Файл: Образовательная программа Государственногоправовой профиль Работа допускается к защите Заведующий кафедрой.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Исторические аспекты возникновения и развития национальной гвардии в Российской Федерации
1.1. Место и роль войск национальной гвардии в системе административного права
2.2. Правовое положение Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации
1.3. Цели, задачи, структура Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации
2.2. Проблемы правового регулирования административного статуса войск национальной гвардии
восстановить на учете в списке сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий с февраля 1995 года и на состав семьи, состоящей из двух человек12.
Вообще следует отметить, что вопрос жилищного обеспечения служащих МВД и Росгвардии один из наиболее распространенных в судебной практике13.
Актуальны также вопросы обеспечения Росгвардии и членов их семей жилыми помещениями, медицинским и санаторно-курортным обеспечением.
Так, например, РВС В.С., в период с 1993 года по ДД.ММ.ГГГГ являлся сотрудником управления на транспорте МВД России по Сибирскому федеральному округу. Приказом № л/с уволен по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии). Приказом УТ МВД России по СФО № л/с в приказ № л/с внесены изменения, слова "по пункту 4 части 2 статьи 82 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии)" заменены на "по пункту 1 части 3 статьи 82 (в связи с болезнью - на основании заключения ВВК о негодности к службе в ОВД"). Основанием для внесения изменений в Приказ послужило заключение ВВК, которым установлено, что заболевание - <данные изъяты>) получено РВС В.С. в период службы. Разрешая гражданско-правовой спор, и частично удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции исходил из доказанности причинения истцу морального вреда, обусловленного несвоевременным диагностированием заболевания, с чем судебная коллегия согласилась14.
Теория государства говорит о том, что сущность и социальное назначение государства находит отражение в его функциях. Функция государства не любое, а именно основное, главное направление его деятельности, без которого государство на конкретном историческом этапе, либо на протяжении всего своего существования, обойтись не может. Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства по обеспечению прав и свобод граждан, достойного качества и уровня их жизни. В функциях предметно выражается самое глубинное и устойчивое в государстве - его сущность. Именно через функции можно познать сущность государства, его многосторонние связи с обществом.
В России защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства и его основная функция. Для эффективной реализации своих функций государство должно обладать возможностью добиваться от всех участников общественных отношений правомерного поведения, в том числе и путем использования силовых методов и средств принуждения Согласно Федеральному закону «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» в состав войск национальной гвардии входят следующие структурные элементы, которые являются активными участниками охранительных правоотношений в качестве субъектов охранительной деятельности: органы управления; объединения, соединения и воинские части; подразделения (органы), в том числе, в которых проходят службу лица, имеющие специальные звания полиции; образовательные организации высшего образования и иные организации.
Данный организационный механизм позволяет решать целый перечень важнейших задач, стоящих перед войсками:
Анализ действующего законодательства и иных нормативных правовых актов, определяющих объем административно-юрисдикционных полномочий сотрудников Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации , показал существенные проблемы в их реализации.
Должностные лица Росгвардии, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за обеспечением требований безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и их антитеррористической защищенности, осуществляют данные функции согласно п. 7 ст. 2. Федерального закона от 7 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» , ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», а также п. 9 ст. 2 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации.
Порядок осуществления Росгвардией федерального контроля и надзора в указанной сфере детально регламентирован Правительством Российской Федерации в специальных Правилах. В данных Правилах прописан порядок принятия плана проверок и требования к его содержанию, требования к содержанию распоряжения о проведении внеплановой проверки и акта проверки. В рассматриваемом постановлении Правительства Российской Федерации указано, что типовые формы документов проверки устанавливаются Росгвардией. В соответствии с данным постановлением директором Росгвардии утверждены типовые формы документов, необходимых при осуществлении Росгвардией и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
Данный приказ приводит для данной категории сотрудников четыре формы документов: ежегодный план проведения плановых проверок, распоряжение о проведении внеплановой проверки, предписание на проведение проверки, акт проверки. Однако ни в одном нормативном правовом акте не приводится типовая форма предписания об устранении выявленных в ходе проверки нарушений и не закрепляются требования к его содержанию. Представляется целесообразным установить типовую форму и требования к содержанию данного предписания, аналогичного предписанию, указанному в пунктах 13.3 и 77 Административного регламента, утвержденного приказом МВД России от 14 ноября 2016 г. № 727.
В предписании должна содержаться информация об акте проверки; указан состав нарушений со ссылками на нормативные правовые акты, требования которых были нарушены; меры, необходимые для устранения нарушений; срок устранения нарушений и другие обязательные сведения.
