Файл: Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Следует также отметить, что не каждый субъект, уполномоченный обеспечивать общественный порядок и общественную безопасность, уполномочен применять досмотр. Решение о проведении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, досмотра транспортного средства принимается должностными лицами, уполномоченными применять доставление и административное задержание в связи с совершёнными административными правонарушениями. Таким образом, данные меры не могут применять сотрудники частных охранных организаций, а также члены народных дружин, охраняющие правопорядок в месте проведения публичного мероприятия

Действующий КоАП РФ значительно расширил круг субъектов, полномочных применять административное задержание. Перечень таких органов содержится в его ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ. К их числу относятся органы внутренних дел, пограничные органы, таможенные органы, органы уголовно-исполнительной системы и др. Перечень должностных лиц, полномочных применять административное задержание, в соответствии с ч. 2 ст. 27.3 КоАП РФ устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с ч. 2 ст. 27.15 КоАП РФ привод осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел, а также органом, уполномоченным на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Исполнение помещения в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы РФ, осуществляется: а) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, - в случае вынесения постановления по делу об административном правонарушении судьей (ч. 2 ст. 32.9 КоАП РФ; п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 №18-ФЗ «О судебных приставах»; Приказ Федеральной службы судебных приставов от 2 мая 2012 г. №232 «Об организации работы по исполнению постановлений судов о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства»); б) пограничным органом - в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения в области защиты Государственной границы РФ на основании постановления судьи или решения соответствующего должностного лица пограничного органа (ч. 1 ст. 32.9 КоАП РФ; Инструкцию об организации деятельности пограничных органов по административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, утв. Приказом ФСБ России от 23 декабря 2008 г. № 631).


Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения осуществляется должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, а в отношении водителя транспортного средства Вооруженных Сил РФ, внутренних войск МВД России, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, - должностными лицами военной автомобильной инспекции.

В отношении лиц, управляющих водными судами и автомототранспортными средствами, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляется должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, а в отношении водителя транспортного средства Вооруженных Сил РФ, внутренних войск МВД России, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти - также должностными лицами военной автомобильной инспекции (ч. 2 ст. 27.12 КоАП РФ; п. 11 Правил освидетельствования лица на состояние опьянения).

В отношении иных категорий лиц в соответствии с п. 4 Временной инструкции проведение медицинского освидетельствования осуществляется по направлениям работников правоохранительных органов, а также должностных лиц предприятий, учреждений и организаций по месту работы освидетельствуемого. Представляется необходимым устранить подобные противоречия ведомственного акта положениям КоАП РФ.

Решение о проведении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, досмотра транспортного средства принимается должностными лицами, уполномоченными применять доставление и административное задержание в связи с совершёнными административными правонарушениями.

Изъятие вещей и документов по общему правилу применяется должностными лицами, полномочными осуществлять доставление, административное задержание, составлять протоколы об административных правонарушениях.

Субъектами, полномочными применять
задержание транспортного средства соответствующего вида, выступают должностные лица, компетентные составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях (органов внутренних дел (полиции); органов, осуществляющих контроль и надзор в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания; органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере транспорта; органов государственной инспекции по маломерным судам; пограничных органов; органов, осуществляющих государственный экологический контроль; органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений). В отношении транспортного средства Вооруженных Сил РФ, внутренних войск МВД России, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, - также должностные лица военной автомобильной инспекции.

Полномочиями по применению ареста товаров, транспортных средств и иных вещей обладают должностные лица, компетентные в соответствии со ст.27.3 КоАП РФ производить административное задержание, а также согласно с ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ составлять протоколы по делам об административных правонарушениях.

Субъектами применения ареста имущества выступают налоговые органы, совершающие действия по ограничению права собственности плательщика налогов в отношении его имущества.

