Файл: Конспект лекций по учебной дисциплине международное публичное право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
уголовного правосудия, Типовой договор о передаче уголовного судопроизводства). Кроме Конгресса, в рамках ООН созданы и действуют научно-исследовательские центры и институты по предупреждению и борьбе с преступностью (например, Венский центр по международному предупреждению преступности, Межрегиональный Римский научно-исследовательский инсти­тут но вопросам преступности и правосудия). Указанные институты проводят семинары по повышению квалификации национальных правоохранительных органов, оказывают методичес­кую техническую помощь государствам в разработке программ по борьбе с преступностью.

Международная организация уголовной полиции


Кроме общих универсальных организаций, координацией сотрудничества в борьбе с преступностью занимаются специально созданные с этой целью международные организации, в частности Международная организация уголовной полиции (ИНТЕРПОЛ).

Н ачалом зарождения этой организации является создание в 1923 г. Международной комиссии уголовной полиции. Свое настоящее название, ИНТЕРПОЛ организация получила с принятием Устава в 1956 г.. Согласно Уставу его целями является обеспечение взаимного сотрудничества всех органов уголовной полиции в рамках существующего законодательства государств и создания учреждений, которые могут успешно способствовать предупреждению и борьбе с обще уголовной преступностью. ИНТЕРПОЛ, имея традицион­ную структуру международной организации (Генеральная Ассамблея, Исполнительный Совет, Секретариат), включает спе­цифический орган: Национальное центральное бюро (НЦБ). данный орган осуществляет связь национальных учреждений свое страны с Генеральным Секретариатом ИНТЕРПОЛА по поводу розыска преступника, составляя, таким образом, механизм повседневного оперативного сотрудниче­ства полиции всех стран - членов ИНТЕРПОЛа. В настоящее время членами ИНТЕРПОЛа являются 181 государство (Рес­публика Беларусь - член ИНТЕРПОЛа с 1993 г., НЦБ Беларуси создано и действует в системе МВД).

Одной из основных функций ИНТЕРПОЛа является содей­ствие международному розыску преступников. С этой целью ИНТЕРПОЛОМ осуществляется международная регистрация преступников. В Секретариате ИНТЕРПОЛа формируется и постоянно пополняется картотека регистрации, включающая алфавитную картотеку всех известных международных пре­ступников, данные о внешности преступников, картотека доку­ментов и удостоверений личности, которые они используют, и картотека названий морских судов, самолетов, автомобилей, ко­торыми пользуются преступники при осуществлении контра­банды наркотиков, культурных ценностей, оружия. Имеется также картотека, содержащая сведения об украденных автома­
шинах, похищенных в различных странах произведений искусст­ва, ювелирных изделий, лиц, пропавших без вести.

Розыск начинается по просьбе страны, на территории кото­рой совершено преступление, и исполнитель скрылся за преде­лы страны. Получив такую просьбу со всеми данными о розыс­ке и о преступнике, Секретариат ИНТЕРПОЛа рассылает ее че­рез НЦБ в страны - члены ИНТЕРПОЛа. В каждой стране на основании полученного циркуляра от своих властей местные по­лицейские органы начинают розыскные мероприятия. При об­наружении разыскиваемого и его аресте НЦБ данной страны сообщает в ИНТЕРПОЛ о задержании и намерении властей страны, согласно существующему законодательству, либо су­дить преступника, либо выдать его заинтересованному государ­ству.

Среди других важных направлений деятельности ИНТЕРПОЛа следует указать ведение статистики совершения тяжких уголов­ных преступлений, а также сбор информации по различным ви­дам преступлений, ее обобщение, анализ и рассылка материалов с рекомендациями методов предупреждения и борьбы с от­дельными видами уголовных преступлений странам-членам: ИНТЕРПОЛ организует конференции и встречи специалистов но вопросам борьбы с преступностью с целью обмена опытом, содействует подготовке полицейских кадров, разрабатывает проекты, касающиеся борьбы с преступностью. Так, НЦБ Рес­публики Беларусь с 1999 г. принимает участие в проекте «Миллениум», направленном на борьбу с восточно-европейской и российской организованной преступностью.

В 1998 г. в Риме был подписан Римский Статут Международного Уголовного Суда, а в 2002 г. Был создан постоянно действующий международный судебный орган МУС для осуществления правосудия над физическими лицами, совершившими преступления против человечности и военные преступления.


