Файл: Холщевников К.В. Некоторые вопросы теории и расчета ТРД.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 1
высоты полета и всех коэффициентов полезного действия макси мальную удельную тягу.
Ряд авторов *’ |
-■3 дает |
решение этого уравнения, но |
с извест |
ными допущениями. |
решение^ с целью проверки |
известных |
|
Найдем более |
точное |
формул. При этом, как и ранее, не будем учитывать изменение теплоемкости в процессах сжатия и расширения.
Формула для удельной тяги имеет вид
Яуд==/7у^?с |
1,87Х„). |
|
Дифференцируя это уравнение и приравнивая нулю, получим |
||
1/ |
=0 |
|
LF |
Тн* |
|
или |
(/ т *\ |
|
______ |
||
V W |
||
|
VTSiTH* ' |
|
Производные берем по |
/(тгЕ*) и поэтому воспользуемся полу |
ченными ранее выражениями (см. стр. 47). Тогда
а
(1.64)
2(ТГ*/ТИ*)
и
(1.64а)
/*г—*\
п |
I |
Лг ) |
Подставляя производную \т:с |
/ В уравнение (1.64) , после |
преобразований и упрощений получим следующее уравнение для определения оптимальной степени повышения давления, обеспе чивающей максимум удельной тяги:
|
|
|
kr — 1 |
k |
т]к* |
а |
а |
|
|
|
|
V-1 |
кт |
|
k-1 |
й г* ад |
|
||
|
|
|
|
|
■ |
YlT„ |
х |
|
|
|
(Si^4) кг |
|
|
|
|
||||
|
------------------------------ ;— -----------------• • (1.65) |
||||||||
|
|
|
|
|
|
а(Тн^1Тг)(Кал1Тн^ |
|
||
1 |
Б. С. |
С т е ч к и н, |
П. К. |
К а з а ид ж а н, |
А. П. А л е к с е е в, |
А. Н. Гово |
|||
ре в, |
Н. Е. К о в о в а л о в, |
Н. |
Н. Н е ч а е в, |
Р. М. |
Ф е д о р о в, |
Теория реак |
|||
тивных двигателей, ч. 1 |
и II, под ред. акад. Б. С. Стечкина, Оборонгиз, 1954. |
||||||||
2 |
И. В. |
Иноземцев, Авиационные газотурбинные двигатели, Оборонгиз, |
|||||||
1955. |
И. И. |
К у л а г и в, |
Теория авиационных газотурбинных двигателей, Оборон |
||||||
3 |
гиз, 1955.
58
Если принять как допущение, что
аа
1Т*Т\ Н*
то
Т•* т* т71Г*
После этой замены получим известное уравнение для опреде ления оптимальной степени повышения давления, которое в раз личных вариациях приводится в упомянутых выше работах.
(1.66)
Фиг. 21. Сравнение оптимальных значений тск*, соответствующих Шултах, по точной и приближенной формулам при -т]к:*=0,83, т]т*=0,91.
Отметим, что сделанное допущение приводит к физически не возможному соотношению
Тт.ад Т.
Поэтому, очевидно, что равенство членов
аа
-----------;------------- И---------------
■^(Т'тад/Т’я) Гг* /Гя
может быть только при т]т* = 1,0. В этом случае коэффициент по лезного действия турбины не входил бы в упрощенную формулу. Однако вследствие того, что т]т* близко к единице, различие меж
ду результатами, подсчитанными по формулам (1.65) и (1.66), невелико.
На фиг. 21 показаны результаты расчетов по точной и при ближенной формулам.
Как видно из фиг. 21, кривые, подсчитанные по обоим урав
нениям, эквидистантны и проходят весьма близко одна к другой
59
Только в области, где эти кривые становятся очень поло гими, можно при заданном ТН1*Т Г* получить заметное различие
В -к.опт, что, Однако, не имеет существенного значения для прак
тического применения.
Фиг. 22. Сравнение удельных тяг ТРД с учетом и без учета переменной теплоемкости на линиях сжатия и рас ширения при //=11 км.
-----------с постоянной теплоемкостью;
---------- с переменной теплоемкостью.
Сопоставление фиг. 21 с фиг. 12 и 13 показывает, что степень повышения давления, оптимальная по удельной тяге, значительно меньше степени повышения давления, оптимальной по удельному
расходу. Это положение |
общеизвестно и теоретически объяснено |
в упомянутых работах Б. |
С. Стечкина и др., Н. В. Иноземцева и |
60
И. И. Кулагина. Изменение теплоемкости в процессах сжатия и
расширения может оказывать существенное влияние на удельную тягу при больших степенях повышения давления и высокой тем
пературе газа (фиг. 22). Из фиг. 22 следует, в частности, что удельная тяга с учетом переменной теплоемкости заметно пре вышает (~на 3% и больше) 7?уд при постоянной теплоемкости, на
чиная с температуры газа 1300—1400° абс (Т///*Т г* = 0,2 при
7Ия = 1,0 и 7//:/Гг* = 0,35 при ^=2,5).
Некоторые особенности изменения /?уд и C# в ТРД с форсажной
камерой (ТРДФ)
Турбореактивный двигатель с форсажной камерой характери зуется тем, что температура газа в реактивном сопле является па раметром, который может приниматься независящим от степени
повышения давления и температуры газа перед турбиной.