В случае невыполнения в установленный срок предписания уполномоченное должностное лицо в соответствии с п. 103 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ [1], подп. 5 п. 1 Перечня должностных лиц войск национальной гвардии Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, оформляет протокол по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. За нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса уполномоченное должностное лицо составляет протокол об административном правонарушении по ст. 20.30 КоАП РФ.
Таким образом, если субъект топливно-энергетического комплекса, который в соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» обязан обеспечить безопасность своего объекта, не выполнил требования по обеспечению его безопасности и антитеррористической защищенности, то он подлежит административной ответственности по ст. 20.30 КоАП РФ. Если не выполнил в указанный срок предписание об устранении выявленных недостатков - по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Ряд норм КоАП РФ гарантирует правовую защиту уполномоченного лица, осуществляющего проверку. За невыполнение в ходе осуществления проверки законных требований или распоряжений данного должностного лица предусмотрена административная ответственность по ст. 19.4, а за воспрепятствование его законной деятельности - по ст. 19.4.1 КоАП РФ.
Следует отметить, что административно-юрисдикционные полномочия должностных лиц, имеющих право осуществить проверку объектов топливно-энергетического комплекса в рамках контроля и надзора, не ограничиваются составлением протоколов по указанным статьям КоАП РФ. Из числа сотрудников Росгвардии, не относящихся к руководящему составу, наиболее широкими административно-юрисдикционными полномочиями обладают именно данные сотрудники.
Согласно ч. 1 и п. 5 ч. 2 ст. 23.85, п. 103 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица федерального органа власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, его территориальных органов, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора), имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях
, посягающих на порядок управления, общественный порядок и общественную безопасность, т.е. по ст. 19.3, ч. 1 и 2 ст. 20.20, ст. 20.21 КоАП РФ. Законодатель к тому же наделил указанных лиц полномочиями по рассмотрению дел по ч. 1 и 2 ст. 20.20, ст. 20.21 КоАП РФ. Однако данные должностные лица не правомочны составлять протоколы по такому наиболее распространенному правонарушению, как мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ).
Следует отметить, что в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ должностные лица, имеющие право осуществить проверку объектов топливно-энергетического комплекса в рамках контроля и надзора, при выявлении правонарушений, предусмотренных ст. 19.3, ч. 1 и 2 ст. 20.20, ст. 20.21 КоАП РФ, не правомочны осуществлять доставление правонарушителей с места правонарушения в территориальный орган или подразделение полиции. В то же время военнослужащие войск Росгвардии в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ уполномочены на осуществление доставления за указанные правонарушения.
Указанное несоответствие между полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях и правом по осуществлению мер обеспечения производства, в частности доставления, необходимо устранить. Должностные лица данных подразделений должны обладать полномочиями по доставлению граждан за те правонарушения, по делам о которых они имеют право составлять протоколы.
Требуют расширения и административно-юрисдикционные полномочия должностных лиц подразделений лицензионно-разрешительной работы Росгвардии, основной задачей которых является осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной деятельности. Для выполнения данной задачи указанные должностные лица наделены полномочиями по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 23.85, п. 103 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, п. 4 Перечня должностных лиц войск национальной гвардии Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. Помимо осуществления процессуальных действий в рамках государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной деятельности, должностные лица данных подразделений имеют право составлять протоколы за нарушение общественного порядка, но только за появление в состоянии опьянения по ст. 20.21 КоАП РФ. При этом должностные лица подразделений лицензионно-разрешительной работы не обладают полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях по ст. 19.3 КоАП РФ за невыполнение их законных требований гражданами. Получается, что сотрудники лицензионно-разрешительной работы имеют право требовать соблюдения гражданами общественного порядка, а составлять протоколы по ст. 19.3 КоАП РФ не правомочны. Данный пробел следует также восполнить.
Вообще следует отметить, что вопрос жилищного обеспечения служащих МВД и Росгвардии один из наиболее распространенных в судебной практике13.
Актуальны также вопросы обеспечения Росгвардии и членов их семей жилыми помещениями, медицинским и санаторно-курортным обеспечением.
