Файл: Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Правовыми основаниями задержания транспортного средства выступают ст. ст. 27.13, 27.13.1 КоАП РФ; п. 20 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции»; Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утв. Приказом МВД России от 2 марта 2009 г. №185; Правила перемещения транспортного средства Вооруженных Сил РФ, внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, на специализированную стоянку, а также его хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортного средства и обеспечения запрещения его эксплуатации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. №1496; Правила хранения, содержания, обеспечения безопасной стоянки и возврата задержанных или арестованных судов, возмещения владельцам объектов инфраструктуры портов расходов, связанных с хранением судна и обеспечением жизнедеятельности его экипажа, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. №1452; Правила перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств, установленные законами субъектов РФ.

Статья 27.14 КоАП РФ, закрепляющая арест товаров, транспортных средств и иных вещей, не содержит оснований ее применения. Применение меры принуждения в виде ареста товаров, транспортных средств и иных вещей может быть применен, если они являются орудиями совершения или предметами административного правонарушения, а также такой арест необходим для обеспечения доказывания по делу об административном правонарушении и исполнению постановления по делу об административном правонарушении.

Фактическим основанием применения ареста товаров, транспортных средств и иных вещей является наличие при производстве по делу об административном правонарушении, за которое предусмотрена возможность применения административного наказания в виде конфискации предметов или орудий совершения правонарушения, предположения о том, что имущество имеет существенное значение в процессе доказывания совершения лицом административного правонарушения и установления его вины либо оно может быть сокрыто или отчуждено.


Действующий КоАП РФ не предусматривает обязанности вынесения компетентным должностным лицом письменного постановления о производстве ареста товаров, транспортных средств и иных вещей. В связи с этим нельзя разделить имеющиеся в науке предложения о внесении соответствующих изменений в административно-деликтное законодательство вследствие того, что они неизбежно повлекут необоснованное усложнение процессуального порядка применения данной меры, а это, как следствие, увеличит сроки производства по делу об административном правонарушении.

К числу условий применения ареста товаров, транспортных средств и иных вещей относятся: 1) невозможность изъятия товаров, транспортных средств и иных вещей; 2) возможность обеспечения их сохранности без изъятия.

В связи с этим ошибочной представляется позиция К.В. Хвастунова, выделяющего ряд специальных условий, наличие которых делает возможной реализацию ареста товаров, транспортных средств и иных вещей. К их числу относятся: 1) причинение имущественного или морального вреда (автор связывает применение меры обеспечения с наличием гражданского иска); 2) наличие реальной возможности назначения административного наказания в виде административного штрафа, возмездного изъятия или конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения (т.е. лицо обоснованно подозревается в совершении правонарушения); 3) установление размера понесенных судебных издержек. По-видимому, автором при анализе административно-деликтного законодательства учтена лишь одна цель - обеспечение возможности взыскания административного наказания, в то время как существуют и иные, присущие всем мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в виде ареста судна, доставленного в порт РФ, осуществляется в порядке, установленном ст. 27.14 КоАП РФ. Однако указанная норма не содержит оснований для применения меры административного принуждения. Представляется, что арест судна, доставленного в порт РФ, должно осуществляться по основаниям указанным в ст. 27.13 КоАП РФ.

Фактическими основаниями временного запрета деятельности являются: 1) наличие в деянии юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, признаков административного правонарушения, представляющего угрозу жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо выразившегося в нарушении порядка привлечения к трудовой деятельности в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, за которое предусмотрена возможность применения административного наказания в виде административного
приостановления деятельности; 2) неустранение обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности.

Процессуальным основанием выступает протокол об административном правонарушении, фиксирующий признаки конкретного деяния, за которое законом предусмотрена административная ответственность. Обязательность его первоочередного составления предопределена применением временного запрета деятельности только при совершении тех видов административных правонарушений, за которые предусмотрена возможность назначения административного приостановления деятельности.

Закон не содержит оснований для применения изъятия вещей и документов, что является пробелом правового регулирования. В этой связи необходимо в норме ст. 27.10 КоАП РФ предусмотреть такие основания. К ним, следует отнести: необходимость обнаружения вещей и документов непосредственно на месте совершения административного правонарушения либо в результате применения таких мер обеспечения производства по делу об административных правонарушения как личного досмотра; досмотра вещей, находящихся при физическом лице; досмотра транспортного средства или осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений.

