Файл: Конспект лекций по учебной дисциплине международное публичное право.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
14.4. Разоружение
Разоружение — это комплекс совместных мер и действий государств, направленных на прекращение гонки вооружений, ограничение, сокращение и ликвидацию средств ведения войны, снижение уровня военного противостояния.
Основные подходы к проблеме вооружения сформулированы в Уставе ООН, который уполномочивает Генеральную Ассамблею рассматривать любые принципы сотрудничества в деле поддержания мира и безопасности, в том числе и принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений. Для достижения этих целей учреждена Конференция по разоружению (состоит из 61 государства) и функционирует Первый комитет Генеральной Ассамблеи ООН.
Совет Безопасности несет ответственность за формирование «планов создания системы регулирования разоружения при содействии Военно-штабного комитета.
Первым шагом на пути уменьшения угрозы ядерной войны явился Московский договор 1963 г. О запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой; Договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия 1977 г., О всеобщем прекращении ядерных испытаний 1996 г., который закрепляет обязательство государств не производить любых ядерных взрывов. И 1968 г. государства подписали Договор о нераспространении ядерного оружия (187 государств), который обязывает ядерные государства не передавать ядерное оружие, а неядерным государствам воздерживаться от производства или приобретения такого оружия. Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967и др.
Однако проблема нераспространения ядерного оружия является достаточно острой ввиду того, что ряд государств, например Аргентина, Бельгия, Италия, Испания, Германия, Бразилия, Япония, Швеция, Израиль, Тайвань, обладают достаточным научно-техническим уровнем для создания ядерного оружия.
Превентивной мерой ядерного разоружения является создание безъядерных зон. К ним относятся Антарктика (Договор об Антарктике 1959 г. устанавливает режим полной демилитаризации); морское дно (Договор о не размещении на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г.) и др.
Процесс разоружения неразрывно связан с ограничением и
сокращением стратегических наступательных вооружений. Этой цели служат договоры между СССР и США, США и Россией, например Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972.
Важным направлением разоруженческой деятельности является запрещение других видов оружия массового уничтожения. Этой цели служит Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсического оружия и об их уничтожении 1972 г. С января 1993 г. открыта для подписания Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении.
Необходимым элементом разоружения является международный контроль, представляющий собой совокупность методов наблюдения за осуществлением договорных обязательств и анализ полученных данных.
Механизм контроля включает:
национальные технические средства контроля (космические, электронные, сейсмические и другие системы проверки);
обмен информацией по запросам или на регулярной основе консультации при возникновении неясных ситуаций;
создание органов для консультаций или подготовки экспертных заключений по вопросам, возникающим в ходе выполнения соглашений;
процедура подачи жалоб в Совет Безопасности ООН в случае нарушения государствами своих обязательств;
периодические конференции участников соглашений для рассмотрения хода их выполнения;
различные виды инспекций: 1) инспекция международной организации (например, Международное агентство по атомной энергии); 2) инспекция, осуществляемая самими государствами участниками договора, но под наблюдением международного органа; 3) взаимная инспекция, осуществляемая государствами участниками (например, Договор об Антарктиде 1959 г.).
В контроле над разоружением играют важную роль меры укрепления доверия - это специальные организационно-технические меры, направленные на достижение взаимопонимания, уменьшение военного противостояния, предотвращение внезапного нападения или несанкционированного конфликта, в том числе ядерного.
К мерам укрепления доверия в военной области относятся:
отказ от расширения существующих и создания новых военно-политических группировок; установление сотрудничества между экономическими
союзами; распространение института уведомления и других мер доверия на военно-морскую деятельность; ограничение или прекращение международной торговли оружием; создание зон мира и доверия в различных районах земного шара (Дальний Восток, Индийский океан, Средиземное море.); реализация плана «открытого неба» — обеспечение возможности осуществления государствами-участниками на взаимной
и равноправной основе полетов невооруженных самолетов над территориями других государств-участников, режима для наблюдения
за военной деятельностью иностранного государства.
-
Нейтралитет государств.
Особым правовым статусом обладают государства, не участвующие в войнах и не оказывающих содействия воюющим сторонам. Такие государства подразделяются на постоянно нейтральные и нейтральные в конкретной войне.
Постоянный нейтралитет — это международно-правовой статус государства, взявшего обязательство не участвовать в каких-либо войнах, которые происходят или могут произойти в будущем, и воздерживаться от действий, способных вовлечь такое государство в войну.
В связи с этим постоянно-нейтральные государства не принимают участия в военно-политических союзах, отказываются от размещения на своей территории иностранных военных баз. Выступают против оружия массового уничтожения, активно поддерживают усилия мирового сообщества в сфере разоружения, укрепления доверия и сотрудничества между государствами. Таким образом, постоянный нейтралитет осуществляется не только во время войны, но и в мирное время.
