Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук Москва 199 8 оглавление стр.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 185

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
98 Это происходит там, где не возводят в абсолют "разделение властей" и не пытаются "подогнать" свою законодательную базу под стандарты, установленные (не всегда юридически верными) формулировками федерального законодательства.

В недалеком будущем, как представляется автору, многие в юридическом и управленческом плане верные решения в субъектах Российской Федерации должны быть положены в основу совершен­ствования федеральной системы органов государственной власти.

Когда мы говорим о системе органов государственной власти Российской Федерации, нужно иметь в виду систему единую, целост­ную, но внутренне дифференцированную, разделенную на самостоя­тельные элементы, которые тоже являются самостоятельными систе­мами органов государственной власти системы.

Представляя собой особый тип федерации, современная Россия - это сложное в правовом отношении государство. Единое правовое пространство и действующая в нем система органов власти форми­руются здесь не только федеральной правовой системой, но и нарож­дающимися правовыми системами субъектов Российской Федерации, проблемы которых должны занять центральное место в правовой государственной реформы.

В этой связи напрашивается вывод о потенциальной необходи­мости расширения территориальных пределов государственной власти путем внесения соответствующих изменений в Конституцию Россий­ской Федерации и Федеральный закон "Об общих принципах органи­зации местного самоуправления в Российской Федерации" в части возможности создания на уровне административно-территориальных единиц территориальных (местных) органов государственной власти.

Местное самоуправление можно осуществлять в городах, отдельных сельских поселениях, нескольких сельских поселениях, объединенных общими интересами их жителей. Причем в городах- столицах субъектов Российской Федерации также логично устана­вливать систему государственной власти до уровня микрорайонов, что можно определить законами субъектов Российской Федерации. К этому объективно подталкивает практика осуществления государ­ственной власти в субъектах Российской Федерации.

Постановления Конституционного Суда Российской Федера­ции от 24 января 1997 года N 1-П по делу о проверке конституцион­ности Закона Удмуртской Республики "О системе органов государ­ственной власти в Удмуртской Республике", от 3 ноября 1997 года N 15-П по делу о проверке конституционности п.1 статьи 2 Феде­рального закона от 26 ноября 1996 года "Об обеспечении конститу­ционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть из­бранными в органы местного самоуправления" в связи с запросом Тульского областного суда, от 16 октября 1997 года N 14-П по делу о проверке конституционности п.З статьи 49 Федерального закона от 28 августа 1995 года "Об общих принципах местного самоуправле­ния в Российской Федерации" также дают серьезные основания к принятию предлагаемых решений.
99 Следует также отметить, что в суды общей юрисдикции поступает значительное количество исков, порождаемых несовершенством федерального законодательства, регулирующего вопросы местного самоуправления.

Стоит обратить внимание на проект Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации" (в редакции от 24 марта 1997 года), принятие которого несомненно должно сыграть основную роль в дальнейшем развитии системы органов государственной власти.

В статье 2 законопроекта речь идет о том, что деятельность ор­ганов государственной власти субъекта Российской Федерации осу­ществляется в соответствии со следующими принципами:

а) государственной и территориальной целостности Россий­ской Федерации;

б) распространения суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

в) верховенства Конституции Российской Федерации и феде­ральных законов на всей территории Российской Федерации;

г) единства системы государственной власти;

д) разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансирован­ности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

е) разграничения предметов ведения и полномочий между ор­ганами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

ж) самостоятельного осуществления своих полномочий орга­нами местного самоуправления.

Не подвергая сомнению сам набор принципов, полагаю необ­ходимым дополнить их перечень. Во-первых, принципами контроля, который важен как в процессе организации, так и в процессе функ­ционирования органов власти, а также иерархии - подчинения ниже­стоящих органов вышестоящим. Это особенно важно для системы органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Кроме этого, нужно ввести в систему принципов принцип наде­ления функциями и полномочиями. Это особенно важно при исклю­чении какого-либо полномочия из компетенции государственного органа и включении его в компетенцию местного самоуправления.


В статье 3 законопроекта содержится положение о системе ор­ганов государственной власти субъекта Российской Федерации. Ее составляют: законодательный (представительный) орган государ­ственной власти субъекта Российской Федерации; высшее должност­ное лицо субъекта Российской Федерации, возглавляющее высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, формируемые в соот­ветствии с Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

В перечень органов следует включить органы конституционного контроля (надзора), поскольку таковые только имеются в подавляю­щей части субъектов Российской Федерации.

В главу V. "Обеспечение законности в деятельности законода­тельного (представительного) органа государственной власти субъ­екта Российской Федерации и органов исполнительной власти субъ­екта Российской Федерации", в свою очередь, необходимо включить статью, норма которой будет определять компетенцию органа кон­ституционного контроля (надзора) субъекта Российской Федерации.

К его компетенции возможно отнести толкование Конституции (устава) субъекта Российской Федерации и соответствие ей законов субъекта Российской Федерации.

