Файл: Учебное пособие Краснодар 2015 2 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

56 ственным сознанием, человек рассматривается в немецкой клас- сике не как природное, а как идеальное, метафизическое суще- ство, находящееся в мире для того, чтобы в борьбе с внешними препятствиями раскрыть свою духовную сущность. Поэтому че- ловек не может оправдывать свою слабость ссылками на объек- тивные обстоятельства, поскольку он сам создал их, чтобы обре- сти силу духа.
Б) Общая характеристика немецкой классической фило-
софии.
Немецкой классической философией принято называть фи- лософскую мысль в Германии на рубеже 18–19 вв. К немецкой классической философии обычно относят творчество четырех мыслителей: И. Канта (1724–1804), И.Г. Фихте (1762–1814),
Ф.В.Й. Шеллинга (1775–1852), Г.В.Ф. Гегеля (1770–1831). В марксистской историко-философской традиции к немецкой клас- сике принято относить еще и творчество Л. Фейербаха(1804–1872).
Основными характерными чертами немецкой классической фи- лософии являются:
1. Трансцендентализм-учение о сознании как основе чув- ствен. воспринимаемой реальности. В немец. классике трансцен- дентальное сознание противопоставляется индивидуальному со- знанию и рассматривается либо в качестве общечеловеческой структуры (И. Кант), либо в качестве Божественного начала
(поздний И.Г. Фихте), либо в качестве универсального начала пронизывающего всю реальность (Ф.В.Й. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель).
2. Панлогизм – одна из форм рационализма, согласно кото- рой все существующее есть результат деятельности разума. В немецкой классической философии идея панлогизма в той или иной мере присуща всем мыслителям, но полное свое воплоще- ние она достигает в философии Гегеля, в котором весь мир есть понятие.
3. Диалектизм – специфическая черта философского мыш- ления направленная на выявление причин возникновения и спо- собов снятия противоречий в различных сферах: человеческого мышлении, в природе, обществе и истории. Диалектизм характе- рен для всех представителей немецкой классической философии, но у Канта он носит антропологический характер, т. е. противо- речия могут существовать только в человеческом мышлении.

57
Значение немецкой классической философии для развития философской мысли заключается в том, что она открыла новый этап в развитии идеализма путем обнаружения источника разви- тия идеального начала – универсального сознания. Кроме того, немецкая классическая философия рассмотрела диалектические противоречия в качестве свойства объективного и субъективного бытия.
2. Критический реализм И. Канта
А) Теоретическая философия И. Канта.
В своем главном труде «Критика чистого разума» И. Кант
(1724 – 1804) попытался ответить на вопрос: на каком основании наука претендует на точность своих положений. Таким образом, немецкий философ поставил перед собой цель обосновать истин- ность научного познания.
По мнению Канта, конкретные науки и философии могут претендовать на достоверность своих данных, если они, с одной стороны, основаны на той или иной общечеловеческой (транс- цендентальной) способности, а с другой – опираются на чув- ственные восприятия. Так, математику следует признать досто- верным знанием, поскольку ее предметом выступают целостные явления (феномены), возникающие путем соединения ощущений, свидетельствующих о наличии объекта, с пространством и вре- менем, которые Кант признает свойствами человеческого разума.
Таким же образом, обстоит дело и с естествознанием, в задачу которого входит соединение понятий рассудка, таких, как причи- на, следствие, отношения и т.п. с явлениями, данными в чув- ственном восприятии. Благодаря успешному решению этой зада- чи, конкретным наукам – химии, физике, астрономии удается да- вать рациональное объяснение природным процессам.
В противоположность математике и естествознанию умо- зрительная философия не может претендовать на общеобязатель- ность своих положений, поскольку она оперирует идеями, кото- рым в объективной реальности ничто не соответствует. Так, идеи мира, души, Бога не подтверждаются чувственными восприятия- ми. Отсюда Кант делает вывод, что человек никогда не сможет