Статус постоянного нейтралитета не лишает государство права на самооборону в случае нападения на него.
Юридическим закреплением указанного статуса осуществляется несколькими способами:
1)Статус постоянного нейтралитета закрепляется национальным правовым актом государства. Каждое государство имеет суверенное право независимо определять свою внешнюю политику с учетом принципов и норм международного права. Отражением указанного права является выбор государством способов установления статуса своего постоянного нейтралитета. Это предполагает, что данный статус может быть определен государством и на основе принятия им только соответствующих внутренних актов. Важно лишь, чтобы в этом случае данный статус
получил признание других государств (признанный нейтралитет). В ст. 18 Конституции РБ говорится, что РБ ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство – нейтральным.
2) Заключение заинтересованными государствами соответствующего международного договора с участием в нем государства, наделяемого статусом постоянного нейтралитета. Действие такого договора не обусловлено каким-либо сроком — он заключается на все будущее время. Согласно взятым обязательствам постоянно-нейтральное государство должно соблюдать правила нейтралитета в случае возникновения военного конфликта между любыми государствами, т. е. следовать нормам международного права, касающимся нейтралитета во время войны, в частности. В равной мере постоянно-нейтральное государство не может допускать использования своей территории, включая воздушное пространство, для вмешательства во внутренние дела других государств и враждебных действий против них. Недопустимы подобные действия и со стороны самого постоянно-нейтрального государства. Вместе с тем последнее имеет право участвовать в деятельности международных организаций, иметь свою армию и военные укрепления, необходимые для самообороны.
В историческом прошлом статус постоянного нейтралитета принадлежал Бельгии (с 1831 по 1919 г.) и Люксембургу (с 1867 по 1944 г.).
В современный период этот статус имеют Швейцария, Австрия, Лаос, Камбоджа, Мальта, Туркменистан. Соглашение о постоянном нейтралитете Швейцарии было подписано Австрией, Великобританией. Францией, Россией, Пруссией и Португалией 8 (20) ноября 1815 г. и было подтверждено Версальским мирным договором 1919 г. Державы, подписавшие соглашение, признали "всегдашний" нейтралитет Швейцарии. Они гарантировали как статус нейтралитета, так и неприкосновенность территории Швейцарии, что предполагает обязанность этих держав выступить в защиту статуса Швейцарии в случае его нарушения.
Согласно советско-австрийскому меморандуму, принятому в апреле 1955 г., Австрия обязалась огласить декларацию о том, что примет статус, подобный статусу нейтралитета Швейцарии. 15 мая 1955 г. был подписан Государственный договор о восстановлении
независимой и демократической Австрии, в котором союзные в ходе второй мировой войны великие державы — СССР, США, Англия, Франция — заявили, что будут уважать независимость и территориальную целостность Австрии в том виде, как это установлено названным договором. В отличие от Швейцарии нейтралитет не гарантирован.
На международном совещании в Женеве 14 стран по урегулированию лаосского вопроса 23 июля 1962 г. была подписана Декларация о нейтралитете Лаоса, в которой участники совещания приняли к сведению заявление правительства Лаоса о нейтралитете от 9 июля 1962 г. и заявили, что они признают, будут уважать и соблюдать суверенитет. независимость, единство и территориальную целостность Лаоса.
Статус Камбоджи был определен Заключительным актом Парижской конференции по Камбодже от 23 октября 1991 г. Составной частью этого документа является Соглашение, касающееся суверенитета независимости, территориальной целостности и неприкосновенности, нейтралитета и национального единства Камбоджи, в котором зафиксировано ее обязательство закрепить постоянный нейтралитет в своей Конституции. Другие участники Соглашения обязались признавать и уважать данный статус Камбоджи. Обязанность постоянного нейтралитета нашла отражение в законе о нейтралитете Камбоджи, вступившем в силу еще 6 ноября 1957 г.
Правительство Республики Мальта утвердило 14 мая 1981 г. Декларацию относительно нейтралитета Мальты, в которой заявило, что Республика Мальта является нейтральным государством и отказывается от участия в каких-либо военных союзах. Ни один объект на Мальте не может использоваться, таким образом, чтобы это привело к сосредоточению на Мальте иностранных вооруженных сил.
3) Принятие Генеральной Ассамблеей ООН Резолюции о нейтралитете государства. Постоянный нейтралитет Туркменистана был провозглашен Законом "О внесении изменения и дополнения в Конституцию Туркменистана" и Конституционным законом "О постоянном нейтралитете Туркменистана" от 12 декабря 1995 г. Он был признан и поддержан резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН "Постоянный нейтралитет Туркменистана", принятой 12 декабря 1995 г. В ст. 1 Конституции Туркменистана резюмируется содержание указанных документов и закрепляется положение, согласно которому признанный сообществом нейтралитет Турк