Файл: Конспект лекций по учебной дисциплине международное публичное право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
мый для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, санитарных или иммиграционных законов в пределах его террито­рии или территориальных вод, а также наказание за нарушение вышеуказанных законов и правил (ст. 33 Конвенции 1982 г.).

Прилежащие зоны не входят в состав государственной тер­ритории, суверенитет прибрежного государства на них не распрос­траняется. В этом их отличие от территориальных вод. Отличие и в том, что в прилежащей зоне прибрежное государство пользует­ся лишь ограниченной юрисдикцией, распространяющейся на вы­полнение конкретных специальных задач. Если прилежащая зона установлена в целях таможенного надзора, то прибрежное государ­ство не вправе осуществлять в ней санитарный или иной контроль.

Иностранные суда, плавающие в прилежащих зонах и не за­ходящие во внутренние или территориальные воды прибрежного государства, контролю не подлежат. Плавание военных кораблей в прилежащих зонах осуществляется в соответствии с правовыми нормами, относящимися к открытому морю, экономической зоне и континентальному шельфу.

Таким образом, с одной стороны, прилежащая зона относит­ся к районам открытого моря, потому что расположена за предела­ми территориальных вод, но, с другой стороны, прибрежное госу­дарство осуществляет в ней лишь целенаправленный контроль, что отличает ее от других районов открытого моря.

Исключительная экономическая зона (ИЭЗ) - это район, прилегающий к территориальному морю, шириной до 200 морских миль от побережья, в котором прибрежное государство осуществ­ляет определенные суверенные права.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. закрепляет, что прибрежное государство обладает суверенными правами в области разведки, разработки, управления и сохранения ресурсом в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах.
Ю
рисдикция прибрежного государства распространяется
также на создание и эксплуатацию искусственных островов, на про-
ведение научных исследований, на защиту морской среды. При этом
должны учитываться права других государств. Все не прибрежные государства, в том числе и внутриконтинентальные, в ИЭЗ пользуются свободой судоходства, полета, про­кладки подводных кабелей и трубопроводов. Другие свободы от­крытого моря могут использоваться такими государствами только
в той части, в которой это совместимо с правилами прибрежного государства в ИЭЗ.


    1. Международные проливы и каналы.


Различные части мирового океана соединяются между собой естественными морскими путями – проливами, и искусственными – каналами. Проливы и каналы, ведущие во внутренние моря являются частью территории прибрежного государства, на которую полностью распространяется его суверенитет.

Международные проливы — это естественные морские проходы, соединяющие части морей или моря и океана.

Многие проливы, такие как Гибралтарский (соединяет Средиземное море и Атлантический океан), Черноморские проливы Босфор и Дарданеллы (ведут к берегам черноморских стран), Па-де-Кале (Дуврский пролив) между Великобританией и материковой Европой; Магелланов пролив соединяет Атлантический и Тихий океан (Южная Америка и архипелаг Огненная земля) имеют важное значение для морского судоход­ства, значительно сокращая время в пути и расходы. Кроме того, государства, которые осуществляют управление проливами имеют весьма хорошую прибыль, например через Керченский пролив в год проходит около 11000 судов, в среднем за проход одного судна необходимо уплатить 8000$.

В мире насчитывается более 200 проливов. Проход судов и пролет летательных аппара­тов в воздушном пространстве через международные проливы регулируется нормами междуна­родного права.

При установлении правового режима морских проливов боль­шую роль играют два фактора: географическое положение и их зна­чение для международного судоходства.

Согласно Конвенции ООН (1982 г.) правовой режим международных проливов основан на принципе сво­боды прохода через международные проливы. Эти проливы открыты для свободного и бес­препятственного мореплавания и воздушной навигации всех госу­дарств; проход осуществляется на основе принципа свободы тран­зитного прохода или на принципе свободы судоходства в открытом море.

Режим Черноморских проливов (Босфор и Дарданеллы) уста­новлен в Конвенции 1936 г., которая предусматривает раз­личные режимы прохода для торговых и военных кораблей. Режим прохода зависит также от состояния мира или войны и отношения к войне Турции. Согласно этому режиму:

торговые суда всех государств пользуются полной свобо
дой прохода и плавания через проливы, как в мирное время, так и
время войны, если Турция в ней не участвует. Если Турция является воюющей стороной, то свободой плавания и прохода в дневное
время пользуются суда тех государств, которые не участвуют
в войне против Турции;

в мирное время проход военных судов нечерноморских государств ограничен в зависимости от типа корабля, сроков пребывания в Черном море;

черноморские проливы закрыты для прохода подводных лодок нечерноморских держав;

черноморские державы имеют право проводить через
проливы любые военные корабли и подводные лодки в надводном состоянии;

во время войны, если Турция не является воюющей стороной, проливы закрыты для прохода военных кораблей воюющих государств;

если Турция является воюющей стороной, то проход военных кораблей через проливы полностью зависит от ее усмотрения.

