсках

национальной гвардии [1]. Это вторая новая силовая структура созданная в России за последние три года, перед этим, в феврале 2014 года, была создана военная полиция, которая предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих Вооруженных сил РФ, лиц гражданского персонала, граждан, проходящих военные сборы в Вооруженных силах РФ [11, с. 53]. Установлено, что войска национальной гвардии в своей деятельности должны соблюдать принципы международного права [8, с. 111].

Основным предназначением войск национальной гвардии является -обеспечение государственной и общественной безопасности, защита прав и свобод человека и гражданина. Возрастающая активность действующей военной педагогической системы, требует переориентации на решение значимой комплексной сверхзадачи в Федеральной службе войск национальной гвардии - подготовку просвещенного контингента людей потенциально высокого уровня развития [9, с. 103]. Законодательно на войска национальной гвардии возложено выполнение восьми задач [6, с. 25].

В других нормативных правовых актах законодатель продублировал и расширил задачи. Так войска национальной гвардии привлекаются к обороне государства. Силы и средства войск национальной гвардии РФ используются для обеспечения режима чрезвычайного положения. Охрана ядерно-опасных объектов, независимо от формы собственности, может осуществляться также войсками национальной гвардии Российской Федерации. В состав группировки сил и средств привлекаемых для проведения контртеррористической операции наряду с воинскими части и соединения Вооруженных Сил Российской Федерации, подразделениями федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами безопасности, обороны, внутренних дел, обеспечения деятельности могут включаться и подразделения войск национальной гвардии. Судебным приставам по обеспечению установленного порядка деятельности судов законодатель предоставил право при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к военнослужащим и сотрудникам войск национальной гвардии [10, с. 10]. В пределах своих полномочий, войска национальной гвардии Российской Федерации участвуют в обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов.

Таким образом: национальная гвардия Российской Федерации является государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека
и гражданина [6, с. 25].

Современное положение административного права в Российской Федерации характеризуется обновлениями в его системе, которые происходят в настоящее время в связи с реформированием традиционных правовых институтов, созданием новых и упразднением старых. Так, в рамках реформы совершенствования работы правоохранительных органов России произошло создание национальной гвардии – специальной военной организации, которая пред- назначена для обеспечения не только государственной, но и общественной безопасности, а так- же защиты прав и свобод человека и гражданина. Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации образована в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года № 1571. Центральным органом управления войсками национальной гвардии является Росгвардия – абсолютно новая силовая структура, объединяющая в себе множество отдельных подразделений, которые выполняют различные задачи и функции. Данные подразделения возглавляет директор Федеральной службы войск национальной гвардии и одновременно главнокомандующий войсками, который выполняет функцию управления ими - Золотов Виктор Васильевич. Национальная гвардия России является федеральным органом государственной исполнительной власти страны, который осуществляет функции по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере оборота оружия, частной и вневедомственной охраной деятельности. Созданная в рамках реформы совершенствования работы органов внутренних дел, Росгвардия является новым и самостоятельным ведомством Российской Федерации, которое имеет свою собственную нормативно-правовую базу. Правовую основу деятельности войск национальной гвардии России, во-первых, составляют Конституция страны и признанные международным правом принципы и нормы. Во-вторых, это федеральные конституционные законы, международные договоры, а также нормативные правовые акты Президента и Правительства страны. Так, в системе административного права национальная гвардия играет свою роль. Во-первых, так как Росгвардия – это совершенно новое ведомство в Российской Федерации, оно имеет свою нормативно-правовую основу: федеральные законы и административные регламенты, которые определяют задачи, функции и полномочия национальной гвардии. Во-вторых, национальная гвардия является одной из составляющей межведомственного взаимодействия российских структур, которое, в свою очередь, регулируется административным правом. Согласно статье 2 Главы 1 ФЗ от 3 июля 2016 года N 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», на войска национальной гвардии возлагается выполнение следующих задач:


1. Участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности.

2. Охрана важных государственных объектов, специальных грузов.

3. Участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом.

4. Участие в обеспечении режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции.

5. Участие в территориальной обороне страны.

6. Оказание содействия пограничным органам ФСБ в охране государственных границ страны.

7. Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны.

8. Охрана особо важных и режимных объектов, охрана имущества физических и юридических лиц по договорам.

Войска национальной гвардии в целях выполнения возложенных на них задач осуществляют общие полномочия (соблюдение общественного порядка, пресечение преступлений и т. д.), специальные полномочия (проникновение в жилые помещения, задержание и т. д.) и полномочия по обеспечению режимов чрезвычайного и военного положения. Полномочия войск национальной гвардии реализуются в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента и Правительства Российской Федерации. Все полномочия Росгвардии соблюдают требования законодательства России о защите государственной тайны. Наличие у национальной гвардии определенных полномочий и ответственных для страны задач определяют важность этого ведомства в Российской Федерации, которое осуществляет свою деятельность на основе принципов законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на основе принципов единоначалия и централизации управления. Являясь федеральным органом исполнительной власти, Росгвардия, наряду с другими российскими ведомствами и структурами, обеспечивает национальную безопасность всего государства, а также безопасность отдельно взятой личности.