Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук Москва 199 8 оглавление стр.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 231

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Считаю одной из больших ошибок государства, если свою кон­ституцию оно считает чем-то идеальным, не предполагает изменения этой конституции, когда необходимость этого назрела. Конституция - это не тот документ, посредством которого можно стабилизировать отношения людей. Диалектика развития такова, что конституция должна считаться с диалектикой, но отнюдь не общественные отно­шения должны считаться с конституцией. Если они идут вперед, то могут перечеркнуть и даже опрокинуть данную действующую кон­ституцию. На конституцию нельзя смотреть как на документ, в кото­ром нет неточностей, с мнением известных правоведов, нельзя не согласиться101.

Однако в настоящее время реален также путь принятия феде­ральных конституционных и федеральных законов, которые смогут создать сбалансированную систему органов государственной власти в России.

Необходимо преодолеть положение, которое подрывает авто­ритет Конституции Российской Федерации, разрушительно воздей­ствует на российскую государственность, порождает правовой ниги­лизм и многочисленные правонарушения, создает питательную среду для возникновения в обществе как ультранационалистических, шовинистических, так и прозападнических идей. Время показало, что жизнеспособность и устойчивость органов государственной власти и самоуправления, предусмотренных новой Конституцией Российской Федерации, весьма хрупки и следует много сделать, чтобы не допус­тить дестабилизации обстановки в стране. Однако злоупотреблять долготерпением людей нельзя, нужны энергичные действия властей и Российской Федерации, и ее субъектов, чтобы начать продвигаться к выходу из всестороннего кризиса, охватившего российскую государ­ственность.

Внесение поправок в действующую Конституцию Российской Федерации неизбежно, этого требуют объективные обстоятельства, складывающиеся, как показано в диссертации, под влиянием процес­сов, происходящих в обществе и государстве. Но при их подготовке следует учитывать, что отечественная правовая культура все настой­чивее демонстрирует различие с западной традицией права. Духовный статус права и его социальных источников, права человека и их соотношение с началами индивидуализма и коллективизма, природа национально-территориального (федеративного) измерения право­вой инфраструктуры, закономерности национального правового менталитета, юридическая идентификация социальных фактов свиде­тельствуют о том, что российская правовая система и соответственно государственный механизм, и входящая в него система органов госу­дарственной власти, относятся к самостоятельному типу правовой цивилизации и должны развиваться самостоятельно.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основные направления совершенствования системы органов государственной власти в России.

Содержащийся в данном исследовании анализ российской го­сударственности после принятия Конституции Российской Федера­ции 1993 года позволяет сделать некоторые выводы.

1. Происходит реальное становление системы органов государ­ственной власти в Российской Федерации на основе принципа "разделения властей". Причем этот процесс идет параллельно, как на уровне Российской Федерации, так и ее субъектов. Процесс идет не­равномерно, болезненно, зачастую слабо подкрепляется правовыми законами.

  1. Следует отметить, что происходит дальнейшая дифферен­циация государственной власти, не известная прежним эпохам. По­требности современной общественной жизни вызывают образование новых институтов государственности, не известных ранее процедур, форм и методов деятельности. Некоторые ученые считают, что, в частности, начинает оформляться контрольная ветвь власти, ставятся вопросы об установлении особой арбитражной власти Президента Российской Федерации как главы государства, не обладающего исполнительной властью, что, на взгляд автора, является прежде­временным.

  2. Вместе с тем и в традиционных ветвях власти возникают но­вые явления. Прежде всего они связаны с изменяющейся ролью госу­дарства. По существу ушло в прошлое государство с неограничен­ным суверенитетом, который теперь все чаще подвергается различ­ным ограничениям как внутри страны (особенно в связи с новыми отношениями Российской Федерации с ее составными частями, а также расширительным толкованием прав человека и возможностью граждан обращаться с исками против своего государства в междуна­родные органы и так далее), так и вовне вследствие растущей взаимо­зависимости государств на международной арене и усиления роли международных объединений.

  3. Федерализм, провозглашенный в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации, требует адекватной реализации не только в российском законодательстве, но и в практи­ке взаимоотношений субъектов Российской Федерации между собой и с федеральными органами государственной власти. Это предпола­гает обеспечение реального равенства всех субъектов Российской Федерации, создание действенных механизмов учета мнений заинте­ресованных субъектов Российской Федерации при принятии феде­ральными органами государственной власти важнейших решений, особенно по вопросам, отнесенным к совместному ведению Россий­ской Федерации и ее субъектов. Весьма важно уточнить формы и способы разрешения конфликтных ситуаций, связанных с проблема­ми федерализма, на начальных стадиях. Вместе с тем принципиаль­ным следует считать общее признание того, что Российская Федера­ция представляет собой единое государство, в Основном законе которого содержатся достаточные правовые гарантии его террито­риальной целостности.

