Файл: Конспект лекций по учебной дисциплине международное публичное право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Несмотря на то, что вопросы, поднимаемые этим и другими подобными комитетами при рассмотрении отчетов, зачастую подкреплены необходимой информацией и носят глубокий характер, представитель подавшего такой отчет государства не обязан отвечать на любой вопрос, не говоря уже о предоставлении удовлетворительного ответа. Многие отчеты содержат немногим более, чем просто выдержки из законов и конституции, либо явно уклончивые заявления о соблюдении прав человека. И каково бы ни было качество отчета, после его изучения процесс контроля обычно завершается до момента представления следующего отчета.

Существующие механизмы отчетности, очевидно, не могут заставить непослушные государства изменить свою практику. Однако они могут создать для государств дополнительные стимулы к улучшению или закреплению своей репутации с точки зрения соблюдения прав человека. Процесс подготовки отчета требует изучения национального законодательства и практики, в ходе которого могут быть обнаружены области, в которых необходимы или возможны улучшения. Он также служит своего рода конкретным периодическим напоминанием государственным чиновникам об их международно-правовых обязательствах. Еще одной положительной стороной систем отчетности является то, что они позволяют обсуждать проблемы соблюдения прав человека до того, как они станут очень серьезными. Однако государственный контроль за этими механизмами делает этот вид надзора наиболее уязвимым перед всяческими отговорками и злоупотреблениями.

Хотя некоторые страны следуют рекомендациям Комитета (например, Нидерланды поменяли существовавшее прежде в этой стране дискриминационное законодательство о социальном обеспечении), опыт его работы свидетельствует о необходимости решить вопрос о вынесении им и другими подоб­ными органами (такими, например, как Комитет по ликвидации расовой дискриминации) не только общих, но и конкретных рекомендаций [3, с. 10]. Вынесение таких рекомендаций придаст деятельности этих Комитетов более практиче­ский характер, усилит контроль за выполнением государствами взятых на себя обязательств.

Основная причина не­высокой эффективности работы конвенционных и не только органов коренится в том, что международные соглаше­ния по правам человека наделили их недостаточными полномочиями, другая причина в том, что государства затя­гивают доклады, искажают статистику, приукрашивают действительность. Сотни различных решений, рекоменда­ций, замечаний, принимаемых как органами ООН, так и конвенционными органами, не выполняются государствами, контроль за их осуществлением не ведется. В то же время в рамках ООН создаются дополнительные органы, разра­батываются и принимаются новые международные соглашения и факультативные протоколы.


13. 2. Защита прав человека на региональном уровне

Наряду со сложившейся системой универсального сотрудничества государств в области защиты прав человека (в системе ООН) такая деятельность осуществляется и на основе региональных соглашений, что естественно допол­няет формы универсального сотрудничества, а в некоторых отношениях и более эффективно обеспечивает основные права и свободы. Такие организации учреждены на всех континентах за исключением Азии.

Старейшей региональной организацией является Совет Европы. 4 ноября 1950 года его чле­нами была принята в Риме Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, которая вступила в силу 3 сентября 1953 года. К 1975 году ее участниками стали все члены Совета Европы. В преамбуле Европейской Конвенции 1950 года говорится, что "целью Совета Европы является достижение большего единства между его чле­нами и что одним из средств достижения этой цели является утверждение и дальнейшая реализация прав чело­века и основных свобод". Конвенция о защите прав человека и основных свобод, также известная под неофициальным названием Европейская конвенция по правам человека, является одним из основных документов Совета Европы. Конвенция устанавливает неотъемлемые права и свободы каждого человека и обязывает государства, ратифицировавшие Конвенцию, гарантировать эти права каждому человеку, который находится под их юрисдикцией. Главное отличие Конвенции от иных международных договоров в области прав человека — существование реально действующего механизма защиты декларируемых прав посредством Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), рассматривающего индивидуальные жалобы на нарушения конвенции.

