Файл: Конспект лекций по учебной дисциплине международное публичное право.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 109
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
го права на самоопределение. Исходя из этого, можно сделать вывод, что стороной в международном конфликте могут быть нация или народ, борющиеся за самоопределение, и партизанские движения, отстаивающие интересы своего народа и государства, борясь против оккупационного режима.
В современных условиях субъектом международного вооруженного конфликта может стать и международная организация, имеющая право, согласно Уставу, применять коллективные вооруженные силы в качестве санкции против государства-агрессора (ООН) либо оказывать помощь государству-члену, подвергнувшемуся нападению со стороны другого государства (НАТО, ЛАГ, ОАЕ). Примером конфликта с участием международной организации может служить применение коллективных вооруженных сил ООН в 1991 г. против Ирака за агрессию против Кувейта, военные действия НАТО против Югославии в 1999 г.
Во II Дополнительном протоколе содержится определение нового вида вооруженного конфликта - вооруженного конфликта немеждународного характера, или внутреннего вооруженного конфликта, это «проходящие на территории какой-либо Высокой Договаривающейся стороны между ее вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью ее территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия».
Таким образом, определяющими критериями немеждународного вооруженного конфликта являются следующие:
а) осуществление военных действий в пределах территории
государства;
б) конфликт происходит между регулярными (правительственными) вооруженными силами и антиправительственными
вооруженными группами;
в) оппозиционные силы должны находиться под единым командованием и контролировать часть территории страны;
г) военные действия оппозиции должны носить непрерывный и согласованный характер.
О днако следует подчеркнуть, что указанный Протокол исключает из понятия вооруженного конфликта немеждународно
го характера отдельные случаи нарушения внутреннего порядка: беспорядки, спорадические акты насилия - бунты, мятежи.
Применение международного гуманитарного права к вооруженным конфликтам как международного, так и немеждународного характера начинается с момента возникновения вооруженного конфликта, не зависит от его причин, не требует ратификации Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним всеми сторонами конфликта. Нарушение положений конвенций либо не ратификация указанных документов не освобождает другую сторону от выполнения соответствующих норм международного гуманитарного права.
ТЕМА 14. Право международной безопасности
14.1. Понятие и источники права международной безопасности
Право международной безопасности – совокупность международных правовых и организационных средств, призванных обеспечить мир и безопасность путем предупреждения и пресечения актов агрессии, использования для поддержания стабильности в мире соответствующих мер в политической, военной, экономической, экологической, информационной, продовольственной и социальной областях.
Определяющая роль принадлежит следующим принципам: неприменение силы и угрозы силой, территориальная целости государств, нерушимость государственных границ, невмешательство во внутренние дела государств, мирное разрешение споров, сотрудничество между государствами. Также имеют значение и отраслевые принципы права международной безопасности: неделимость международной безопасности, не нанесение ущерба безопасности других государств, принцип равной и одинаковой безопасности и др.
Проблема обеспечения мира и безопасности действовала на всем протяжении человеческой истории. И сегодня центральной проблемой современных международных отношений является проблема поддержания мира и стабильности на планете.
Международную безопасность понимают в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова понимается весь комплекс политических, экономических, гуманитарных, информационных, экологических и иных аспектов безопасности. В более узком смысле она включает в себя только военно-политические аспекты международной безопасности. Военно-политические аспекты обеспечения международной безопасности предполагают создание универсальной и региональных систем коллективной безопасности, применение которых имеет целью устранение угрозы миру, предотвращение и подавление актов агрессии и восстановление международного мира в случае его нарушения.
Отправной точкой в формировании системы международной безопасности стало создание в 1945 г. Организации Объединенных Наций и формирование международного правопорядка на основе принципов Устава ООН. Основной целью обеспечения международной безопасности явилось объединение усилий государств по соз
данию условий, позволяющих обеспечить всеобщий мир и безопасность в современных международных отношениях.
Основным источником, регламентирующим международно-правовые способы и средства обеспечения мира и безопасности, является Устав ООН (гл. I, VI, VII). В Преамбуле Устава ООН установлены основы международной безопасности. К источникам относятся многие резолюции Генеральной Ассамблеи ООН: Декларация об укреплении международной безопасности 1970; Декларация 1988 г. о предотвращении и устранении ситуаций, которые могут угрожать миру и безопасности; Резолюция об укреплении международного мира, безопасности и международного сотрудничества во всех аспектах в соответствии с Уставом ООН (15 ноября 1989 г.).
Источники права международной безопасности регионального характера: Североатлантический договор (4 апреля 1949); Договор о коллективной безопасности (принят в рамках CHГ, 15 мая 1992 г.); Хартия европейской безопасности (Стамбул, 19 ноября 1991 г.) и др.
Важное место в комплексе источников права международной безопасности занимают взаимосвязанные многосторонние и двусторонние договоры, регламентирующие вопросы разоружения. Их условно можно разделить на четыре группы: 1) договоры, сдерживающие гонку ядерных вооружений (Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г.); 2) договоры, ограничивающие наращивание вооружений в количественном и качественном отношении (Договор США и России о сокращении и ограничении стратегического наступательного вооружения (СНВ) 1993 г.) 3) договоры, запрещающие производство определенных видов оружия и предписывающие их уничтожение (О запрещении химического оружия 1993 г.); 4) договоры, рассчитанные на предотвращение случайного (несанкционированного) возникновения войны (Соглашение США и СССР о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны 1971 г.).
Коллективная безопасность - это система совместных действий государств в целях поддержания международного мира и безопасности, обеспечения стабильности международных отношений, предотвращения угроз мирному существованию и прогрессивному развитию человечества.
Универсальная система безопасности
создается в целом для всей планеты Земля. Она основана на нормах Устава ООН .
Устав ООН предусматривает и меры принудительного характера со стороны Совета Безопасности ООН - единственной органа в мире, которому на основе Устава ООН дано право определять, существует ли в мире угроза агрессии, осуществляется ли таковая на деле, какие меры необходимо предпринять для того, чтобы сохранить мир и обеспечить в полном объеме международную безопасность.
Совет Безопасности имеет право оперативно принимать меры превентивного характера по предупреждению и ограничению конфликта: - действия, направленные на предупреждение возникновения разногласий между сторонами; недопущение перерастания существующих споров в конфликты и ограничение масштабов их после возникновения; создание аппарата по сбору фактов и систем раннего предупреждения об угрозах миру; превентивное развертывание Вооруженных сил ООН.
Ст. 40 Устава ООН дает право Совету Безопасности принимать временные меры безопасности: предъявить требование о прекращении огня, отводе войск на ранее занимаемые позиции, вывода войск с оккупированной территории, проведение временной демаркационной линии, создание демилитаризованной зоны и т.д.
В случае не соблюдения требований ООН Совет Безопасности может применить коллективные санкции без использования вооруженных сил: полный или частичный перерыв экономических отношений (эмбарго); прекращение воздушных и других видов сообщений с государством; разрыв дипломатических отношений; исключение из организации или приостановление членства.
В соответствии со ст. 41 Устава ООН Совет Безопасности вправе применить санкции с применением вооруженных сил. Это либо проведение миротворческих операций, в том числе, вооруженными силами ООН, либо проведение активных военных операций с применением воздушных, морских и других вооружений средствами и силами определенных государств или международных организаций за счет ООН.
Среди форм осуществления оперативной функции
В современных условиях субъектом международного вооруженного конфликта может стать и международная организация, имеющая право, согласно Уставу, применять коллективные вооруженные силы в качестве санкции против государства-агрессора (ООН) либо оказывать помощь государству-члену, подвергнувшемуся нападению со стороны другого государства (НАТО, ЛАГ, ОАЕ). Примером конфликта с участием международной организации может служить применение коллективных вооруженных сил ООН в 1991 г. против Ирака за агрессию против Кувейта, военные действия НАТО против Югославии в 1999 г.
Во II Дополнительном протоколе содержится определение нового вида вооруженного конфликта - вооруженного конфликта немеждународного характера, или внутреннего вооруженного конфликта, это «проходящие на территории какой-либо Высокой Договаривающейся стороны между ее вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью ее территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия».
Таким образом, определяющими критериями немеждународного вооруженного конфликта являются следующие:
а) осуществление военных действий в пределах территории
государства;
б) конфликт происходит между регулярными (правительственными) вооруженными силами и антиправительственными
вооруженными группами;
в) оппозиционные силы должны находиться под единым командованием и контролировать часть территории страны;
г) военные действия оппозиции должны носить непрерывный и согласованный характер.
О днако следует подчеркнуть, что указанный Протокол исключает из понятия вооруженного конфликта немеждународно
го характера отдельные случаи нарушения внутреннего порядка: беспорядки, спорадические акты насилия - бунты, мятежи.
Применение международного гуманитарного права к вооруженным конфликтам как международного, так и немеждународного характера начинается с момента возникновения вооруженного конфликта, не зависит от его причин, не требует ратификации Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним всеми сторонами конфликта. Нарушение положений конвенций либо не ратификация указанных документов не освобождает другую сторону от выполнения соответствующих норм международного гуманитарного права.
ТЕМА 14. Право международной безопасности
14.1. Понятие и источники права международной безопасности
Право международной безопасности – совокупность международных правовых и организационных средств, призванных обеспечить мир и безопасность путем предупреждения и пресечения актов агрессии, использования для поддержания стабильности в мире соответствующих мер в политической, военной, экономической, экологической, информационной, продовольственной и социальной областях.
Определяющая роль принадлежит следующим принципам: неприменение силы и угрозы силой, территориальная целости государств, нерушимость государственных границ, невмешательство во внутренние дела государств, мирное разрешение споров, сотрудничество между государствами. Также имеют значение и отраслевые принципы права международной безопасности: неделимость международной безопасности, не нанесение ущерба безопасности других государств, принцип равной и одинаковой безопасности и др.
Проблема обеспечения мира и безопасности действовала на всем протяжении человеческой истории. И сегодня центральной проблемой современных международных отношений является проблема поддержания мира и стабильности на планете.
Международную безопасность понимают в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова понимается весь комплекс политических, экономических, гуманитарных, информационных, экологических и иных аспектов безопасности. В более узком смысле она включает в себя только военно-политические аспекты международной безопасности. Военно-политические аспекты обеспечения международной безопасности предполагают создание универсальной и региональных систем коллективной безопасности, применение которых имеет целью устранение угрозы миру, предотвращение и подавление актов агрессии и восстановление международного мира в случае его нарушения.
Отправной точкой в формировании системы международной безопасности стало создание в 1945 г. Организации Объединенных Наций и формирование международного правопорядка на основе принципов Устава ООН. Основной целью обеспечения международной безопасности явилось объединение усилий государств по соз
данию условий, позволяющих обеспечить всеобщий мир и безопасность в современных международных отношениях.
Основным источником, регламентирующим международно-правовые способы и средства обеспечения мира и безопасности, является Устав ООН (гл. I, VI, VII). В Преамбуле Устава ООН установлены основы международной безопасности. К источникам относятся многие резолюции Генеральной Ассамблеи ООН: Декларация об укреплении международной безопасности 1970; Декларация 1988 г. о предотвращении и устранении ситуаций, которые могут угрожать миру и безопасности; Резолюция об укреплении международного мира, безопасности и международного сотрудничества во всех аспектах в соответствии с Уставом ООН (15 ноября 1989 г.).
Источники права международной безопасности регионального характера: Североатлантический договор (4 апреля 1949); Договор о коллективной безопасности (принят в рамках CHГ, 15 мая 1992 г.); Хартия европейской безопасности (Стамбул, 19 ноября 1991 г.) и др.
Важное место в комплексе источников права международной безопасности занимают взаимосвязанные многосторонние и двусторонние договоры, регламентирующие вопросы разоружения. Их условно можно разделить на четыре группы: 1) договоры, сдерживающие гонку ядерных вооружений (Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г.); 2) договоры, ограничивающие наращивание вооружений в количественном и качественном отношении (Договор США и России о сокращении и ограничении стратегического наступательного вооружения (СНВ) 1993 г.) 3) договоры, запрещающие производство определенных видов оружия и предписывающие их уничтожение (О запрещении химического оружия 1993 г.); 4) договоры, рассчитанные на предотвращение случайного (несанкционированного) возникновения войны (Соглашение США и СССР о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны 1971 г.).
-
2. Коллективная безопасность на международном универсальном уровне.
Коллективная безопасность - это система совместных действий государств в целях поддержания международного мира и безопасности, обеспечения стабильности международных отношений, предотвращения угроз мирному существованию и прогрессивному развитию человечества.
Универсальная система безопасности
создается в целом для всей планеты Земля. Она основана на нормах Устава ООН .
Устав ООН предусматривает и меры принудительного характера со стороны Совета Безопасности ООН - единственной органа в мире, которому на основе Устава ООН дано право определять, существует ли в мире угроза агрессии, осуществляется ли таковая на деле, какие меры необходимо предпринять для того, чтобы сохранить мир и обеспечить в полном объеме международную безопасность.
Совет Безопасности имеет право оперативно принимать меры превентивного характера по предупреждению и ограничению конфликта: - действия, направленные на предупреждение возникновения разногласий между сторонами; недопущение перерастания существующих споров в конфликты и ограничение масштабов их после возникновения; создание аппарата по сбору фактов и систем раннего предупреждения об угрозах миру; превентивное развертывание Вооруженных сил ООН.
Ст. 40 Устава ООН дает право Совету Безопасности принимать временные меры безопасности: предъявить требование о прекращении огня, отводе войск на ранее занимаемые позиции, вывода войск с оккупированной территории, проведение временной демаркационной линии, создание демилитаризованной зоны и т.д.
В случае не соблюдения требований ООН Совет Безопасности может применить коллективные санкции без использования вооруженных сил: полный или частичный перерыв экономических отношений (эмбарго); прекращение воздушных и других видов сообщений с государством; разрыв дипломатических отношений; исключение из организации или приостановление членства.
В соответствии со ст. 41 Устава ООН Совет Безопасности вправе применить санкции с применением вооруженных сил. Это либо проведение миротворческих операций, в том числе, вооруженными силами ООН, либо проведение активных военных операций с применением воздушных, морских и других вооружений средствами и силами определенных государств или международных организаций за счет ООН.
Среди форм осуществления оперативной функции