Файл: Конспект лекций по учебной дисциплине международное публичное право.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
уголовного правосудия, Типовой договор о передаче уголовного судопроизводства). Кроме Конгресса, в рамках ООН созданы и действуют научно-исследовательские центры и институты по предупреждению и борьбе с преступностью (например, Венский центр по международному предупреждению преступности, Межрегиональный Римский научно-исследовательский институт но вопросам преступности и правосудия). Указанные институты проводят семинары по повышению квалификации национальных правоохранительных органов, оказывают методическую техническую помощь государствам в разработке программ по борьбе с преступностью.
Кроме общих универсальных организаций, координацией сотрудничества в борьбе с преступностью занимаются специально созданные с этой целью международные организации, в частности Международная организация уголовной полиции (ИНТЕРПОЛ).
Н ачалом зарождения этой организации является создание в 1923 г. Международной комиссии уголовной полиции. Свое настоящее название, ИНТЕРПОЛ организация получила с принятием Устава в 1956 г.. Согласно Уставу его целями является обеспечение взаимного сотрудничества всех органов уголовной полиции в рамках существующего законодательства государств и создания учреждений, которые могут успешно способствовать предупреждению и борьбе с обще уголовной преступностью. ИНТЕРПОЛ, имея традиционную структуру международной организации (Генеральная Ассамблея, Исполнительный Совет, Секретариат), включает специфический орган: Национальное центральное бюро (НЦБ). данный орган осуществляет связь национальных учреждений свое страны с Генеральным Секретариатом ИНТЕРПОЛА по поводу розыска преступника, составляя, таким образом, механизм повседневного оперативного сотрудничества полиции всех стран - членов ИНТЕРПОЛа. В настоящее время членами ИНТЕРПОЛа являются 181 государство (Республика Беларусь - член ИНТЕРПОЛа с 1993 г., НЦБ Беларуси создано и действует в системе МВД).
Одной из основных функций ИНТЕРПОЛа является содействие международному розыску преступников. С этой целью ИНТЕРПОЛОМ осуществляется международная регистрация преступников. В Секретариате ИНТЕРПОЛа формируется и постоянно пополняется картотека регистрации, включающая алфавитную картотеку всех известных международных преступников, данные о внешности преступников, картотека документов и удостоверений личности, которые они используют, и картотека названий морских судов, самолетов, автомобилей, которыми пользуются преступники при осуществлении контрабанды наркотиков, культурных ценностей, оружия. Имеется также картотека, содержащая сведения об украденных автома
шинах, похищенных в различных странах произведений искусства, ювелирных изделий, лиц, пропавших без вести.
Розыск начинается по просьбе страны, на территории которой совершено преступление, и исполнитель скрылся за пределы страны. Получив такую просьбу со всеми данными о розыске и о преступнике, Секретариат ИНТЕРПОЛа рассылает ее через НЦБ в страны - члены ИНТЕРПОЛа. В каждой стране на основании полученного циркуляра от своих властей местные полицейские органы начинают розыскные мероприятия. При обнаружении разыскиваемого и его аресте НЦБ данной страны сообщает в ИНТЕРПОЛ о задержании и намерении властей страны, согласно существующему законодательству, либо судить преступника, либо выдать его заинтересованному государству.
Среди других важных направлений деятельности ИНТЕРПОЛа следует указать ведение статистики совершения тяжких уголовных преступлений, а также сбор информации по различным видам преступлений, ее обобщение, анализ и рассылка материалов с рекомендациями методов предупреждения и борьбы с отдельными видами уголовных преступлений странам-членам: ИНТЕРПОЛ организует конференции и встречи специалистов но вопросам борьбы с преступностью с целью обмена опытом, содействует подготовке полицейских кадров, разрабатывает проекты, касающиеся борьбы с преступностью. Так, НЦБ Республики Беларусь с 1999 г. принимает участие в проекте «Миллениум», направленном на борьбу с восточно-европейской и российской организованной преступностью.