58 однозначно ответить на вопросы: конечен мир или бесконечен, смертна душа или бессмертна, существует Бог или нет.
Общий вывод немецкого философа сводится к утвержде- нию, что окружающий нас мира представляет собой результат конструирования нашего разума. Мир существует до нас, но вос- принять его мы можем только через призму наших познаватель- ных способностей – чувственности, рассудка и разума. Перешаг- нуть через них человеку не дано, как не дано узнать, что пред- ставляет собой объективная реальность на самом деле. Поэтому ее Кант называет «вещью в себе», а не «вещью для нас».
Б) Практическая философия И. Канта.
В области этики Кант поставил перед собой задачу отстоять независимость морали. По Канту, человек представляет собой физическое и нравственное существо. Как физическое существо он подчиняется законам природы, но как существо нравственное он свободен от них и зависит только от голоса собственной сове- сти. В свою очередь, совесть индивида – это выражение общече- ловеческих принципов поведения – нравственного закона. Нрав- ственный закон предстает, прежде всего, в предельном требова- нии или категорическом императиве: «поступай так, чтобы мак- сима твоего поведения могла стать всеобщим законом». Данное требование представляет собой одну из форм так называемого
«золотого правила этики»: «поступай по отношению к другим так, как желаешь, что бы они поступали по отношению к тебе».
Категорический императив требует рассматривать всех лю- дей без исключения в качестве подобия себя самого, то есть в ка- честве свободных и разумных существ, которых нельзя использо- вать в корыстных целях, но которые обладают ценностью сами по себе. Признание других людей равными самому себе означает недопустимость проявления таких чувств, как недоброжелатель- ство, неблагодарность, злорадство. При этом человеку нельзя списывать свои слабости на социальные и природные обстоя- тельства, поскольку он перестает быть нравственным и свобод- ным существом. Отсюда бескомпромиссное требование Канта:
«ты должен, следовательно, ты можешь».

59
3. Посткантовская философия
А) Субъективный идеализм И. Г. Фихте.
Философия Фихте (1762 - 1814) начинается с отказа от двух основных положений кантовского учения: от понятия «вещи в себе» и от критики умозрительного философствования.
Согласно Фихте, понятие «вещи в себе» бессмысленно. Если вещь в себе существует, то она присутствует в сознании и потому является не «вещью в себе», а «вещью для нас». Если же она не существует, то она не дана сознанию. Таким образом, все, что обладает наличием, существует только благодаря сознанию. По- этому задача философии заключается в выведении основных определений бытия из разума, из Я. Но такое выведение как раз и будет умозрительным философствованием.
Согласно Фихте, Я представляет собой духовную субстан- цию мира, которая порождает мир или не-Я, когда осознает самое себя и приходит к заключению, что Я есть Я. В этот миг возникает не-Я, так как Я должно себя от чего-то отличать. Но не-Я суще- ствует внутри Я, поэтому Я и является Абсолютом, т. е. все в себе содержащим началом. Осознание своей абсолютности приходит
Я только после длительной мыслительной деятельности, носящей противоречивый, диалектический характер.
Б) Абсолютный идеализм Г. В. Ф. Гегеля.
Центральным понятием системы Гегеля (1770 – 1831) явля- ется понятие Абсолютного Духа. Под Абсолютным Духом имеется в виду начало, включающее в себя все сущее. Поэтому абсолют- ный Дух может направить свою деятельность только внутрь са- мого себя, т. е. на самопознание. Целью самопознания Абсолют- ного Духа является признание любой предметности в качестве результата собственной деятельности. Итогом этой проверки Аб- солютным Духом своей абсолютности станет его успокоение или, как выражается Гегель, возвращение к самому себе. Таким обра- зом, все природные и социальные процессы представляют собой историю самопознания Божества.
Начальным пунктом Абсолютного Духа является сфера чи- стой мысли, представляющая собой план мира и потому суще- ствующая до его возникновения. В ней нет еще разделенности на субъект и объект и следовательно, нет и акта самосознания. Дви-