    1. Выдача (экстрадиция).


В международных актах, осуждающих преступления про­тив мира и безопасности человечества, в конвенциях о борьбе с преступлениями международного характера, как правило, при­меняется лаконичный термин "выдача" ("выдача лиц"). В двусторонних договорах РБ применяются термины «выдача» (Договор РБ и КНР О выдаче, 1995 г.) и «передача лиц», с
указанием цели передачи (Договор РБ и Латвии О взаимной передаче лиц, осужденных к лишению свободы для отбывания наказания 1996 г.).

В учебных и научных изданиях на русском языке можно встретить слово "экстрадиция", т. е. транскрипцию английского (равно французского) слова "extradition". В отечественных офи­циальных документах такое слово не применяется. Термин экстрадиция более уместен, так как речь можно вести о выдаче преступников и подозреваемых в совершении преступления.

Выдача квалифицируется как обязанность договаривающих­ся сторон при наличии требования о выдаче и в соответствии с согласованными условиями.

В договорах применяется термин "преступления, влеку­щие выдачу". К ним отнесены такие деяния, которые по зако­нам обеих сторон — запрашивающего государства и запраши­ваемого государства — являются наказуемыми и за соверше­ние которых предусматривается наказание в виде лишения сво­боды на срок свыше (либо не менее) одного года или более тяж­кое наказание. Такое условие характеризует выдачу для привлечения к уголовной ответственности. Выдача для приведения приговора в исполнение производится, если лицо было приго­ворено на срок свыше (не менее) шести месяцев или к более тяжкому наказанию.

Выдача не производится, если:

- лицо, выдача которого требуется, является гражданином
запрашиваемого государства (УК РБ, ст. 7 – если иное не предусмотрено международным договором) ;


- на момент получения требования, согласно законодатель­ству запрашиваемого государства, преследование не допуска­ется вследствие истечения срока давности либо по иному за­
конному основанию;

- в отношении лица уже вынесен за то же преступление
приговор на территории запрашиваемого государства или дело
прекращено;

  • преступление по законодательству обоих государств пре­следуется в порядке частного обвинения.

Выдачи может потребовать: 1) государство, на территории которого совершено преступление; 2) государство, гражданином которого является лицо, совершившее преступление; 3) государство, которому причинен вред этим преступлением.

Вопрос о выдаче при совершении преступления, совершен­ного на территории запрашиваемого государства, решается по-разному: по одним договорам (РБ с Польшей) как
основание для отказа, по другим (по Конвенции СНГ 2002 г. о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам) - в выдаче может быть отказано.

Ныне действующая Конституция РБ содержит положение относительно выдачи. Согласно ч. 3 ст. 10 гражданин РБ не может быть выдан иностранному государству, если иное не предусмотрено международными договорами РБ.

Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне запрашиваемого государства могут быть выданы, если это предусмотрено международным договором (УК РБ, ст. 7, п.2) или на основе принципа взаимности (п.3).

В связи с установлением правила невыдачи граждан за­прашиваемого государства в договоры включены нормы отно­сительно обязанности осуществления уголовного преследова­ния запрашиваемым государством против собственных граж­дан, подозреваемых в совершении преступления на террито­рии запрашивающего государства, если последнее обращается с таким поручением. В таком случае запрашиваемое государст­во производит необходимые действия в соответствии со своим законодательством и информирует запрашивающее государст­во о результатах уголовного преследования.

Известны две многосторонние конвен­ции. 19 мая 1978 г. была подписана и 26 августа 1979 г. вступила в силу Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению сво­боды, для отбывания наказания в государстве, гражданами ко­торого они являются. Участниками этой Конвенции стали госу­дарства, входившие в то время в Совет Экономической Взаимо­помощи, в том числе СССР (в порядке правопреемства — Рос­сийская Федерация). 21 марта 1983 г. в рамках Совета Европы была принята Европейская конвенция о передаче осужденных лиц.

Первая из названных конвенций содержит следующие наи­более существенные положения.

Согласно ст. 1, граждане каждого из государств-участни­ков, осужденные к лишению свободы в другом государстве, бу­дут по взаимному согласию этих государств передаваться для отбывания наказания в то государство, гражданами которого они являются. Передача осужденного возможна после вступле­ния приговора в законную силу.

В соответствии со ст. 4, передача осужденного в порядке, предусмотренном Конвенцией, не производится, если: