Файл: Учебное пособие Краснодар 2015 2 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

119 временно и система знаний, и их духовное производство, и прак- тическая деятельность на их основе. Социальная функция науч- ного сознания заключается в переустройстве природной и соци- альной реальности на принципах рациональности.
Г) Мораль (нравственное сознание).
Основными понятиями морали являются «добро» и «зло»,
«справедливость», «правильное» и «неправильное», «честь»,
«долг», «стыд», «совесть», «счастье». В истории общества меня- лось содержание категорий морали. Люди по-разному понимали, к примеру, что такое «добро» или «счастье». Однако оставалось несомненным, что высшими ценностями являются добро, со- весть, справедливость, честь, долг, счастье человека. Опираясь на них, люди вырабатывали правила и принципы поведения, отно- шения к себе подобным и к обществу в целом.
Для морали как формы общественного сознания характерны регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни, поддержание и санкционирование определенных обще- ственных устоев. Принципы морали не допускают исключений, претендуют на абсолютность. Мораль принадлежит к основным типам нормативной регуляции действий человека, таких, как право, обычаи, традиции, пересекаются с ними и в то же время существенно отличаются от них. Моральный авторитет того или иного лица не связан с какими-либо официальными полномочия- ми, реальной властью и общественным положением, но является авторитетом духовным. Он зиждется на понимании назначения, смысла и цели общества, истории, человека и его бытия. Поэтому господствующие в данный момент нравы и обычаи могут быть оценены моралью с точки зрения ее общих принципов, идеалов, критериев добра и зла. Итогом этой оценки может стать критиче- ское отношение морального сознания к фактически принятому образу жизни.
Д) Эстетическое сознание.
В своей жизни человек, сталкиваясь с другими людьми, природными и общественными явлениями очень часто оценивает их через призму представлений о прекрасном, безобразном, ко- мическом, трагическом. Эстетическое сознание подразделяется на объективно-эстетическое и субъективно-эстетическое. Объек- тивно-эстетическое связано с гармонией свойств, симметрией,

120 ритмом, упорядоченностью, оптимальностью функционирования систем. Субъективно-эстетическое предстает в форме эстетиче- ских вкусов, чувств, идеалов, суждений, взглядов, теорий. Эсте- тическое восприятием мира связано, прежде всего, с деятельно- стью художников, представителей искусства.
Основная социальная функция искусства заключается в со- здании прекрасного и в обучении его восприятия. Воспитатель- ная функция искусства осуществляется путем развития в челове- ке душевной восприимчивости, воспитания в нем чувства пре- красного. Кроме того, искусство обладает синтезирующей спо- собностью скреплять воедино все духовные силы личности и обеспечивать целостное самовыражение народа, благодаря чему можно говорить о прогрессе и преемственности в культуре.
Е) Правовое сознание.
В правовое сознание общества включают систему общеобя- зательных социальных норм, правил, установленных в законах, и систему взглядов людей на право, оценку ими существующих в государстве норм права как справедливых и несправедливых, а также оценку поведения граждан как правомерного или неправо- мерного. Правовое сознание определяется при этом как совокуп- ность прав и обязанностей членов общества, убеждений, идей, теорий, понятий о правомерности или неправомерности поступ- ков, о законном, должном и обязательном в отношениях между людьми данного общества. В правосознании различают его тео- ретический (или идеологический) и психологический уровни.
Психологический аспект правосознания составляют привычки, чувства, эмоции людей в отношении правовых явлений. Важным его компонентом является не оценка вообще, а оценка, связанная с ориентацией на ценности – на справедливость, добро, долг, от- ветственность и т. п.
Идеологический аспект правосознания выражается в систе- ме правовой культуры общества, нации, государства. Правовая культура того или иного общества является высокой, когда госу- дарство в своих законодательных актах исходит из интересов большинства своих сограждан, защищает их безопасность и бла- гополучие, а подавляющая часть граждан этого государства ак- тивно поддерживают правовые установления власти.