60 жение в логической сфере носит чисто смысловой характер. На логическом этапе развития Абсолютный Дух преодолевает три основных момента: бытие – констатирующее простое наличие, сущность – отрицающее внешность и открывающее внутренние закономерности и понятие – соединяющее в себе все положи- тельные и отрицательные характеристики.
Покинув сферу идеального, Абсолютный Дух переходит в сферу инобытия идеи, т. е. в природное бытие. Здесь он пережи- вает механистическое, химическое и органическое состояния и попадает в третью – духовную – сферу, которая представляет со- бой человеческое бытие. Гегелем выделяются три вида духовной жизни: субъективный дух (психика), объективный дух (право) и абсолютный дух в узком смысле этого термина. Под Абсолют- ным Духом здесь понимается осознания духовная жизнь человека, находящая свое выражение в искусстве, религии и философии.
Таким образом, идея, которая в логической сфере находилась в неосознанном виде в человеческом бытии, нашла свое осознание.
Эта идея заключается в том, что все существующее представляет собой результат движения мышления. Тем самым, Абсолютный
Дух приходит к пониманию своей абсолютности и возвращается к себе.
Выводы: Немецкая классическая философия представляет собой второе по значимости событие в истории идеализма. Если греческая классическая философия открывает идеальную реаль- ность, то немецкая классика ищет способ доказательства первич- ности идеального начала и находит его в понимании трансцен- дентального сознания. Субъективность, будучи активным, дей- ствующим началом, служит средством реализации и осознания идеального. Таким образом, мир в целом рассматривается в каче- стве результата действия не слепой, иррациональной силы, но ра- зума. Наличие разумного начала в мире позволяет человеку не только познавать природу и стремится к ответу на вопрос о смысле своей жизни.

61
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Тема 3. ФИЛОСОВСКИЕ ШКОЛЫ
СОВРЕМЕННОСТИ
3.1 Философские школы современности. Постклассическая
философия ХIХ века
План
1. Общая характеристика постклассической философии
ХIХ века.
2. Рационалистические направления философии ХIХ века.
3. Иррационалистические направления философии ХIХ
века.
1. Общая характеристика постклассической философии
ХIХ века
А) Научная картина мира ХIХ века.
Трансценденталистское мировоззрение не получило под- держки со стороны представителей естественных наук, поскольку обладало ярко выраженным идеалистическим характером. В про- тивоположность ему во второй половине ХIХ века формируется новая естественнонаучная картина мира, которая существенным образом изменила механистическое понимание природы. Возни- кают целые разделы физики, такие, как электродинамика и тер- модинамика, формируется теория электромагнитного поля.
Создание электромагнитной теории повлекло за собой важ- ные изменения в понимании материи. Выяснилось, что масса электрона зависит от скорости, при этом сама масса рассматрива- лась в качестве важнейшей характеристики материи. Тем самым возникли сомнения в научной ценности понятия «материя». От- каз от материи в объяснении физических явлений совпал по вре- мени с открытием радиоактивного излучения, природа которого не была установлена. В результате данных открытий разруши- лось представление о науке как средстве раскрытия сущности вещей. Научное сообщество вернулось к кантовской идее, что научные истины являются скорее отражением познавательных способностей самого человека, нежели реального положения дел.

62
Вместе с тем кризис классической физики дал толчок дальней- шему развитию этой науки.
Помимо развития естествознания ХIХ столетие знаменуется становлением методологии гуманитарных наук, в первую оче- редь, психологии, социологии и лингвистики. Происходит осо- знание несводимости внутреннего мира человека к физиологии и необходимости изучения закономерностей развития культурных феноменов, исходя из них самих. Поэтому попытки распростра- нения естественнонаучной методологии на область гуманитарно- го познания постепенно заменяется стремлением выработать осо- бого рода приемы исследования, соответствующие характеру по- знаваемой реальности, то есть человеческой природе. Так, под влиянием ряда философских направлений, в первую очередь, неокантианства и философии жизни, разрабатываются и внедря- ются такие методы, как интроспекция, методы идеальной типиза- ции и в чувствование в чужую психическую жизнь.
Таким образом, в ХIХ столетии наблюдается постепенная замена идеи целостной картины мира представлением о принци- пиальном различии между природным и социальным миром. От- ражением поляризации научного познания, наличие противосто- яния между естественными и гуманитарными науками стало по- явление двух враждебных течений философии – сциентизма и ан- тисцентизма. Если первая из них была ориентирована на науку и научное мировоззрение, то второе – напротив, критиковало от- ношение науки к человеку как объекту среди других объектов и подчеркивало иррациональность человеческой природы.
Б) Характерные черты постклассической философии
ХIХ века.
Под постклассической философией понимают философ- скую мысль второй половины ХIХ века, которая либо отрицала, либо переосмысляла наследие немецкой классической филосо- фии. Характерными черта мипостклассической философии явля- ются:
1. Антропоцентризм – рассмотрение человека в роли глав- ные предмета философствования. В ХIХ веке проблема человека вытесняет на второй план все другие философские проблемы, при этом человек начинает мыслиться через призму различных струк- тур: социальных, культурных, экономических, языковых.


