Файл: Конспект лекций по учебной дисциплине международное публичное право.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
мостоятельно и в полном объеме устанавливать правовой режим использования части земной атмосферы, расположенной над территорией этой страны. Устанавливается разрешительный порядок полетов в суверенном воздушном пространстве государства.
2. Принцип свободы полетов в международном воздушном
пространстве, расположенном за пределами Государственных границ. Летательные аппараты любой страны имеют право беспрепятственного осуществления полетов в пределах этого пространства при условии строгого соблюдения установленных международным правом предписаний.
3. Принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации в международном воздушном пространстве полетов национальных летательных аппаратов.
4. Возмещение ущерба, причиненного воздушными судами юридическим и физическим лицам иностранных государств».
Международно-правовое регулирование воздушного права началось с Парижской конвенции о воздушной навигации 1914 и, которая предусматривала: 1) отказ от теории свободы воздуха и признание исключительного и полного суверенитета государства над воздушным пространством в пределах его сухопутной и ной территории; 2) право мирного пролета иностранных воздушных судов в воздушном пространстве других государств.
В 1928 г. была принята Панамская конвенция о коммерческой авиации, в 1929 г. -Варшавская конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок, которая установила нормы об ответственности эксплуатанта воздушного судии за вред, причиненный пассажирам и грузам во время перевозки.
Важнейшим источником международного воздушного права является Чикагская конвенция 1944 г. о международной гражданской авиации, дополненная поправками в 1954, 1961,1962, 1971, 1973, 1974, 1977,1980, 1984гг. К ней приняты 18 приложений. Конвенция подтвердила принцип суверенитета государства над его воздушным пространством, всесторонне урегулировала комплекс отношений в сфере воздухоплавания, регулярных и нерегулярных полетов, регистрацию и определение национальной принадлежности воздушных судов, установила важнейшие международные стандарты и признание действительности рекомендуемой летной практики. Была учреждена Международная организация гражданской авиации (ИКАО).
К источникам международного воздушного права относятся Женевская конвенция о признании прав на воздушное судно (1948 г.), Римская конвенция о возмещении вреда, причиненного иностранным воздушным судном третьим лицам на поверхности Земли (1952 г.), Монреальский протокол к ней (1978 г.), предусматривающий абсолютную ответственность собственников воздушных судов за ущерб, причиненный в результате их использования.
В качестве первоисточника используется международный обычай. Его применение имело место при формировании следующих принципов: суверенитета государства над его воздушным пространством; об обязательности оказания помощи воздушным судном другому летательному аппарату или морскому судну, терпящему бедствие; о предоставлении самолетам, оказывающим помощь в экстраординарных ситуациях, права на несанкционированное вхождение (влет) в пределы иностранной воздушной территории и др.
Для реализации принципов и норм международного воздушного права важное значение имеет национальное законодательство.
2. Правовой режим воздушного пространства
Режим воздушного пространства и международных полетов - совокупность юридических норм, определяющих права и обязанности государств в отношении воздушного пространства, его использования, порядок воздушных передвижений, правовое положение воздушных судов, их экипажей, грузов и пассажиров.
Характеристика воздушного пространства включает описание его границ. Нижней границей воздушного пространства является сухопутная и водная поверхность земного шара. Нормы верхней границы в настоящее время не выработаны. Максимальная высота подъема воздушного судна равна приблизительно 33 километра. Многие государства предлагают установить верхнюю границу на высоте 100-110 километров.
Режим воздушного пространства и международных полетов над территорией каждого государства регулируется его национальным законодательством: воздушным кодексом, другими законодательными актами, а также заключенными этим государством международными договорами.
Каждое государство самостоятельно определяет порядок допуска иностранных воздушных судов в свое воздушное пространство. Эта разрешительная система является основой правового
режима воздушного пространства всех современных государств, обязательного как для регулярных, так и нерегулярных (разовых) международных полетов.
Существует два главных правовых основания выполнения международных полетов - международный договор (многосторонний или двусторонний) и специальное разрешение государства. Некоторые государства допускают на свою территорию нерегулярные полеты по уведомлению (диспетчерскому разрешению).
