Файл: Конспект лекций по учебной дисциплине международное публичное право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


У всех упомянутых конвенций предусмотрены механизмы рассмотрения надзирающими за их выполнением комитетами заявлений о нарушениях конвенций теми странами, которые соглашаются на такое рассмотрение, сделав особое заявление или присоединившись к факультативному протоколу.

Контролирующий орган на базе Пактов и Конвенций:

Комитет по правам человека

Комитет по экономическим, социальным и культурным правам

Комитет по правам ребенка

Комитет против пыток и Подкомитет по предотвращению пыток

Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин

Комитет по ликвидации расовой дискриминации

Комитет по правам инвалидов

Комитет по правам всех трудящихся-мигрантов и членов их семей

Комитет по насильственным исчезновениям

Механизм рассмотрения заявлений о нарушениях конвенции о правах трудящихся-мигрантов, на декабрь 2014 года, ещё не работает — необходимо, чтобы на рассмотрение заявлений о нарушениях согласились как минимум 10 государств.

Заявления о нарушениях могут подавать как другие государства-участники (однако, по состоянию на 2011 год государства этим правом никогда не пользовались), так и люди, считающие себя жертвами нарушений конвенций.

Международные конвенции о правах человека ратифицировало более трех четвертых всех стран мира. На международном уровне разрабатываются стандарты прав и свобод человека, которые государства обязуются ввести в свои национальные правовые системы, а также устанавливается порядок контроля за соблюдением этих стандартов и рассмотрения споров, возникающих из-за несоблюдения государствами взятых на себя обязательств по международным договорам.

Сотрудничество государств в области защиты прав человека осуществляется на базе принятых в этой области конвенций, а также в рамках универсальных и региональных международных организаций.

Отдельные вопросы, связанные с защитой прав человека, находили отражение в международных договорах задолго до принятия Устава ООН. Известны, например, договоры еще 18 века, которые предусматривали веротерпимость в определенных границах. После первой мировой войны были заключены ряд договоров о меньшинствах, многие кон­венции МОТ. Но только Устав ООН положил начало широко масштабному межгосударственному сотрудничеству в об­ласти прав человека.

По методам осуществления и источникам получения информации международные процедуры в области прав человека подразделяются на различные группы и включают: рассмотрение докладов государств о вы­полнении ими своих обязательств в области обеспечения прав человека, рассмотрение претензий государств друг к другу на нарушение таких обязательств, изучение и исследование ситуаций, связанных с предполагаемыми или установленными нарушениями прав человека,
составление специальных списков, содержащих информацию о лицах, виновных в нарушении прав человека, рассмотрение жалоб отдельных лиц, групп лиц или неправительственных ор­ганизаций и т.д..

Среди всемирных организаций, занимающихся проблемой прав человека, можно выделить ООН, ЮНЕСКО, МОТ. Функции и полномочия ООН в области прав человека чрезвычайно разнообразны. Ее органы принимают рекомендации, вы­носят решения, созывают международные конференции, подготавливают проекты конвенций, проводят исследования и т.д. В ряде случаев она осуществляет и контрольные функции за соблюдением государствами обязательств, взя­тых по Уставу ООН и по международным соглашениям.

Главную ответственность за выполнение функции организации по содействию всеобщему уважению и соблюдению основных прав и свобод человека несет Генеральная Ассамблея ООН и под ее руководством Экономический и Соци­альный Совет (ст. 60 Устава ООН) [1, с. 455]. Полномочия Генеральной Ассамблеи в области прав человека определены в ст. 13 Устава ООН.

Согласно ст. 13 Устава функции Генеральной Ассамблеи состоят главным образом в организации исследований и принятии рекомендаций. Исследования, относящиеся к правам человека, по поручению Генеральной Ассамблеи, как правило, выполняются Экономическим и Социальным Советом и его вспомогательными органами, специализирован­ными учреждениями и Генеральным Секретарем ООН. Рекомендации, принимаемые Генеральной Ассамблеей, согласно Уставу не являются юридически обязательными для государств-членов ООН (ст.ст. 55 и 56 Устава) [2, с. 8]. Вопросы прав человека обычно включаются в повестку дня Генеральной Ассамблеи на основании соответствующих разделов доклада Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС) и решений, принятых Генеральной Ассамблеей на предыдущих сессиях. Время от времени они также предлагаются для обсуждения другими главными органами ООН, государствами-членами организации и Генеральным секретарем.

ЭКОСОС ООН принимает по вопросам прав человека резолюции либо проекты резолюций и договоров, которые потом направляются для одобрения Генеральной Ассамблее. Для оказания ему помощи в рассмотрении вопросов, относя­щихся к правам человека, при ЭКОСОС созданы Комиссия по правам человека и Комиссия по положению женщин. Ко­миссия по правам человека состояла из 53 государств-членов, избираемых ЭКОСОС. Комиссия существовала до 2006 г. и ее сменил Совет по правам человека в который вошло 47 государств. Совет заседает три раза в год. Совет работает через специального докладчика - полунезависимого эксперта и исследователя. Этот специальный докладчик не только официально отчитывается перед Советом, но и ведет непрерывный диалог с правительством данной страны для создания постоянного присутствия и канала влияния. Комиссия принимает резолюции и про­екты резолюций и договоров, направляемые затем в ЭКОСОС, назначает специальных докладчиков или рабочие группы для рассмотрения отдельных проблем и изучения ситуаций в конкретных странах.


Подавляющее большинство вопросов, относящихся к правам человека, рассматривается Третьим комитетом Ассам­блеи (по социальным и гуманитарным вопросам и вопросам культуры), который готовит по ним проекты резолю­ций, принимаемые Генеральной Ассамблеей в конце ее очередной сессии. Однако некоторые вопросы обсуждаются и другими комитетами. Принятые комитетами решения подлежат обсуждению и утверждению на пленарных заседа­ниях Генеральной Ассамблеи.

