Файл: Холщевников К.В. Некоторые вопросы теории и расчета ТРД.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Значение <701 может f быть выражено уравнением

q01 = *-B(T K)*.

Аналогично можно написать уравнение и для q02:

^02=B1t(V-7'T)*.

Для вычисления коэффициента Bt можно также применить уравнение (1.33), если в нем вместо Тт* и Тк* принимать темпе-

Фиг. 24. Зависимость удельной тяги и удель­ ного расхода топлива ТРДФ от тск* и Тг* при М//=2,5; Н > 11 000 м,‘ 7^=2000° абс.

ратуры *7ф и

и соответствующие

им

теплоемкости с

учетом

-состава смеси.

 

 

 

 

Таким образом, выражение для CR

примет вид

 

CR

°ОХЛ^ (Д’*-- Тк)* -j-(*Тф

7Т )

(1.69)

----------------------------------------------

 

.

^уд

Чтобы установить с некоторым приближением условия, при ко­

торых удельный расход топлива в ТРДФ будет минимальным, сде­ лаем ряд допущений.

64

Примем, что Sox^ = vi = l,0 и В = 1^ = 3^,.

Кроме того, в уравнении баланса мощностей компрессора и тур­ бины примем

Ов

 

k~\

= 10

 

 

Gr

 

kr

 

’ ’

 

 

7

р

7

Rr’lm

 

 

 

К

1

 

 

 

 

тогда

 

 

 

 

 

 

7’*__ т*__ Т *__ Т *

 

 

1 у

■— 1 к

1 н

 

Вводя все указанные допущения

в уравнение

(1.69), получим

=

ВсЛТл*—Тн*)

 

(1 70)

 

----------(L2.

 

^уд

Из этого уравнения видно, что при постоянных значениях Т^, Тн* и Вср минимальное значение CR примет в случае, когда

удельная тяга достигает максимума и, следовательно, реализуется степень повышения давления, соответствующая уравнению (1.68). В связи с пологим протеканием кривой удельной тяги в области экстремума удельный расход топлива также будет мало изме­ няться при значениях тг/’ ^.опт» чт0’ в свою очередь, оправды­ вает и сделанные выше допущения. Это подтверждается также дан­

ными, приведенными на фиг. 24.

С увеличением температуры газа в форсажной камере при про­ чих равных условиях экономичность ТРДФ будет ухудшаться, так как расход топлива возрастает быстрее удельной тяги, что видно

из уравнения (1.67) и (1.70).

Рост скорости полета, как известно, благоприятно влияет на

экономичность ТРДФ, что является следствием увеличения как по­ летного, так и эффективного к. п. д. двигателя.

5 К. В. Холшеиииков.


Глава II

ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ПАРАМЕТРОВ ДВИГАТЕЛЯ ДЛЯ РАСЧЕТНЫХ УСЛОВИЙ ПОЛЕТА С УЧЕТОМ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ И КОНСТРУКТИВНЫХ ДАННЫХ

КОМПРЕССОРА И ТУРБИНЫ Общие положения

При выборе степени повышения давления и температуры газа для расчетных условий полета конструкторы неизбежно встреча­ ются с противоположным влиянием этих основных параметров на экономичность, габариты и весовые данные двигателя.

Как показано в гл. I, увеличение степени повышения давления приводит к росту экономичности двигателя, но одновременно умень­ шается удельная тяга, что, в общем случае, связано с увеличением размеров двигателя.

Повышение температуры газа увеличивает удельную тягу, но снижает экономичность двигателя, если в соответствии с ростом температуры газа не будет увеличено значение тгк.*

В двигателе, рассчитанном для большой сверхзвуковой скоро­ сти полета с использованием высокотемпературной форсажной ка­ меры, влияние степени повышения давления и температуры газа перед турбиной на удельную тягу и удельный расход топлива, как показано выше, относительно невелико, вследствие чего может со­ здаться впечатление о нецелесообразности использования в этих

двигателях высоких значений Тт* и *тгв.

Наряду с этим в расчетных условиях полета стремятся, как правило, увеличить производительность компрессора с целью по­ лучения для этих условий минимальных его размеров. Однако это накладывает существенные ограничения на высотно-скоростные ха­ рактеристики двигателя.

Ниже показано, что указанные вопросы можно дополнительно

уточнить, увязав параметры двигателя Тг* и тгЕ* не только с его термодинамическими характеристиками CR и /?уд, но и с некоторы­ ми газодинамическими и конструктивными факторами и, в частно­ сти, с окружной скоростью и производительностью компрессора, а

также с прочностью и производительностью турбины.

66

Связь параметров двигателя и условий полета с прочностными данными турбины, производительностью и окружной скоростью компрессора

Производительность компрессора принято оценивать с помощью

коэффициента производительности, представляющего собой отно­ шение действительного расхода воздуха через входное сечение ком­

прессора к расходу, достижимому при критических параметрах и относительном диаметре втулки колеса первой ступени d—0:

Так как

q __*РвГвЯ

(Ав) S

ВО

ут^. то

ив —

SmaB И

 

Ц=тК=?(>-в) — sin я

в

 

в' Г?

 

 

'110

 

Поскольку(1—д'2) и FB0 =

,

то окончательно

HK = ^(4)(l-^2)sinaB.

