Файл: Конспект лекций по учебной дисциплине международное публичное право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
мостоятельно и в полном объеме устанавливать правовой режим использования части земной атмосферы, расположенной над тер­риторией этой страны. Устанавливается разрешительный порядок полетов в суверенном воздушном пространстве государства.

2. Принцип свободы полетов в международном воздушном
пространстве, расположенном за пределами Государственных гра­ниц. Летательные аппараты любой страны имеют право беспре­пятственного осуществления полетов в пределах этого простран­ства при условии строгого соблюдения установленных междуна­родным правом предписаний.

3. Принцип обеспечения безопасности международной граж­данской авиации в международном воздушном пространстве поле­тов национальных летательных аппаратов.

4. Возмещение ущерба, причиненного воздушными судами юридическим и физическим лицам иностранных государств».

Международно-правовое регулирование воздушного права началось с Парижской конвенции о воздушной навигации 1914 и, которая предусматривала: 1) отказ от теории свободы воздуха и признание исключительного и полного суверенитета государства над воздушным пространством в пределах его сухопутной и ной территории; 2) право мирного пролета иностранных воздушных судов в воздушном пространстве других государств.

В 1928 г. была принята Панамская конвенция о коммерческой авиации, в 1929 г. -Варшавская конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок, которая установила нормы об ответственности эксплуатанта воздушного судии за вред, причиненный пассажирам и грузам во время перевозки.

Важнейшим источником международного воздушного пра­ва является Чикагская конвенция 1944 г. о международной граж­данской авиации, дополненная поправками в 1954, 1961,1962, 1971, 1973, 1974, 1977,1980, 1984гг. К ней приняты 18 приложений. Конвенция подтвердила принцип суверенитета государства над его воздушным пространством, всесторонне урегулировала комплекс отношений в сфере воздухоплавания, регулярных и нерегулярных полетов, регистрацию и определение национальной принадлежно­сти воздушных судов, установила важнейшие международные стандарты и признание действительности рекомендуемой летной практики. Была учреждена Международная организация граждан­ской авиации (ИКАО).


К источникам международного воздушного права относятся Женевская конвенция о признании прав на воздушное судно (1948 г.), Римская конвенция о возмещении вреда, причиненного иностран­ным воздушным судном третьим лицам на поверхности Земли (1952 г.), Монреальский протокол к ней (1978 г.), предусматривающий абсо­лютную ответственность собственников воздушных судов за ущерб, причиненный в результате их использования.

В качестве первоисточника используется международный обычай. Его применение имело место при формировании следующих принципов: суверенитета государства над его воздушным простран­ством; об обязательности оказания помощи воздушным судном дру­гому летательному аппарату или морскому судну, терпящему бедствие; о предоставлении самолетам, оказывающим помощь в экстраординарных ситуациях, права на несанкционированное вхож­дение (влет) в пределы иностранной воздушной территории и др.

Для реализации принципов и норм международного воздуш­ного права важное значение имеет национальное законодательство.

2. Правовой режим воздушного пространства

Режим воздушного пространства и международных полетов - совокупность юридических норм, определяющих права и обязанно­сти государств в отношении воздушного пространства, его исполь­зования, порядок воздушных передвижений, правовое положение воздушных судов, их экипажей, грузов и пассажиров.

Характеристика воздушного пространства включает описа­ние его границ. Нижней границей воздушного пространства являет­ся сухопутная и водная поверхность земного шара. Нормы верхней границы в настоящее время не выработаны. Максимальная высо­та подъема воздушного судна равна приблизительно 33 километра. Многие государства предлагают установить верхнюю границу на высоте 100-110 километров.

Режим воздушного пространства и международных полетов над территорией каждого государства регулируется его нацио­нальным законодательством: воздушным кодексом, другими зако­нодательными актами, а также заключенными этим государством международными договорами.

Каждое государство самостоятельно определяет порядок допуска иностранных воздушных судов в свое воздушное простран­ство. Эта разрешительная система является основой правового
режима воздушного пространства всех современных государств, обязательного как для регулярных, так и нерегулярных (разовых) международных полетов.

Существует два главных правовых основания выполнения международных полетов - международный договор (многосторон­ний или двусторонний) и специальное разрешение государства. Некоторые государства допускают на свою территорию нерегуляр­ные полеты по уведомлению (диспетчерскому разрешению).

Во время пребывания судов в воздушном пространстве дру­гого государства на них распространяется юрисдикция государства пребывания - правила паспортного, таможенного, валютного и карантинного контроля. По прибытии и убытии воздушное судно может быть подвергнуто досмотру. Компетентные органы вправе проверить документы: свидетельство регистрации самолета, удостоверение о его пригодности к полетам, свидетельства о квалификации членов экипажа, списки пассажиров и т.д. Полеты иностранных воздушных судов должны проходить по предписанным маршрутам (договорным линиям) с использованием их аэропортов, которые устанавливаются государством пребывания.