Статью логично сформулировать следующим образом: "Орган конституционного контроля (надзора) дает официальное толкование Конституции (устава) субъекта Российской Федерации, а также при­нимает к своему рассмотрению вопросы, связанные с соответствием законов субъекта Российской Федерации , его Конституции (уставу). Право обращения в орган конституционного контроля (надзора) имеют руководители органов государственной власти субъекта Рос­сийской Федерации, депутаты законодательного органа субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Постановления органа конституционного контроля (надзора) могут быть обжалованы в Верховном Суде республики, областном или краевом суде".

Таким образом, возможно часть возникающих вопросов толко­вания местных законов реально оставить на уровне субъекта Россий­ской Федерации, ввести в федеральный законодательный оборот понятие "Орган конституционного контроля (надзора) субъекта Рос­сийской Федерации", вместе с тем оставляя право высказаться по спорному вопросу федеральный судебный орган, но с уровня респу­бликанского, краевого или областного суда.


Становится очевидным, что дальнейшее развитие властной системы в России должно претерпеть существенные изменения. Рас­сматриваемые проблемы возникли относительно недавно и могут быть легко урегулированы, а именно: путем изменения статуса орга­нов власти, перераспределения властных полномочий между инсти­тутами и уровнями власти. Многое в обществе зависело и будет зави­сеть от организационно-структурного построения самого государ­ственного механизма. Провозгласить принципы демократии (народовластия), разделения властей, федерализма, местного само­управления, законности и другие не столь уж сложно. Создать ком­плекс всех структур, обеспечивающих реальность и действенность соответствующих принципов, - задача, требующая воли, честности, усилий и времени. Но при всей актуальности организационно- нормативного определения каждой государственной структуры (органа власти) главное все же в том, как данный орган или институт функционирует, то есть вписывается в общество.

Необходимо помнить при этом высказывание известнейшего российского философа: "Перед нами не идеал мечты или доктрины, а конкретная задача воссоздания России; не формальное, а живое, органически-историческое, русское - наследственное понимание Государства".100 Сроки для воссоздания и укрепления этого госу­дарства отведены жесткие. Ни экономика, поставленная на рельсы рыночных отношений, ни политическая ситуация в стране, хрониче­ски острая, а временами обостряющаяся до крайности, ни сферы социальных, национальных проблем уже не могут обходиться без достаточного и эффективного правового регулирования обществен­ных отношений и адекватной системы органов государственной власти.

Таким образом, мы подошли к основной проблеме, ключ к ре­шению которой находится в реальной реализации принципа народо­властия в деле государственного устройства, к проблеме создания и изменения системы власти и ее органов.

Власть изначально принадлежит народу, он выступает как бы "единым и единственным собственником", естественным держателем власти. В более широком смысле учредительная власть народа озна­чает его право создавать в той или иной форме государственный строй со всеми его атрибутами: учреждениями, институтами, идеоло­гией и т.п. Хотя государственный строй не может рассматриваться как
чистый продукт социального творчества, ибо во многих отноше­ниях он объективно предопределен материальными общественными процессами и доминантными культурными традициями, сфера соци­ально-политического выбора у каждого поколения всегда достаточ­но широка, а в переломные революционные эпохи народ как таковой может выступить в качестве реальной силы, утверждающей новый государственный строй вместо старого. В любом случае, однако, идея учредительной власти народа предполагает, что ни одно суще­ственное изменение государственного строя и конституционных основ государства не должно происходить помимо народа, без его воли, вопреки его желанию.

Никакая сила, находящаяся внутри общества или вне его, не должна навязывать народу государственный (конституционный) строй, конституцию либо решения, существенно изменяющие систему государственной власти. Возможность такого навязывания существу­ет всегда, она реализуется в разных формах - от грубых и прими­тивных до изощренных и опосредованных. Поэтому в конституциях государств необходимо закреплять институты, гарантирующие сво­боду и наибольшую чистоту непосредственного народного волеизъ­явления на выборах, которые должны быть прямыми, всеобщими и нефальсифицированными, на референдумах и плебисцитах, прово­димых по действительно важным для политической судьбы народов вопросам. В любой современной конституции нельзя обойтись без институционализации народной инициативы, в чем бы она не прояв­лялась: в выдвижении кандидатур, назначении выборов и референ­думов, в применении законов и других важных государственных ре­шений. Должна быть обеспечена подлинность воли народа, который, осуществляя свою учредительную власть, принимает основопола­гающие решения относительно государственного строя, конститу­ции, высших органов власти и высших должностных лиц. Наряду с этим необходимо установление ответственности (юридической, кон­ституционной) политических сил за фальсификацию народной воли или за ее игнорирование.

Здесь стоит упомянуть о том, что с недавнего времени взят негласный курс на "консервацию" существующей системы органов государственной власти. Объясняется это необходимостью стабили­зации общественных отношений, а тем самым - вытекающей отсюда "неприкосновенностью" Конституции Российской Федерации.