Файл: Учебное пособие Краснодар 2015 2 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

75
3.
Антисциентические направления западноевропейской
философии
А) Феноменология.
Одно из влиятельнейших направлений западноевропейской мысли – феноменология – замысливалась ее родоначальником
Эдмундом Гуссерем (1859–1938) в качестве базы подлинно науч- ной философии, но позднее превратилась в идейное течение, аль- тернативное сциентическим учениям и школам. Гуссерль пола- гал, что научное познание имеет смысл определяющий характер, но для того, чтобы установить смысл той или иной предметности, необходимо обратиться к рассмотрению сферы, в которой пред- меты наделяются смыслом, т. е. к сознанию. Эта мысль наделя- ющая способность сознания получила наименование интенцио- нальности – направленности на предмет. В сознании предметы присутствуют в виде феноменов – изначально осмысленных яв- лений. Например, мы всегда отличаем один комплекс звуков от другого, определяя один как «музыку», а другой – как «крик».
Таким образом, путь подлинного познания внешней предметно- сти следует начинать с сознания. Рассматривая любого рода предметность в качестве данной сознанию, Гуссерль предлагал отказаться от поспешного деления предметов на существующие и не существующие. Вместо такого деления Гуссерль предлагал исследовать то, каким образом предмет дан сознанию. Например, вместо утверждения: «кентавра не существует», представляется целесообразным выяснить: в каком модусе сознания он дан. Так, может оказаться, что кентавр существует в воображении или в восприятии произведения искусства. Благодаря данному приему, получившему наименование психологической редукции, Гуссерлю удается выявить целые пласты человеческого сознания.
Созданный Гуссерлем феноменологический метод послу- жил средством описания духовной жизни человека, нашел свое применение в социологии, психологии, религиоведении и рас- сматривается многими учеными как альтернатива естественнона- учной методологии.
Б) Экзистенциализм.
Ученик Гуссерля М. Хайдеггер (1889–1976) стал основопо- ложников другого антисциентического направления западноев-

76 ропейской философии – экзистенциализма. Данный термин про- исходит от латинского слова «экзистенция» – существование и используется Хайдеггером для обозначения человеческого спо- соба существования. Применяя феноменологический метод, немецкий философ описывает не жизнь сознания, но бытие чело- века среди окружающих его людей и вещей. При этом он исполь- зует такие понятия – экзистенциалы, как «страх», «забота»,
«ужас» и др. В целом человеческое существование определяется
Хайдеггером, как бытие-в-мире, а его смысл – как бытие-к- смерти. Если индивид имеет мужество быть перед лицом смерти, то он вырабатывает свой неповторимый стиль жизни – подлин- ную экзистенцию. Если он испытывает страх перед собственной смертью, то пытается его заглушить погруженностью в беско- нечные дела и безумный образ жизни.
Философское творчество Хайдеггера породило два направ- ления в экзистенциализме – религиозное и атеистическое. Рели- гиозный экзистенциализм, представленный К. Ясперсом
(1883–1969), выделяет три вида бытия: 1. бытие-в-мире, под ко- торым понимается совокупность предметов и способы ориента- ции человека в ней; 2. экзистенцию – способ существования ин- дивида, который находит свое адекватное выражение в философ- ствовании. Последнее, в отличие от науки, порождает не «знание», но согласие с самим собой – «удовлетворенность»; 3. трансцен- денцию – способ бытия Бога, который охватывает как предмет- ное, так и человеческое бытие. Мыслить трансценденцию адек- ватным способом нельзя, поэтому религиозное сознание заменяет ее рядом символов и рассматривает последнее как нечто подоб- ное вещам.
Атеистическое направление в лице А. Камю (1913–1960) не отрицает существования бога, но полагает, что Его наличие ниче- го не меняет в человеческом бытии. Если бог существует, то Он обладает разумом, но разум бога неминуемо противоречит разу- му человека. Такое несовпадение человеческой и божественной логики Камю называет абсурдом. Согласно Камю, человеческое существование получает осмысленность в борьбе с принципи- альной абсурдностью бытия.


