Файл: Диагностика и коррекция социальнопсихологического.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


«Креативный беспорядок» контролируется на основе согласования миссии компании и заинтересованности работников, что гарантирует желаемое поведение сотрудников, которым передаются полномочия на принятие решений.

Навык американских и японских фирм демонстрирует, то, что присутствие надлежащей компании работ и благоприятном общественно-психологическом климате сотрудники, в том числе и во внерабочее время без прямого наружного принуждения стараются найти новые постановления, которые увеличили бы результативность работы их компании [3, с.7]

Присутствие при внутрифирменном распределении средств хорошо показала себя практическая деятельность применения конкурсных механизмов с целью получения внеплановых средств на новаторские разработки (внутрифирменная грантовая система), к примеру, осуществление постоянных конкурсов на лучшую идею года (недели, месяца и даже дня) [23, с.96].

Возникновению и формированию новых идей содействует неофициальное общение работников, так как оно уменьшает «антиинновационную инерцию» (противодействие переменам), увеличивает результативность коллективной деятельности над проектами.

С целью стимулирования общения и консолидирования членов группы ведутся различные мероприятия, где коллеги все вместе осуществляют «творческие задания», зачастую даже не связанные с главной сферой деятельности, организуются коллективные праздничные дни (корпоративные праздники) [14, с.60].

Трудности, которые препятствуют, либо имеют все шансы в перспективе воспрепятствовать оптимальному формированию общественно-психологического климата, не должны оставаться без внимания.

Управление организации обязано способствовать их уничтожению, а лучше заранее пресекать развитие таких проблем.

Выводы по первой главе

Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий роста производительности труда и качества выпускаемой продукции.

Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации.

Социально-психологический климат является одной из важнейших характеристик трудового коллектива.

Он складывается в процессе взаимодействия сотрудников и определяет все ее дальнейшее функционирование.


Так, благоприятный социально-психологический климат повышает эффективность работы сотрудников, способствует их сплочению [25, с.84].

В свою очередь, неблагоприятный социально-психологический климат снижает качество труда и понижает работоспособность коллектива в целом.

Качество социально-психологического климата в коллективе определяет отношение руководителя к своей организации и к каждому работнику в отдельности.

Практически любое предприятие в определенный период своего развития приходит к пониманию того, что недостаточно просто подбирать, обучать и мотивировать персонал – необходимо удерживать ценных сотрудников, формируя у них приверженность к предприятию [27, с.101].

Однако прежде чем разрабатывать мероприятия по повышению удовлетворенности сотрудников работой и организационными условиями, необходимо диагностировать потребности работников.

Существует целый ряд факторов, определяющих социально-психологический климат в коллективе.

Глобальная макросреда: обстановка в обществе, совокупность экономических, культурных, политических и других условий.

Стабильность в экономической, политической жизни общества обеспечивают социальное и психологическое благополучие его членов и косвенно влияют на социально-психологический климат рабочих групп.

Локальная макросреда, т.е. организация, в структуру которой входит трудовой коллектив [32, с.200].

Размеры организации, статусно-ролевая структура, отсутствие функционально-ролевых противоречий, степень централизации власти, участие сотрудников в планировании, в распределении ресурсов, состав структурных подразделений (половозрастной, профессиональный, этнический) и т.д. [34, с.108]

Физический микроклимат, санитарно-гигиенические условия труда.

Жара, духота, плохая освещенность, постоянный шум могут стать источником повышенной раздражительности и косвенно повлиять на психологическую атмосферу в группе.

Напротив, хорошо оборудованное рабочее место, благоприятные санитарно-гигиенические условия повышают удовлетворенность от трудовой деятельности в целом, способствуя формированию благоприятного социально-психологического климата.

Удовлетворенность работой. Большое значение для формирования благоприятного социально-психологического климата имеет то, насколько работа является для человека интересной, разнообразной, творческой, соответствует ли она его профессиональному уровню, позволяет ли реализовать творческий потенциал, профессионально расти [35, с.160].