63 2. Антиметафизичность – характерная черта философского мышления связанная с отрицанием идеалистической онтологии и умозрения как адекватного средства познания действительности.
3. Историзм – философский способ рассмотрения общества, культуры и человеческого знания в исторической динамике.
Важнейшими направлениями постклассической философии следует признать:
1. Рационализм – одно из важнейших направлений пост- классической философии, полагавшее, что истинное знание до- стигается путем осмысления эмпирических данных посредством логико-теоретического аппарата научного познания.
2. Иррационализм – характерная черта философской мысли, полагающая, что познавательная деятельность человека направ- ляется не столько разумом, сколько внеразумными средствами: волей, интуицией, религиозным чувством или чувством прекрас- ного.
Историческое значение постклассической философии за- ключается в том, что она сформулировала основные идеи, послу- жившие основанием основных направлений современных фило- софских школ. Таким образом, можно утверждать, что современ- ная философия начала свое формирование во второй половине
XIX века.
2. Рационалистические направления философии ХIХ века
Б) Первый и второй позитивизм.
В современной западной философии большую роль игра- ют различные направления научной философии, которые можно объединить термином «позитивистская традиция». Свои стоки данная традиция берет в философии французского мыслителя
Огюста Конта (1798 – 1855), который противопоставил научное, позитивное знание умозрительному философскому знанию. При- чиной такого противопоставления явилось то, что наука, соглас- но Конту, пытается раскрыть универсальные законы природы и общества не с помощью понятий, как философия, но с помощью фактов. Наука как высшая форма человеческого знания, должна не только познавать природу, но и управлять человеческим об-

64 ществом. Такую управленческую роль Конт отводил созданной им науке – социологии.
Превосходство научного знания обосновывалось Контом с помощью так называемого «закона трех стадий». Суть этого за- кона заключалась в том, что человеческое мышление в своем раз- витии преодолевает три стадии. Первая – религиозная стадия – характеризует тем, что природные явления и социальные события объясняются с мощью сверхъестественных событий. На второй – метафизической стадии – такого рода объяснение осуществляется путем прибегания к умозрительным сущностям – идеям. И только на третьей, научной стадии, объяснение различных процессов происходит на основании знания законов, открытых с помощью обобщения фактов. Таким образом, философский способ мышле- ния представляет собой пройденный этап развития человеческого сознания. Ему на смену пришло специально научное знание, стремящееся ответить на вопрос, не «что» представляет собой то или иное природное или социальное явление, но «как» оно функ- ционирует. Ответ на этот вопрос позволяет дать объяснение, не прибегая к предположению о существовании идеального мира, который не дан нам в чувственном восприятии.
Второй этап развития позитивистской традиции связан с именами Эрнста Маха (1836 – 1916) и Рихарда Авенариуса
(1843 – 1896) и был ориентирован на очищение научного опыта от умозрительных допущений. К числу последних Мах относил понятие причины, которое он пытался заменить понятием функ- циональной зависимости признаков явлений. По мысли Маха, опыт должен иметь чисто описательный характер, соответство- вать биологическим потребностям человека и быть экономичным.
Существенное отличие второго позитивизма или эмпирио- критицизма состояло в том, что Э. Мах и Р. Авенариус отказа- лись от контовской идеи построения «системы наук» в пользу со- здания теории научного познания. Это привело к возврату пози- тивизма к традиционной философской проблематики. В частно- сти, к проблеме взаимодействия субъекта и объекта, которая приняла у эмпириокритицистов форму вопроса о взаимосвязи физического и психического.