Файл: Учебное пособие Краснодар 2015 2 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

101
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   17

Тема 6. ПОЗНАНИЕ, ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ
И ГРАНИЦЫ. СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА
НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
План
1. Основные категории гносеологии.
2. Проблемы познаваемости мира и истины.
3. Познание и практика.
1. Основные категории гносеологии
А) Определение гносеологии.
Теория познания (гносеология) – это раздел философского знания, в котором изучаются такие проблемы, как природа по- знания, его возможности и границы, отношения субъекта и объ- екта познания, критерии его истинности и другие проблемы.
Термин «гносеология» происходит от греческих слов
«gnosis» – знание и «logos» – понятие «учение», т. е. учение о знании. Данный термин может употребляться в двух основных значениях: 1). Как учение о всеобщих механизмах и закономер- ностях познания; 2). Как философская концепция, предметом ко- торой является научное познание. В этом случае используют тер- мин «эпистемология». В ряде случаев термины «гносеология»,
«теория познания», «эпистемология» являются тождественными.
Б) Основные категории гносеологии.
Исходными категориями гносеологии являются понятия субъекта и объекта. Субъектом обычно называется тот, кто осу- ществляет процесс познания. Субъектом познания может высту- пать как отдельный человек, так и научно-исследовательский коллектив или часть человечества, решающая ту или иную гло- бальную проблему. Объектом называется то, что познается – ве- щи, процессы, явления, на которые направлено внимание субъек- та. Объекты познания могут быть первичными, вторичными, тре- тичными. Первичный объект познания – это определенные части, фрагменты объективного мира, которые исследуются, познаются человеком с помощью органов чувств, приборов и т.д. Вторичные объекты познания – это объекты, связанные с психической по- знавательной деятельностью человека, с его сознанием и самосо-

102 знанием. Третичные объекты познания – объекты высокого уров- ня абстракции, которые создаются человеком для углубления процесса познания. Например, объекты геометрии: “точка”,
“прямая”, “плоскость”.
В) Структура познавательной деятельности.
Связь между субъектом и объектом осуществляется с по- мощью различных видов познания. Познание бывает эмпириче- ским (чувственным) и рациональным.
Чувственное познание – это познание с помощью органов чувств. Оно дается в трех основных формах: ощущение, восприя- тие, представление. Ощущение – это чувственный образ отдель- ного предмета, его цвета, формы, вкуса. Целостный образ пред- мета, возникающий в результате его непосредственного воздей- ствия на органы чувств, называется восприятием. Более сложной формой чувственного познания является представление – сохра- няющее в сознании образ отдельного предмета, воспринимавшегося человеком раньше. Важную роль в формировании представления играет память и воображение, которые не только создают представ- ление о реальном предмете, но и фантастические образы, являю- щиеся комбинацией нескольких реальных предметов (кентавр).
Рациональное, логическое отражение – более сложный спо- соб познания действительности посредством абстрактного мыш- ления. Для него характерны обобщенность и абстрактность, вос- произведение объектов на уровне сущности, т.е. внутренних за- кономерных связей и отношений. Основными формами логиче- ского познания являются понятие, суждение, умозаключение.
Понятие – мысль, воспроизводящая существенные свойства и отношения вещей. Возникновение понятия – это всегда скачок от единичного к общему, от конкретного к абстрактному, от яв- ления к сущности. Главной функцией понятия состоит в том, что она предстает в обобщенном виде группы предметов, классифи- цируя их по определенным признакам.
Суждение – это мысль, связывающая несколько понятий и благодаря этому раскрывающая отношения между различными вещами и их свойствами. С помощью суждений строятся любые определения науки, все ее утверждения или отрицания. Суждение – это соотнесение понятий, выяснение их степеней общности или отличия. На базе понятий и суждений формируется умозаключение.


103
Умозаключение – вывод из одного или нескольких взаимо- связанных суждений, нового суждения, нового утверждения или отрицания. С помощью понятий, суждения, умозаключений про- исходит переосмысление эмпирического материала, полученного в процессе чувственного познания.
Г) Соотношение видов познания.
История познания отражает противостояние и противобор- ство представителей различных точек зрения на роль чувственного или логического познания, на их соотношения в процессе познания.
Как известно из истории философии, одни философы отво- дят главную роль показаниям органов чувств, опытному позна- нию. Их принято считать сторонниками сенсуализма или эмпи- ризма. Другие – напротив, отдают предпочтение разуму, логиче- скому мышлению. Их принято называть рационалистами. Третьи отрицательно относятся к показаниям органов чувств и к резуль- татам абстрактного мышления. Они заявляют, что подлинное знание дает лишь интуиция – непосредственное видение сущно- сти. Данная точка зрения получила название интуитивизма.
2. Проблемы познаваемости мира и истины
А) Проблема познаваемости мира.
Большинство философов на вопрос, способен ли человек в своих представлениях и понятиях составить верную картину мира, отвечает положительно. Такая позиция называется гносеологиче- ским оптимизмом. В разные эпохи по различным основаниям данную позицию разделяли Платон, Аристотель, Р. Декарт, Д. Берк- ли, Г. В. Ф. Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс и многие другие.
Например, Л. Фейербах и К. Маркс полагали, что органы чувств верно отражают материальную реальность и потому могут служить отправной точкой в деле получения истинного знания о мире. В противоположность им Платон полагал, что чувственное познание искажает подлинную картину действительности, кото- рую может дать только рациональное познание. Истинность по- казания нашего разума опирается на наличие в объективном мире особого рода сверхъестественных сущностей – идей. К послед- ним Платон относит числа, геометрические объекты, различные этические и эстетические категории, такие, как добро, красота,