  4. Важнейшим условием стабильного существования граждан­ского общества является режим государственного обеспечения прав и свобод человека. Конституция Российской Федерации установила основы правового статуса человека на уровне международных стан­дартов в этой области. Однако проблема фактической реализации субъективных прав и свобод и обеспечения их государством, к сожа­лению, остается.


Необходимо на практике реализовать конституционное поло­жение о том, что интересам обеспечения прав и свобод человека должна быть подчинена вся деятельность российского государства, каждого его органа и должностного лица. Любые действия госу­дарства в нормотворчестве должны быть ограничены объективными пределами и не могут ущемлять права и свободы человека и всего гражданского общества в целом.

  1. Необходимо параллельное совершенствование судебной системы и уголовно-процессуального, гражданско-процессуального законодательств с позиций укрепления гарантий прав и свобод граж­дан, доступности и открытости системы обеспечения гражданских прав (создание административной юстиции). Настоятельно требуется реформа жилищного, трудового, семейного, экологического законо­дательства, законодательства о здравоохранении и образовании, со­циальном обеспечении и наряду с этим образование системы специ­альных судов.

  2. Правовая реформа в сфере государственной власти отнюдь не ограничивается правосудием. Совершенствование механизма го­сударственной власти в Российской Федерации предполагает необ­ходимость уточнения вопросов формирования органов государ­ственной власти, определения их статуса и детальной проработки на основе конституционных норм механизма взаимоотношений как между различными федеральными органами государственной власти, так и между федеральными органами государственной власти и ор­ганами государственной власти субъектов Российской Федерации.

  3. Следует выработать и законодательно закрепить совершен­но новую систему оценки эффективности деятельности органов госу­дарственной власти. В основу такой системы должны быть положены не количественные, а качественные показатели: тенденции и динами­ка изменения общественных отношений, возникновение новых обще­ственных процессов и так далее. Повсеместной должна стать практи­ка независимых экспертиз эффективности законодательства и право­применительной практики, общественной оценки деятельности орга­нов государственной власти, общественного контроля за деятель­ностью органов государственной власти и должностных лиц.

  4. Решение задачи правового реформирования российского общества возможно только совместными усилиями органов государ­ственной власти, органов местного самоуправления и всех институ­тов гражданского общества на основе единого понимания важности следующих принципиальных моментов:


  • принятия блока федеральных законов, способствующих соз­данию оптимальных систем органов государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федера­ции;

  • приведения конституций республик в составе России, уставов краев и областей в соответствие с Конституцией Российской Федера­ции;

  • создания эффективного механизма оказания помощи субъек­там Российской Федерации в формировании их нового регионально­го законодательства и государственном строительстве;

  • обеспечения анализа межрегиональных и межнациональных проблем, мониторинга социально-экономической, политической и межнациональной ситуации в регионах России и выработки на этой основе общей позиции по совершенствованию системы органов го­сударственной власти;

  • совершенствования механизмов взаимодействия и разграни­чения полномочий, в том числе: согласований и взаимных консуль­таций по всему кругу законотворческой деятельности; совместного анализа и экспертизы проектов решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации; согласительных процедур и создания паритетных комиссий по спорам о компетенции или по вопросам осуществления их полномочий.

10. Выделение органов местного самоуправления из структуры органов государственной власти не предусматривает механического отстранения государственных органов как от организации работы по осуществлению реформы местного самоуправления в субъектах Рос­сийской Федерации - в качестве краткосрочной задачи, так и от осу­ществления постоянной поддержки системы местного самоуправле­ния - в качестве долгосрочной задачи.

Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий и негосударственный статус его органов требуют созда­ния более тонкого механизма их взаимоотношений с органами госу­дарственной власти, возможно, возрождения в отдельных случаях органов местной государственной власти




Государственный механизм (федеральный уровень)


Система органов государственной власти



о х

ш £»

Государственный аппарат Российской Федерации (схема государственных органов)


Федеральные государственные органы



Федеральное Собрание Российской

Федерации (законода тель­ный орган)

Президент Российской Федерации

Правительство . РФ


Федеральные органы, обес­печивающие деятельность органов госу­дарственной власти

федеральные органы испол­нительной власти

Федеральная система судеб­ных органов

Органы, обеспе­чивающие дея­тельность Пре­зидента Россий­ской Федераци



и




Федеральные органы государственной власти

Федеральные органы, обеспечивающие выполнение: государственно-властных функций





Государственные органы субъекта Российской Федерации





Представитель­ный (законода-. тельный) орган субъекта Рос­сийской Феде­рации

1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19