В 1998 г. в Риме был подписан Римский Статут Международного Уголовного Суда, а в 2002 г. Был создан постоянно действующий международный судебный орган МУС для осуществления правосудия над физическими лицами, совершившими преступления против человечности и военные преступления.
В международных актах, осуждающих преступления против мира и безопасности человечества, в конвенциях о борьбе с преступлениями международного характера, как правило, применяется лаконичный термин "выдача" ("выдача лиц"). В двусторонних договорах РБ применяются термины «выдача» (Договор РБ и КНР О выдаче, 1995 г.) и «передача лиц», с
указанием цели передачи (Договор РБ и Латвии О взаимной передаче лиц, осужденных к лишению свободы для отбывания наказания 1996 г.).
В учебных и научных изданиях на русском языке можно встретить слово "экстрадиция", т. е. транскрипцию английского (равно французского) слова "extradition". В отечественных официальных документах такое слово не применяется. Термин экстрадиция более уместен, так как речь можно вести о выдаче преступников и подозреваемых в совершении преступления.
Выдача квалифицируется как обязанность договаривающихся сторон при наличии требования о выдаче и в соответствии с согласованными условиями.
В договорах применяется термин "преступления, влекущие выдачу". К ним отнесены такие деяния, которые по законам обеих сторон — запрашивающего государства и запрашиваемого государства — являются наказуемыми и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок свыше (либо не менее) одного года или более тяжкое наказание. Такое условие характеризует выдачу для привлечения к уголовной ответственности. Выдача для приведения приговора в исполнение производится, если лицо было приговорено на срок свыше (не менее) шести месяцев или к более тяжкому наказанию.
Выдача не производится, если:
- лицо, выдача которого требуется, является гражданином
запрашиваемого государства (УК РБ, ст. 7 – если иное не предусмотрено международным договором) ;
- на момент получения требования, согласно законодательству запрашиваемого государства, преследование не допускается вследствие истечения срока давности либо по иному за
конному основанию;
- в отношении лица уже вынесен за то же преступление
приговор на территории запрашиваемого государства или дело
прекращено;
Выдачи может потребовать: 1) государство, на территории которого совершено преступление; 2) государство, гражданином которого является лицо, совершившее преступление; 3) государство, которому причинен вред этим преступлением.
Вопрос о выдаче при совершении преступления, совершенного на территории запрашиваемого государства, решается по-разному: по одним договорам (РБ с Польшей) как
основание для отказа, по другим (по Конвенции СНГ 2002 г. о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам) - в выдаче может быть отказано.
Ныне действующая Конституция РБ содержит положение относительно выдачи. Согласно ч. 3 ст. 10 гражданин РБ не может быть выдан иностранному государству, если иное не предусмотрено международными договорами РБ.
Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне запрашиваемого государства могут быть выданы, если это предусмотрено международным договором (УК РБ, ст. 7, п.2) или на основе принципа взаимности (п.3).
В связи с установлением правила невыдачи граждан запрашиваемого государства в договоры включены нормы относительно обязанности осуществления уголовного преследования запрашиваемым государством против собственных граждан, подозреваемых в совершении преступления на территории запрашивающего государства, если последнее обращается с таким поручением. В таком случае запрашиваемое государство производит необходимые действия в соответствии со своим законодательством и информирует запрашивающее государство о результатах уголовного преследования.
Известны две многосторонние конвенции. 19 мая 1978 г. была подписана и 26 августа 1979 г. вступила в силу Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются. Участниками этой Конвенции стали государства, входившие в то время в Совет Экономической Взаимопомощи, в том числе СССР (в порядке правопреемства — Российская Федерация). 21 марта 1983 г. в рамках Совета Европы была принята Европейская конвенция о передаче осужденных лиц.
Первая из названных конвенций содержит следующие наиболее существенные положения.
Согласно ст. 1, граждане каждого из государств-участников, осужденные к лишению свободы в другом государстве, будут по взаимному согласию этих государств передаваться для отбывания наказания в то государство, гражданами которого они являются. Передача осужденного возможна после вступления приговора в законную силу.
