Файл: Конспект лекций по учебной дисциплине международное публичное право.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
мый для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, санитарных или иммиграционных законов в пределах его территории или территориальных вод, а также наказание за нарушение вышеуказанных законов и правил (ст. 33 Конвенции 1982 г.).
Прилежащие зоны не входят в состав государственной территории, суверенитет прибрежного государства на них не распространяется. В этом их отличие от территориальных вод. Отличие и в том, что в прилежащей зоне прибрежное государство пользуется лишь ограниченной юрисдикцией, распространяющейся на выполнение конкретных специальных задач. Если прилежащая зона установлена в целях таможенного надзора, то прибрежное государство не вправе осуществлять в ней санитарный или иной контроль.
Иностранные суда, плавающие в прилежащих зонах и не заходящие во внутренние или территориальные воды прибрежного государства, контролю не подлежат. Плавание военных кораблей в прилежащих зонах осуществляется в соответствии с правовыми нормами, относящимися к открытому морю, экономической зоне и континентальному шельфу.
Таким образом, с одной стороны, прилежащая зона относится к районам открытого моря, потому что расположена за пределами территориальных вод, но, с другой стороны, прибрежное государство осуществляет в ней лишь целенаправленный контроль, что отличает ее от других районов открытого моря.
Исключительная экономическая зона (ИЭЗ) - это район, прилегающий к территориальному морю, шириной до 200 морских миль от побережья, в котором прибрежное государство осуществляет определенные суверенные права.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. закрепляет, что прибрежное государство обладает суверенными правами в области разведки, разработки, управления и сохранения ресурсом в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах.
Юрисдикция прибрежного государства распространяется
также на создание и эксплуатацию искусственных островов, на про-
ведение научных исследований, на защиту морской среды. При этом
должны учитываться права других государств. Все не прибрежные государства, в том числе и внутриконтинентальные, в ИЭЗ пользуются свободой судоходства, полета, прокладки подводных кабелей и трубопроводов. Другие свободы открытого моря могут использоваться такими государствами только
в той части, в которой это совместимо с правилами прибрежного государства в ИЭЗ.
Различные части мирового океана соединяются между собой естественными морскими путями – проливами, и искусственными – каналами. Проливы и каналы, ведущие во внутренние моря являются частью территории прибрежного государства, на которую полностью распространяется его суверенитет.
Международные проливы — это естественные морские проходы, соединяющие части морей или моря и океана.
Многие проливы, такие как Гибралтарский (соединяет Средиземное море и Атлантический океан), Черноморские проливы Босфор и Дарданеллы (ведут к берегам черноморских стран), Па-де-Кале (Дуврский пролив) между Великобританией и материковой Европой; Магелланов пролив соединяет Атлантический и Тихий океан (Южная Америка и архипелаг Огненная земля) имеют важное значение для морского судоходства, значительно сокращая время в пути и расходы. Кроме того, государства, которые осуществляют управление проливами имеют весьма хорошую прибыль, например через Керченский пролив в год проходит около 11000 судов, в среднем за проход одного судна необходимо уплатить 8000$.
В мире насчитывается более 200 проливов. Проход судов и пролет летательных аппаратов в воздушном пространстве через международные проливы регулируется нормами международного права.
При установлении правового режима морских проливов большую роль играют два фактора: географическое положение и их значение для международного судоходства.
Согласно Конвенции ООН (1982 г.) правовой режим международных проливов основан на принципе свободы прохода через международные проливы. Эти проливы открыты для свободного и беспрепятственного мореплавания и воздушной навигации всех государств; проход осуществляется на основе принципа свободы транзитного прохода или на принципе свободы судоходства в открытом море.
Режим Черноморских проливов (Босфор и Дарданеллы) установлен в Конвенции 1936 г., которая предусматривает различные режимы прохода для торговых и военных кораблей. Режим прохода зависит также от состояния мира или войны и отношения к войне Турции. Согласно этому режиму:
торговые суда всех государств пользуются полной свобо
дой прохода и плавания через проливы, как в мирное время, так и
время войны, если Турция в ней не участвует. Если Турция является воюющей стороной, то свободой плавания и прохода в дневное
время пользуются суда тех государств, которые не участвуют
в войне против Турции;
в мирное время проход военных судов нечерноморских государств ограничен в зависимости от типа корабля, сроков пребывания в Черном море;
черноморские проливы закрыты для прохода подводных лодок нечерноморских держав;
черноморские державы имеют право проводить через
проливы любые военные корабли и подводные лодки в надводном состоянии;
во время войны, если Турция не является воюющей стороной, проливы закрыты для прохода военных кораблей воюющих государств;
если Турция является воюющей стороной, то проход военных кораблей через проливы полностью зависит от ее усмотрения.