Во время пребывания судов в воздушном пространстве другого государства на них распространяется юрисдикция государства пребывания - правила паспортного, таможенного, валютного и карантинного контроля. По прибытии и убытии воздушное судно может быть подвергнуто досмотру. Компетентные органы вправе проверить документы: свидетельство регистрации самолета, удостоверение о его пригодности к полетам, свидетельства о квалификации членов экипажа, списки пассажиров и т.д. Полеты иностранных воздушных судов должны проходить по предписанным маршрутам (договорным линиям) с использованием их аэропортов, которые устанавливаются государством пребывания.
По Чикагской конвенции принимается принцип не дискриминации в отношении воздушных передвижений судов всех государств без исключения. Воздушное судно, пересекшее государственную границу без разрешения или совершившее иные нарушения правил полетов, признается судном-нарушителем и обязано совершим, посадку по требованию органов, контролирующих полеты.
Каждое государство из соображений безопасности и в соблюдение принципа не дискриминации может ограничить или полностью запретить полеты иностранных воздушных судов над определенными зонами своей территории.
Суверенитет государства не является абсолютным. Он действует в рамках международного права: государство пребывания принимает на себя обязательство обеспечить в пределах своей территории осуществление прав других государств в соответствии с заключенными таким государством международными соглашениями.
Воздушное судно должно иметь национальные знаки отличия и регистрационный номер не более чем одного государства. Находясь в международном воздушном пространстве, воздушные
суда подчиняются законам государства флага.
В целях обеспечения безопасности ИКАО установила четыре основные категории воздушного пространства над открытым морем:
- зона ограниченного режима полетов — район, в пределах которого производство полетов временно ограничено.
США, Канада, Греция, Южная Корея в одностороннем порядке установили так называемые «зоны безопасности», или «зоны опознания», при пролете в которых воздушные суда иностранных государств вынуждены соблюдать особые требования, сообщать, в частности, свое местонахождение, направление и план полета при вхождении в такую зону.
Режим полета над Антарктикой определяется Договором об Антарктике 1959 г.: установлен свободный полет гражданских воздушных судов всех стран независимо от того, являются они участниками данного договора или нет. Международные полеты должны осуществляться в строгом соответствии со стандартами ИКАО.
В 1992 г. в Хельсинки был подписан Договор по открытому небу, предусматривающий возможность осуществления государствами-участниками на взаимной и равноправной основе полетов вооруженных самолетов над территориями других государств-участников для наблюдения за военной деятельностью.
Сложилась устойчивая практика уведомления об испытаниях ракетоносителей в Мировом океане в пределах объявленных зон морского и воздушного пространства, а также о запусках ракет с бортов научно-исследовательских судов.
По Договору 1963 г. запрещено испытание ядерного оружия в
атмосфере, в космическом пространстве и под водой. Все это положительно сказалось на обеспечении безопасности полетов.
3. Правовое регулирование коммерческой деятельности воздушного транспорта
В практике международных воздушных сообщений (перевозок) действуют коммерческие права (или «свобода воздуха»), пять из которых были сформулированы в Чикагской конвенции 1944 г.:
В Заключительный акт Чикагской конвенции 1944 г. была включена стандартная форма двусторонних соглашений об обмене коммерческими правами в регулярном международном воздушном сообщении (Чикагская стандартная форма), предусматривающая взаимное предоставление всех пяти «свобод воздуха».
В Соглашении о транзите в качестве обычаев были сформулированы еще три «свободы воздуха»:
Основную роль в правовом регулировании коммерческих воздушных сообщений играют двусторонние соглашения о воздушном пространстве.
Принцип взаимности является определяющим в регулировании маршрутов и пунктов посадок. Государства устанавливают
2. Принцип свободы полетов в международном воздушном
пространстве, расположенном за пределами Государственных границ. Летательные аппараты любой страны имеют право беспрепятственного осуществления полетов в пределах этого пространства при условии строгого соблюдения установленных международным правом предписаний.
3. Принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации в международном воздушном пространстве полетов национальных летательных аппаратов.
4. Возмещение ущерба, причиненного воздушными судами юридическим и физическим лицам иностранных государств».
