Файл: Образовательная программа Государственногоправовой профиль Работа допускается к защите Заведующий кафедрой.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Исторические аспекты возникновения и развития национальной гвардии в Российской Федерации

1.1. Место и роль войск национальной гвардии в системе административного права

2.2. Правовое положение Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации

1.3. Цели, задачи, структура Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации

Глава 2. Особенности службы в национальной гвардии и проблемы регулирования административного статуса войск национальной гвардии РФ

2.1. Виды государственной службы в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации

2.2. Проблемы правового регулирования административного статуса войск национальной гвардии

Заключение Российская национальная гвардия была создана на основе внутренних войск в нее вошли Центр специального назначения сил оперативного реагирования и авиации, а также авиационные подразделения, специальные отряды быстрого реагирования, отряды мобильные особого назначения, органы управления и подразделения МВД, осуществляющие деятельность в сфере вневедомственной охраны, органы управления и подразделения лицензионно-разрешительной работы, осуществляющие федеральный государственный контроль за оборотом оружия в сфере частной охранной деятельности. В качестве подведомственной организации в ведение Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации передано ФГУП «Охрана». Новое силовое ведомство сегодня занимается обеспечением порядка в российском обществе, борьбой с экстремизмом и терроризмом. В его ведении оказалась охрана важных объектов государственного значения, обеспечение порядка на массовых мероприятиях, контроль оборота оружия и ряд других не менее важных функций. Еще один важный момент: нацгвардия подчиняется лично Президенту. Личный состав состоит как из призывников, так и из контрактных служащих. Для успешного выполнения задач, которые ставит перед нацгвардией руководство, ей предоставлены широкие полномочия, в том числе:— допуск в любые помещения, в том числе принадлежащие госструктурам, кроме дипломатических иностранных представительств и международных организаций, и возможность проводить там обыски без санкции суда;— возможность применять без предупреждения огнестрельное оружие, если это необходимо для обеспечения правопорядка;— задержание правонарушителей без санкции суда;— сохранение в секрете сведений о местоположении руководящих органов нацгвардии, о личном составе подразделений, а также о членах их семей.Столь широкие полномочия нацгвардии, возможно, вызваны непростым периодом, который переживает сегодня не только Россия, но и весь мир. Западные державы, пользующиеся в последнюю четверть века статусом победителей в холодной войне, используют свою силу для вмешательства в дела других стран путем организации в них «цветных» переворотов.Задачи и функции национальной гвардии составлены на основе опыта зарубежных коллег, с учетом реалий в стране и потребностей общества. Можно услышать мнения, будто создание национальной гвардии сводятся к разгону митингов, что абсолютно не соответствует действительности.Итоги выполнения задач, возложенных на войска национальной гвардии Российской Федерации в 2017 году, объективно отражают эффективную роль Росгвардии в современной системе национальной безопасности15. Завершено построение территориальной системы войск национальной гвардии Российской Федерации. Достигнуты серьезные результаты в обеспечении общественной безопасности, противодействии терроризму и организованной преступности, в охране важных государственных объектов и имущества граждан, контроле за частной охранной деятельностью и оборотом оружия. Библиографический список Нормативно-правовые акты Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. - № 31. - Ст. 4398. О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ [ред. от 03.08.2018] // Собрание законодательства РФ. – 1998. - № 13. - ст. 1475. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ [ред. от 11.10.2018] // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 [ред. от 30.10.2018] // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. – 1992. - № 8. - Ст. 366. О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей: Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 [ред. от 20.12.2017] // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. – 1993. - № 9. - Ст. 328. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ [ред. от 23.05.2016] // Собрание законодательства РФ. – 2003. - № 22. - Ст. 2063. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ [ред. от 30.10.2018] // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 31. - Ст. 3215. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ [ред. от 30.10.2018] // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6228. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ [ред. от 03.08.2018] // Собрание законодательства РФ. – 2011. - № 7. - Ст. 900. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 248 [ред. от 24.10.2018] // Собрание законодательства РФ. – 2011. - № 10. - Ст. 1334. О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ [ред. от 23.04.2018] // Собрание законодательства РФ. – 2011. - № 30 (ч. 1). - Ст. 4595. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ [ред. от 03.08.2018] // Собрание законодательства РФ. – 2011. - № 49 (ч. 1). - Ст. 7020. О порядке исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службу (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 27.12.2011 № 1158 [ред. от 01.12.2016] // Собрание законодательства РФ. – 2012. - № 1. - ст. 188. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения видов государственной службы и признании утратившей силу части 19 статьи 323 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 13.07.2015 № 262-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2015. - № 29 (ч.1) - ст. 4388. Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации: Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 157 [ред. от 15.05.2018] // Собрание законодательства РФ. -2016. - № 15. - Ст. 2072. О войсках национальной гвардии Российской Федерации: Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ [ред. от 11.10.2018] // Собрание законодательства РФ. – 2016. - № 27 (ч. 1). - Ст. 4159. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации: Федеральный закон от 03.07.2016 № 227-ФЗ [ред. от 05.12.2017] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2016. - № 27 (ч.1). – ст. 4160. О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации: Указ Президента РФ от 30.09.2016 № 510 [ред. от 24.10.2018] // Собрание законодательства РФ. – 2016. - № 41. -Ст. 5802. Об установлении окладов месячного денежного содержания лиц, имеющих специальные звания полиции и проходящих службу в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 28.07.2017 № 894 [ред. от 19.03.2018] // Собрание законодательства РФ. – 2017. - № 32. - ст.5076. Судебная практика Апелляционное определение Челябинского областного суда от 04.07.2017 по делу № 11-8861/2017 [Электронный ресурс] - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный из локальной сети Сиб. ин-та управления РАНХиГС (дата обращения: 26.02.2019). Апелляционное определение Челябинского областного суда от 30.05.2017 по делу № 11А-6344/2017 [Электронный ресурс] - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный из локальной сети Сиб. ин-та управления РАНХиГС (дата обращения: 26.02.2019). Апелляционное определение Приморского краевого суда от 18.05.2017 по делу № 33а-4898/2017 [Электронный ресурс] - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный из локальной сети Сиб. ин-та управления РАНХиГС (дата обращения: 26.02.2019). Апелляционное определение Иркутского областного суда от 11.04.2016 по делу № 33-4274/2016 [Электронный ресурс] - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный из локальной сети Сиб. ин-та управления РАНХиГС (дата обращения: 26.02.2019). Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 13.06.2017 № 33-5580/2017 [Электронный ресурс] - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный из локальной сети Сиб. ин-та управления РАНХиГС (дата обращения: 26.02.2019). Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга за 2017 г; дело 2-435/17 [Электронный ресурс] - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный из локальной сети Сиб. ин-та управления РАНХиГС (дата обращения: 26.02.2019). Решение Томского гарнизонного военного суда № 2А-149/2016 от 31 августа 2016 г. по делу № 2А-149/2016 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.sudact.ru/regular/doc/R367IHktxLra/ (дата обращения: 26.02.2019). Решение Вахитовскоо районного суда города Казани № 2-3361/2018 2-3361/2018 М-1891/2018 М-1891/2018 от 23 мая 2018 г. по делу № 2-3361/2018 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.sudact.ru/regular/doc/Jzw3a8B1vVQ8/ (дата обращения: 26.02.2019).

, обеспечении общественной безопасности;

- охрана важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации;

- борьба с терроризмом и экстремизмом входит в задачи и цели национальной гвардии;

- задачи и функции национальной гвардии предполагают участие в обеспечении режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции;

- участие в территориальной обороне Российской Федерации;

- оказание содействия пограничным органам федеральной службы безопасности в охране Государственной границы Российской Федерации;

- федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной и частной детективной деятельности, за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны также вошли в задачи и функции национальной гвардии;

- охрана особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, охрана имущества физических и юридических лиц по договорам;

- обеспечение по решению Президента Российской Федерации безопасности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и иных лиц6.