Временный запрет деятельности компетентны применять должностные лица, в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ уполномоченные составлять протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности.
Отстранение от управления транспортным средством осуществляется должностными лицами различных государственных органов надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства в зависимости от вида транспортного средства и субъекта, осуществляющего его управление. Полномочиями по отстранению от управления автомототранспортными средствами, тракторами и другими самоходными машинами обладают должностные лица ГИБДД МВД России; в отношении судоводителей маломерных судов - должностные лица органов морского транспорта, органов внутреннего водного транспорта, Государственной инспекции по маломерным судам; в отношении водителя транспортного средства Вооруженных Сил РФ, внутренних войск МВД России, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти - должностные лица военной автомобильной инспекции. Полномочия должностных лиц военной автомобильной инспекции не распространяются на водителей транспортных средств других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (ФСБ России, Федеральная служба охраны РФ, Служба внешней разведки РФ), поскольку нормативными правовыми актами законодательного характера, регулирующими порядок деятельности указанных органов (ст. 17 Федерального закона от 03.04.1995 №40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»; ст. 20 Федерального закона
от 27 мая 1996 г. №57-ФЗ «О государственной охране»; ст. 20 Федерального закона от 10 января 1996 г. №5-ФЗ «О внешней разведке»), установлен особый порядок применения к указанным лицам мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Субъектами, полномочными применять запрещение эксплуатации транспортного средства, выступают должностные лица, уполномоченные составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, а в отношении транспортного средства Вооруженных Сил РФ, внутренних войск МВД России, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, - также должностные лица военной автомобильной инспекции.

Залог за арестованное судно применяется исключительно по решению суда.
ВЫВОДЫ

Таким образом, применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях представляет собой деятельность специально уполномоченных на то субъектов государственной исполнительной власти и судей, связанную с осуществлением административного принуждения в целях создания условий для надлежащего течения производства по делам об административных правонарушениях на всех его стадиях.

В КоАП РФ предусмотрены правовые гарантии для участников производства по делам об административных правонарушениях, к которым применяются меры обеспечения. Это проявляется в том, что фактическое основание осуществления урегулировано федеральным законодательством об административных правонарушениях. Кроме того, законодателем установлено правило об обязательном процессуальном закреплении результатов применения мер обеспечения в соответствующих документах.

Нормы КоАП РФ, регламентирующие применение некоторых мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, не указывают оснований и условий их применения или ограничиваются указанием на то, что они применяются в исключительных случаях или при необходимости. Подобная неопределенность правового регулирования неизбежно порождает произвольное усмотрение в правоприменении. Последнее таит в себе опасность возложения излишних, не оправданных необходимостью лишений и правоограничений на лиц, привлекаемых к административной ответственности.


Конкретизация оснований применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях позволит очертить пределы административно-юрисдикционного усмотрения при их применении, ограничить произвол и злоупотребление в процессе производства на стадии возбуждения дела об административном правонарушении.

Кроме этого следует обязательно предусмотреть, что протокол, составляемый при применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, должен в обязательном порядке содержать указания на основания применения той или иной меры административного принуждения.

Глава 3. Проблемы нарушения прав и свобод человека и гражданина, а также законности при применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
При применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях КоАП РФ предусматривает гарантии законности. Они выражаются, прежде всего, в том, что перечень указанных мер является исчерпывающим, иные меры применяться не могут.

Данные меры вправе применять только специально уполномоченные на то должностные лица, причем строго в пределах своих полномочий. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что применение мер должно быть законным и обоснованным.

Должностное лицо при решении вопроса о применении мер должно исходить не только из установленных КоАП РФ норм, но и от конкретных обстоятельств по каждому делу об административном правонарушении.

Неизменным остается положение о том, что допустимые по Конституции РФ и международным актам ограничения прав и свобод человека должны быть соразмерны по своим содержанию и объему с охраняемыми интересами и соответствовать общим целям, задачам и принципам применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Например Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.06.2009 №9-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина и М.В. Филандрова» установлено, что административное задержание (ст. 27.3 КоАП РФ) на срок не более 48 часов может применяться лишь в случае, если имеются достаточные основания считать его необходимым и соразмерным для обеспечения производства по конкретному делу об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено наказание в виде административного ареста.