Обозначая температуру газа в реактивном сопле при наличии
форсажной камеры через Тф,* можем выражение для удельной тяги записать в виде
(1-67)
Если принять v, <рС1 Тф,* Тн* и кн постоянными, то максимум удельной тяги будет достигаться при условии, что частная про изводная от 7?(пс) по *к или по *Т будет равна нулю, т. е. R(rcY — 0 или при полном расширении
^’г-1
Частная производная от |
*г по Т* или ТН[*Т выражается |
уравнением |
|
(=Л")(ТЛ1 \ |
а. |
х |
Т*'т |
Таким образом, эта производная не зависит от 7'Я/*Т Г* и, |
|
следовательно, не существует |
максимума удельной тяги ТРДФ |
в зависимости от температуры газа перед турбиной. С увеличе нием температуры газа перед турбиной при зафиксированном значении 7^*, удельная тяга должна монотонно увеличиваться вследствие роста тс,* пока температура газа за турбиной 7\* не достигает значения Гф.* В связи с тем, что температура газа в форсажной камере 7ф* обычно высока, условие Тт=* Тф* прак
тически недостижимо.
Вместе с тем необходимо отметить, что рост /?(?ге) происходит интенсивно лишь в области относительно малых значений тгс (см.
61
фиг. 1) и замедляется в области больших |
значений тгс. Поэтому |
и прирост удельной тяги при увеличении |
Тг* будет постепенно |
уменьшаться в соответствии с изменением |
7?(тгс) в зависимости |
ОТ irc. |
|
Однако, как показано ниже, с ростом температуры газа перед турбиной появляется возможность увеличить коэффициент произ водительности компрессора и уменьшить размеры компрессора и турбины, что может являться дополнительным основанием для
использования в ТРДФ высокой температуры газа перед турби ной.
На основании |
выводов, |
приведенных выше1*, частная про- |
^г-1 |
|
|
изводная от ис *г |
по I (~к*) |
выражается уравнением |
У'1
&г — 1 |
k |
V |
|
|
kr |
k — 1 |
А-1 |
|
|
Д-1 |
|
|
|
|
Заменим в этом уравнении |
|
следующим |
выражением: |
|
К |
|
Tr ' |
‘ . |
|
|
|
|
||
После подстановки и преобразований получим |
уравнение для |
степени повышения давления, при которой достигается максимум
удельной тяги в двигателе с |
форсажной камерой: |
|
|||||||
|
> |
1 |
|
а |
|
. |
|
|
|
|
* k |
*Гя |
_______ Ту" |
V *'Чт _______ |
(1.68} |
||||
|
К |
I |
Л . |
' |
kr |
|
|
|
|
|
|
Тг* 71k*71t:s\ |
kr—1 |
kJ |
|
||||
Такая же формула получается и для |
неполного |
расширения. |
|||||||
Из полученного уравнения следует, что оптимальная степень |
|||||||||
повышения давления зависит, в основном, от ТН*!Т |
и произве |
||||||||
дения к. п. д. компрессора и турбины. |
соответствущей макси |
||||||||
На фиг. 23 показана |
зависимость ттк*, |
||||||||
муму удельной тяги, от |
|
|
При расчетах принято а ==0,887 |
||||||
и &г=1,33. |
Из сопоставления |
кривых, |
приведенных на фиг. 21 |
||||||
и 23, видно, |
что в двигателе с форсажной |
камерой |
степень по |
вышения давления, соответствующая максимуму удельной тяги,
1 В этих выводах и ниже не учитывается различие между значениями k? для процесса расширения в турбине и в реактивном сопле.
62
значительно выше, чем в ТРД без форсажной камеры и осо бенно в области малых значений ТН1*Т Г.*
Однако кривая удельной тяги ТРДФ вблизи экстремума изменяется весьма полого (фиг. 24) и поэтому значительное отступление от оптимальной величины тк* не будет оказывать, существенного влияния на величину удельной тяги.
Одновременно следует отметить, что применение в ТРДФ более высокой степени повышения дав ления меньше ограничи вает производительность компрессора при больших сверхзвуковых скоростях полета; более подробно это рассматривается ни же. Кроме того, в слу
чае использования данно го двигателя без фор
сажной камеры, он будет иметь при более высокой степени повышения дав ления лучшую экономич ность. Наконец, при одной и той же температуре Гф*
прирост тяги при вклю чении форсажной камеры будет большим в случае
повышенных значений %к* вследствие увеличения сте пени подогрева.
Рассмотрим вопрос об удельном расходе топли
ва |
в ТРД с |
форсажной |
|
|
|
|
||||
камерой. |
Обозначая |
|
от |
|
|
|
|
|||
ношение расхода топлива |
|
|
|
|
||||||
к |
расходу воздуха |
для |
Фиг. 23. |
Зависимость гк*, соответствующей |
||||||
основной камеры через |
<71 |
|||||||||
.максимуму удельной тяги ТРДФ, от Тн*'Тг* |
||||||||||
и |
отношение |
топлива |
к |
|
при |
различных значениях ■qK*T]T*. |
||||
расходу |
газа |
для |
фор |
|
|
|
|
|||
сажной |
камеры — через |
#2 |
можно |
написать |
||||||
|
|
С — 3600 |
|
Св/?уд |
— 3600 ^в(>охл^1 |
|||||
|
|
" |
" |
|
|
|
Ов/?уд |
|||
или |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
(J |
_ %x.i?01 ~г v1<7q2 |
||||
|
|
|
|
|
R |
|
^уз. |
|
||
где |
|
qQi =3600 qx |
и |
q02 = 3600 q2. |
||||||
|
|
|