Файл: Конспект лекций по учебной дисциплине международное публичное право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Посылающее государство может по своему усмотрению назначить членов специальной миссии, сообщив предварительно принимающему государству всю необходимую информацию о численности и составе специальной миссии, и в частности сообщив имена и должности лиц, которых оно намеревается назначить. Принимающее государство может не дать своего согласия на направление специальной миссии, численность которой оно не считает приемлемой ввиду обстоятельств и условий в принимающем государстве и потребностей данной миссии. Оно может также, не сообщая причин своего отказа, не дать согласия на назначение любого лица в качестве члена специальной миссии.

Специальная миссия состоит из одного или нескольких представителей посылающего государства, из числа которых оно назначает и главу миссии. Ему предоставляются соответствующие полномочия за подписью главы государства, главы правительства или министра иностранных дел в зависимости от цели и уровня миссии. В специальную миссию может входить дипломатический, административно-технический и обслуживающий персонал. Если члены постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения, находящегося в принимающем государстве, включаются в состав специальной миссии, то они сохраняют свои привилегии и иммунитеты в качестве членов дипломатического представительства или консульского учреждения, помимо привилегий и иммунитетов, предоставленных Конвенцией 1969 г. Гражданин принимающего государства может быть назначен в состав специальной миссии лишь с согласия этого государства, которое может быть аннулировано в любое время.

Все официальные дела с принимающим государством, порученные специальной миссии посылающим государством, ведутся с министерством иностранных дел или через это министерство либо с другим органом принимающего правительства, в отношении которого имеется договоренность. Эти органы должны надлежащим образом уведомляться: a) о составе специальной миссии и о любых последующих его изменениях; б) о прибытии и окончательном отбытии членов миссии и о прекращении их функций в миссии; в) о прибытии и окончательном отбытии любого лица, сопровождающего члена миссии; г) о найме и увольнении лиц, проживающих в принимающем государстве в качестве членов миссии или в качестве частного обслуживающего персонала; д) о назначении главы специальной миссии; е) о местонахождении помещений, занимаемых специальной миссией, и личных помещений, пользующихся неприкосновенностью.


Принимающее государство должно предоставить специальной миссии возможности, необходимые для выполнения ее функций, учитывая ее характер и задание. Вместе с тем, как указывается в ст. 12 Конвенции 1969 г., «принимающее государство может в любое время, не будучи обязанным мотивировать свое решение, уведомить посылающее государство, что какой-либо представитель посылающего государства в специальной миссии или какой-либо из членов ее дипломатического персонала является persona non grata или что любой другой член персонала миссии является неприемлемым. В таком случае посылающее государство должно соответственно отозвать данное лицо или прекратить его функции в миссии. То или иное лицо может быть объявлено persona non grata или неприемлемым до прибытия на территорию принимающего государства».

Функции специальной миссии начинаются с момента установления ею официального контакта с министерством иностранных дел или с другим органом принимающего государства, в отношении которого была достигнута договоренность.

Основаниями для прекращения деятельности специальной миссии могут быть, в частности, соглашение об этом заинтересованных государств, выполнение задачи специальной миссии, истечение срока, установленного для специальной миссии, уведомление посылающего государства о том, что оно прекращает, отзывает специальную миссию или считает ее деятельность прекращенной. При этом разрыв дипломатических или консульских сношений между посылающим и принимающим государствами сам по себе не влечет за собой прекращения деятельности специальных миссий, существующих в момент разрыва сношений.


  1. Международная система защиты прав человека



    1. Защита прав человека на универсальном уровне.


Основные универсальные международные акты ООН в области прав человека ( Международные стандарты) - Пакты, наряду с факультативными протоколами к ним и Всеобщая декларация прав человека, составляют так называемый Международный билль о правах человека:

  1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года (ВДПЧ) принята в качестве Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН

  2. Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП) 1966 г.,(РБ с 12 ноября 1973 г.)

  3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных пра­вах (МПЭСКП)1966 г. (РБ с 12 ноября 1973 г. )


Оба пакта были приняты в 1966 году, а в 1976 году вступили в силу. Первый факультативный протокол к МПГПП принят в 1966 г. (РБ с 30 сентября 1992 г), которым был учрежден механизм рассмотрения жалоб в Комитете по правам человека. Для МПЭСКП характерны более мягкие формулировки, чем для МПГПП, в частности — принцип «прогрессивной реализации» прав, т.е. постепенная реализация его положений в национальном законодательстве. Второй факультативный протокол к МПГПП, ограничивающий смертную казнь, был принят в 1989 г. и вступил в силу в 1992 г. Факультативный протокол к МПЭСКП (учреждающий механизм рассмотрения жалоб, аналогичный первому протоколу к МПГПП) принят в 2008 г. и вступил в силу в 2013 г.

Всеобщая декларация прав человека состоит из преамбулы и 30 статей, представляет собой развитие и конкретизацию Устава ООН. Определяет круг основных прав и свобод человека, подлежащих всеобщему соблюдению, основывается на принципе сотрудничества в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия пола, расы, языка и религии. Согласно Декларации, в круг прав человека входят: право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность; признание достоинства; тайна переписки; право защиты беспристрастным судом; политические и социально-экономические права, включая право участия в управлении страной; избирательное право; право свободного выбора места жительства; право на гражданство и владение имуществом.

