Файл: Холщевников К.В. Некоторые вопросы теории и расчета ТРД.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

высоты полета и всех коэффициентов полезного действия макси­ мальную удельную тягу.

Ряд авторов *’

-■3 дает

решение этого уравнения, но

с извест­

ными допущениями.

решение^ с целью проверки

известных

Найдем более

точное

формул. При этом, как и ранее, не будем учитывать изменение теплоемкости в процессах сжатия и расширения.

Формула для удельной тяги имеет вид

Яуд==/7у^?с

1,87Х„).

Дифференцируя это уравнение и приравнивая нулю, получим

1/

=0

LF

Тн*

или

(/ т *\

______

V W

 

VTSiTH* '

Производные берем по

/(тгЕ*) и поэтому воспользуемся полу­

ченными ранее выражениями (см. стр. 47). Тогда

а

(1.64)

2(ТГ*/ТИ*)

и

(1.64а)

/*г—*\

п

I

Лг )

Подставляя производную \т:с

/ В уравнение (1.64) , после

преобразований и упрощений получим следующее уравнение для определения оптимальной степени повышения давления, обеспе­ чивающей максимум удельной тяги:

 

 

 

kr — 1

k

т]к*

а

а

 

 

 

V-1

кт

 

k-1

й г* ад

 

 

 

 

 

 

YlT„

х

 

 

(Si^4) кг

 

 

 

 

 

------------------------------ ;— -----------------• • (1.65)

 

 

 

 

 

 

а(Тн^1Тг)(Кал1Тн^

 

1

Б. С.

С т е ч к и н,

П. К.

К а з а ид ж а н,

А. П. А л е к с е е в,

А. Н. Гово­

ре в,

Н. Е. К о в о в а л о в,

Н.

Н. Н е ч а е в,

Р. М.

Ф е д о р о в,

Теория реак­

тивных двигателей, ч. 1

и II, под ред. акад. Б. С. Стечкина, Оборонгиз, 1954.

2

И. В.

Иноземцев, Авиационные газотурбинные двигатели, Оборонгиз,

1955.

И. И.

К у л а г и в,

Теория авиационных газотурбинных двигателей, Оборон­

3

гиз, 1955.

58


Если принять как допущение, что

аа

1Т*Т\ Н*

то

Т•* т* т71Г*

После этой замены получим известное уравнение для опреде­ ления оптимальной степени повышения давления, которое в раз­ личных вариациях приводится в упомянутых выше работах.

(1.66)

Фиг. 21. Сравнение оптимальных значений тск*, соответствующих Шултах, по точной и приближенной формулам при -т]к:*=0,83, т]т*=0,91.

Отметим, что сделанное допущение приводит к физически не­ возможному соотношению

Тт.ад Т.

Поэтому, очевидно, что равенство членов

аа

-----------;------------- И---------------

■^(Т'тад/Т’я) Гг* /Гя

может быть только при т]т* = 1,0. В этом случае коэффициент по­ лезного действия турбины не входил бы в упрощенную формулу. Однако вследствие того, что т]т* близко к единице, различие меж­

ду результатами, подсчитанными по формулам (1.65) и (1.66), невелико.

На фиг. 21 показаны результаты расчетов по точной и при­ ближенной формулам.

Как видно из фиг. 21, кривые, подсчитанные по обоим урав­

нениям, эквидистантны и проходят весьма близко одна к другой

59


Только в области, где эти кривые становятся очень поло­ гими, можно при заданном ТН1*Т Г* получить заметное различие

В -к.опт, что, Однако, не имеет существенного значения для прак­

тического применения.

Фиг. 22. Сравнение удельных тяг ТРД с учетом и без учета переменной теплоемкости на линиях сжатия и рас­ ширения при //=11 км.

-----------с постоянной теплоемкостью;

---------- с переменной теплоемкостью.

Сопоставление фиг. 21 с фиг. 12 и 13 показывает, что степень повышения давления, оптимальная по удельной тяге, значительно меньше степени повышения давления, оптимальной по удельному

расходу. Это положение

общеизвестно и теоретически объяснено

в упомянутых работах Б.

С. Стечкина и др., Н. В. Иноземцева и

60

И. И. Кулагина. Изменение теплоемкости в процессах сжатия и

расширения может оказывать существенное влияние на удельную тягу при больших степенях повышения давления и высокой тем­

пературе газа (фиг. 22). Из фиг. 22 следует, в частности, что удельная тяга с учетом переменной теплоемкости заметно пре­ вышает (~на 3% и больше) 7?уд при постоянной теплоемкости, на­

чиная с температуры газа 1300—1400° абс (Т///*Т г* = 0,2 при

7Ия = 1,0 и 7//:/Гг* = 0,35 при ^=2,5).

Некоторые особенности изменения /?уд и C# в ТРД с форсажной

камерой (ТРДФ)

Турбореактивный двигатель с форсажной камерой характери­ зуется тем, что температура газа в реактивном сопле является па­ раметром, который может приниматься независящим от степени

повышения давления и температуры газа перед турбиной.