77
В) Постмодернизм.
В настоящее время постмодернизм представляет, пожалуй, самое влиятельное направление современной философии. При этом оно не поддается однозначному определению. Во многом это связано с тем, что постмодернизм представляет собой ряд направлений, действующих на базе основных направлений за- падноевропейской философии: феноменологии, экзистенциализ- ма, структурализма, марксистской франкфуртской школы, анали- тической философии, психоанализа. Общим для постмодернист- ских течений является то, что они используют ряд сходных мето- дологических процедур, имеющих конечной целью критику как указанных направлений, так и западноевропейского способа мышления в целом. Поэтому данный феномен философской мыс- ли получил наименование постмодернизма, что значит «следую- щий за современностью».
Одной из первых форм постмодернизма стал так называе- мый постструктурализм, сложившийся как реакция на идеи и ме- тодологию лингвистического, антропологического и социокуль- турного структурализма. Под структурализмом обычно понима- ют теоретическое учение, распространившееся сначала в лингви- стике, а затем антропологии и других науках и ставящее своей целью изучение структур – закономерных взаимоотношений между различными элементами. Так, основатель структурной лингвистики Ф. де Соссюр (1857–1913) рассматривал закономер- ности отношений между знаками в различных языковых систе- мах, а французский антрополог К. Леви-Стросс (р. 1908) исследо- вал правила родственных связей и социального устройства в пер- вобытных обществах. Общий вывод многочисленных и разнооб- разных структуралистских исследований заключается в призна- нии подчиненного положения человеческого индивида по отно- шению к различным языковым, социальным, бессознательным, мифологическим или иным структурам. На фоне этого вывода вполне логичным выглядит утверждение французского мыслителя
М. Фуко (1926–1984), провозгласившего «смерть человека».
В противоположность структуралистам, постструктурали- сты полагают, что в структурах помимо рационального момента присутствует иррациональный момент, который проявляется в таких феноменах, как случай, страсть, желание господства и т.д.
Благодаря этому структуры могут разрушаться, перестраиваться и тем самым порождать в мире подлинное новое. Воплощением

78 иррационального начала в мире является человек, который, хотя и включен в структурные связи, но, тем не менее, способен их изменить. Поэтому в противоположность структуралистам пост- структуралисты выдвинули лозунг: «структуры не выходят на баррикады».
По мнению французского постмодерниста Ж. Дерриды
(р. 1930), присутствие и рационального, и иррационального мо- ментов в структурах выражается в наличии двух типов мышления – мышления тождества и мышления различия. Если первый из них концентрирует свое внимание на элементах структуры и благода- ря этому формулирует вполне определенное знание, то второй – напротив, нацелен на установление различия между элементами и потому носит преимущественно критический и «игровой» ха- рактер. Современную культуру Деррида оценивает как господ- ство первого типа мышления, выразившееся в излишнем «лого- центризме» западной цивилизации. Опасность апелляции к разуму
Деррида видит в подавлении человеком своих желаний, творче- ских порывов и в подчинении их жестким социальным и государ- ственным структурам. Выход из создавшегося положения Дерри- да, как и другие постмодернисты, такие, как М. Фуко, Ж. Делез,
Ф. Гваттари видят в так называемой деконструкции – особой мыслительной и социальной практике, нацеленной на разбор и переустройство самых различных структур с целью обретения человеком подлинной свободы и реализации своего творческого потенциала.
Вывод: Современная западноевропейская философия со- вершила существенный шаг вперед по отношению к философ- ской мысли ХХ века и вместе с тем сохранила тесную связь с ней. Так, в прошлом столетии наибольшее влияние имели направления, основанные еще в ХIХ веке в частности позитивизма, трансформировавшийся в аналитическую философию. Марксизм, представленный русским диалектическим материализмом и немецкой франкфуртской школы и философия жизни, идейно связанная с экзистенциализмом. Вместе с тем, западноевропей- ская философия в ХХ веке открыла ряд новых тем, в частности, проблема языка, значения, коммуникации, но главное, она под- вергла саму себя небывалой в истории мировой философской мысли критике и благодаря этому стала более подготовленной к диалогу с другими культурами и цивилизациями, столь необхо- димого в современную эпоху интеграции.