121
Выводы: основными формами общественного бытия явля- ются экономическая (материально-производственная), социаль- ная, а также политическая сферы жизни общества, которые нахо- дятся в тесной взаимосвязи и во многом определяют социальное сознание.

122
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   17

Тема 8. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА. ЛИЧНОСТЬ И
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
План
1. Понятие философской антропологии.
2. Концепции человека в истории философии.
3. Проблема происхождения человека.
4. Проблема смысла жизни.
1.
Понятие философской антропологии
А) Определение.
Философская антропология – это особый раздел философ- ского знания, в котором осуществляется решение проблемы че- ловека. Как самостоятельная дисциплина философская антропо- логия складывается в 20 веке, хотя проблема человека всегда яв- лялась важнейшей проблемой философии. Исходным пунктом философской антропологии служит утверждение о том, что лю- бой вопрос в философии является вопросом о том, что есть чело- век. С этой точки зрения любое философствование есть критиче- ское осмысление человеческого опыта. Так, И. Кант пришел к выводу, что в философии существуют всего три вопроса, на ко- торые она призвана ответить: 1). Что я могу знать; 2). На что я могу надеяться; 3). Что я должен делать. Все они охватываются одним вопросом: 4). Что такое человек.
Помимо Канта антропоцентрический характер философского знания отмечался Сократом, Р. Декартом, Л. Фейербахом, Н. Чер- нышевским, М. Хайдеггером и многими другими. Но подлинной причиной выделения философской антропологии в отдельную дисциплину стали глобальные проблемы, возникшие перед чело- вечеством в ХХ столетии: тоталитаризм, ядерная угроза, ката- строфическое сокращение материальных ресурсов и т. д. Именно наличие угроз, способных зачеркнуть само существование чело- века, привело к необходимости решения вопроса о смысле и це- лях человеческой жизни.
Б) Предмет философской антропологии.
Современная философская антропология представляет со- бой синтетическое знание, соединяющее в себе научный и фило-

123 софский подходы в изучении человека. Необходимость такого синтеза объясняется тем, что наука создает «картину мира», тогда как философия теоретически выражает мировоззрение, в котором
«картина мира» является лишь моментом. Для науки характерен объективный подход, она представляет собой холодную сводку данных о мире, взятого без человека. В ней нет места свободе, спонтанности, творчеству. Философия, напротив, как стержень мировоззрения выражает отношение человека к миру. Она иссле- дует не мир, как таковой, но смысл бытия человека в мире. Чело- век для философской антропологии не просто предмет среди дру- гих предметов, но субъект, способный к изменению мира и самого себя. Такой подход позволяет данной философской дисциплине рассмотреть уникальные особенности, присущие только человеку.
В) Проблема человека.
Человек представляет собой достаточно сложный объект ис- следования. В определенном смысле он есть чудо, поскольку в нем совмещаются такие противоположные начала, как душа и те- ло. Человек принадлежит животному царству и подчиняется био- логическим законам. Но помимо этого, он обладает мышлением и речью, сложной структурой мыслительной и эмоциональной дея- тельности, которую принято называть сознанием. Люди способ- ны осознавать факт своего существования, выдвигать и реализо- вывать жизненные цели, соответствующие системе их ценност- ных установок.
В поведении человека присутствуют биологические ин- стинкты, но они контролируются законами человеческого сооб- щества. Поэтому нельзя утверждать, что человек обладает двумя самостоятельными сущностями – биологической и духовной.
Сущность человека едина, и ее образует совокупность надпри- родных, социальных свойств, благодаря которым он преодолева- ет свою биологическую определенность.
Свобода воли, проявляющаяся в способности выбирать свою судьбу, пути своей жизни – главное и основное из этих свойств человека. Смысл жизни человека как раз и заключается в том, чтобы самостоятельно, усилием своей воли преодолевать или пытаться преодолеть все сопротивления и обстоятельства, реализую свою жизненную программу. В этом случае человек становится действительно свободным, поскольку способен власт-


124 вовать над внешними обстоятельствами и условиями. И напро- тив, неспособность реализовать собственную жизненную про- грамму порождает в человеке состояние несвободы, зависимости от обстоятельств и от других людей.
Противоречивость человеческой природы, выраженная в борьбе природного и духовного начал, привели к тому, что со- здание определенной концепции человека невозможно без реше- ния целого ряда вопросов, которые принято называть проблемой человека. К ней относятся вопросы, связанные с происхождением человека, его отношения к природе, обществу, самому себе, а также о свободе и смысле существования.
2. Концепция человека в истории философии
А) Образ человека в античности.
История философии и культуры демонстрирует постоянную смену образов человека в различные эпохи. Эта динамика объяс- няется уникальностью человека как предмета познания. Начнем рассмотрение образа человека с эпохи античности.
В целом образ человека в античности является космоцен- тричным. Мир в эту эпоху мыслится в качестве упорядоченной совокупности вещей – космоса, который приводится в движение безличной духовной силой и управляется по вечным, идеальным законам. В связи с таким пониманием мира человек также трак- туется как одухотворенная вещь, состоящая из тех же частей, что и космос. Поскольку все сущее состояло, по мнению греков, из земли, воды, воздуха и огня, то тело человека представляло собой проявление этих стихий: кости и мышцы – земли, кровь, желчь, слюна, моча – воды, мышление – огня. Идеальное начало, эйдос, пронизывало все человеческое тело и было неотделимо от него.
Наконец, «дух» также понимался вещественно и означал дунове- ние воздуха, которое приводит все тело в движение. По мнению греков, человек мыслит всем телом, а для того, чтобы мыслить хорошо, нужно уметь хорошо бегать, бороться, метать диск. При этом мыслит и сам человек, но космический разум – логос, кото- рый концентрируется в сознании конкретного индивида. Таким образом, в эпоху античности человек понимался, как проявление

125 космических сил и потому его образ принято называть космоцен- трическим.
Б) Образ человека в средневековье.
В противоположность античности средневековый образ че- ловека имеет ярко выраженный теоцентрический характер. Сред- невековый человек, будучи христианином, не верит в себя, он ве- рит в Бога. Его помыслы обращены к потустороннему миру, ко- торый имеет абсолютно духовную, бестелесную природу. Реаль- ный же мир рассматривается как юдоль печали и греха, преодо- ление которой есть лишь момент в движении человека к Богу.
Подобно духовному и физическому мирам, противопоставлены друг другу бессмертная душа и смертная плоть человека. Забо- титься нужно только о спасении души, в том числе и при помощи ущемления тела. Огромное значение придается промыслу Божь- ему, проявлению «божественной воли», во всех событиях в мире.
Человек не может самостоятельно добыть знание, оно дарится ему в откровении, не может он и спастись собственными силами, без Божьей благодати, сжигающей грех.
В) Образ человека в Новое время.
В эпоху Нового времени Бог смещается на периферию чело- веческой жизни, в результате этого образ человека принимает ан- тропоцентрический характер. Внимание новоевропейского чело- века обращено не на природу, и не на небо, но внутрь самого се- бя. Субъективность выступает наидостовернейшей реальностью, служащей критерием существования. Отсюда высказывание Р.
Декарта - «я мыслю, следовательно, существую». Главной сферой человеческой деятельности является познание, а основным мето- дом – рефлексия. Миром управляют разумные законы, соответ- ствующие законам человеческого разума. Поэтому отношения человека с природой – это отношения господства и подчинения.
Ученые – это не пассивные наблюдатели природных явлений, но естествоиспытатели, которые «пытают» природу в эксперименте.
Тождество человеческого и природного разума, соответ- ствие их законов приводит к тому, что любой проект преобразо- вания общества, существующий в человеческой голове, имеет право на воплощение в действительности. Способ реализации со- циальных проектов – это внедрение в сознание людей тех или


126 иных идей переустройства общества, то есть воспитание и обра- зование.
Человек – это не только природные и мыслящее, но еще и социальное существо, он реализует себя еще и потому, что явля- ется моментом движения общественной системы. Поэтому чело- век не только конечное, единичное существо, но и существо бес- конечное и всеобщее, поскольку воплощает в себе опыт мировой цивилизации.
Выводы: человек является важнейшим предметом филосо- фии. Суть философского подхода к исследованию человека за- ключается в том, что последний рассматривается в нем не как вещь среди других вещей, но как субъект, то есть как творец со- циального мира и самого себя. При этом человек создает новое не произвольно, а согласно историческому опыту и природным об- стоятельствам.
3.Проблема происхождения человека
А) Естественнонаучная концепция.
Основы учения о происхождения человека естественным путем были заложены Ч. Дарвином, доказавшим не только сход- ство, но и родство человека и человекообразных обезьян. Позд- нее Гексли и Геккель выдвинули гипотезу о происхождении че- ловека не непосредственно от обезьяны, а от обезьяночеловека -
«неговорящего питекантропа» - самостоятельной зоологической формы, не являющейся ни обезьяной, ни человеком. Теми же учеными в 1863 году было сформулировано затруднение, полу- чившее наименование проблемы «недостающего звена». Ее суть сводится к отсутствию промежуточного вида между обезьянопо- добными предками человека и человеком разумным. Данная про- блема послужила причиной реанимации теологического объясне- ния возникновения человека.
Б) Теистическая концепция происхождения человека.
Французский мыслитель и ученый Тейар де Шарден являет- ся, пожалуй, самым ярким представителем данной концепции. По его словам, если бы мы сфотографировали прошлое отрезок за отрезком, то не сумели бы запечатлеть переход от животного со- стояния к человеческому. Дело заключается в том, что он имеет

127 не внешний наглядный, а открытый внутренний характер. Суть перехода от обезьяны к человеку состоит не в возникновении особой, эмпирически зафиксированной формы, «обезьяночеловека», а в психической революции внутри живого существа. Именно этот скрытый, внутренний переворот позволил перейти к исполь- зованию каменных орудий, огня, к появлению групповой органи- зации и речи. Перенесение эволюционного процесса из внешней сферы во внутреннюю, позволил теологам трактовать акт творе- ния человека как духовный акт.
В) Трудовая концепция происхождения человека.
Данная концепция берет свое начало в марксистской теории, но не сводится к ней. Все сторонники этой теории считают, что именно труд, начинающийся с изготовления орудий, создал чело- века. В ходе трудовой деятельности рука становится все более гибкой и свободной, развивается мозг, люди сплачиваются, и возникает потребность что-то сказать друг другу. Затем добавля- ются регулирование брачных отношений, нравственность и дру- гие моменты становления и существования человека. Трудовая теория сталкивается с одним существенным вопросом: почему предки человека начали трудиться, ведь животные, испытывая жажду, холод или голод, тем не менее, не трудятся и не преодо- левают свой животный мир. Попытка решения данной проблемы привела к проявлению еще одной антропогенезной теории.
Г) Символическая концепция происхождения человека.
Исходным пунктом этой концепции является утверждение, что не мышление является продуктом трудовой деятельности, но труд служит проявлением мыслительной работы. Так, для Э. Кас- сирера человек – это рациональное и, самое главное, - символи- ческое существо, живущее не только в физическом, но и симво- лическом мире. Отталкиваясь от этого понимания, американский философ Л. Мэмфорд критически проанализировал трудовую концепцию антропогенеза. По его мнению, преимущество чело- века перед животными состояло не в том, что он стал использо- вать орудия, а в том, что он изначально обладал одним всецеле- вым орудием – собственным, движимым умом телом, использу- ющим свой ум для самосовершенствования живым существом. В этом процессе орудия служили лишь вспомогательными сред- ствами, всецело подчиняясь культурному (рациональному и сим-