Обозначая температуру газа в реактивном сопле при наличии

форсажной камеры через Тф,* можем выражение для удельной тяги записать в виде

(1-67)

Если принять v, <рС1 Тф,* Тн* и кн постоянными, то максимум удельной тяги будет достигаться при условии, что частная про­ изводная от 7?(пс) по или по будет равна нулю, т. е. R(rcY — 0 или при полном расширении

^’г-1

Частная производная от

*г по Т* или ТН[*Т выражается

уравнением

 

(=Л")(ТЛ1 \

а.

х

Т*'т

Таким образом, эта производная не зависит от 7'Я/*Т Г* и,

следовательно, не существует

максимума удельной тяги ТРДФ

в зависимости от температуры газа перед турбиной. С увеличе­ нием температуры газа перед турбиной при зафиксированном значении 7^*, удельная тяга должна монотонно увеличиваться вследствие роста тс,* пока температура газа за турбиной 7\* не достигает значения Гф.* В связи с тем, что температура газа в форсажной камере 7ф* обычно высока, условие Тт=* Тф* прак­

тически недостижимо.

Вместе с тем необходимо отметить, что рост /?(?ге) происходит интенсивно лишь в области относительно малых значений тгс (см.

61


фиг. 1) и замедляется в области больших

значений тгс. Поэтому

и прирост удельной тяги при увеличении

Тг* будет постепенно

уменьшаться в соответствии с изменением

7?(тгс) в зависимости

ОТ irc.

 

Однако, как показано ниже, с ростом температуры газа перед турбиной появляется возможность увеличить коэффициент произ­ водительности компрессора и уменьшить размеры компрессора и турбины, что может являться дополнительным основанием для

использования в ТРДФ высокой температуры газа перед турби­ ной.

На основании

выводов,

приведенных выше1*, частная про-

^г-1

 

 

изводная от ис *г

по I (~к*)

выражается уравнением

У'1

&г — 1

k

V

 

 

kr

k — 1

А-1

 

 

Д-1

 

 

 

Заменим в этом уравнении

 

следующим

выражением:

К

 

Tr '

‘ .

 

 

 

 

После подстановки и преобразований получим

уравнение для

степени повышения давления, при которой достигается максимум

удельной тяги в двигателе с

форсажной камерой:

 

 

>

1

 

а

 

.

 

 

 

 

* k

*Гя

_______ Ту"

V *'Чт _______

(1.68}

 

К

I

Л .

'

kr

 

 

 

 

 

Тг* 71k*71t:s\

kr—1

kJ

 

Такая же формула получается и для

неполного

расширения.

Из полученного уравнения следует, что оптимальная степень

повышения давления зависит, в основном, от ТН*!Т

и произве­

дения к. п. д. компрессора и турбины.

соответствущей макси­

На фиг. 23 показана

зависимость ттк*,

муму удельной тяги, от

 

 

При расчетах принято а ==0,887

и &г=1,33.

Из сопоставления

кривых,

приведенных на фиг. 21

и 23, видно,

что в двигателе с форсажной

камерой

степень по­

вышения давления, соответствующая максимуму удельной тяги,

1 В этих выводах и ниже не учитывается различие между значениями k? для процесса расширения в турбине и в реактивном сопле.

62


значительно выше, чем в ТРД без форсажной камеры и осо­ бенно в области малых значений ТН1*Т Г.*

Однако кривая удельной тяги ТРДФ вблизи экстремума изменяется весьма полого (фиг. 24) и поэтому значительное отступление от оптимальной величины тк* не будет оказывать, существенного влияния на величину удельной тяги.

Одновременно следует отметить, что применение в ТРДФ более высокой степени повышения дав­ ления меньше ограничи­ вает производительность компрессора при больших сверхзвуковых скоростях полета; более подробно это рассматривается ни­ же. Кроме того, в слу­

чае использования данно­ го двигателя без фор­

сажной камеры, он будет иметь при более высокой степени повышения дав­ ления лучшую экономич­ ность. Наконец, при одной и той же температуре Гф*

прирост тяги при вклю­ чении форсажной камеры будет большим в случае

повышенных значений %к* вследствие увеличения сте­ пени подогрева.

Рассмотрим вопрос об удельном расходе топли­

ва

в ТРД с

форсажной

 

 

 

 

камерой.

Обозначая

 

от­

 

 

 

 

ношение расхода топлива

 

 

 

 

к

расходу воздуха

для

Фиг. 23.

Зависимость гк*, соответствующей

основной камеры через

<71

.максимуму удельной тяги ТРДФ, от Тн*'Тг*

и

отношение

топлива

к

 

при

различных значениях ■qK*T]T*.

расходу

газа

для

фор­

 

 

 

 

сажной

камеры — через

#2

можно

написать

 

 

С — 3600

 

Св/?уд

— 3600 ^в(>охл^1

 

 

"

"

 

 

 

Ов/?уд

или

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(J

_ %x.i?01 ~г v1<7q2

 

 

 

 

 

R

 

^уз.

 

где

 

qQi =3600 qx

и

q02 = 3600 q2.