В соответствии со ст. 4, передача осужденного в порядке, предусмотренном Конвенцией, не производится, если:
Международная организация уголовной полиции
Кроме общих универсальных организаций, координацией сотрудничества в борьбе с преступностью занимаются специально созданные с этой целью международные организации, в частности Международная организация уголовной полиции (ИНТЕРПОЛ).
Н ачалом зарождения этой организации является создание в 1923 г. Международной комиссии уголовной полиции. Свое настоящее название, ИНТЕРПОЛ организация получила с принятием Устава в 1956 г.. Согласно Уставу его целями является обеспечение взаимного сотрудничества всех органов уголовной полиции в рамках существующего законодательства государств и создания учреждений, которые могут успешно способствовать предупреждению и борьбе с обще уголовной преступностью. ИНТЕРПОЛ, имея традиционную структуру международной организации (Генеральная Ассамблея, Исполнительный Совет, Секретариат), включает специфический орган: Национальное центральное бюро (НЦБ). данный орган осуществляет связь национальных учреждений свое страны с Генеральным Секретариатом ИНТЕРПОЛА по поводу розыска преступника, составляя, таким образом, механизм повседневного оперативного сотрудничества полиции всех стран - членов ИНТЕРПОЛа. В настоящее время членами ИНТЕРПОЛа являются 181 государство (Республика Беларусь - член ИНТЕРПОЛа с 1993 г., НЦБ Беларуси создано и действует в системе МВД).
Одной из основных функций ИНТЕРПОЛа является содействие международному розыску преступников. С этой целью ИНТЕРПОЛОМ осуществляется международная регистрация преступников. В Секретариате ИНТЕРПОЛа формируется и постоянно пополняется картотека регистрации, включающая алфавитную картотеку всех известных международных преступников, данные о внешности преступников, картотека документов и удостоверений личности, которые они используют, и картотека названий морских судов, самолетов, автомобилей, которыми пользуются преступники при осуществлении контрабанды наркотиков, культурных ценностей, оружия. Имеется также картотека, содержащая сведения об украденных автома
шинах, похищенных в различных странах произведений искусства, ювелирных изделий, лиц, пропавших без вести.
Розыск начинается по просьбе страны, на территории которой совершено преступление, и исполнитель скрылся за пределы страны. Получив такую просьбу со всеми данными о розыске и о преступнике, Секретариат ИНТЕРПОЛа рассылает ее через НЦБ в страны - члены ИНТЕРПОЛа. В каждой стране на основании полученного циркуляра от своих властей местные полицейские органы начинают розыскные мероприятия. При обнаружении разыскиваемого и его аресте НЦБ данной страны сообщает в ИНТЕРПОЛ о задержании и намерении властей страны, согласно существующему законодательству, либо судить преступника, либо выдать его заинтересованному государству.
Среди других важных направлений деятельности ИНТЕРПОЛа следует указать ведение статистики совершения тяжких уголовных преступлений, а также сбор информации по различным видам преступлений, ее обобщение, анализ и рассылка материалов с рекомендациями методов предупреждения и борьбы с отдельными видами уголовных преступлений странам-членам: ИНТЕРПОЛ организует конференции и встречи специалистов но вопросам борьбы с преступностью с целью обмена опытом, содействует подготовке полицейских кадров, разрабатывает проекты, касающиеся борьбы с преступностью. Так, НЦБ Республики Беларусь с 1999 г. принимает участие в проекте «Миллениум», направленном на борьбу с восточно-европейской и российской организованной преступностью.
В 1998 г. в Риме был подписан Римский Статут Международного Уголовного Суда, а в 2002 г. Был создан постоянно действующий международный судебный орган МУС для осуществления правосудия над физическими лицами, совершившими преступления против человечности и военные преступления.
-
Выдача (экстрадиция).