104 справедливость. Таким образом, противоположность во взглядах на характер окружающего мира не помешала материалистам и идеалистам признать возможность адекватного постижения дей- ствительности.
Отправной точкой для всех видов гносеологического опти- мизма является признание наличия в объективном мире предмета знания, который направляет сознание познающего субъекта. Для идеалистов таким предметом является объективно существующая идея, для материалистов – физические вещи.
Прямой противоположностью гносеологического оптимиз- ма, или догматизма, является скептицизм, отвергающий возмож- ность познания действительности. Одной из первых форм скеп- тицизма был так называемый релятивизм софистов. Так, Прота- гор, полагая вещи изменчивыми и текучими, пришел к выводу, что нет ничего истинного, как нет ничего ложного. Мнений об одной и той же вещи столько, сколько людей ее воспринимает: как кому кажется, так оно и есть на самом деле; любое суждение об одной и той же вещи равнозначно любому другому.
Основоположники античного скептицизма Пиррон и Тимон полагали, что вещи не могут быть постигнуты ни чувствами, ни разумом, а потому мы не можем предпочесть какое-то ни было знание о них. Переживая какое-либо свойство вещи, человек не может знать, принадлежит ли это свойство самой вещи, или явля- ется он его собственным субъективным состоянием. Наряду с чувствами обманчив и разум. Если логическое познание основы- вается на доказательстве, значит, предполагается истина, на ко- торую оно опирается, как на свое основание, но эта сама истина должна быть обоснована другой истиной и т.д., поэтому никакое суждение нельзя признать истинным – считали скептики.
Наиболее ярким представителем скептицизма эпохи Про- свещения был английский философ Д. Юм, который поставил под сомнение существование самой действительности. Все наши знания, считал он, - это чувственные восприятия, за пределы ко- торых мы не можем выйти. Поэтому, нельзя судить как о том, ка- ково отношение между опытом и реальностью, так и о существо- вании самой реальности.
Срединное положение между гносеологическом оптимиз- мом и скептицизмом, занимает агностицизм. Под агностицизмом


105
(от греч. недоступный к познанию) понимается философская концепция, отрицающая возможность достоверного познания сущности изучаемых явлений.
Классическим примером агностицизма считается агносеоло- гическое учение И. Канта, в котором человеческое познание ограничено собственными формами, за пределы которых оно выйти не может. Например, человек не может рассматривать яв- ление природы вне понятия причины, следствия, закона и т.д., которые представляют собой не свойства самих вещей, но свой- ства человеческого разума. Образно говоря, человек набрасывает на объективно существующий мир сеть своих представлений, по- нятий, идей и извлекает то знание, которое может извлечь из него.
Но при этом, сущность мира, то, каким он является до про- цесса познания, остается не проясненной. Кант называет сущ- ность мира «вещью в себе» и считал, что единственное знание, которое мы можем знать от ней, заключается в том, что она есть.
Непознаваемость «вещи в себе» означает бесконечность научного познания, его принципиальную незавершенность, а следовательно, открытость всему новому.
Б) Проблема истины.
Истина – это объективное положение дел, независимое от мнений, желаний и представлений людей. Понятие истины ис- пользуется не только в философии, но и в религии и науке. Для религии истина это сведения о сверхъестественном мире, не под- лежащие изменению. Для науки истина это сведения о реальном социально-природном мире. Философия предлагает несколько концепций, каждая из которых ориентирована на определенный тип познавательной деятельности. Важнейшими философскими концепциями истины являются:
1. Корреспондендентская (классическая) концепция полагает, что истина это соответствие человеческого знания предмет. При этом предмет познания понимается и идеалистически, и материа- листически. Данная концепция ориентирована преимущественно на научное познание. Родоначальником классической концепции обычно признается Аристотель.
2. Априористская концепция утверждает, что истина нахо- дится в сознании человека, она есть результат согласия индивида с самим собой. Основанием априористской концепции служит

106 субъективный идеализм, полагающий, что предметы формирует- ся сознанием. Но поскольку исток предметов находится в созна- нии, то в знании внешней предметности нет особой необходимо- сти. Представителями априористской концепции являются шко- лы древнеиндийской философии (йога, санхья, веданта), а также
И. Кант, А. Шопенгауэр, И.Г. Фихте. По своему характеру данная концепция близка к индо-буддистской религиозности.
3. Когерентная концепция настаивает на том, что истина это согласование не знания с предметами, а знания с самим собой, т. е. система логически непротиворечивых утверждений. Представите- лями когерентной концепции являются Г. Ф. В. Гегель и Р. Карнап.
Когерентная концепция ориентирована на теоретическое мышле- ние и познание.
4. Конвенциальная концепция полагает, что истина возмож- но только в результате договоренности между людьми. Например, истина – это то, что принято в научном сообществе. Основопо- ложником конвециональной концепции обычно признают фран- цузского ученого, философа и политика Пуанкаре, но истоки ее возникновения можно обнаружить уже у софистов. Данная кон- цепция во многом отражает специфику социально-гуманитарного познания.
5. Прагматическая концепция исходит из того, что истина определяется полезностью знания. Например, бессмысленно спо- рить есть Бог или Его нет. Если идея Бога помогает конкретному человеку жить, то он должен ее придерживаться, если нет – дол- жен от нее отказаться. Представителями данной концепции яв- ляются американские философы Ч. Пирс, У. Джемс. По своему характеру прагматическая концепция ближе всего находится к обыденному сознанию и техническому мышлению. Частным случа- ем прагматической концепции следует признать праксиологическую концепцию истины принятую в диалектическом материализме.
Во многом многообразие философских концепций истины связано с вторичным характером философского знания, его ори- ентацией на обоснование того или иного вида знания. Благодаря этому философии удается служить связующим звеном между различными формами духовной жизни человека.


107
3. Познание и практика
А) Понятие практики.
Связующим звеном между чувственным и логическим по- знанием выступает практика. Практика – это специфическая форма деятельности, которая выражается через такие термины, как «действие», «деятельная жизнь», «опыт» («опыт жизненного мира», «опыт повседневной жизни» и др.), «физическая жизнь»,
«опыт в целом». Благодаря введению понятия практики в теорию познания было установлено, что человек познает реальный мир не потому, что предметы и явления этого мира пассивно воздей- ствуют на органы чувств, а потому, что он сам активно и целена- правленно воздействует на окружающую его действительность и в ходе ее изменения познает ее.
Б) Основные функции практики.
1. Практика является источник познания потому, все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями. В частно- сти, математические знания возникли из потребности измерять земельные участки, вычислять площади и т. д. Астрономия была вызвана необходимостью в мореплавании.
2. Практика выступает как основа познания, его движущая сила. Весь познавательный процесс, начиная от элементарных ощущений и кончая абстрактными теориями, обуславливается задачами и потребностями практики. Практика служит основой познания и в том смысле, что обеспечивает его техническими средствами.
3. Практика представляет собой решающий критерий исти- ны, т. е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений.
Выводы: Проблема познаваемости мира является важней- шим вопросом гносеологии, от решения которого зависит опре- деление собственной философской позиции. Одним из важных условий ее решения является установление характера связи меж- ду чувственным и рациональным познанием, а также определе- ние роли практики в познании действительности.

108
Тема 7. УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ
План
1. Предмет и характер социальной философии.
2. Социальная философия как методология общественных
наук.
3. Структура социального бытия.
4. Структура и содержание форм общественного сознания.
1. Предмет и характер социальной философии
А) Определение.
Социальная философия – это особый раздел философского знания, посвященный рассмотрению общества в целом и выявле- нию основных принципов и законов социального развития. В ряде философских систем разделом социальной философии принято считать философию истории, которая исследует сущность, смысл и ход истории общества и человека как субъекта исторического процесса. Истоки возникновения социальной философии как са- мостоятельной дисциплины следует искать в эпохе античности.
Первыми произведениями, в которых общество и государство предстали в качестве отдельного предмета рассмотрения, явились диалог Платона «Государство» и трактат Аристотеля «Политика».
По своему формальному статусу социальная философия должна быть отнесена к разряду вспомогательных дисциплин. Однако, на основании того, что человек реализует себя как личность, прежде всего, в обществе, можно говорить о социальной философии как об одной из основных философских дисциплин.
Б) Предмет социальной философии.
Прежде чем определить предмет социальной философии, необходимо указать значение понятия «социальное». В узком смысле понятие «социальное» означает существование особой области общественных явлений, в которой решается круг про- блем, затрагивающий интересы людей. Эти проблемы касаются социального положения людей, их места в системе общественно- го разделения труда, условий их трудовой деятельности, переме- щение из одной социальной группы в другую и т. д. Все эти про- блемы решаются внутри социальной сферы на почве специфиче-