Файл: Конспект лекций по учебной дисциплине международное публичное право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


14.4. Разоружение

Разоружение это комплекс совместных мер и действий государств, направленных на прекращение гонки вооружений, ограничение, сокращение и ликвидацию средств ведения войны, снижение уровня военного противостояния.

Основные подходы к проблеме вооружения сформулированы в Уставе ООН, который уполномочивает Генеральную Ассамблею рассматривать любые принципы сотрудничества в деле поддержания мира и безопасности, в том числе и принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений. Для достижения этих целей учреждена Конференция по разоружению (состоит из 61 государства) и функционирует Первый комитет Генеральной Ассамблеи ООН.

Совет Безопасности несет ответственность за формирование «планов создания системы регулирования разоружения при содействии Военно-штабного комитета.

Первым шагом на пути уменьшения угрозы ядерной войны явился Московский договор 1963 г. О запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой; Договор об ограниче­нии подземных испытаний ядерного оружия 1977 г., О всеобщем прекращении ядерных испытаний 1996 г., который закрепляет обяза­тельство государств не производить любых ядерных взрывов. И 1968 г. государства подписали Договор о нераспространении ядер­ного оружия (187 государств), который обязывает ядерные государства не передавать ядерное оружие, а неядерным государствам воздерживаться от производства или приобретения такого оружия. Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967и др.

Однако проблема нераспространения ядерного оружия явля­ется достаточно острой ввиду того, что ряд государств, например Аргентина, Бельгия, Италия, Испания, Германия, Бразилия, Япония, Швеция, Израиль, Тайвань, обладают достаточ­ным научно-техническим уровнем для создания ядерного оружия.

Превентивной мерой ядерного разоружения является созда­ние безъядерных зон. К ним относятся Антарктика (Договор об Антарктике 1959 г. устанавливает режим полной демилитаризации); морское дно (Договор о не размещении на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничто­жения 1971 г.) и др.

Процесс разоружения неразрывно связан с ограничением и
сокращением стратегических наступательных вооружений. Этой цели служат договоры между СССР и США, США и Россией, например Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972.

Важным направлением разоруженческой деятельности явля­ется запрещение других видов оружия массового уничтожения. Этой цели служит Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсического оружия и об их уничтожении 1972 г. С января 1993 г. открыта для подписания Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении.

Необходимым элементом разоружения является международный контроль, представляющий собой совокупность методов наблюдения за осуществлением договорных обязательств и анализ полученных данных.

Механизм контроля включает:

национальные технические средства контроля (космические, электронные, сейсмические и другие системы проверки);

обмен информацией по запросам или на регулярной основе консультации при возникновении неясных ситуаций;

создание органов для консультаций или подготовки экспертных заключений по вопросам, возникающим в ходе выполнения соглашений;

процедура подачи жалоб в Совет Безопасности ООН в случае нарушения государствами своих обязательств;

периодические конференции участников соглашений для рассмотрения хода их выполнения;

различные виды инспекций: 1) инспекция международной организации (например, Международное агентство по атомной энергии); 2) инспекция, осуществляемая самими государствами учас­тниками договора, но под наблюдением международного органа; 3) взаимная инспекция, осуществляемая государствами участниками (например, Договор об Антарктиде 1959 г.).

В контроле над разоружением играют важную роль меры укрепления доверия - это специальные организационно-технические меры, направленные на достижение взаимопонимания, уменьшение военного противостояния, предотвращение внезапного нападения или несанкционированного конфликта, в том числе ядерного.

К мерам укрепления доверия в военной области относятся:

отказ от расширения существующих и создания новых военно-по­ли­ти­ческих группировок; установление сотрудничества между экономическими
со­­юзами; распространение института уведомления и других мер доверия на военно-морскую деятельность; ограничение или прекращение международной торговли оружием; создание зон мира и доверия в раз­лич­ных районах земного ша­­ра (Дальний Восток, Индийский океан, Средиземное море.); реа­лизация плана «открытого неба» — обеспечение возмож­ности осуще­ствле­ния государствами-участниками на взаимной
и рав­­ноправ­ной основе полетов невооруженных самолетов над тер­риториями дру­гих государств-участников, режима для наблюдения
за военной деятельностью иностранного государства.

    1. Нейтралитет государств.

Особым правовым статусом обладают государства, не участвующие в войнах и не оказывающих содействия воюющим сторонам. Такие государства подразделяются на постоянно нейтральные и нейтральные в конкретной войне.

Постоянный нейтралитет — это международно-правовой статус государства, взявшего обязательство не участвовать в каких-либо войнах, которые происходят или могут произойти в будущем, и воздерживаться от действий, способных вовлечь такое государство в войну.

В связи с этим постоянно-нейтральные государства не принимают участия в военно-политических союзах, отказываются от размещения на своей территории ино­странных военных баз. Выступают против оружия массового уничтожения, активно поддерживают усилия мирового сообщества в сфере разоружения, укрепления доверия и сотрудничества между государствами. Таким образом, постоянный нейтралитет осуществляется не только во время войны, но и в мирное время.

