Файл: Конспект лекций по учебной дисциплине международное публичное право.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 115
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
У всех упомянутых конвенций предусмотрены механизмы рассмотрения надзирающими за их выполнением комитетами заявлений о нарушениях конвенций теми странами, которые соглашаются на такое рассмотрение, сделав особое заявление или присоединившись к факультативному протоколу.
Контролирующий орган на базе Пактов и Конвенций:
Комитет по правам человека
Комитет по экономическим, социальным и культурным правам
Комитет по правам ребенка
Комитет против пыток и Подкомитет по предотвращению пыток
Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин
Комитет по ликвидации расовой дискриминации
Комитет по правам инвалидов
Комитет по правам всех трудящихся-мигрантов и членов их семей
Комитет по насильственным исчезновениям
Механизм рассмотрения заявлений о нарушениях конвенции о правах трудящихся-мигрантов, на декабрь 2014 года, ещё не работает — необходимо, чтобы на рассмотрение заявлений о нарушениях согласились как минимум 10 государств.
Заявления о нарушениях могут подавать как другие государства-участники (однако, по состоянию на 2011 год государства этим правом никогда не пользовались), так и люди, считающие себя жертвами нарушений конвенций.
Международные конвенции о правах человека ратифицировало более трех четвертых всех стран мира. На международном уровне разрабатываются стандарты прав и свобод человека, которые государства обязуются ввести в свои национальные правовые системы, а также устанавливается порядок контроля за соблюдением этих стандартов и рассмотрения споров, возникающих из-за несоблюдения государствами взятых на себя обязательств по международным договорам.
Сотрудничество государств в области защиты прав человека осуществляется на базе принятых в этой области конвенций, а также в рамках универсальных и региональных международных организаций.
Отдельные вопросы, связанные с защитой прав человека, находили отражение в международных договорах задолго до принятия Устава ООН. Известны, например, договоры еще 18 века, которые предусматривали веротерпимость в определенных границах. После первой мировой войны были заключены ряд договоров о меньшинствах, многие конвенции МОТ. Но только Устав ООН положил начало широко масштабному межгосударственному сотрудничеству в области прав человека.
По методам осуществления и источникам получения информации международные процедуры в области прав человека подразделяются на различные группы и включают: рассмотрение докладов государств о выполнении ими своих обязательств в области обеспечения прав человека, рассмотрение претензий государств друг к другу на нарушение таких обязательств, изучение и исследование ситуаций, связанных с предполагаемыми или установленными нарушениями прав человека,
составление специальных списков, содержащих информацию о лицах, виновных в нарушении прав человека, рассмотрение жалоб отдельных лиц, групп лиц или неправительственных организаций и т.д..
Среди всемирных организаций, занимающихся проблемой прав человека, можно выделить ООН, ЮНЕСКО, МОТ. Функции и полномочия ООН в области прав человека чрезвычайно разнообразны. Ее органы принимают рекомендации, выносят решения, созывают международные конференции, подготавливают проекты конвенций, проводят исследования и т.д. В ряде случаев она осуществляет и контрольные функции за соблюдением государствами обязательств, взятых по Уставу ООН и по международным соглашениям.
Главную ответственность за выполнение функции организации по содействию всеобщему уважению и соблюдению основных прав и свобод человека несет Генеральная Ассамблея ООН и под ее руководством Экономический и Социальный Совет (ст. 60 Устава ООН) [1, с. 455]. Полномочия Генеральной Ассамблеи в области прав человека определены в ст. 13 Устава ООН.
Согласно ст. 13 Устава функции Генеральной Ассамблеи состоят главным образом в организации исследований и принятии рекомендаций. Исследования, относящиеся к правам человека, по поручению Генеральной Ассамблеи, как правило, выполняются Экономическим и Социальным Советом и его вспомогательными органами, специализированными учреждениями и Генеральным Секретарем ООН. Рекомендации, принимаемые Генеральной Ассамблеей, согласно Уставу не являются юридически обязательными для государств-членов ООН (ст.ст. 55 и 56 Устава) [2, с. 8]. Вопросы прав человека обычно включаются в повестку дня Генеральной Ассамблеи на основании соответствующих разделов доклада Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС) и решений, принятых Генеральной Ассамблеей на предыдущих сессиях. Время от времени они также предлагаются для обсуждения другими главными органами ООН, государствами-членами организации и Генеральным секретарем.
ЭКОСОС ООН принимает по вопросам прав человека резолюции либо проекты резолюций и договоров, которые потом направляются для одобрения Генеральной Ассамблее. Для оказания ему помощи в рассмотрении вопросов, относящихся к правам человека, при ЭКОСОС созданы Комиссия по правам человека и Комиссия по положению женщин. Комиссия по правам человека состояла из 53 государств-членов, избираемых ЭКОСОС. Комиссия существовала до 2006 г. и ее сменил Совет по правам человека в который вошло 47 государств. Совет заседает три раза в год. Совет работает через специального докладчика - полунезависимого эксперта и исследователя. Этот специальный докладчик не только официально отчитывается перед Советом, но и ведет непрерывный диалог с правительством данной страны для создания постоянного присутствия и канала влияния. Комиссия принимает резолюции и проекты резолюций и договоров, направляемые затем в ЭКОСОС, назначает специальных докладчиков или рабочие группы для рассмотрения отдельных проблем и изучения ситуаций в конкретных странах.
Подавляющее большинство вопросов, относящихся к правам человека, рассматривается Третьим комитетом Ассамблеи (по социальным и гуманитарным вопросам и вопросам культуры), который готовит по ним проекты резолюций, принимаемые Генеральной Ассамблеей в конце ее очередной сессии. Однако некоторые вопросы обсуждаются и другими комитетами. Принятые комитетами решения подлежат обсуждению и утверждению на пленарных заседаниях Генеральной Ассамблеи.