Правами человека занимается также подразделение Секретариата ООН - Центр по правам человека, возглавляемый за­местителем Генерального секретаря. Он оказывает в этой области помощь Генеральной Ассамблее, ЭКОСОС, Комиссии по правам человека и другим органам ООН.

Для осуществления своих функций в области прав человека Генеральная Ассамблея в соответствии со ст. 22 Устава создает по мере надобности различные вспомогательные органы. Некоторые из них создаются ad hoc (для данного случая), другие явля­ются по сути дела постоянными или функционируют в течение длительного времени.

Определенное распространение в ООН получила практика создания специальных органов для изучения конкретных ситуаций и проведения расследования грубых, массовых и систематических нарушений прав человека. Например, в соответствии с резолюцией 2 Комиссия по правам человека в 1967 году создала специальную рабочую группу в со­ставе пяти экспертов, которым было поручено расследовать обвинения в применении пыток и плохом обращении с заключенными, с задержанными и находящимися под надзором полиции лицам в ЮАР [1, с. 456]. В 1969 году 25 сессия Комис­сии по правам человека расширила мандат специальной рабочей группы, включив в него расследование вопроса о смертных казнях в ЮАР; расследование вопроса об обращении с политическими заключенными в ЮАР и т.д. Специ­альная рабочая группа экспертов организовывала выездные миссии, заслушивала свидетелей, получала необходимую информацию, подготавливала исследования и представляла доклады Комиссии по правам человека со своими выво­дами и рекомендациями. Основываясь на докладах группы, различные органы ООН, включая Генеральную Ассамблею, принимали решения, касавшиеся конкретных аспектов проявления политики апартеида и расизма, и выносили ре­комендации о мерах по борьбе с ними.

В 1993 году была созвана Всемирная конференция по правам человека в Вене для оценке эффективности методов деятельности и механизмов ООН в области прав человека и разработки конкретных рекомендаций по улучшению та­кой деятельности. В 1993 году Генеральная Ассамблея ООН учредила пост Верховного комиссара ООН по правам человека [1, с. 458]. Он назнача­ется на пост Генеральным секретарем ООН и является его заместителем. Верховный комиссар фактически осу­ществляет общее руководство деятельностью Центра по правам человека. На него возлагается основная ответствен­ность за деятельность ООН в области прав человека, и он должен быть, как подчеркнула Генеральная Ассамблея, беспристрастным и объективным, а также обладать опытом, знаниями и пониманием разных культур. Под руковод­ством первого Верховного комиссара( Хосе Аяла, представителя Эквадора) была проведена реорганизация Центра ООН по правам человека, призванного содействовать всем правозащитным органам ООН, координировать деятельность межправительственных, национальных и неправительственных учреждений, вовлеченных в борьбу за права человека, сотрудничать со средствами массовой информации, предоставлять консультационные услуги и техническую помощь в области прав человека.


Наряду с деятельностью ООН большое значение для защиты прав и свобод личности на международном уровне имеет функционирование конвенционных органов, учрежденных на основании ряда международных соглашений по правам человека, принятых после создания ООН. Эти органы юридически независимы от ООН и других международ­ных организаций. Они, как правило, состоят из членов, действующих в личном качестве, избираемых участниками таких договоров. Обычно эти органы рассматривают доклады государств-участников о выполнении ими положений договора. В некоторых случаях такие органы наделены на определенных условиях правом рассматривать жалобы на нарушения положений соответствующих договоров.


Комитет по правам человека предусмотрен Международным пактом о граждан­ских и политических правах от 19 декабря 1966 года.

Комитет состоит из 18 членов, работающих в личном качестве.

Государства, участвующие в этом Пакте, обязаны в соответствии со ст.40 предоставлять доклады о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, признаваемых в настоящем Пакте. Комитет изучает доклады и передает госу­дарствам свои замечания, которые считает целесообразными. Такие замечания и доклады государств Комитет может препроводить Экономическому и Социальному Совету.

Если какое-либо участвующее в настоящем Пакте государство находит, что другое государство-участник не прово­дит в жизнь постановлений настоящего Пакта, то оно может письменным сообщением довести этот вопрос до све­дения указанного государства- участника. В течение трех месяцев после получения этого сообщения государство, которому оно было адресовано, представляет в письменной форме объяснение или любое другое заявление с разъяс­нением по этому вопросу. Если вопрос не решен к удовлетворению обоих заинтересованных государств в течение шести месяцев после получения первоначального сообщения, любое из этих государств имеет право передать этот вопрос в Комитет. Комитет рассматривает переданный ему вопрос только после того, как удостоверится, что в дан­ном случае были исчерпаны все внутригосударственные средства разрешения вопроса, за исключением, когда при­менение этих средств неоправданно затягивается. Комитет при рассмотрении данного дела оказывает добрые услуги заинтересованным сторонам. Комитет также может назначить с соглашения сторон Согласительную комиссию.

Факультативный протокол от 23 марта 1976 года предусмотрел подачу индивидуальных жалоб по данному Пакту [4]. По данному протоколу государство-участник Пакта признает компетенцию Комитета принимать и рассматривать сооб­щения от лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения данным государством какого-либо из прав, изложенных в Пакте.

Лицо имеет право представить на рассмотрение Комитета письменное сообщение при условии, что были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты. Сообщение не должно быть анонимным, не должно рассматриваться в соответствии с другой международной процедурой. После получения сообщения Комитет доводит его до сведения государства, которое в течение шести месяцев представляет Комитету письменные объяснения. Комитет рассматри­вает полученные сообщения с учетом всех представленных письменных данных и сообщает свои соображе­ния соответствующему государству и лицу.