Статус постоянного нейтралитета не лишает государство права на самооборону в случае нападения на него.

Юридическим закреплением указанного статуса осуществляется несколькими способами:

1)Статус постоянного нейтралитета закрепляется национальным правовым актом государства. Каждое государство имеет суверенное право независимо определять свою внешнюю политику с учетом принципов и норм международного права. Отражением указанного права является выбор государством способов установления статуса своего постоянного нейтралитета. Это предполагает, что данный статус может быть определен государством и на основе принятия им только соответствующих внутренних актов. Важно лишь, чтобы в этом случае данный статус
получил признание других государств (признанный нейтралитет). В ст. 18 Конституции РБ говорится, что РБ ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство – нейтральным.

2) Заключение заинтересованными государствами соот­вет­ствующего международного договора с участием в нем государства, наделяемого статусом постоянного нейтралитета. Действие такого договора не обусловлено каким-либо сроком — он заключается на все будущее время. Согласно взятым обязательствам постоянно-нейтральное государство должно соблюдать правила нейтралитета в случае возникновения военного конфликта между любыми государствами, т. е. следовать нормам международного права, касающимся нейтралитета во время войны, в частности. В равной мере постоянно-нейтральное государство не может допускать использования своей территории, включая воздушное пространство, для вмешательства во внутренние дела других государств и враждебных действий против них. Недопустимы подобные действия и со стороны самого постоянно-нейтрального государства. Вместе с тем последнее имеет право участвовать в деятельности международных организаций, иметь свою армию и военные укрепления, необходимые для самообороны.

В историческом прошлом статус постоянного нейтралитета принадлежал Бельгии (с 1831 по 1919 г.) и Люксембургу (с 1867 по 1944 г.).

В современный период этот статус имеют Швейцария, Австрия, Лаос, Камбоджа, Мальта, Туркменистан. Соглашение о постоянном нейтралитете Швейцарии было подписано Австрией, Великобританией. Францией, Россией, Пруссией и Португалией 8 (20) ноября 1815 г. и было подтверждено Версальским мирным договором 1919 г. Державы, подписавшие соглашение, признали "всегдашний" нейтралитет Швейцарии. Они гарантировали как статус нейтралитета, так и неприкосновенность территории Швейцарии, что предполагает обязанность этих держав выступить в защиту статуса Швейцарии в случае его нарушения.

Согласно советско-австрийскому меморандуму, принятому в апреле 1955 г., Австрия обязалась огласить декларацию о том, что примет статус, подобный статусу нейтралитета Швейцарии. 15 мая 1955 г. был подписан Государственный договор о восстановлении
независимой и демократической Австрии, в котором союзные в ходе второй мировой войны великие державы — СССР, США, Англия, Франция — заявили, что будут уважать независимость и территориальную целостность Австрии в том виде, как это установлено названным договором. В отличие от Швейцарии нейтралитет не гарантирован.

На международном совещании в Женеве 14 стран по урегулированию лаосского вопроса 23 июля 1962 г. была подписана Декларация о нейтралитете Лаоса, в которой участники совещания приняли к сведению заявление правительства Лаоса о нейтралитете от 9 июля 1962 г. и заявили, что они признают, будут уважать и соблюдать суверенитет. независимость, единство и территориальную целостность Лаоса.

Статус Камбоджи был определен Заключительным актом Парижской конференции по Камбодже от 23 октября 1991 г. Составной частью этого документа является Соглашение, касающееся суверенитета независимости, территориальной целостности и неприкосновенности, нейтралитета и национального единства Камбоджи, в котором зафиксировано ее обязательство закрепить постоянный нейтралитет в своей Конституции. Другие участники Соглашения обязались признавать и уважать данный статус Камбоджи. Обязанность постоянного нейтралитета нашла отражение в законе о нейтралитете Камбоджи, вступившем в силу еще 6 ноября 1957 г.

Правительство Республики Мальта утвердило 14 мая 1981 г. Декларацию относительно нейтралитета Мальты, в которой заявило, что Республика Мальта является нейтральным государством и отказывается от участия в каких-либо военных союзах. Ни один объект на Мальте не может использоваться, таким образом, чтобы это привело к сосредоточению на Мальте иностранных вооруженных сил.

3) Принятие Генеральной Ассамблеей ООН Резолюции о нейтралитете государства. Постоянный нейтралитет Туркменистана был провозглашен Законом "О внесении изменения и дополнения в Конституцию Туркменистана" и Конституционным законом "О постоянном нейтралитете Туркменистана" от 12 декабря 1995 г. Он был признан и поддержан резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН "Постоянный нейтралитет Туркменистана", принятой 12 декабря 1995 г. В ст. 1 Конституции Туркменистана резюмируется содержание указанных документов и закрепляется положение, согласно которому признанный сообществом нейтралитет Турк­