Режим балтийских проливов (Зунд, Большой и Малый Бельт установлен в Копенгагенском трактате (1837 г.), определившем свободу судоходства через проливы. Особенность режима балтийс­ких проливов: проход через них закрыт для военных кораблей всех не балтийских государств.

Конвенция 1982 г. возлагает обязанности на суда и летатель­ные аппараты во время транзитного прохода:

без промедления следовать через пролив или над ним; соблюдать общепризнанные международные правила, про­цедуру и практику, касающуюся безопасности на море, включая Международные правила предупреждения столкновения в море; воздерживаться от любой угрозы си­лой или ее применения про­тив суверенитета, территориальной целостности или политичес­кой независимости государств, граничащих с проливом; воздерживаться от любой деятельности, кроме той, кото­рая свойственна их обычному порядку непрерывного и быстрого транзита, за исключением случаев, когда такая деятельность выз­вана обстоятельствами непреодолимой силы или бедствием.

Международные каналы - это искусственно созданные морские пути на территории государства, соединяющие моря и океаны и используемые для морского международного судоходства.

Цель их создания — со­кращение протяженности морских путей, уменьшение рисков и
опасностей мореплавания. Все существующие морские каналы проложены по территории отдельных государств и находятся под их суверенитетом.

Международно-правовой режим установлен не для всех су­доходных каналов, а только для некоторых, имеющих наиболее важное значение для международного судоходства. В 1888 г. зак­лючена Константинопольская конвенция о Суэцком канале (соединяет Красное и Средиземное моря), в со­ответствии с которой Суэцкий канал как в мирное, так и в военное время открыт для торговых и военных судов всех без исключе­ния государств. Он должен быть всегда открытым и свободным. В 1956 г. правительство Египта национализировало компанию Су­эцкого канала. Совет Безопасности ООН подтвердил суверенность Египта над Суэцким каналом. В 1957 г. Египет обнародовал Дек­ларацию о своих намерениях соблюдать положения Константино­польской конвенции.

Зона Суэцкого канала признается ст. 3 Конвенции нейтрали­зованной, т.е. в районе канала запрещено ведение боевых действий и использование канала в качестве базы для ведения войны.

Панамский канал пересекает перешеек между Северной и Южной Америкой соединяет Тихий и Атлантический океаны. В 1977 г. между США и Панамой были заклю­чены вашингтонские договоры «О Панамском канале» и «О нейт­ралитете и функционировании Панамского канала». Все прежние соглашения о режиме канала утратили силу. Новый договор закре­пил постепенный переход канала под юрисдикцию и суверенитет Панамы. 31 декабря 1999 г. канал и все сооружения перешли под суверенитет Панамы.

Согласно договору, за каналом закреплен постоянный суве­ренитет, он открыт для мирного транзита судов всех государств на условиях полного равноправия и недискриминации. Гарантом нейт­ралитета канала остается США.


  1. Международное воздушное право

1. Понятие, предмет, принципы и источники международного воздушного права

Международное воздушное право - это отрасль международного права, представляющая собой совокупность принципом и норм, регулирующих отношения между государствами в целяхосуществления международных воздушных сообщений.

Правовой режим воздушного пространства определяется нормами, регулирующими как непосредственно международные пере­движения, так и международные сообщения, т.е. коммерческую
деятельность гражданской авиации.

Международными воздушными передвижениями считаю и полеты через воздушное пространство более чем одного государ­ства, выполняемые в коммерческих целях.

Предметом международного воздушного права являются:

  • отношения по поводу организации международной аэронавигации;

  • отношения по поводу деятельности иностранных воздушно-транспортных предприятий в суверенном воздушном простран­стве государств, разрешающих такие полеты;

  • полеты в международном воздушном пространстве;

  • сотрудничество государств в использовании воздушного пространства;

  • безопасность международных воздушных полетов и режим
    воздушного пространства.

В своем развитии международное воздушное право прошло три периода.

Первый период (до Первой мировой войны) - формирова­ние теорий и взглядов воздушного права. Были выдвинуты две кон­цепции - теория открытого воздуха и теория суверенитета госу­дарств над воздушным пространством, над своей сухопутной и вод­ной территорией. Но ни одна из них не стала основной.

Второй период (с начала Первой мировой войны до 1944 г.) -для него характерны: 1) юридическое закрепление принципа полно­го и исключительного государственного суверенитета над воздуш­ным пространством; 2) превращение авиации в самостоятельный вид транспорта и быстрое развитие международных воздушных отношений.

Третий период (с 1944 г. по настоящее время) — харак­теризуется разработкой унифицированных на международной ос­нове летно-технических норм, позволяющих единообразно пони­мать и применять аэронавигационные правила; появлением новых разделов воздушного права: право международного воздушного транспорта, регулирование международных воздушных сообще­ний, право международной безопасности полетов и др. В резуль­тате формируется понятие международного воздушного права в широком смысле.

Воздушные сообщения между государствами регулируются на основе общепризнанных принципов и норм международного права:

1. Принцип полного и исключительного суверенитета госу­дарства на воздушном пространстве в пределах всей своей сухо­путной и водной территории. Каждое государство имеет право са­