Режим балтийских проливов (Зунд, Большой и Малый Бельт установлен в Копенгагенском трактате (1837 г.), определившем свободу судоходства через проливы. Особенность режима балтийских проливов: проход через них закрыт для военных кораблей всех не балтийских государств.
Конвенция 1982 г. возлагает обязанности на суда и летательные аппараты во время транзитного прохода:
без промедления следовать через пролив или над ним; соблюдать общепризнанные международные правила, процедуру и практику, касающуюся безопасности на море, включая Международные правила предупреждения столкновения в море; воздерживаться от любой угрозы силой или ее применения против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости государств, граничащих с проливом; воздерживаться от любой деятельности, кроме той, которая свойственна их обычному порядку непрерывного и быстрого транзита, за исключением случаев, когда такая деятельность вызвана обстоятельствами непреодолимой силы или бедствием.
Международные каналы - это искусственно созданные морские пути на территории государства, соединяющие моря и океаны и используемые для морского международного судоходства.
Цель их создания — сокращение протяженности морских путей, уменьшение рисков и
опасностей мореплавания. Все существующие морские каналы проложены по территории отдельных государств и находятся под их суверенитетом.
Международно-правовой режим установлен не для всех судоходных каналов, а только для некоторых, имеющих наиболее важное значение для международного судоходства. В 1888 г. заключена Константинопольская конвенция о Суэцком канале (соединяет Красное и Средиземное моря), в соответствии с которой Суэцкий канал как в мирное, так и в военное время открыт для торговых и военных судов всех без исключения государств. Он должен быть всегда открытым и свободным. В 1956 г. правительство Египта национализировало компанию Суэцкого канала. Совет Безопасности ООН подтвердил суверенность Египта над Суэцким каналом. В 1957 г. Египет обнародовал Декларацию о своих намерениях соблюдать положения Константинопольской конвенции.
Зона Суэцкого канала признается ст. 3 Конвенции нейтрализованной, т.е. в районе канала запрещено ведение боевых действий и использование канала в качестве базы для ведения войны.
Панамский канал пересекает перешеек между Северной и Южной Америкой соединяет Тихий и Атлантический океаны. В 1977 г. между США и Панамой были заключены вашингтонские договоры «О Панамском канале» и «О нейтралитете и функционировании Панамского канала». Все прежние соглашения о режиме канала утратили силу. Новый договор закрепил постепенный переход канала под юрисдикцию и суверенитет Панамы. 31 декабря 1999 г. канал и все сооружения перешли под суверенитет Панамы.
Согласно договору, за каналом закреплен постоянный суверенитет, он открыт для мирного транзита судов всех государств на условиях полного равноправия и недискриминации. Гарантом нейтралитета канала остается США.
1. Понятие, предмет, принципы и источники международного воздушного права
Международное воздушное право - это отрасль международного права, представляющая собой совокупность принципом и норм, регулирующих отношения между государствами в целяхосуществления международных воздушных сообщений.
Правовой режим воздушного пространства определяется нормами, регулирующими как непосредственно международные передвижения, так и международные сообщения, т.е. коммерческую
деятельность гражданской авиации.
Международными воздушными передвижениями считаю и полеты через воздушное пространство более чем одного государства, выполняемые в коммерческих целях.
Предметом международного воздушного права являются:
В своем развитии международное воздушное право прошло три периода.
Первый период (до Первой мировой войны) - формирование теорий и взглядов воздушного права. Были выдвинуты две концепции - теория открытого воздуха и теория суверенитета государств над воздушным пространством, над своей сухопутной и водной территорией. Но ни одна из них не стала основной.
Второй период (с начала Первой мировой войны до 1944 г.) -для него характерны: 1) юридическое закрепление принципа полного и исключительного государственного суверенитета над воздушным пространством; 2) превращение авиации в самостоятельный вид транспорта и быстрое развитие международных воздушных отношений.
Третий период (с 1944 г. по настоящее время) — характеризуется разработкой унифицированных на международной основе летно-технических норм, позволяющих единообразно понимать и применять аэронавигационные правила; появлением новых разделов воздушного права: право международного воздушного транспорта, регулирование международных воздушных сообщений, право международной безопасности полетов и др. В результате формируется понятие международного воздушного права в широком смысле.