В рамках Совета Европы действует контрольный механизм, чья работа состоит в рассмотрении сообщений государств о предполагаемых нарушениях любым другим государством-участником положений Европейской конвенции (статья 24 Конвенции) и индивидуальных пе­тиций (статья 25 Конвенции).

Первоначально международный механизм контроля за соблюдением государствами-участниками прав человека и основных свобод, признаваемых Европейской конвенцией 1950 года, дополнительными протоколами 1952, 1963, 1983, 1984 года и до­полнительным протоколом № 11, открытым для подписания 11 мая 1994 года, включал Европейскую Комис­сию по правам человека, Европейский Суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы. Но протокол №11, который вступил в силу 1 ноября 1998 года, изменил существовавшее положение вещей: Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека объединились в новый орган – постоянно действующий суд, призванный заменить контрольный механизм Конвенции "с целью сохранить и по­высить эффективность предусмотренной Конвенцией защиты прав человека и основных свобод, особенно в связи с увеличивающимся числом заявлений и расширяющимся членским составом Совета Европы".


Европейский Суд рассматривает индивидуальные петиции и петиции со стороны государств. Для рассмот­рения переданных ему дел Суд образует комитеты в составе трех судей, палаты в составе семи судей и Большую палату в составе семнадцати судей. Заседания Суда проводит, как правило, палата из 7 судей, но комитет из 3 судей может единогласно при­нять решение о том, что дело не подлежит рассмотрению. С другой стороны, созданная палата в некоторых слу­чаях (если дело, находящееся на рассмотрении палаты, поднимет серьезный вопрос, касающийся толкования Кон­венции или Протоколов к ней, или если решение вопроса может войти в противоречие с ранее вынесенным Судом постановлением) может передать дело на рассмотрение Большой палаты из 17 судей. Постановление, вынесенное палатой, имеет окончательный характер, если одна из сторон в течение трех месяцев со дня оглашения поста­новления не обратится с просьбой о передаче дела на рассмотрение Большой палаты. Решение о том, подлежит ли дело рассмотрению Большой палатой, принимается коллегией из 5 судей. Постановление Большой палаты яв­ляется окончательным. Суд может на любой стадии разбирательства принять решение об исключении жалобы из списка, подлежащего рассмотрению, если обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что заявитель не намерен добиваться рассмотрения своего заявления, вопрос был урегулирован и т.д. Государство, в отношении которого вынесено решение, должно подчиняться окончательному постановлению, за вы­полнением которого следит Комитет министров.

Индивидуальное сообщение может быть подано в Комиссию лично или адвокатом по поручению. Сообщение должно содержать имя петиционера, указание ответственного за нарушение правительства, объект претензии и, по возмож­ности, указание на те положения Конвенции, которые, как предполагается, были нарушены и на которые опирается петиционер.

При подаче заявления прежде всего устанавливает, приемлема ли данная пети­ция для рассмотрения, т.е соответствует ли она формальным требованиям: исчерпанию внутригосударственных средств правовой защиты, шестимесячному сроку подачи жалобы, не носит анонимный, откровенно необоснованный характер, не рассматривалась ранее какой-либо иной международной инстанцией, связана с объек­тами Конвенции.

Юрисдикция Суда охватывает все дела, которые касаются толкования и применения Конвенции и которые переда­ются ему на рассмотрение. Юрисдикция Суда может осуществляется лишь в отношении тех государств, которые признали ее для себя обязательной.


Суд выносит решения по всем делам, относящимся к его компетенции. Решения выносятся большинством голосов и являются окончательными. Вынося решение, Суд руководствуется Европейской конвенцией прав человека. Госу­дарства, к которым относятся данные решения, обязаны им подчиняться. Суд может предоставить жертве нарушения прав справедливое возмещение и рассмотреть просьбы о толковании или пересмотре вынесенных им постановлений. Если судья не согласен с вынесенным решением, он может добавить к решению особое мнение. Надзор за исполнением судебных решений осуществляет Комитет министров. Он же уполномочен принимать санк­ции к злостным нарушителям. Причем наиболее серьезные санкции предусмотрены не Конвенцией, а Уставом Совета Европы. Так, ст. 8 Устава уполномачивает Комитет министров приостанавливать членство и даже исключать из со­става участников Совета Европы любое государство.