79
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Тема 4. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ
ЭТАПЫ И СПЕЦИФИКА
План
1. Общая характеристика русской философии.
2. Русская философия допетровской эпохи и эпохи Про-
свещения.
3. Русская философия XIX века.
4. Русская философия XX века.
1.
Общая характеристика русской философии
Под русской философией понимают национальную форму западноевропейской философской традиции и обладающую ря- дом специфических черт. Существуют различные подходы к определению хронологических границ русской философии. С первой точки зрения русская философия возникает только в сере- дине 19 века, согласно второй – уже в 11 веке. Вторая точка зре- ния предполагает деление русской философии на четыре периода:
1. Допетровский период (11–17 вв.) – характеризуются вли- янием религиозной идеологии;
2. Философия эпохи Просвещения (18 в.) – начало форми- рования светской культуры и мысли;
3. Философия 19 столетия – время возникновения в России систематического философствования;
4. Философия – 20 века, характеризуется созданием ориги- нального направления философской мысли и переосмыслением западноевропейских философских учений.
Характерными чертами русской философии является:
1. Онтологизм – философская установка, отдающая предпо- чтение решению бытийственных, онтологических проблем перед другими проблемами. Онтологизм русской философии заключа- ется в том, что она вне зависимости, от того какую форму прини- мает (идеалистическую или материалистическую) признает пер- вичность бытия перед сознанием;
2. Историзм – философская установка сознания, рассматри- вающая явления социальной и культурной жизни в исторической динамике. Специфика русского историзма заключается в том, что

80 русские философы стремятся раскрыть универсальные законы развития истории и определить место России в историческом процессе;
3. Идеологичность – зависит философской мысли от поли- тического режима и государственной идеологии. До революции
1917 года она развивается под влиянием преимущественно пра- вославной мысли, после революции под влиянием марксистской идеологии. По мимо этого, русская философия внесла большой вклад в формирование различных политических идеологий: ком- мунистической, анархической, консервативной, либеральной, евразийской.
В заключении общей характеристики русской философии можно утверждать, что она всегда реагировала она важнейшие процессы протекавшие в стране и является важнейшей составля- ющей духовной культуры России.
2. Русская философия допетровской эпохи и эпохи
Просвещения
А) Философская мысль Киевской и Московской Руси.
Первые шаги русских философов связаны с переосмыслением религиозных идей и их приспособлением к русской действитель- ности. Первым русским мыслителем считается первый русский митрополит Иларион Киевский, написавший «Слово о законе и благодати». В нем он доказывает, что славянские народы не ниже других народов, и, восприняв православную веру способны реа- лизовать замысел Божий на земле, который заключается в рас- пространении христианства и спасении души. Для своего време- ни основная идея «Слова о законе и благодати» является, передо- вой, поскольку отрицает превосходство, какого либо одного народа над другими. Необходимо подчеркнуть, что уже в первом произведении русской мысли можно обнаружить зачатки трех основных характерных черт, которые будут свойственны русскому философствованию в дальнейшем. Онтологизм «Слова» заключа- ется в рассмотрении содержания Божественного Откровения в качестве объективного начала, которое постепенно усваивается человечеством. В свою очередь историзм произведения Илариона заключается в уникальном и целенаправленном понимании собы-


