Файл: Конспект лекций по учебной дисциплине международное публичное право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
берега» (ст. 5 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.). Отличие режима территориальных вод от внутренних - наличие права мирного прохода иностранных судов через территориальное море.

Конвенция по морскому праву (1982 г.) государство самостоятельно определяет ширит своего территориального моря в пределах 12 морских миль: ФРГ - 3 морские мили, Норвегия - 4, Греция – 6.

Специфика правового режима территориальных вод 1) прибрежные государства распространяют на них свой суверенитет (ст. 2); 2) за судами всех государств признается право мирного прохода через иностранные территориальные воды; 3) чтобы обес­печить безопасность судоходства, защитить навигационные сред­ства и оборудование, живые ресурсы, предотвратить загрязнение моря и др., прибрежные государства издают соответствующие за­коны и правила; 4) прибрежные государства имеют право объяв­лять определенные районы территориальных вод закрытыми для плавания (например, при проведении учений с использованием ору­жия) (п. 3 ст. 25).

Согласно Конвенции ООН по морскому праву, под мирным проходом понимается плавание через территориальные воды с це­лью: 1) пересечь их, не заходя во внутренние воды; 2) пройти во внутренние воды; 3) выйти из внутренних вод в открытое море (ст. 18). Мирный проход предполагает не нарушение мира, доброго порядка и безопасности прибрежного государства. Иностранные суда при этом должны соблюдать законы и обычаи прибрежного государства; выполнять навигационные, радиотелеграфные, порто­вые, таможенные, санитарные, рыболовные и другие правила, ус­тановленные прибрежным государством. К нарушителям их могут применяться меры по пресечению нарушения или привлечение к ответственности.

Конвенция ООН по морскому праву дает прибрежному госу­дарству право на борту иностранного судна осуществлять вопросы юрисдикции следующим образом: 1) уголовную юрисдикцию на судне, где совершено преступление, связанное с нарушением су­ществующего порядка в стране или территориальных водах, если от капитана судна или дипломатического (консульского) предста­вителя последовало обращение к местным властям с просьбой об оказании помощи (ст. 27) и если необходимо пресечь незаконную тор­говлю наркотиками; 2) гражданскую юрисдикцию прибрежное го­сударство не может осуществить в отношении судна, проходящего через территориальные воды. Но может в соответствии со своими
законами применять меры взыскания или арест в отношении инос­транного судна, находящегося на стоянке в территориальных водах или проходящего через эти воды после выхода из внутренних вод.

Конвенция ООН 1982 г. распространяет право мирного прохо­да и на военные корабли. Порядок реализации этого права разнооб­разен: 1) одни государства требуют предварительного разрешения по дипломатическим каналам; 2) другие - лишь предварительного уведомления; 3) третьи - разрешать мирный проход всем военным кораблям, которые следуют транзитом через их территориальные воды.

За ущерб или убытки, причиненные военным кораблем прибрежному государству, государство флага военного судна несет международную ответственность.

Прибрежные государства не должны останавливать проход иностранного судна через территориальное море или изменять его курс с целью осуществления гражданской юрисдикции в отноше­нии лиц, находящихся на его борту.


    1. Правовой режим открытого моря и международного морского дна


Открытое море - это водная часть морских пространств, находящихся за пределами национальных юрисдикции. Это все части моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону (ИЭЗ), ни в тер­риториальное море. Это территория, на которую не распространя­ется юрисдикция прибрежного государства.

Конвенция 1982 г. указывает, что открытое море свободно для использования всеми государствами, как прибрежными, так и не имеющими выхода к морю.

Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету.

Женевская конвенция 1958 г. об открытом море закрепила перечень свобод открытого моря:

свобода судоходства;

свобода полетов;

свобода рыболовства;

свобода прокладки подводных кабелей и трубопроводов;

свобода возводить искусственные острова и другие установки;

свобода разведки и разработки естественных ресурсов;

свобода научных исследований (ст. 87).

В Женевской конвенции 1958 г. и Конвенции 1982 г. содер­жатся требования: свобода судоходства предполагает право всех государств на то, чтобы суда под их флагами ходили в открытом
море, чтобы между судном и флагом существовала реальная связь (государство флага должно эффективно осуществлять юрисдик­цию над судном). Судно вправе ходить под флагом только одного государства, не может произвольно менять его, кроме случаев перехода права собственности или перерегистрации судна в дру­гом государстве.