Фактическим основанием применения залога за арестованное судно выступает совершение физическим или юридическим лицом одного из административных правонарушений, прямо указанных в ч. 1 ст. 27.18 КоАП РФ, с использованием в качестве орудия реализации правонарушения судна, к которому первоначально применен арест.

Процессуальными основаниями применения залога за арестованное судно являются ходатайство правомочных вносить залог лиц о применении залога за арестованное судно, поданное в письменной форме компетентным должностным лицам, а также определение суда о применении залога за арестованное судно.

В соответствии с ч. 1 ст. 27.12 КоАП РФ фактическими основаниями применения отстранения от управления транспортным средством выступают совершение или обоснованное предположение о совершении лицом одного или нескольких нарушений Правил дорожного движения, административная ответственность за совершение которых предусмотрена рядом статей Особенной части КоАП РФ. Указанные правонарушения способны причинить существенный вред охраняемым законом интересам и представляют потенциальную опасность для жизни и здоровья окружающих. К их числу относятся:


1) достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения (ч. 1 ст. 12.8);

2) управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им транспортным средством в отсутствие его владельца (ч. 1 ст. 12.3);

3) управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда) (ч. 2 ст. 12.5);

4) управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды) (ч. 1 ст.12.7);

5) управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством (ч. 2 ст. 12.7).

Первое основание применения отстранения от управления транспортным средством, в отличие от остальных, не представляет собой законченного деяния, обладающего всеми определенными административно-деликтным законом признаками, составляющими состав административного правонарушения. Факт нахождения лица в состоянии опьянения может быть установлен лишь посредством проведения процедуры освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо медицинского освидетельствования на состояние опьянения, проводимой в установленном законом порядке. В связи с этим основанием применения данной меры административного принуждения выступает обоснованное предположение должностного лица органа государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства о нахождении лица, управляющего транспортным средством, в состоянии опьянения.

Достаточными основаниями полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков: а) запах алкоголя изо рта; б) неустойчивость позы; в) нарушение речи; г) резкое изменение окраски кожных покровов лица; д) поведение, не соответствующее обстановке. Рассматриваемое основание относится к отстранению от управления лиц, управляющих транспортными средствами всех видов. Иные основания применяются лишь при осуществлении отстранения от управления к лицам, совершившим отдельные правонарушения в области дорожного движения.

Фактическим основанием ее применения выступает совершение ряда правонарушений, исчерпывающий перечень которых закреплен в ч. 1 ст.27.13 КоАП РФ. К таким правонарушениям в силу этого Кодекса относятся: эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.23); нарушение правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и оборудования (ст. 9.3); управление транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра (ч. 2 ст. 12.1); нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо незаконное нанесение специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб (ст. 12.4); управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена (ч. ч. 2 - 7 ст. 12.5); несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ч. 2 ст. 12.37).


Следует отметить, что за управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда) законодатель предусматривает одновременную возможность применения и задержания транспортного средства, и запрещения его эксплуатации.

Наличие иных неисправностей, при которых запрещается эксплуатация транспортного средства в соответствии с правилами эксплуатации, закрепленными в Перечне неисправностей и условий и других правилах, не является основанием для применения рассматриваемой меры.


    1. Процессуальные формы реализации мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях применяются на основании соответствующего процессуального акта (направления, постановления, который выступает их процессуальной основой) либо не требуют предварительного процессуального обоснования применения.

К первой группе мер следует отнести: привод, осуществляемый на основании определения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении; медицинское освидетельствование на состояние опьянения, выполняемое на основании протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, составляемого компетентными должностными лицами, исполняющими функции государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида; временный запрет деятельности, используемый на основании протокола об административном правонарушении, фиксирующего признаки конкретного деяния, за которое законом предусмотрена административная ответственность в виде возможности назначения административного приостановления деятельности; залог за арестованное судно, реализуемый на основании ходатайства правомочных вносить залог лиц о применении залога за арестованное судно, и определения суда о применении залога за арестованное судно; помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы РФ в форме принудительного выдворения за пределы РФ, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», применяемое на основании постановления судьи или решения соответствующего должностного лица пограничного органа.