Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук Москва 199 8 оглавление стр.doc
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 231
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Считаю одной из больших ошибок государства, если свою конституцию оно считает чем-то идеальным, не предполагает изменения этой конституции, когда необходимость этого назрела. Конституция - это не тот документ, посредством которого можно стабилизировать отношения людей. Диалектика развития такова, что конституция должна считаться с диалектикой, но отнюдь не общественные отношения должны считаться с конституцией. Если они идут вперед, то могут перечеркнуть и даже опрокинуть данную действующую конституцию. На конституцию нельзя смотреть как на документ, в котором нет неточностей, с мнением известных правоведов, нельзя не согласиться101.
Однако в настоящее время реален также путь принятия федеральных конституционных и федеральных законов, которые смогут создать сбалансированную систему органов государственной власти в России.
Необходимо преодолеть положение, которое подрывает авторитет Конституции Российской Федерации, разрушительно воздействует на российскую государственность, порождает правовой нигилизм и многочисленные правонарушения, создает питательную среду для возникновения в обществе как ультранационалистических, шовинистических, так и прозападнических идей. Время показало, что жизнеспособность и устойчивость органов государственной власти и самоуправления, предусмотренных новой Конституцией Российской Федерации, весьма хрупки и следует много сделать, чтобы не допустить дестабилизации обстановки в стране. Однако злоупотреблять долготерпением людей нельзя, нужны энергичные действия властей и Российской Федерации, и ее субъектов, чтобы начать продвигаться к выходу из всестороннего кризиса, охватившего российскую государственность.
Внесение поправок в действующую Конституцию Российской Федерации неизбежно, этого требуют объективные обстоятельства, складывающиеся, как показано в диссертации, под влиянием процессов, происходящих в обществе и государстве. Но при их подготовке следует учитывать, что отечественная правовая культура все настойчивее демонстрирует различие с западной традицией права. Духовный статус права и его социальных источников, права человека и их соотношение с началами индивидуализма и коллективизма, природа национально-территориального (федеративного) измерения правовой инфраструктуры, закономерности национального правового менталитета, юридическая идентификация социальных фактов свидетельствуют о том, что российская правовая система и соответственно государственный механизм, и входящая в него система органов государственной власти, относятся к самостоятельному типу правовой цивилизации и должны развиваться самостоятельно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основные направления совершенствования системы органов государственной власти в России.
Содержащийся в данном исследовании анализ российской государственности после принятия Конституции Российской Федерации 1993 года позволяет сделать некоторые выводы.
1. Происходит реальное становление системы органов государственной власти в Российской Федерации на основе принципа "разделения властей". Причем этот процесс идет параллельно, как на уровне Российской Федерации, так и ее субъектов. Процесс идет неравномерно, болезненно, зачастую слабо подкрепляется правовыми законами.
-
Следует отметить, что происходит дальнейшая дифференциация государственной власти, не известная прежним эпохам. Потребности современной общественной жизни вызывают образование новых институтов государственности, не известных ранее процедур, форм и методов деятельности. Некоторые ученые считают, что, в частности, начинает оформляться контрольная ветвь власти, ставятся вопросы об установлении особой арбитражной власти Президента Российской Федерации как главы государства, не обладающего исполнительной властью, что, на взгляд автора, является преждевременным. -
Вместе с тем и в традиционных ветвях власти возникают новые явления. Прежде всего они связаны с изменяющейся ролью государства. По существу ушло в прошлое государство с неограниченным суверенитетом, который теперь все чаще подвергается различным ограничениям как внутри страны (особенно в связи с новыми отношениями Российской Федерации с ее составными частями, а также расширительным толкованием прав человека и возможностью граждан обращаться с исками против своего государства в международные органы и так далее), так и вовне вследствие растущей взаимозависимости государств на международной арене и усиления роли международных объединений. -
Федерализм, провозглашенный в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации, требует адекватной реализации не только в российском законодательстве, но и в практике взаимоотношений субъектов Российской Федерации между собой и с федеральными органами государственной власти. Это предполагает обеспечение реального равенства всех субъектов Российской Федерации, создание действенных механизмов учета мнений заинтересованных субъектов Российской Федерации при принятии федеральными органами государственной власти важнейших решений, особенно по вопросам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Весьма важно уточнить формы и способы разрешения конфликтных ситуаций, связанных с проблемами федерализма, на начальных стадиях. Вместе с тем принципиальным следует считать общее признание того, что Российская Федерация представляет собой единое государство, в Основном законе которого содержатся достаточные правовые гарантии его территориальной целостности. -
Важнейшим условием стабильного существования гражданского общества является режим государственного обеспечения прав и свобод человека. Конституция Российской Федерации установила основы правового статуса человека на уровне международных стандартов в этой области. Однако проблема фактической реализации субъективных прав и свобод и обеспечения их государством, к сожалению, остается.