Так, например, РВС В.С., в период с 1993 года по ДД.ММ.ГГГГ являлся сотрудником управления на транспорте МВД России по Сибирскому федеральному округу. Приказом № л/с уволен по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии). Приказом УТ МВД России по СФО № л/с в приказ № л/с внесены изменения, слова "по пункту 4 части 2 статьи 82 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии)" заменены на "по пункту 1 части 3 статьи 82 (в связи с болезнью - на основании заключения ВВК о негодности к службе в ОВД"). Основанием для внесения изменений в Приказ послужило заключение ВВК, которым установлено, что заболевание - <данные изъяты>) получено РВС В.С. в период службы. Разрешая гражданско-правовой спор, и частично удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции исходил из доказанности причинения истцу морального вреда, обусловленного несвоевременным диагностированием заболевания, с чем судебная коллегия согласилась14.
2.2. Проблемы правового регулирования административного статуса войск национальной гвардии
Теория государства говорит о том, что сущность и социальное назначение государства находит отражение в его функциях. Функция государства не любое, а именно основное, главное направление его деятельности, без которого государство на конкретном историческом этапе, либо на протяжении всего своего существования, обойтись не может. Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства по обеспечению прав и свобод граждан, достойного качества и уровня их жизни. В функциях предметно выражается самое глубинное и устойчивое в государстве - его сущность. Именно через функции можно познать сущность государства, его многосторонние связи с обществом.
В России защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства и его основная функция. Для эффективной реализации своих функций государство должно обладать возможностью добиваться от всех участников общественных отношений правомерного поведения, в том числе и путем использования силовых методов и средств принуждения Согласно Федеральному закону «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» в состав войск национальной гвардии входят следующие структурные элементы, которые являются активными участниками охранительных правоотношений в качестве субъектов охранительной деятельности: органы управления; объединения, соединения и воинские части; подразделения (органы), в том числе, в которых проходят службу лица, имеющие специальные звания полиции; образовательные организации высшего образования и иные организации.
Данный организационный механизм позволяет решать целый перечень важнейших задач, стоящих перед войсками:
-
Участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности. -
Охрана важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации. -
Участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом. -
Участие в обеспечении режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции. -
Участие в территориальной обороне Российской Федерации. -
Оказание содействия пограничным органам федеральной службы безопасности в охране Государственной границы Российской Федерации. -
Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными -
задачами и подразделений ведомственной охраны. -
Охрана особо важных и режимных объектов, объектов, -
подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, охрана имущества физических и юридических лиц по договорам. -
Исходя из анализа поставленных перед войсками национальной гвардии задач, можно заметить, что они в той или иной степени участвуют в реализации каждой функции государства, то есть имеют важное для государства и общества социальное значение. Их деятельность обусловлена в первую очередь основными направлениями социальной политики государства, предопределена курсом на дальнейшую демократизацию общества и должна строиться на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, единоначалия и централизации управления. -
В то же время войска национальной гвардии России вместе с другими правоохранительными органами стоят во главе такого направления государственной деятельности, как охрана правопорядка, личных прав и законных интересов граждан и т.д. На первый план выступает решительная борьба с преступностью, другими социальными отклонениями государственно опасного характера. Пресекать правонарушения и участвовать в устранении порождающих их причин - одно из главных направлений деятельности войск национальной гвардии. -
В настоящее время идет процесс завершения построения территориальной системы войск и правового оформления всех направлений их деятельности, т.е. окончательного закрепления их места и роли в механизме государства. -
Войска национальной гвардии, являясь неотъемлемой составной частью механизма государства Российской Федерации и занимая свое определенное место в политической системе, могут осуществлять свою деятельность только в русле поставленных перед обществом и государством задач и социальных целей, и только в рамках закона. Правовую основу деятельности войск национальной гвардии составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы,другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность войск национальной гвардии.
Анализ действующего законодательства и иных нормативных правовых актов, определяющих объем административно-юрисдикционных полномочий сотрудников Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации , показал существенные проблемы в их реализации.
Должностные лица Росгвардии, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за обеспечением требований безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и их антитеррористической защищенности, осуществляют данные функции согласно п. 7 ст. 2. Федерального закона от 7 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» , ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», а также п. 9 ст. 2 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации.
Порядок осуществления Росгвардией федерального контроля и надзора в указанной сфере детально регламентирован Правительством Российской Федерации в специальных Правилах. В данных Правилах прописан порядок принятия плана проверок и требования к его содержанию, требования к содержанию распоряжения о проведении внеплановой проверки и акта проверки. В рассматриваемом постановлении Правительства Российской Федерации указано, что типовые формы документов проверки устанавливаются Росгвардией. В соответствии с данным постановлением директором Росгвардии утверждены типовые формы документов, необходимых при осуществлении Росгвардией и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
Данный приказ приводит для данной категории сотрудников четыре формы документов: ежегодный план проведения плановых проверок, распоряжение о проведении внеплановой проверки, предписание на проведение проверки, акт проверки. Однако ни в одном нормативном правовом акте не приводится типовая форма предписания об устранении выявленных в ходе проверки нарушений и не закрепляются требования к его содержанию. Представляется целесообразным установить типовую форму и требования к содержанию данного предписания, аналогичного предписанию, указанному в пунктах 13.3 и 77 Административного регламента, утвержденного приказом МВД России от 14 ноября 2016 г. № 727.