Для того, чтобы задачи и функции национальной гвардии осуществлялись в полной мере, сотрудникам будут даны такие права:

- могут потребовать предъявить документы и осуществлять задержание граждан;

- имеют право оцеплять участки местности, включая также пресечение массовых беспорядков, так как задачи и функции национальной гвардии состоят в обеспечении порядка;

- при чрезвычайном положении могут запрещать движение транспорта и пешеходов, также могут воспользоваться транспортными средствами граждан для того, чтобы добраться к месту чрезвычайного происшествия или для преследования преступников.


Как видим, задачи и функции национальной гвардии направлены на обеспечение правопорядка, а сотрудники имеют для осуществления своей работы полный спектр полномочий. Говоря о том, как задачи и функции национальной гвардии поставлены на первое место, нельзя не затронуть вопрос о применении сотрудниками оружия. Согласно этому запрещено применять огнестрельное оружие в отношении женщин с видимым признаками беременности, инвалидов, малолетних лиц, при большом скоплении граждан. Задачи и функции национальной гвардии – предупредить, защитить и обезопасить. Согласно этому военнослужащий (сотрудник) обязан сообщить о применении физической силы, оружия и специальных средств лицу (лицам), по отношению к которым предполагается применение. Он должен стремиться к минимизации любого ущерба, действовать согласно ситуации и оказать первую помощь пострадавшим (это скорее не задачи и функции национальной гвардии, а обязанности военнослужащих).

Задачи и функции национальной гвардии составлены на основе опыта зарубежных коллег, с учетом реалий в стране и потребностей общества. Можно услышать мнения, будто создание национальной гвардии сводятся к разгону митингов, что абсолютно не соответствует действительности.

Итоги выполнения задач, возложенных на войска национальной гвардии Российской Федерации в 2017 году, объективно отражают эффективную роль Росгвардии в современной системе национальной безопасности7. Завершено построение территориальной системы войск национальной гвардии Российской Федерации. Достигнуты серьезные результаты в обеспечении общественной безопасности, противодействии терроризму и организованной преступности, в охране важных государственных объектов и имущества граждан, контроле за частной охранной деятельностью и оборотом оружия.


Глава 2. Особенности службы в национальной гвардии и проблемы регулирования административного статуса войск национальной гвардии РФ

2.1. Виды государственной службы в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации



Основу для создания войск Национальной гвардии составили Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, специальные отряды быстрого реагирования, отряды мобильные особого назначения, подразделения вневедомственной охраны, авиационные отряды, подразделения лицензионно-разрешительной работы.

Ранее государственная служба в этих ведомствах и подразделениях регулировалась в соответствии с определяющими ее нормативными актами. Соответственно, ранее государственная служба в внутренних войсках МВД России была регламентирована, в основе своей, положениями Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»8, а, соответственно, специальные и охранные подразделения Полиции Российской Федерации регулировались Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»9 (далее – Закон о службе в ОВД).

1 января 2016 года вступили в силу положения Федерального закона от 13.07.2015 № 262-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения видов государственной службы и признании утратившей силу части 19 статьи 323 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»10, в соответствии с которым систему государственной службы составляют: военная служба, гражданская служба и государственная служба иных видов. Параллельно с этим, утратила силу норма о правоохранительной службе. Таким образом, был открыт перечень видов государственной службы, которые могут устанавливаться федеральными законами. Соответственно, это стало перспективой для создания новых ведомств и подразделений, где государственные служащие принадлежат к особому виду службы. К этим видам относится и созданная в рамках войск национальной гвардии служба в этих войсках.