Принятая Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщая декларация прав человека в первые послевоенные годы впервые сформулировала и закрепила на международном уровне ряд прав и свобод, имеющих общедемократический универсальный характер. В числе закрепленных в этом документе прав были такие, в частности, как право на жизнь, равенство, свободу, личную неприкосновенность, труд и выбор профессии, социальное обеспечение, отдых, образование, свободу создания профсоюзов, мысли, совести, религии, убеждений, собраний, ассоциаций.

Положения Декларации не имеют обязательной юридической силы и формально не являются обязательными для проголосовавших за нее государств. Как указано в самой Декларации, она представляет собой задачу, «к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства…» Однако это вовсе не уменьшает значение этого международного акта. Декларация документ, обладающий большим международным авторитетом, и от того, руководствуется ли ее нормами то или иное государство во многом зависит отношение к нему со стороны других членов международного сообщества. Кроме того, следует иметь в виду, что к настоящему времени многие положения, закрепленные в Декларации, обрели юридическую силу обычных норм международного права.


Рекомендательный характер Всеобщей декларации предопределил необходимость выработки более четких юридических обязательств государств в области прав человека. Эта задача была решена с принятием Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г. двух международных пактов о правах человека, представляющих собой первый кодифицированный сборник международно-правовых норм в этой сфере.

В Пакте о гражданских и политических правах признается, в частности, право каждого человека на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; на свободу от рабства; на защиту от произвольного ареста; на справедливый суд; на свободу мысли, совести и религии; на свободу мнений и выражение своего мнения; на свободу передвижения, включая право на эмиграцию; на мирные собрания и свободу ассоциаций.

Обязательства государств по осуществлению положений данного международно-правового соглашения носят более жесткий характер по сравнению с обязательствами, зафиксированными в Пакте об экономических, социальных и культурных правах.

В Пакте об экономических, социальных и культурных правах нашли закрепление право на труд и свободный выбор занятия; на справедливую заработную плату; на создание профессиональных союзов и вступление в них; на социальное обеспечение; на достаточный жизненный уровень; на свободу от голода; на здоровье и образование, а также некоторые другие права и свободы. Государства, ратифицировавшие Пакт, взяли на себя обязательство «принять в максимальных пределах имеющихся средств меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер.” Вместе с тем, в договоре допускается возможность ограничения государствами-участниками прав, закрепленных в Пакте, но только при помощи законодательных мер и «только постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав…».

Международный пакт о гражданских и политических правах не содержит общей нормы, допускающей ограничения и определяющей их границы. Однако отдельные его статьи предусматривают возможность их применения, но только в отношении специально оговоренных прав и в тех пределах, которые установлены национальным законом и необходимы в интересах обеспечения государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения (ст. 12, 18, 19, 21, 22).

Наряду с указанными “правами по ограничению”, ст. 4 Международного пакта о гражданских и политических правах позволяет государству принимать меры в отступление от своих обязательств по пакту во время официально объявленного чрезвычайного положения, когда жизнь нации находится под угрозой. Вместе с тем, реализация этой возможности допускается лишь тогда, когда этого требует “острота положения”, а также при том условии, что она не влечет за собой дискриминации и не является несовместимой с другими обязательствами государства по международному праву. Любая страна, использующая такое право, должна незамедлительно информировать другие государства “через посредство Генерального секретаря ООН о положениях, от которых оно отступило, и о причинах, побудивших к такому решению”, равно как и о дате прекращения отступления.


В п. 2 ст. 4 пакта содержится перечень прав, ограничение или приостановление которых не может быть осуществлено ни при каких обстоятельствах. К их числу относятся право на жизнь, свобода от пыток, свобода от рабства и подневольного состояния, право на защиту от лишения свободы за невыплату долга, свобода от обратной силы уголовного законодательства, право на признание правосубъектности, свобода мысли, совести, религии.

Страны-участницы Пакта об экономических, социальных и культурных правах обладают большой степенью свободы в поиске форм и методов, а также в определении сроков реализации прав и свобод. Неопределенность формулировок имплементационных норм указанного договора обусловлена различным уровнем экономического развития его стран-участниц и имеющихся у них возможностей для полноценного осуществления положений этого акта на своей территории.

В ст. 4 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, например, подчеркивается, что изложенные в этом документе права могут быть ограничены государством только в соответствии с законом постольку, “поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе”.

Основные Конвенции ООН в области прав человека:

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965, в силе с 1969 г. РБ с 8 апреля 1969 г)

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979, в силе с 1981 г., есть факультативный протокол. РБ с 4 февраля 1981 г.. В протоколе РБ с 29 апреля 2002 г.)

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984, в силе с 1987 г., есть факультативный протокол. РБ с 13 марта 1987 г)

Конвенция о правах ребёнка (1989, в силе с 1990 г., есть три факультативных протокола. РБ с 1 октября 1990 г. Дополнительный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся продажи детей, детской проституции и детской порнографии РБ с 23 января 2002 г.)

Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (1990, в силе с 2003 г. РБ не участвует)

Конвенция о правах инвалидов (2006, в силе с 2008 г., есть факультативный протокол. РБ не участвует)

Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений (2006, в силе с 2010 г. РБ не участвует).