В предписании должна содержаться информация об акте проверки; указан состав нарушений со ссылками на нормативные правовые акты, требования которых были нарушены; меры, необходимые для устранения нарушений; срок устранения нарушений и другие обязательные сведения.
В случае невыполнения в установленный срок предписания уполномоченное должностное лицо в соответствии с п. 103 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ [1], подп. 5 п. 1 Перечня должностных лиц войск национальной гвардии Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, оформляет протокол по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. За нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса уполномоченное должностное лицо составляет протокол об административном правонарушении по ст. 20.30 КоАП РФ.
Таким образом, если субъект топливно-энергетического комплекса, который в соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» обязан обеспечить безопасность своего объекта, не выполнил требования по обеспечению его безопасности и антитеррористической защищенности, то он подлежит административной ответственности по ст. 20.30 КоАП РФ. Если не выполнил в указанный срок предписание об устранении выявленных недостатков - по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Ряд норм КоАП РФ гарантирует правовую защиту уполномоченного лица, осуществляющего проверку. За невыполнение в ходе осуществления проверки законных требований или распоряжений данного должностного лица предусмотрена административная ответственность по ст. 19.4, а за воспрепятствование его законной деятельности - по ст. 19.4.1 КоАП РФ.
Следует отметить, что административно-юрисдикционные полномочия должностных лиц, имеющих право осуществить проверку объектов топливно-энергетического комплекса в рамках контроля и надзора, не ограничиваются составлением протоколов по указанным статьям КоАП РФ. Из числа сотрудников Росгвардии, не относящихся к руководящему составу, наиболее широкими административно-юрисдикционными полномочиями обладают именно данные сотрудники.
Согласно ч. 1 и п. 5 ч. 2 ст. 23.85, п. 103 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица федерального органа власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, его территориальных органов, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора), имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях
, посягающих на порядок управления, общественный порядок и общественную безопасность, т.е. по ст. 19.3, ч. 1 и 2 ст. 20.20, ст. 20.21 КоАП РФ. Законодатель к тому же наделил указанных лиц полномочиями по рассмотрению дел по ч. 1 и 2 ст. 20.20, ст. 20.21 КоАП РФ. Однако данные должностные лица не правомочны составлять протоколы по такому наиболее распространенному правонарушению, как мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ).
Следует отметить, что в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ должностные лица, имеющие право осуществить проверку объектов топливно-энергетического комплекса в рамках контроля и надзора, при выявлении правонарушений, предусмотренных ст. 19.3, ч. 1 и 2 ст. 20.20, ст. 20.21 КоАП РФ, не правомочны осуществлять доставление правонарушителей с места правонарушения в территориальный орган или подразделение полиции. В то же время военнослужащие войск Росгвардии в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ уполномочены на осуществление доставления за указанные правонарушения.
Указанное несоответствие между полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях и правом по осуществлению мер обеспечения производства, в частности доставления, необходимо устранить. Должностные лица данных подразделений должны обладать полномочиями по доставлению граждан за те правонарушения, по делам о которых они имеют право составлять протоколы.
Требуют расширения и административно-юрисдикционные полномочия должностных лиц подразделений лицензионно-разрешительной работы Росгвардии, основной задачей которых является осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной деятельности. Для выполнения данной задачи указанные должностные лица наделены полномочиями по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 23.85, п. 103 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, п. 4 Перечня должностных лиц войск национальной гвардии Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. Помимо осуществления процессуальных действий в рамках государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной деятельности, должностные лица данных подразделений имеют право составлять протоколы за нарушение общественного порядка, но только за появление в состоянии опьянения по ст. 20.21 КоАП РФ. При этом должностные лица подразделений лицензионно-разрешительной работы не обладают полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях по ст. 19.3 КоАП РФ за невыполнение их законных требований гражданами. Получается, что сотрудники лицензионно-разрешительной работы имеют право требовать соблюдения гражданами общественного порядка, а составлять протоколы по ст. 19.3 КоАП РФ не правомочны. Данный пробел следует также восполнить.