Международно-правовое регулирование воздушного права началось с Парижской конвенции о воздушной навигации 1914 и, которая предусматривала: 1) отказ от теории свободы воздуха и признание исключительного и полного суверенитета государства над воздушным пространством в пределах его сухопутной и ной территории; 2) право мирного пролета иностранных воздушных судов в воздушном пространстве других государств.
В 1928 г. была принята Панамская конвенция о коммерческой авиации, в 1929 г. -Варшавская конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок, которая установила нормы об ответственности эксплуатанта воздушного судии за вред, причиненный пассажирам и грузам во время перевозки.
Важнейшим источником международного воздушного права является Чикагская конвенция 1944 г. о международной гражданской авиации, дополненная поправками в 1954, 1961,1962, 1971, 1973, 1974, 1977,1980, 1984гг. К ней приняты 18 приложений. Конвенция подтвердила принцип суверенитета государства над его воздушным пространством, всесторонне урегулировала комплекс отношений в сфере воздухоплавания, регулярных и нерегулярных полетов, регистрацию и определение национальной принадлежности воздушных судов, установила важнейшие международные стандарты и признание действительности рекомендуемой летной практики. Была учреждена Международная организация гражданской авиации (ИКАО).
К источникам международного воздушного права относятся Женевская конвенция о признании прав на воздушное судно (1948 г.), Римская конвенция о возмещении вреда, причиненного иностранным воздушным судном третьим лицам на поверхности Земли (1952 г.), Монреальский протокол к ней (1978 г.), предусматривающий абсолютную ответственность собственников воздушных судов за ущерб, причиненный в результате их использования.
В качестве первоисточника используется международный обычай. Его применение имело место при формировании следующих принципов: суверенитета государства над его воздушным пространством; об обязательности оказания помощи воздушным судном другому летательному аппарату или морскому судну, терпящему бедствие; о предоставлении самолетам, оказывающим помощь в экстраординарных ситуациях, права на несанкционированное вхождение (влет) в пределы иностранной воздушной территории и др.
Для реализации принципов и норм международного воздушного права важное значение имеет национальное законодательство.
2. Правовой режим воздушного пространства
Режим воздушного пространства и международных полетов - совокупность юридических норм, определяющих права и обязанности государств в отношении воздушного пространства, его использования, порядок воздушных передвижений, правовое положение воздушных судов, их экипажей, грузов и пассажиров.
Характеристика воздушного пространства включает описание его границ. Нижней границей воздушного пространства является сухопутная и водная поверхность земного шара. Нормы верхней границы в настоящее время не выработаны. Максимальная высота подъема воздушного судна равна приблизительно 33 километра. Многие государства предлагают установить верхнюю границу на высоте 100-110 километров.
Режим воздушного пространства и международных полетов над территорией каждого государства регулируется его национальным законодательством: воздушным кодексом, другими законодательными актами, а также заключенными этим государством международными договорами.
Каждое государство самостоятельно определяет порядок допуска иностранных воздушных судов в свое воздушное пространство. Эта разрешительная система является основой правового
режима воздушного пространства всех современных государств, обязательного как для регулярных, так и нерегулярных (разовых) международных полетов.
Существует два главных правовых основания выполнения международных полетов - международный договор (многосторонний или двусторонний) и специальное разрешение государства. Некоторые государства допускают на свою территорию нерегулярные полеты по уведомлению (диспетчерскому разрешению).
Во время пребывания судов в воздушном пространстве другого государства на них распространяется юрисдикция государства пребывания - правила паспортного, таможенного, валютного и карантинного контроля. По прибытии и убытии воздушное судно может быть подвергнуто досмотру. Компетентные органы вправе проверить документы: свидетельство регистрации самолета, удостоверение о его пригодности к полетам, свидетельства о квалификации членов экипажа, списки пассажиров и т.д. Полеты иностранных воздушных судов должны проходить по предписанным маршрутам (договорным линиям) с использованием их аэропортов, которые устанавливаются государством пребывания.
По Чикагской конвенции принимается принцип не дискриминации в отношении воздушных передвижений судов всех государств без исключения. Воздушное судно, пересекшее государственную границу без разрешения или совершившее иные нарушения правил полетов, признается судном-нарушителем и обязано совершим, посадку по требованию органов, контролирующих полеты.