Воздушные сообщения между государствами регулируются на основе общепризнанных принципов и норм международного права:
1. Принцип полного и исключительного суверенитета государства на воздушном пространстве в пределах всей своей сухопутной и водной территории. Каждое государство имеет право са
Прилежащие зоны не входят в состав государственной территории, суверенитет прибрежного государства на них не распространяется. В этом их отличие от территориальных вод. Отличие и в том, что в прилежащей зоне прибрежное государство пользуется лишь ограниченной юрисдикцией, распространяющейся на выполнение конкретных специальных задач. Если прилежащая зона установлена в целях таможенного надзора, то прибрежное государство не вправе осуществлять в ней санитарный или иной контроль.
Иностранные суда, плавающие в прилежащих зонах и не заходящие во внутренние или территориальные воды прибрежного государства, контролю не подлежат. Плавание военных кораблей в прилежащих зонах осуществляется в соответствии с правовыми нормами, относящимися к открытому морю, экономической зоне и континентальному шельфу.
Таким образом, с одной стороны, прилежащая зона относится к районам открытого моря, потому что расположена за пределами территориальных вод, но, с другой стороны, прибрежное государство осуществляет в ней лишь целенаправленный контроль, что отличает ее от других районов открытого моря.
Исключительная экономическая зона (ИЭЗ) - это район, прилегающий к территориальному морю, шириной до 200 морских миль от побережья, в котором прибрежное государство осуществляет определенные суверенные права.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. закрепляет, что прибрежное государство обладает суверенными правами в области разведки, разработки, управления и сохранения ресурсом в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах.
Юрисдикция прибрежного государства распространяется
также на создание и эксплуатацию искусственных островов, на про-
ведение научных исследований, на защиту морской среды. При этом
должны учитываться права других государств. Все не прибрежные государства, в том числе и внутриконтинентальные, в ИЭЗ пользуются свободой судоходства, полета, прокладки подводных кабелей и трубопроводов. Другие свободы открытого моря могут использоваться такими государствами только
в той части, в которой это совместимо с правилами прибрежного государства в ИЭЗ.
-
Международные проливы и каналы.
Различные части мирового океана соединяются между собой естественными морскими путями – проливами, и искусственными – каналами. Проливы и каналы, ведущие во внутренние моря являются частью территории прибрежного государства, на которую полностью распространяется его суверенитет.
Международные проливы — это естественные морские проходы, соединяющие части морей или моря и океана.
Многие проливы, такие как Гибралтарский (соединяет Средиземное море и Атлантический океан), Черноморские проливы Босфор и Дарданеллы (ведут к берегам черноморских стран), Па-де-Кале (Дуврский пролив) между Великобританией и материковой Европой; Магелланов пролив соединяет Атлантический и Тихий океан (Южная Америка и архипелаг Огненная земля) имеют важное значение для морского судоходства, значительно сокращая время в пути и расходы. Кроме того, государства, которые осуществляют управление проливами имеют весьма хорошую прибыль, например через Керченский пролив в год проходит около 11000 судов, в среднем за проход одного судна необходимо уплатить 8000$.
В мире насчитывается более 200 проливов. Проход судов и пролет летательных аппаратов в воздушном пространстве через международные проливы регулируется нормами международного права.
При установлении правового режима морских проливов большую роль играют два фактора: географическое положение и их значение для международного судоходства.
Согласно Конвенции ООН (1982 г.) правовой режим международных проливов основан на принципе свободы прохода через международные проливы. Эти проливы открыты для свободного и беспрепятственного мореплавания и воздушной навигации всех государств; проход осуществляется на основе принципа свободы транзитного прохода или на принципе свободы судоходства в открытом море.
Режим Черноморских проливов (Босфор и Дарданеллы) установлен в Конвенции 1936 г., которая предусматривает различные режимы прохода для торговых и военных кораблей. Режим прохода зависит также от состояния мира или войны и отношения к войне Турции. Согласно этому режиму:
торговые суда всех государств пользуются полной свобо
дой прохода и плавания через проливы, как в мирное время, так и
время войны, если Турция в ней не участвует. Если Турция является воюющей стороной, то свободой плавания и прохода в дневное
время пользуются суда тех государств, которые не участвуют
в войне против Турции;
в мирное время проход военных судов нечерноморских государств ограничен в зависимости от типа корабля, сроков пребывания в Черном море;
черноморские проливы закрыты для прохода подводных лодок нечерноморских держав;
черноморские державы имеют право проводить через
проливы любые военные корабли и подводные лодки в надводном состоянии;
во время войны, если Турция не является воюющей стороной, проливы закрыты для прохода военных кораблей воюющих государств;
если Турция является воюющей стороной, то проход военных кораблей через проливы полностью зависит от ее усмотрения.
Режим балтийских проливов (Зунд, Большой и Малый Бельт установлен в Копенгагенском трактате (1837 г.), определившем свободу судоходства через проливы. Особенность режима балтийских проливов: проход через них закрыт для военных кораблей всех не балтийских государств.