Судебное решение принимается органом, состоящим из независимых и беспристрастных экспертов, что гарантирует объективное рассмотрение и разрешение жалобы( что особенно важно при рассмотрении индивидуальных петиций, где стороны находятся в неравных "весовых категориях"). Процесс носит состязательный и публич­ный характер, а решение является обязательным для сторон, что является важным, так как позволяет оказывать корректирующее влияние на национальное законодательство и практику его применения. Чтобы проиллюстрировать сказанное, приведем примеры конкретного разбирательства дел Судом.

В мае 1991 года Европейский Суд вынес решение по трем делам, ответчиком в которых была Италия. Три гражда­нина этой страны обратились с жалобой на чрезмерную длительность производства по их гражданским делам: в одном случае процесс от момента подачи иска до окончательного решения длился четыре года и пять месяцев, в другом - семь лет и семь месяцев, а в третьем- более двадцати лет. Суд признал, что во всех этих случаях имеет место нарушение п.1 ст. 6 Европейской конвенции, где предусматривается, что дела должны рассматриваться в "разумный срок". В соответствии со ст. 50 Конвенции Суд обязал государство выплатить "потерпевшим" по второму и третьему делу возмещение материального и морального вреда. Поскольку это были не первые дела такого рода, ответчиком по которым выступала Италия (их прошло 16), Комитет министров Совета Европы в соответствии со ст. 54 Конвенции принял специальное решение, адресованое правительству Италии. Правительство достаточно быстро проинформировало Совет Европы о выполнении конкретных решений суда и о принятии общих, в том числе и зако­нодательных, мер.


В 1989 году Европейский Суд вынес решение по иску французского гражданина: Суд обязал государство выплатить 90 тысяч франков заинтересованному лицу в качестве компенсации за нанесенный "моральный ущерб", связанный с недо­пустимо затянувшимся рассмотрением его дела в местном суде. А национальные судебные органы Франции были признаны виновными в судебной волоките .

Кроме европейской системы контроля в мире существуют иные региональные механизмы защиты прав человека.

20 ноября 1969 года в Коста-Рике на Межамериканской дипломатической конференции была принята Межамерикан­ская конвенция по правам человека, которая во многом была скопирована с Европейской конвенции 1950 года.

Согласно Межамериканской конвенции по правам человека полномочия по контролю за выполнением обязательств, взятых государствами-участниками, возложены на Межамериканскую Комиссию и Межамериканский Суд по правам человека. Их функции во многом заимствованы из Европейской конвенции 1950 года. Однако деятельность этих ор­ганов оказалась практически неэффективной. Первое решение Суда было вынесено лишь спустя десять лет после вступления в силу Межамериканской конвенции. Представляется, что это обусловлено тем, что при копировании европей­ской модели не были приняты во внимание политические, социально-экономические особенности латино-амери­канского региона. В то время как Европа находится во власти интеграционных процессов, когда страны с богатой политической и правовой культурой, относительно стабильным экономическим развитием и высоким социальным уровнем жизни населения стремятся создать "единый европейский дом", единое правовое и экономическое про­странство, страны Латинской Америки переживают постоянные экономические кризисы, политические перевороты, находясь во власти диктатур.

В 1981 году была принята Африканская хартия прав человека и народов, которая считается более эффективной так как учитывает особенности развития данного региона (так только в этом документе содержатся так называемые коллективные права: право народов на равенство, на самоопределение, на свободное распоряжение своими матери­альными и природными ресурсами, на экономическое, социальное и культурное развитие и т.д.). В качестве кон­трольного механизма Хартия предусматривает только Комиссию прав человека и прав народов. Кроме рассмотрения споров Комиссия проводит исследования африканских проблем в области прав человека, распространяет информа­цию относительно прав человека, формулирует принципы и нормы, на базе которых развивается национальное зако­нодательство африканских государств.