Каждое государство из соображений безопасности и в соблюдение принципа не дискриминации может ограничить или полностью запретить полеты иностранных воздушных судов над определенными зонами своей территории.
Суверенитет государства не является абсолютным. Он действует в рамках международного права: государство пребывания принимает на себя обязательство обеспечить в пределах своей территории осуществление прав других государств в соответствии с заключенными таким государством международными соглашениями.
Воздушное судно должно иметь национальные знаки отличия и регистрационный номер не более чем одного государства. Находясь в международном воздушном пространстве, воздушные
суда подчиняются законам государства флага.
В целях обеспечения безопасности ИКАО установила четыре основные категории воздушного пространства над открытым морем:
-
консультативное - район, в пределах которого воздушным судам предоставляется полетная информация и ограниченное
обслуживание диспетчерской службой прибрежного государства
в целях рассредоточения воздушных судов в данном районе; -
контролируемое — район, в пределах которого диспетчерская служба обеспечивает управление воздушным движением,
а прибрежное государство несет ответственность за обеспечение
безопасности полетов; -
опасная зона — район, в пределах которого может возникнуть опасность для полетов;
- зона ограниченного режима полетов — район, в пределах которого производство полетов временно ограничено.
США, Канада, Греция, Южная Корея в одностороннем порядке установили так называемые «зоны безопасности», или «зоны опознания», при пролете в которых воздушные суда иностранных государств вынуждены соблюдать особые требования, сообщать, в частности, свое местонахождение, направление и план полета при вхождении в такую зону.
Режим полета над Антарктикой определяется Договором об Антарктике 1959 г.: установлен свободный полет гражданских воздушных судов всех стран независимо от того, являются они участниками данного договора или нет. Международные полеты должны осуществляться в строгом соответствии со стандартами ИКАО.
В 1992 г. в Хельсинки был подписан Договор по открытому небу, предусматривающий возможность осуществления государствами-участниками на взаимной и равноправной основе полетов вооруженных самолетов над территориями других государств-участников для наблюдения за военной деятельностью.
Сложилась устойчивая практика уведомления об испытаниях ракетоносителей в Мировом океане в пределах объявленных зон морского и воздушного пространства, а также о запусках ракет с бортов научно-исследовательских судов.
По Договору 1963 г. запрещено испытание ядерного оружия в
атмосфере, в космическом пространстве и под водой. Все это положительно сказалось на обеспечении безопасности полетов.
3. Правовое регулирование коммерческой деятельности воздушного транспорта
В практике международных воздушных сообщений (перевозок) действуют коммерческие права (или «свобода воздуха»), пять из которых были сформулированы в Чикагской конвенции 1944 г.:
-
право на свободный транзитный полет без посадки на территории государства, которое предоставило это право; -
право на транзитный полет с посадкой, но не в коммерческих целях, т.е. без выгрузки или погрузки пассажиров, грузов, почты, для заправки топливом); -
право привозить в иностранное государство пассажиров,
грузы и почту, которые были взяты на борт в государстве регистрации (национальности) воздушного судна;
-
право увозить из иностранного государства пассажиром
грузы и почту, которые летят в государство регистрации (национальности) воздушного судна; -
право высаживать на территории иностранного государства пассажиров, выгружать грузы и почту, а равно брать их пи
борт на территории такого государства для перевозки из любых
третьих стран или в любые третьи страны.
В Заключительный акт Чикагской конвенции 1944 г. была включена стандартная форма двусторонних соглашений об обмене коммерческими правами в регулярном международном воздушном сообщении (Чикагская стандартная форма), предусматривающая взаимное предоставление всех пяти «свобод воздуха».
В Соглашении о транзите в качестве обычаев были сформулированы еще три «свободы воздуха»:
-
право осуществлять перевозки между третьими странами
через свою территорию; -
право осуществлять перевозки между третьими страна
ми, минуя свою территорию; -
право осуществлять необходимые перевозки, начало и
окончание которых полностью находится в пределах иностранного государства.
Основную роль в правовом регулировании коммерческих воздушных сообщений играют двусторонние соглашения о воздушном пространстве.
Принцип взаимности является определяющим в регулировании маршрутов и пунктов посадок. Государства устанавливают