Коэффициент производительности можно связать с числом обо­ ротов компрессора, так как

4GB

К

kS_pbG* k

Учитывая, что для воздуха 5 = 0,396, получим 1

Из этого уравнения видно, что при заданном приведенном рас­

ходе воздуха выбор окружной скорости и коэффициента произво­ дительности зависит от допустимых чисел оборотов компрессора. Если обороты компрессора не ограничены, то можно принимать максимально допустимые значения окружной скорости и произво­ дительности компрессора. В противном случае неизбежно ограни­ чение одного из этих параметров.

Числа оборотов компрессора могут ограничиваться напряже­ ниями на лопатках турбины. При этом уровень допустимых оборо­ тов будет определяться, в основном, растягивающими напряже­

ниями от центробежных сил, так как эти напряжения наибольшие.

Кроме того, напряжения изгиба от сил газа могут изменяться за счет ширины лопатки, а также частично или полностью компенси­

роваться напряжениями изгиба от центробежных сил.

1 В дальнейшем вместо Тв* применяется обозначение 7//,*

поскольку

7В*.=7//

 

5*

67


Как показано ниже, растягивающие напряжения можно выра­ зить в зависимости не только от числа оборотов и конструктивных данных лопатки, но также от расхода и газодинамических пара­ метров газа на выходе из турбины. Это позволяет при заданном напряжении установить связь допустимых оборотов с основными

параметрами двигателя Тг* и тгЕ,*

что и применено в

настоящей ра­

боте.

 

 

Растягивающие напряжения

 

 

 

Лт

 

 

Ш'"'

 

=

(2-2)

g

Fi

 

где ap . и У7; —растягивающие напряжения и площадь поперечного сечения на некотором радиусе г,-;

—удельный вес материала лопатки; <о —угловая скорость; гт —радиус концевого сечения лопатки;

F и г—переменные интегрирования (rz г<>т).

Из формулы (2. 2) следует, что растягивающие напряжения не

зависят от абсолютных размеров площади сечения лопатки.

Для лопатки с постоянным поперечным сечением по высоте ма­ ксимальное растягивающее напряжение будет возникать у корня лопатки:

где — окружная скорость на среднем радиусе;

•О<®— средний диаметр лопатки; h — высота лопатки.

Уравнение (2. 3) можно записать и в другой форме:

(2-Ч

где ит — окружная скорость на внешнем радиусе; dT—относительный диаметр втулки турбины.

Между величиной D^/h, с помощью которой принято характе­ ризовать относительную высоту (длину) лопатки, и относительным диаметром втулки существуют соотношения

 

 

 

 

/Вер \

Dcp

1

+ dj

\ h /

---- =------ =-

и dr =-------------- .

h

1

di

 

/Dn \

 

 

 

 

bd+1

Минимальное значение D,.,Jh в настоящее время достигает трех (в последних ступенях турбин ТВД). В этом случае с?т=0,5.

68


В современных турбинах ТРД величины D<Jh и <7Т значитель­ но выше.

Для лопаток с другими законами изменения площади попереч­ ного сечения по высоте лопатки можно наибольшее напряжение

записать в виде

 

о1> = (Тр0Ф,

(2.5)

где Оро— напряжение в корневом сечении лопаток постоянного се­ чения при тех же уЛ1Мщ> и DcJh',

Ф — коэффициент формы.

Значение коэффициента формы Ф зависит от типа лопаток. Наи­ более важно отметить, что для принятого принципа проектирования

лопатки при заданном отношении площади попе­ речного сечения у верши­

ны к площади сечения у основания %=А(гт)//?(г0)

коэффициент формы мало зависит от отношения Дор//г

или

относительного

диа­

 

метра втулки t/T.

 

 

Это обстоятельство по­

 

зволяет в настоящем раз­

 

деле

при

сравнительной

 

оценке ТРД с различными

 

турбинами принимать оди­

Фиг. 25. Зависимость Ф от dT для лопаток,

наковыми значения Ф, хо­

тя по величине D^/h

или

площади сечения которых изменяются по

dT эти турбины могут су­

линейному закону.

 

щественно

отличаться.

данным И. А. Биргера, зависимость Ф

На фиг. 25 показана, i

от <7Т для лопаток, площа;

сечений которых изменяются по линей­

ному закону.

 

 

На фиг. 26 и 27 показаны зависимости Ф от dT соответственно для экспоненциальных лопаток и лопаток, площади сечений кото­ рых изменяются по степенному закону (для показателей степени

'х~2 и 3).

Для случаев, когда наибольшее напряжение имеет место в про­ межуточном сечении, коэффициент формы Ф относится к этому

сечению.

Кривые, приведенные на фиг. 25, 26 и 27, подтверждают отме­

ченное выше малое влияние dT. Из этих фигур видно также, что для значения %=0,25~, соответствующему в среднем современным тур­

бинам, коэффициент Ф в диапазоне значений с/т от 0,5 до 0,7 равен

Ф = 0,584-0,60

для лопаток, площади сечений которых изменяются

по линейному

закону, Ф = 0,504-0,52 для экспоненциальных лопа­

ток, Ф = 0,454-0,47 для лопаток, площади сечений которых изменя­

ются по степенному закону.

69