Женевская конвенция 1958 г. и Конвенция 1982 г. устанавли­вают принцип исключительной юрисдикции флага в открытом море. Изъятия из принципа исключительной юрисдикции государства флага:

1) Право военных кораблей останавливать и осматривать в
открытом море суда других государств, подозреваемых в разрыве
или повреждении подводных кабелей и трубопроводов.

2) Военный корабль в открытом море вправе остановить судно
и произвести его осмотр, если есть основания подозревать его в за­нятии пиратством и работорговлей. Любое государство может захватить пиратское судно или летательный аппарат в открытом море.

3) Военный корабль вправе остановить и осмотреть судно,
если­ есть основания полагать, что это судно не имеет национальности либо в действительности имеет ту же национальность, что и
военный корабль, хотя на нем поднят флаг другого государства
или судно вообще отказывается поднимать флаг.

4) Если у государства есть основания подозревать, что какое-
либо судно, плавающее под его флагом, занимается незаконной торговлей наркотиками, такое государство может обратиться с
просьбой к другому государству об оказании в открытом море помощи по пресечению преступной деятельности.

5) Если судно занимается несанкционированным телерадиовещанием, то лица, виновные в совершении этого преступления, могут быть привлечены к ответственности в судах различных государств.

И сключением из юрисдикции государства флага в открытом море является также право преследования по горячим следам. Оно может быть начато, если иностранное судно находится во внутренних водах, территориальном море, прилежащей зоне, водах конти­нентального шельфа либо ИЭЗ прибрежного государства и продолжаться в открытом море. Прибреж­ное государство должно иметь достаточно оснований полагать, что иностранное судно нарушило его законы и правила.


Международный район морского дна (далее - Район) - это дно морей и океанов и его недра, находящиеся за пределами наци­ональной юрисдикции.

Ресурсы Района - это все твердые, жидкие и газообразные минеральные ресурсы. Деятельность в Районе означает разведку и разработку ресурсов всеми государствами на равных правах.

В соответствии с нормами международного права Район и его ресурсы являются общим наследием человечества. Ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверен­ные права или осуществлять их в отношении какой-либо части Рай­она или его ресурсов, и ни одно государство, физическое или юри­дическое лицо не может присваивать какую бы то ни было его часть.

Все права на ресурсы Района принадлежат всему человече­ству, от имени которого действует Международный орган по морс­кому дну (далее - Орган). Орган является организацией, по­средством которой государства-участники Конвенции 1982 г. но мор­скому дну организуют и контролируют деятельность в Районе, осо­бенно в целях управления его ресурсами (ст. 157).

    1. 1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18


Правовой статус континентального шельфа, прилежащей зоны и исключительной экономической зоны.


Согласно Конвенции о континентальном шельфе 1958 г. континентальный шельф - это поверхность и недра морского дна подводных районов, примыкающих к берегу, но находящихся вне зоны территориального моря, до глубины 200 миль, или за этим пределом до такого места, где глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов, а также поверхность и недра этих районов, примыкающих к берегам островов.

Следовательно, внешняя граница шельфа по данной конвенции не является стабильной. Она может отодвигаться в сторону моря вслед за ростом технических возможностей по эксплуатации естественных ресурсов шельфа.

Шельф прибрежного государства включа­ет в себя морское дно и ресурсы подводных районов, простирающихся за пределами его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

Если континентальный шельф примыкает к территории двух и более государств, то его границы, принятые каждым государством, определяются на основе соглашения между ними.

Ст. 77 Конвенции 1982 г. определяет суверенные права прибрежного государства на континентальном шельфе:

их целевой характер - разведка и разработка природных
ресурсов шельфа;

их исключительный характер - бесспорная принадлежность
шельфа прибрежному государству;

создание искусственных островов и сооружений, необходимых для разведки и разработки шельфа;

проведение научных исследований на шельфе;

исключительное право решать и регулировать бурильные работы на шельфе и др.

Все другие государства вправе проводить такую деятельность только с разрешения прибрежного.

Прибрежное государство не затрагивает правового статус воздушного пространства, режим пространства и воздушной навигации в пределах континентального шельфа.

Прилежащая зона - морская полоса, непосредственно при­мыкающая к территориальному морю (территориальным водам) прибрежного государства, имеющая ширину не более 24 морских миль, в пределах которой оно осуществляет контроль, необходи­