В международных актах, осуждающих преступления против мира и безопасности человечества, в конвенциях о борьбе с преступлениями международного характера, как правило, применяется лаконичный термин "выдача" ("выдача лиц"). В двусторонних договорах РБ применяются термины «выдача» (Договор РБ и КНР О выдаче, 1995 г.) и «передача лиц», с
указанием цели передачи (Договор РБ и Латвии О взаимной передаче лиц, осужденных к лишению свободы для отбывания наказания 1996 г.).
В учебных и научных изданиях на русском языке можно встретить слово "экстрадиция", т. е. транскрипцию английского (равно французского) слова "extradition". В отечественных официальных документах такое слово не применяется. Термин экстрадиция более уместен, так как речь можно вести о выдаче преступников и подозреваемых в совершении преступления.
Выдача квалифицируется как обязанность договаривающихся сторон при наличии требования о выдаче и в соответствии с согласованными условиями.
В договорах применяется термин "преступления, влекущие выдачу". К ним отнесены такие деяния, которые по законам обеих сторон — запрашивающего государства и запрашиваемого государства — являются наказуемыми и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок свыше (либо не менее) одного года или более тяжкое наказание. Такое условие характеризует выдачу для привлечения к уголовной ответственности. Выдача для приведения приговора в исполнение производится, если лицо было приговорено на срок свыше (не менее) шести месяцев или к более тяжкому наказанию.
Выдача не производится, если:
- лицо, выдача которого требуется, является гражданином
запрашиваемого государства (УК РБ, ст. 7 – если иное не предусмотрено международным договором) ;
- на момент получения требования, согласно законодательству запрашиваемого государства, преследование не допускается вследствие истечения срока давности либо по иному за
конному основанию;
- в отношении лица уже вынесен за то же преступление
приговор на территории запрашиваемого государства или дело
прекращено;
-
преступление по законодательству обоих государств преследуется в порядке частного обвинения.
Выдачи может потребовать: 1) государство, на территории которого совершено преступление; 2) государство, гражданином которого является лицо, совершившее преступление; 3) государство, которому причинен вред этим преступлением.
Вопрос о выдаче при совершении преступления, совершенного на территории запрашиваемого государства, решается по-разному: по одним договорам (РБ с Польшей) как
основание для отказа, по другим (по Конвенции СНГ 2002 г. о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам) - в выдаче может быть отказано.
Ныне действующая Конституция РБ содержит положение относительно выдачи. Согласно ч. 3 ст. 10 гражданин РБ не может быть выдан иностранному государству, если иное не предусмотрено международными договорами РБ.
Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне запрашиваемого государства могут быть выданы, если это предусмотрено международным договором (УК РБ, ст. 7, п.2) или на основе принципа взаимности (п.3).
В связи с установлением правила невыдачи граждан запрашиваемого государства в договоры включены нормы относительно обязанности осуществления уголовного преследования запрашиваемым государством против собственных граждан, подозреваемых в совершении преступления на территории запрашивающего государства, если последнее обращается с таким поручением. В таком случае запрашиваемое государство производит необходимые действия в соответствии со своим законодательством и информирует запрашивающее государство о результатах уголовного преследования.
Известны две многосторонние конвенции. 19 мая 1978 г. была подписана и 26 августа 1979 г. вступила в силу Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются. Участниками этой Конвенции стали государства, входившие в то время в Совет Экономической Взаимопомощи, в том числе СССР (в порядке правопреемства — Российская Федерация). 21 марта 1983 г. в рамках Совета Европы была принята Европейская конвенция о передаче осужденных лиц.
Первая из названных конвенций содержит следующие наиболее существенные положения.
Согласно ст. 1, граждане каждого из государств-участников, осужденные к лишению свободы в другом государстве, будут по взаимному согласию этих государств передаваться для отбывания наказания в то государство, гражданами которого они являются. Передача осужденного возможна после вступления приговора в законную силу.
В соответствии со ст. 4, передача осужденного в порядке, предусмотренном Конвенцией, не производится, если: