ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 123
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
109 ских социальных отношений, которые отличаются от экономиче- ских, политических, правовых и других общественных отношений.
В широком смысле понятие «социальное» употребляется в значении «общественное», как его синоним. В этом случае оно означает все происходящее в обществе, в отличие от всего проис- ходящего в природе. В широком смысле понятие «социальное» употребляется так же, как противоположное индивидуальному. В этом случае оно обозначает то, что относится к социальным группам или же ко всему обществу, в отличие от того, что каса- ется индивидуальных качеств отдельного человека. В социальной философии понятие «социальное» употребляется как в широком, так и в узком смысле.
Предметом социальной философии является общество, взя- тое во взаимодействии всех его сторон, т. е. как целостная соци- альная система, а также законы функционирования и развития общества. Социальная философия объясняет различные обще- ственные явления и процессы на макроуровне, т. е. на уровне все- го общества, как саморазвивающейся социальной системы. Ее в первую очередь интересуют не столько специфические особенно- сти экономических, политических и духовных явлений, сколько их место в целостной структуре общества и та роль, которую они играют в его существовании и развитии. Кроме того, внимание социальной философии не могут не занимать практическая дея- тельность людей, их общественные отношения. В процессе своей деятельности люди для решения насущных вопросов вступают в различные отношения. Речь идет о производственных, семейно- бытовых, политических и других общественных отношениях, ко- торые в своей совокупности образуют структуру общества. В рамках общественных отношений людей реализуются все виды их практической деятельности, создаются государственные, эко- номические, нравственные и прочие социальные институты, раз- виваются все стороны культуры общества. Поэтому они являются предметом изучения социальной философии.
Социальная философия исследует как объективные, так и субъективные стороны деятельности и общественных отношений людей. Она исследует объективные побудительные силы их дея- тельности, в качестве которых выступают, например, их объек- тивные потребности и интересы, а также присущие их сознанию
110 мотивы и цели деятельности. Все эти явления взаимосвязаны между собой и находятся в диалектическом взаимодействии.
В) Виды объяснения социальных отношений.
Обычно выделяют три подхода к объяснению причин объ- единения людей в единое целое, в общественный организм. Пер- вый из них может быть обозначен как натуралистический. В нем общество рассматривается как естественное продолжение зако- номерностей природы, мира животных, и в конченом итоге –
Космоса. С этих позиций тип общественного устройства и ход истории определяется ритмами солнечной активности и космиче- ских излучений (А. Чижевский, Л. Гумилев), особенностями гео- графической и природно-климатической среды (Ш. Монтескье,
Л. Мечников), расовой и генетической спецификой человека
(Э. Уилсон, Р. Докинс). С точки зрения натуралистов общество представляет собой результат «эксперимента» природы, поэтому человечество не должно замыкаться рамками планетарного суще- ствования, но должно стремиться «уйти» в Космос и там начать новый виток эволюции (К. Циолковский и др. космисты).
Другой подход может быть назван «идеалистическим». Иде- ализм в социальной философии основывается главным образом на том факте, что деятельность людей является в принципе со- знательной. Прежде чем что-либо сделать, они мысленно пред- ставляют цель духовной, экономической или другой деятельно- сти. Это значит, что идеальный план деятельности всегда пред- шествует его воплощению в какой-либо практический результат.
Отсюда делается вывод: сознание первично, все остальное в об- ществе производно от сознания и определяется им. Данный под- ход подчеркивает значение идеального начала в процессе консо- лидации общества, которое выражается как в виде религиозных учений и политических идеологий, так и в виде деятельности государственных и культурных лидеров. Такая точка зрения ха- рактерна как для Канта и Гегеля, так и для французских филосо- фов Конта и Дюркгейма.
Материалистический подход к пониманию общества заклю- чается в признании объективных основ его существования и раз- вития. Однако объективные основы развития общества усматри- ваются в нем не в духовной субстанции, а в материальных усло- виях развития общества, прежде всего, в развитии производства.
111
Развитие общества в марксизме предстает как естественный ис- торический процесс, развивающийся по своим объективным за- конам. Многообразные социальные противоречия, прежде всего, в области материального производства, а также в социальной и политической сферах общества, выступают как источники проис- ходящих в нем изменений и развития.
2. Социальная философия как методология общественных
наук
А) Место социально философии в системе общественных
наук.
В настоящее время при анализе явлений общественной жиз- ни применяются так называемые конкретные социологические исследования. К ним прибегают при изучении экономических, социально-бытовых, политических и других явлений и процес- сов. В этой ситуации задача социальной философии заключается не в том, чтобы детально отразить все процессы общественной жизни, но в том, чтобы, создавая ту или иную идеальную модель развития общества, способствовать установлению сущности об- щественных явлений. Необходимость определения сущности ис- следуемых явлений и выяснения их связей с другими явлениями заставляют представителей различных общественных наук: исто- рии, социологии, политологии, социальной психологии обра- щаться к положениям социальной философии. Это значит, что социальная философия играет роль методологии общественных наук, определенным образом направляет проводимые ими иссле- дования, формулируя подходы и принципы их изучения. Эффек- тивность этой помощи зависит от содержания социальной фило- софии, степени ее проникновения в суть общественных процессов.
Б) Основные принципы социальной философии.
Социальная философия может способствовать развитию научного знания, только, если при анализе и объяснении обще- ственных процессов она исходит из научных принципов, к кото- рым можно отнести:
1) Принцип социального детерминизма, который, рассмат- ривая общество как целостную систему, особое значение придает
112 причинно-следственным и закономерным связям, анализ которых составляет главное содержание научного познания.
2) Принцип историзма, рассматривающий все общественные явления и процессы в их постоянной динамике. Это значит, что при анализе социальных явлений нельзя искусственно вырывать их из исторического контекста, т. е. из той системы обстоятель- ств, в которой происходило или происходит их развитие.
3) Принцип перехода от абстрактному к конкретному, кото- рый заключается в анализе реальных процессов и явлений, исходя их понимания смысла развития исторического процесса в целом.
Выводы: социальная философия представляет собой важ- нейшую составляющую научного обществознания и играет в нем роль методологической базы.
3. Структура социального бытия
А) Общество как система.
Общество – это совместная жизнь людей, активно взаимо- действующих между собой ради удовлетворения своих жизненно необходимых потребностей. В результате между ними склады- ваются определенные отношения, касающиеся средств и спосо- бов удовлетворения этих потребностей, исходя из существующих условий жизни. Данные отношения носят объективный характер, поскольку возникают на основе объективных потребностей лю- дей и объективных условий их существования. Они развиваются вместе с развитием условий их жизни и деятельности. Деятель- ность людей и их общественные отношения составляют содержа- ние общественного бытия как реального процесса их обществен- ной жизни.
Можно выделить объективную и субъективную стороны общественного бытия. Субъективная сторона общественного бытия людей - это их сознание и воля. Объективная его сторона - это то, что существует вне и независимо от сознания и воли людей. К объективной стороне общественного бытия относится состояние материального производства, социальной структуры и политиче- ской системы общества, которое каждое новое поколение людей застает уже сложившимся. Для него это объективная данность, в
113 условиях которой оно вынуждено начинать свою общественную жизнь.
Б) Материально-производственная сфера жизни общества.
Общество представляет собой определенное множество вза- имодействующих людей, имеющих своей целью поддержание своей жизни. Одним из средств достижения этой цели является совместная трудовая деятельность, посредством которой добыва- ется пища, строится жилье и т. п. труд как социальный феномен относится к материальной сфере общества. Труд обеспечивает человеческое общество не только продовольствием и средствами производства, но и правовыми нормами, научными теориями, этическими и эстетическими ценностями, которые включены в практическую деятельность. Поэтому труд можно определить как целесообразную деятельность человека, направленную на созда- ние материальных и духовных благ, необходимых для существо- вания индивида и общества.
Труд составляет основу материального производства, основу производительных сил общества. В марксистской философии производительные силы состояли из средств труда, к которым относили различные орудия, машины, комплексы машин и лю- дей, вооруженных определенными знаниями и навыками, позво- ляющими приводить их в действие. В современной философии к указанным подсистемам производственных сил добавляют тех- нологический процесс, с помощью которого осуществляется управление производством и производственно-экономическую инфраструктуру. К последней относятся транспорт, дороги, про- изводственные помещения, коммунальное хозяйство. К произ- водственным следует отнести и науку, которая в наше время при- обрела особое экономическое значение. Это заметно, прежде всего, в новых, наукоемких отраслях промышленности – в производстве компьютеров, электронной, оптической техники, полимеров.
Таким образом, структура производительных сил включает в себя: 1). Работников производства; 2). Научное знание; 3). Сред- ства труда; 4). Технологию производственного процесса; 5). Про- изводственно-экономическую инфраструктуру.
Ключевое место в системе производственных отношений занимает собственность или имущественные отношения. Отно- шения собственности бывают разных видов – владения, невладе-
114 ния, совладения, пользования, распоряжения. Особая форма соб- ственности – интеллектуально-духовная: на произведения искус- ства, научные открытия и т. д. При социально-философской ха- рактеристике отношений собственности не следует переоцени- вать роли насилия в ее возникновении и укреплении.
Работающий и работодатель взаимно тяготеют друг к другу, что не отменяет конфликтности их отношений. Вместе с тем, по- лучение работодателем определенной выгоды от использования средств производства, не говорит о нем как о «безмятежном угнетателе». Работодатель выступает в качестве лица, на котором лежит ответственность за сохранение и функционирования объ- ектов собственности. Хотя материальное благополучие собствен- ника внешне выглядит как несправедливость, сама организация и модернизация производства требует от него ограничения своих личных потребностей. Именно логика развития производства ча- сто определяет отношения между собственниками и наемными рабочими, поэтому наилучшее состояние отношения между ними достигается на договорной основе.
В) Социальная сфера жизни общества.
В основе социальной структуры общества лежат обще- ственное разделение труда, и отношения собственности на сред- ства производства и его продукты. На базе общественного разде- ления труда появляются такие социальные группы, как: классы, профессиональные группы, а также большие группы людей города и деревни, умственного и физического труда. Отношения соб- ственности экономически закрепляют эту внутреннюю расчле- ненность общества, складывающуюся внутри его социальную структуру.
Взаимосвязь существующих в обществе социальных групп и национальных общностей не статическое, а скорее динамическое, что выражается в их активном взаимодействии по поводу удовле- творения потребностей и реализации интересов. В настоящее время вполне определенно заявляют о своих потребностях и ин- тересах значительная часть рабочих, крестьян, интеллигенции и предпринимателей, а также представители таких социально- демографических групп, как молодежь, женщины, старшее поко- ление людей. То же можно сказать о национальных общностях.
115
Важной стороной функционирования социальной структуры общества является социальная мобильность. Речь идет о переходе людей из одних социальных групп и слоев в другие. Например, когда крестьянин переезжает в город и становится рабочим, он становится представителем другого класса и профессиональной группы.
Проблема функционирования социальной структуры взаи- модействия различных социальных групп связаны с проблемами гражданского общества. Последнее было определено Гегелем как относительно независимая сфера реализации частных потребно- стей и интересов на базе частной собственности и всеобщего формального равенства людей. Гегель исходил из того, что «соб- ственность и личность обладают в гражданском обществе при- знанием закона и значимостью», а право, выступающее «в форме закона», должно обладать значением «как всеобщее». Таким об- разом, представленное Гегелем идея общезначимости права, есть, по сути, идея правового государства.
Гражданское общество в современной социальной филосо- фии обычно понимается как социальный порядок, в основу кото- рого положены интересы и права гражданина и при котором каж- дый человек имеет возможность свободно и творчески проявить себя, удовлетворить свои потребности в соответствии с той поль- зой, которой он будет приносить обществу и на основании чего будет пользоваться всеми средствами правовой и социальной за- щиты государства.
Г) Политическая система общества.
Политическая система общества представляет собой сово- купность учреждений и организаций, деятельность которых но- сит политический характер. Она направлена на осуществление политических интересов классов, других социальных групп, а также национальных общностей. Их политические интересы представляют собой проявление существующих в обществе по- литических отношений и направлены на решение проблем поли- тической власти: ее завоевания, поддержание и защиту, а также на реализацию политических прав и свобод граждан.
Данные интересы реализуются посредством тех или иных элементов политической системы. К ним относятся: государ- ственные органы законодательной и исполнительной власти; ар-
116 мия, правоохранительные органы (прежде всего суды); государ- ственный арбитраж, политические партии и движения; обще- ственные организации – профсоюзные, молодежные и другие, защищающие интересы определенных социальных и профессио- нальных групп, связанные с реализацией их политический прав и свобод. Все эти государственные, политические учреждения и организации взаимодействуют между собой и образуют более или менее целостную политическую систему.
4. Структура и содержание форм общественного сознания
А) Понятие общественного сознания.
Под общественным сознанием следует понимать коллектив- ную духовную деятельность людей, в процессе которой возникают определенные мысли и чувства людей, их представления о при- родных и социальных явлениях. Результатом этой деятельности выступают определенные взгляды людей на мир, научные идеи и теории, моральные эстетические и религиозные воззрения. Они воплощаются в моральных принципах и нормах поведения, про- изведениях искусства, религиозных обрядах, ритуалах и т. п.
Общественное сознание формируется в процессе мыслительной деятельности социальных групп, поэтому его не следует смеши- вать с индивидуальным сознанием. Поэтому в общественное со- знание не входит интуитивное, априорное и апотериорное виды знания. В общественном сознании можно выделить познаватель- ные формы, связанные с деятельностью по получению, перера- ботке и хранению знаний и ценностные формы – направленные на создание нравственных и эстетических правил поведения и творчества человека. Данное разделение следует признать услов- ным, поскольку познавательная деятельность общества связана с ценностными ориентирами, а ценностное сознание базируется на результатах общественного познания.
Б) Религиозное сознание.
Основными видами познавательного общественного созна- ния являются: религия, философия и наука.
Существует ошибочное мнение, будто вера (религия) про- тивоположна знанию. Религия тоже вид знания, отличающийся от науки и философии как содержанием, так и средствами пости-
117 жения этого содержания. Религиозное сознание подразделяет мир на естественный и сверхъестественный. Центром религиозной картины мира является Бог, который является творцом обоих ми- ров. Целями религии как богопознания являются: 1) Доказать или опровергнуть существование Бога; 2) Определить природу Бога;
3) Охарактеризовать отношение между Богом и миром, Богом и человеком. Специфика религиозной веры заключается в том, что она есть переплетение разума и душевных переживаний. Но сколь бы ни была эмоциональна вера, она имеет предпосылкой знание, познание пронизывает веру, венчает процесс религиозного верования. Итогом религиозного познания являются два вида бо- госознания: – «знание Бога» и «знание о Боге». Если первый вид сознания представляет собой результат собой результат личного опыта, то второй – это итог коллективного опыта. Индивидуаль- ные переживания верующего, чаще всего включаются в опреде- ленную религиозную традицию, соотносится с переживаниями сообщества верующих. Поэтому религиозное сознание имеет яр- ко выраженный социальный характер.
Социальный характер религиозного сознания раскрывается в его структуре, в которой принято различать: 1) Уровень рели- гиозной психологии; и 2) Уровень религиозной идеологии. Под религиозной психологией понимают совокупность религиозных чувств и представлений, формирующихся стихийно, под влияни- ем окружающих условий жизни. Под религиозной идеологией понимают систему идей, которые создают и пропагандируют профессиональные служители культа. В рамках религиозного со- знания выделяют также общественное, групповое и индивиду- альное сознание.
Основными функциями религии являются: 1) Компенсатор- ская функция – дающая надежду на воздаяние за нравственное поведение в этой жизни и дающая человеку силу противостоять злу и несправедливости; 2) Нравственно-социальная функция – регулирующая формы поведения людей и способствующая уста- новлению покоя и любви в душах людей; 3) Интегрирующая функция – способствующая общению людей с целью достижения нравственных целей и тем самым приводящая к сохранению и развитию культуры.
118
В) Философское и научно-рационалистическое сознание.
Философия есть особая форма общественного сознания на познание мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни. Если в религии на первом плане находится вера, то в философии ведущим средством явля- ются методы рационального познания. В отличие от других форм общественного сознания философию следует признать комплекс- ным познанием. В философском знании можно выделить четыре установки: 1) Объективный способ, объективность, которая ха- рактеризует науку; 2) Субъективный способ, или субъективность, характеризующая искусство; 3) Способ общительности (комму- никативный способ), свойственный морали; 4) Созерцательность мистического свойства. Каждый из этих способов соответствует науке, искусству, морали и мистике, но в философии они пере- плетены и дают единое интегральное целое. Комплексность фи- лософского знания выражается в присутствии в нем различных несводимых друг другу начал, а интегративность проявляется в доминировании в нем объединяющего начала – рациональности.
Диалектическая противоречивость философского знания позво- ляет ему играть роль метаязыка всех наук, всех видов познания и сознания.
Философия – это бесконечный процесс поиска истины, ко- торые никогда не может приостановиться. Не возведение каких- то истин в догмы, а поиск ее – вот цель философии. С этим связа- на основная роль философского сознания в обществе, которая за- ключается в научении человека определенной культуре мышле- ния, готовности к диалогу, способности находить ответ на важ- нейшие мировоззренческие вопросы, исходя из достигнутых че- ловечеством знаний.
Науку можно определить как исторически сложившуюся форму человеческой деятельности, направленную на познание и преобразование объективной действительности. Это такое духов- ное производство, которое имеет своим результатом целенаправ- ленно отобранные и систематизированные факты, логически вы- веренные методы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука – это одно-