Необходимо на практике реализовать конституционное положение о том, что интересам обеспечения прав и свобод человека должна быть подчинена вся деятельность российского государства, каждого его органа и должностного лица. Любые действия государства в нормотворчестве должны быть ограничены объективными пределами и не могут ущемлять права и свободы человека и всего гражданского общества в целом.
-
Необходимо параллельное совершенствование судебной системы и уголовно-процессуального, гражданско-процессуального законодательств с позиций укрепления гарантий прав и свобод граждан, доступности и открытости системы обеспечения гражданских прав (создание административной юстиции). Настоятельно требуется реформа жилищного, трудового, семейного, экологического законодательства, законодательства о здравоохранении и образовании, социальном обеспечении и наряду с этим образование системы специальных судов. -
Правовая реформа в сфере государственной власти отнюдь не ограничивается правосудием. Совершенствование механизма государственной власти в Российской Федерации предполагает необходимость уточнения вопросов формирования органов государственной власти, определения их статуса и детальной проработки на основе конституционных норм механизма взаимоотношений как между различными федеральными органами государственной власти, так и между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. -
Следует выработать и законодательно закрепить совершенно новую систему оценки эффективности деятельности органов государственной власти. В основу такой системы должны быть положены не количественные, а качественные показатели: тенденции и динамика изменения общественных отношений, возникновение новых общественных процессов и так далее. Повсеместной должна стать практика независимых экспертиз эффективности законодательства и правоприменительной практики, общественной оценки деятельности органов государственной власти, общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и должностных лиц. -
Решение задачи правового реформирования российского общества возможно только совместными усилиями органов государственной власти, органов местного самоуправления и всех институтов гражданского общества на основе единого понимания важности следующих принципиальных моментов:
-
принятия блока федеральных законов, способствующих созданию оптимальных систем органов государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации; -
приведения конституций республик в составе России, уставов краев и областей в соответствие с Конституцией Российской Федерации; -
создания эффективного механизма оказания помощи субъектам Российской Федерации в формировании их нового регионального законодательства и государственном строительстве; -
обеспечения анализа межрегиональных и межнациональных проблем, мониторинга социально-экономической, политической и межнациональной ситуации в регионах России и выработки на этой основе общей позиции по совершенствованию системы органов государственной власти; -
совершенствования механизмов взаимодействия и разграничения полномочий, в том числе: согласований и взаимных консультаций по всему кругу законотворческой деятельности; совместного анализа и экспертизы проектов решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации; согласительных процедур и создания паритетных комиссий по спорам о компетенции или по вопросам осуществления их полномочий.
10. Выделение органов местного самоуправления из структуры органов государственной власти не предусматривает механического отстранения государственных органов как от организации работы по осуществлению реформы местного самоуправления в субъектах Российской Федерации - в качестве краткосрочной задачи, так и от осуществления постоянной поддержки системы местного самоуправления - в качестве долгосрочной задачи.
Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий и негосударственный статус его органов требуют создания более тонкого механизма их взаимоотношений с органами государственной власти, возможно, возрождения в отдельных случаях органов местной государственной власти
.Ю
Государственный механизм (федеральный уровень)
Система органов государственной власти
о х
ш £»
Государственный аппарат Российской Федерации (схема государственных органов)
Федеральные государственные органы
Федеральное Собрание Российской
Федерации (законода тельный орган)
Президент Российской Федерации
Правительство . РФ
Федеральные органы, обеспечивающие деятельность органов государственной власти
федеральные органы исполнительной власти
Федеральная система судебных органов
Органы, обеспечивающие деятельность Президента Российской Федераци
и
Федеральные органы государственной власти
Федеральные органы, обеспечивающие выполнение: государственно-властных функций
Государственные органы субъекта Российской Федерации
Представительный (законода-. тельный) орган субъекта Российской Федерации
1 ... 11 12 13 14 15 16 17 18 19