Привлекательность работы повышают удовлетворенность условиями труда, оплатой, системой материального и морального стимулирования, социальным обеспечением, распределением отпусков, режимом работы, информационным обеспечением, перспективами карьерного роста, возможностью повысить уровень своего профессионализма, уровнем компетентности коллег, характером отношений в коллективе и т.д.

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ

2.1. Процедура эмпирического исследования, характеристика выборки, обоснование методов и методик



Цель эмпирического исследования: выявить проблемные аспекты в построении социально-психологического климата в трудовом коллективе и на основе них разработать рекомендации по коррекции.

Объект- сотрудники компании ООО «ПромСтрой».

Предмет- социально-психологический климат в трудовом коллективе ООО «ПромСтрой».

Гипотеза эмпирического исследования: разрешение проблемных аспектов в построении социально-психологического климата в трудовом коллективе возможно при условии разработки и последующего внедрения следующего комплекса мероприятий:

Организация подхода к формированию коллектива с учетом индивидуальных психологических особенностей каждого сотрудника.

Улучшение условий труда работников, обустройство рабочих мест с тем, чтобы каждый сотрудник имел своё личное пространство и чувствовал себя комфортно в организации.

Повышение уровня дисциплины и организации посредством таких социально-психологических методов как командование и требование, не нарушая сложившихся партнерских отношений с подчиненными.

Разработка программы психологического планирования.

Создание на предприятии дополнительного подразделения – психологической службы персонала.

Разработка перечня мер по повышению заинтересованности сотрудников в процессе рабочей деятельности с целью ликвидации низкого уровня заинтересованности, увлеченности и успешности коллектива.

Развитие дополнительных направлений по поддержанию командного духа коллектива: развитие корпоративной культуры, организация корпоративных мероприятий, коллективного отдыха и т.п.

Эмпирические задачи исследования:

  1. Подбор диагностических методик.

  2. Формирование выборки эмпирического исследования.

  3. Проведение диагностики и составление сводной таблицы ее результатов.

  4. Качественный анализ полученных данных.

  5. Статистическая обработка результатов диагностики.

  6. Интерпретация результатов математической обработки.

  7. Формулировка выводов.


Обоснование выбора диагностических методик. Существует множество способов оценки социально-психологической атмосферы и межличностных отношений в коллективе. В рамках данного исследования были выбраны диагностика психологического климата в малой производственной группе В. Шпалинского и Э.Г. Шелеста. Она предназначена для изучения состояния психологического климата в коллективе. Данная методика была выбрана нами по принципу того, что она достаточно простая для респондентов, не требует большого количества времени для ее проведения и оценки полученных результатов.

Опросник состоит из двух колонок с противоположными по смыслу суждениями. Каждое из них - своеобразный параметр психологического климата первичного коллектива. В левой колонке – суждения, соответствующие признакам здорового психологического климата, в правой – антипод каждого суждения.

Сотрудникам организации была предложена таблица, в которой приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в коллективе.

Ответ по каждому из 10 пунктов шкалы оценивается слева направо от 1 до 8 баллов.

Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре поставлен знак «*», тем более выражен этот признак в коллективе.

Чем левее расположен знак, тем ниже балл, тем, по мнению отвечающего, благоприятнее психологическая атмосфера в коллективе.

Итоговый показатель колеблется в пределах от 10 (положительная оценка) до 80 (отрицательная оценка).

Также для исследования нами была отобрана методика известного западного специалиста по управлению персоналом Ф. Фидлера, которая используется для оценки психологической атмосферы в коллективе.

Эта методика допускает анонимное обследование, что повышает достоверность его результатов.

Специфика деятельности организации. ООО «ПромСтрой» является достаточно крупной организацией. Численность штата составляет 300 человек и, следовательно, социально-психологический климат при таком большом коллективе может подвергаться влиянию различных неблагоприятных факторов и должен быть исследован на предмет их наличия и последующей коррекции.

Формирование и описание выборки. В качестве респондентов была выбрана группа сотрудников в следующем составе: члены высшего руководства – 25%, младшие менеджеры – 50%, обслуживающий персонал – 25%.