81 тий индивидуальной и коллективной истории человека, в ее про- низанности связующим смыслом – идеей спасения. Наконец, идеологичность концепции «Слова» заключается в стремлении обнаружить историческое предназначение славянских народов.
Одним из важных событий социальной и духовной жизни
Московского государства в 15 веке стал спор иосифлян и нестя- жателей о допустимости монастырям владеть землями и прини- мать богатые пожертвования. Решение данной социальной про- блемы потребовало ответа на вопрос о природе человека, о соот- ношении в нем практического и созерцательного ума. Главный идеолог нестяжателей Нил Сорский, будучи представителем со- зерцательно-мистического течения в русском монашестве (ис- ихазма), подчеркивал необходимость всецелого обращения к внутренней жизни. Поэтому человек понимается у Нила Сорско- го исключительно как духовное существо, для которого жизнь представляет собой временное испытание. По этой причине об- ладание монастырей собственностью оценивается как обращение к миру и отвращение от Бога.
В противоположность Нилу Сорскому Иосиф Волоцкий подчеркивал двойственность природы человека, важность нали- чия у него как души, так и тела. Соответственно этому он при- знавал возможность познания Божественного Откровения духов- ным и естественным образом. Несмотря на то, что духовное по- знание доводит человеку знание о Боге адекватным образом, естественное познание также имеет право на существование. От- сюда следует, что хотя «внутреннее делание», т.е. молитва явля- ется главной обязанностью монаха, ему необходимо заботиться и о внешних делах: поддержании и украшении храмов, проповеди христианства, содержании паломников, прокормлении крестьян в неурожайные годы и т.д. Таким образом, наличие земельной соб- ственности у монастырей признавалось не только допустимым, но и необходимым.
Другим крупным событием русской духовной жизни 14-15 веков старца стало появление доктрины «Москва третий Рим».
Так, старец Филофей в своем обращении к великому князю Васи- лию IIIзаявил о том, что Московское государство обладает осо- бой исторической миссией. Согласно Филофею христианская ве- ра была искажена сначала в Риме, а затем в Константинополе.

82
Русское царство является единственным православным государ- ством, что свидетельствует о скором наступлении конца мира, поскольку это согласовывалось с видениями пророка Даниила. В связи с этим сохранение православия представляет залогом спа- сения на Страшном Суде и наступления Царствия Небесного.
Следует подчеркнуть, что концепция «Москва третий Рим» имела не столько политическое, сколько религиозное и философско- историческое значение и придавала русскому сознанию силы в преодолении трудностей социального и внешнеполитического характера.
Б) Философия русского Просвещения.
В 18 веке Россия не только входит в состав великих евро- пейских держав, но и приобщается к западноевропейской культуре.
По этой причине в России получают распространение важнейшие направления западноевропейской философской мысли. В частно- сти в России проникают идеи Просвещения.
Наиболее крупные представители философии просвещения были М.В. Ломоносов, А. Н. Радищев. Научная и философская деятельность Ломоносова была направлена на популяризацию основных достижений западноевропейской науки 18 века. При этом Ломоносов отбирал наиболее передовые идеи своего време- ни, в частности он отверг учение о теплороде, о монадах; выска- зывал идеи о вечности материи, о сохранении вещества в различ- ных реакциях. Был сторонником корпускулярного устройства ма- терии(простейшие комбинации атомов). Вместе с тем, Ломоносов оставался глубоко верующим человеком. Он признавал суще- ствование Бога, но как ученый стоял на деистических позициях, т.е. полагал, что Бог, создав мир, не вмешивается в процесс его дальнейшего развития.
Другой представитель русского просвещения был А.Н. Ра- дищев, который заявил о себе, как о мыслителе-гуманисте. В частности он подверг беспощадной критике крепостное право, за что был сослан в Сибирь. В ссылке им было написано письмо о человеческом достоинстве «смерти и бессмертия», в котором прослеживается эволюция от материалистических взглядов к ре- лигиозной философии.