Конвенция 1982 г. возлагает обязанности на суда и летательные аппараты во время транзитного прохода:
без промедления следовать через пролив или над ним; соблюдать общепризнанные международные правила, процедуру и практику, касающуюся безопасности на море, включая Международные правила предупреждения столкновения в море; воздерживаться от любой угрозы силой или ее применения против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости государств, граничащих с проливом; воздерживаться от любой деятельности, кроме той, которая свойственна их обычному порядку непрерывного и быстрого транзита, за исключением случаев, когда такая деятельность вызвана обстоятельствами непреодолимой силы или бедствием.
Международные каналы - это искусственно созданные морские пути на территории государства, соединяющие моря и океаны и используемые для морского международного судоходства.
Цель их создания — сокращение протяженности морских путей, уменьшение рисков и
опасностей мореплавания. Все существующие морские каналы проложены по территории отдельных государств и находятся под их суверенитетом.
Международно-правовой режим установлен не для всех судоходных каналов, а только для некоторых, имеющих наиболее важное значение для международного судоходства. В 1888 г. заключена Константинопольская конвенция о Суэцком канале (соединяет Красное и Средиземное моря), в соответствии с которой Суэцкий канал как в мирное, так и в военное время открыт для торговых и военных судов всех без исключения государств. Он должен быть всегда открытым и свободным. В 1956 г. правительство Египта национализировало компанию Суэцкого канала. Совет Безопасности ООН подтвердил суверенность Египта над Суэцким каналом. В 1957 г. Египет обнародовал Декларацию о своих намерениях соблюдать положения Константинопольской конвенции.
Зона Суэцкого канала признается ст. 3 Конвенции нейтрализованной, т.е. в районе канала запрещено ведение боевых действий и использование канала в качестве базы для ведения войны.
Панамский канал пересекает перешеек между Северной и Южной Америкой соединяет Тихий и Атлантический океаны. В 1977 г. между США и Панамой были заключены вашингтонские договоры «О Панамском канале» и «О нейтралитете и функционировании Панамского канала». Все прежние соглашения о режиме канала утратили силу. Новый договор закрепил постепенный переход канала под юрисдикцию и суверенитет Панамы. 31 декабря 1999 г. канал и все сооружения перешли под суверенитет Панамы.
Согласно договору, за каналом закреплен постоянный суверенитет, он открыт для мирного транзита судов всех государств на условиях полного равноправия и недискриминации. Гарантом нейтралитета канала остается США.
-
Международное воздушное право
1. Понятие, предмет, принципы и источники международного воздушного права
Международное воздушное право - это отрасль международного права, представляющая собой совокупность принципом и норм, регулирующих отношения между государствами в целяхосуществления международных воздушных сообщений.
Правовой режим воздушного пространства определяется нормами, регулирующими как непосредственно международные передвижения, так и международные сообщения, т.е. коммерческую
деятельность гражданской авиации.
Международными воздушными передвижениями считаю и полеты через воздушное пространство более чем одного государства, выполняемые в коммерческих целях.
Предметом международного воздушного права являются:
-
отношения по поводу организации международной аэронавигации; -
отношения по поводу деятельности иностранных воздушно-транспортных предприятий в суверенном воздушном пространстве государств, разрешающих такие полеты; -
полеты в международном воздушном пространстве; -
сотрудничество государств в использовании воздушного пространства; -
безопасность международных воздушных полетов и режим
воздушного пространства.
В своем развитии международное воздушное право прошло три периода.
Первый период (до Первой мировой войны) - формирование теорий и взглядов воздушного права. Были выдвинуты две концепции - теория открытого воздуха и теория суверенитета государств над воздушным пространством, над своей сухопутной и водной территорией. Но ни одна из них не стала основной.
Второй период (с начала Первой мировой войны до 1944 г.) -для него характерны: 1) юридическое закрепление принципа полного и исключительного государственного суверенитета над воздушным пространством; 2) превращение авиации в самостоятельный вид транспорта и быстрое развитие международных воздушных отношений.
Третий период (с 1944 г. по настоящее время) — характеризуется разработкой унифицированных на международной основе летно-технических норм, позволяющих единообразно понимать и применять аэронавигационные правила; появлением новых разделов воздушного права: право международного воздушного транспорта, регулирование международных воздушных сообщений, право международной безопасности полетов и др. В результате формируется понятие международного воздушного права в широком смысле.
Воздушные сообщения между государствами регулируются на основе общепризнанных принципов и норм международного права:
1. Принцип полного и исключительного суверенитета государства на воздушном пространстве в пределах всей своей сухопутной и водной территории. Каждое государство имеет право са