Так, согласно части первой статьи 24 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»11, в войсках национальной гвардии предусмотрена военная служба, служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, государственная гражданская служба. Понятно, что первый вид государственной службы регулируется вышеупомянутым законом «О воинской обязанности и военной службе», а статус военнослужащих - Федеральным законом с соответствующим названием. Регламентация службы федеральных государственный гражданских служащих осуществляется на основании положений Федерального закона «О государственной гражданской службе». Особенным статусом здесь обладают государственные служащие войск национальной гвардии Российской Федерации, которые, имеют статус сотрудников войск национальной гвардии.

Личный состав войск национальной гвардии состоит, таким образом, из военнослужащих, сотрудников войск национальной гвардии, федеральных государственных гражданских служащих и работников. Порядок комплектования войск национальной гвардии таков, что он построен в основе своей на добровольном поступлении граждан в войска национальной гвардии.

Говоря о штатной численности личного состава войск национальной гвардии, нельзя назвать ее точную цифру. На сегодняшний день штатная численность личного состава не утверждена Президентом РФ, который уполномочен устанавливать ее. На сегодняшний день Президент Российской Федерации установил лишь штатную численность центрального аппарата Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. Согласно нему, центральный аппарат Росгвардии составляет 2100 человек, из них - 1615 человек являются военнослужащими, 404 человека - сотрудниками войск национальной гвардии, а 81 человек - государственные гражданские служащие, обслуживающие деятельность центрального аппарата. В связи с тем, что войска национальной гвардии были созданы на основе внутренних воск Министерства внутренних дел Российской Федерации, то, соответственно, структурные подразделения внутренних войск на сегодняшний день составляют основную часть штатной численности войск национальной гвардии. В структуру внутренних войск МВД России на момент их преобразования входили 7 региональных командований, Отдельная дивизия оперативного назначения им. Ф.Э.Дзержинского и 4 воинских части, напрямую подчиняющихся главному командованию внутренних войск МВД России.


Можно отметить, что на Департамент строительства Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации возложены функции по формированию и ведению реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации, предоставлению участникам НИС информации о состоянии их именных накопительных счетов, подготовке сведений о количестве участников НИС для формирования бюджетной проектировки, предоставлению сведений об участниках НИС, изъявивших желание получить целевой жилищный заем, подготовке сведений о лицах, имеющих право на использование накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации и изъявивших желание реализовать это право, по организации в войсках национальной гвардии работы по выплате участникам НИС или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения.

Однако вопросы жилищного обеспечения сотрудников Росгвардии стоят остро.

Так, в обоснование исковых требований Ш.В.И. указал, что является пенсионером МВД России, отслужил более 20 лет, собственного жилья не имеет. В феврале 1995 года он подал рапорт председателю жилищно-бытовой комиссии УВД г. Усть-Илимска о включении в список очередников на получение жилья в связи с нуждаемостью в жилом помещении. Истец указывал, что с этого времени и до 2003 года он проживал в съемном жилье. В 2003 году по ходатайству УВД ему была выделена квартира по адресу: (адрес изъят), по договору аренды, а затем, по договорам поднайма и краткосрочного найма, заключенным с администрацией города Усть-Илимска. Из этой квартиры он был выселен на основании решения Усть-Илимского городского суда Иркутской области. В ходе судебного разбирательства выяснено, что он в списках сотрудников органа внутренних дел, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не состоит, так как списки очередников за период с 1995 год по 1999 год не сохранились. Он обратился в жилищно-бытовую комиссию органа внутренних дел с заявлением о восстановлении в списке сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решением жилищно-бытовой комиссии МО МВД России "Усть-Илимский" от 24.08.2015 заявление оставлено без удовлетворения, без указания основания. Ш.В.И. просил признать решение жилищно-бытовой комиссии МО МВД России "Усть-Илимский" от 24.08.2015 незаконным, признать нуждающимся в улучшении жилищных условий с февраля 1995 года и обязать МО МВД России "Усть-Илимский"