По Чикагской конвенции принимается принцип не дискриминации в отношении воздушных передвижений судов всех государств без исключения. Воздушное судно, пересекшее государственную границу без разрешения или совершившее иные нарушения правил полетов, признается судном-нарушителем и обязано совершим, посадку по требованию органов, контролирующих полеты.

Каждое государство из соображений безопасности и в со­блюдение принципа не дискриминации может ограничить или пол­ностью запретить полеты иностранных воздушных судов над опре­деленными зонами своей территории.

Суверенитет государства не является абсолютным. Он действу­ет в рамках международного права: государство пребывания прини­мает на себя обязательство обеспечить в пределах своей террито­рии осуществление прав других государств в соответствии с заклю­ченными таким государством международными соглашениями.

Воздушное судно должно иметь национальные знаки отли­чия и регистрационный номер не более чем одного государства. Находясь в международном воздушном пространстве, воздушные
суда подчиняются законам государства флага.

В целях обеспечения безопасности ИКАО установила четыре основные категории воздушного пространства над открытым морем:

  • консультативное - район, в пределах которого воздуш­ным судам предоставляется полетная информация и ограниченное
    обслуживание диспетчерской службой прибрежного государства
    в целях рассредоточения воздушных судов в данном районе;

  • контролируемое — район, в пределах которого диспетчер­ская служба обеспечивает управление воздушным движением,
    а прибрежное государство несет ответственность за обеспечение
    безопасности полетов;

  • опасная зона — район, в пределах которого может возник­нуть опасность для полетов;

- зона ограниченного режима полетов — район, в преде­лах которого производство полетов временно ограничено.

США, Канада, Греция, Южная Корея в одностороннем по­рядке установили так называемые «зоны безопасности», или «зоны опознания», при пролете в которых воздушные суда иностранных государств вынуждены соблюдать особые требования, сообщать, в частности, свое местонахождение, направление и план полета при вхождении в такую зону.

Режим полета над Антарктикой определяется Договором об Антарктике 1959 г.: установлен свободный полет гражданских воз­душных судов всех стран независимо от того, являются они участ­никами данного договора или нет. Международные полеты должны осуществляться в строгом соответствии со стандартами ИКАО.

В 1992 г. в Хельсинки был подписан Договор по открытому небу, предусматривающий возможность осуществления государ­ствами-участниками на взаимной и равноправной основе полетов вооруженных самолетов над территориями других государств-уча­стников для наблюдения за военной деятельностью.

Сложилась устойчивая практика уведомления об испытани­ях ракетоносителей в Мировом океане в пределах объявленных зон морского и воздушного пространства, а также о запусках ракет с бортов научно-исследовательских судов.

По Договору 1963 г. запрещено испытание ядерного оружия в
атмосфере, в космическом пространстве и под водой. Все это по­ложительно сказалось на обеспечении безопасности полетов.

3. Правовое регулирование коммерческой деятельности воздушного транспорта

В практике международных воздушных сообщений (перево­зок) действуют коммерческие права (или «свобода воздуха»), пять из которых были сформулированы в Чикагской конвенции 1944 г.:

  1. право на свободный транзитный полет без посадки на тер­ритории государства, которое предоставило это право;

  2. право на транзитный полет с посадкой, но не в коммерчес­ких целях, т.е. без выгрузки или погрузки пассажиров, грузов, по­чты, для заправки топливом);

  3. право привозить в иностранное государство пассажиров,
    грузы и почту, которые были взяты на борт в государстве регист­
    рации (национальности) воздушного судна;

  1. право увозить из иностранного государства пассажиром
    грузы и почту, которые летят в государство регистрации (национальности) воздушного судна;

  2. право высаживать на территории иностранного государства пассажиров, выгружать грузы и почту, а равно брать их пи
    борт на территории такого государства для перевозки из любых
    третьих стран или в любые третьи страны.

В Заключительный акт Чикагской конвенции 1944 г. была включена стандартная форма двусторонних соглашений об обмене коммерческими правами в регулярном международном воздушном сообщении (Чикагская стандартная форма), предусматривающая взаимное предоставление всех пяти «свобод воздуха».

В Соглашении о транзите в качестве обычаев были сформу­лированы еще три «свободы воздуха»:

  1. право осуществлять перевозки между третьими странами
    через свою территорию;

  2. право осуществлять перевозки между третьими страна­
    ми, минуя свою территорию;

  3. право осуществлять необходимые перевозки, начало и
    окончание которых полностью находится в пределах иностранно­го государства.

Основную роль в правовом регулировании коммерческих воз­душных сообщений играют двусторонние соглашения о воздушном пространстве.

Принцип взаимности является определяющим в регулирова­нии маршрутов и пунктов посадок. Государства устанавливают