Правами человека занимается также подразделение Секретариата ООН - Центр по правам человека, возглавляемый заместителем Генерального секретаря. Он оказывает в этой области помощь Генеральной Ассамблее, ЭКОСОС, Комиссии по правам человека и другим органам ООН.
Для осуществления своих функций в области прав человека Генеральная Ассамблея в соответствии со ст. 22 Устава создает по мере надобности различные вспомогательные органы. Некоторые из них создаются ad hoc (для данного случая), другие являются по сути дела постоянными или функционируют в течение длительного времени.
Определенное распространение в ООН получила практика создания специальных органов для изучения конкретных ситуаций и проведения расследования грубых, массовых и систематических нарушений прав человека. Например, в соответствии с резолюцией 2 Комиссия по правам человека в 1967 году создала специальную рабочую группу в составе пяти экспертов, которым было поручено расследовать обвинения в применении пыток и плохом обращении с заключенными, с задержанными и находящимися под надзором полиции лицам в ЮАР [1, с. 456]. В 1969 году 25 сессия Комиссии по правам человека расширила мандат специальной рабочей группы, включив в него расследование вопроса о смертных казнях в ЮАР; расследование вопроса об обращении с политическими заключенными в ЮАР и т.д. Специальная рабочая группа экспертов организовывала выездные миссии, заслушивала свидетелей, получала необходимую информацию, подготавливала исследования и представляла доклады Комиссии по правам человека со своими выводами и рекомендациями. Основываясь на докладах группы, различные органы ООН, включая Генеральную Ассамблею, принимали решения, касавшиеся конкретных аспектов проявления политики апартеида и расизма, и выносили рекомендации о мерах по борьбе с ними.
В 1993 году была созвана Всемирная конференция по правам человека в Вене для оценке эффективности методов деятельности и механизмов ООН в области прав человека и разработки конкретных рекомендаций по улучшению такой деятельности. В 1993 году Генеральная Ассамблея ООН учредила пост Верховного комиссара ООН по правам человека [1, с. 458]. Он назначается на пост Генеральным секретарем ООН и является его заместителем. Верховный комиссар фактически осуществляет общее руководство деятельностью Центра по правам человека. На него возлагается основная ответственность за деятельность ООН в области прав человека, и он должен быть, как подчеркнула Генеральная Ассамблея, беспристрастным и объективным, а также обладать опытом, знаниями и пониманием разных культур. Под руководством первого Верховного комиссара( Хосе Аяла, представителя Эквадора) была проведена реорганизация Центра ООН по правам человека, призванного содействовать всем правозащитным органам ООН, координировать деятельность межправительственных, национальных и неправительственных учреждений, вовлеченных в борьбу за права человека, сотрудничать со средствами массовой информации, предоставлять консультационные услуги и техническую помощь в области прав человека.
Наряду с деятельностью ООН большое значение для защиты прав и свобод личности на международном уровне имеет функционирование конвенционных органов, учрежденных на основании ряда международных соглашений по правам человека, принятых после создания ООН. Эти органы юридически независимы от ООН и других международных организаций. Они, как правило, состоят из членов, действующих в личном качестве, избираемых участниками таких договоров. Обычно эти органы рассматривают доклады государств-участников о выполнении ими положений договора. В некоторых случаях такие органы наделены на определенных условиях правом рассматривать жалобы на нарушения положений соответствующих договоров.
Комитет по правам человека предусмотрен Международным пактом о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года.
Комитет состоит из 18 членов, работающих в личном качестве.
Государства, участвующие в этом Пакте, обязаны в соответствии со ст.40 предоставлять доклады о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, признаваемых в настоящем Пакте. Комитет изучает доклады и передает государствам свои замечания, которые считает целесообразными. Такие замечания и доклады государств Комитет может препроводить Экономическому и Социальному Совету.
Если какое-либо участвующее в настоящем Пакте государство находит, что другое государство-участник не проводит в жизнь постановлений настоящего Пакта, то оно может письменным сообщением довести этот вопрос до сведения указанного государства- участника. В течение трех месяцев после получения этого сообщения государство, которому оно было адресовано, представляет в письменной форме объяснение или любое другое заявление с разъяснением по этому вопросу. Если вопрос не решен к удовлетворению обоих заинтересованных государств в течение шести месяцев после получения первоначального сообщения, любое из этих государств имеет право передать этот вопрос в Комитет. Комитет рассматривает переданный ему вопрос только после того, как удостоверится, что в данном случае были исчерпаны все внутригосударственные средства разрешения вопроса, за исключением, когда применение этих средств неоправданно затягивается. Комитет при рассмотрении данного дела оказывает добрые услуги заинтересованным сторонам. Комитет также может назначить с соглашения сторон Согласительную комиссию.
Факультативный протокол от 23 марта 1976 года предусмотрел подачу индивидуальных жалоб по данному Пакту [4]. По данному протоколу государство-участник Пакта признает компетенцию Комитета принимать и рассматривать сообщения от лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения данным государством какого-либо из прав, изложенных в Пакте.
Лицо имеет право представить на рассмотрение Комитета письменное сообщение при условии, что были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты. Сообщение не должно быть анонимным, не должно рассматриваться в соответствии с другой международной процедурой. После получения сообщения Комитет доводит его до сведения государства, которое в течение шести месяцев представляет Комитету письменные объяснения. Комитет рассматривает полученные сообщения с учетом всех представленных письменных данных и сообщает свои соображения соответствующему государству и лицу.