Файл: Холщевников К.В. Некоторые вопросы теории и расчета ТРД.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 1
Если напряжение Стро выразить через обороты, то уравнение (2. 5)
примет вид
3 — 9 |
- ч2О 'гФ |
(2.6) |
р |
g 60 |
• |
Фиг. 26. Зависимость Ф от Цт для экспоненциаль ных лопаток.
Если принять, что средний диаметр определяется по выходной кромке, то произведение £>ор/г можно заменить кольцевой пло щадью F т на выходе из турбины, исходя из соотношения D^h =
Ф |
1 1 |
х=2 |
|
0,5 |
Х=0,30 |
|
|
'Х.=0,25 |
— |
|
|
|
|
||
|
Х=0.20 |
|
|
|
|
|
|
о,ц |
-- •-- 1 |
0,6 |
0,7di |
|
0,5 |
Фиг. 27. Зависимость Ф от <7Т для лопаток, площади сечений которых изменяются по степенному закону.
Принимая также, что |
тл = 8,4-103 кг/м3, получим ар, выражен |
ное в кг/м2. Разделив |
его на 104, получим ар, выраженное |
в кг1* ,см |
|
Sp=l,5-10-42FTO. (2.7)
70
Заменяя выходную площадь турбины через расход и средние
параметры газа в выходном сечении, получим
Ор = 3,8610~4/гт2 |
Сул У |
ф |
(2.8 |
||
p-Pq Рт) s>n ат |
|
||||
|
|
|
|
||
где р * выражено в кг!м2. |
|
|
|
|
|
Отсюда |
|
<7(XT)sinaT |
|
|
|
пр- |
|
|
(2.9) |
||
|
|
|
|||
3,86-10~4 Gr.T Ф*/7т |
|
|
|||
Если приравнять числа оборотов компрессора и турбины и за |
|||||
менить |
|
|
|
|
|
|
|
•^Е = -*’к |
|
||
то |
|
*Рз |
|
|
|
|
|
|
|
||
uK-GK |
Sin ат8гтск*}С *Tjf |
|
(2.9a) |
||
(^т) |
0,0439vT4> уг7'т*тс |
т* |
|||
|
Значения Тт* и ^т* выразим через Тт* и ~к* с помощью уравнения баланса мощностей компрессора и турбины. Тогда предыдущее уравнение примет вид
(2. Ю)
Это уравнение в обобщенном виде связывает между собой основ
ные конструктивные и газодинамические данные компрессора (щ
и Gn) и турбины [Ор, <7(Ат)] с параметрами двигателя. При этом важно отметить, что температура газа входит в это уравнение в виде отношения ТН1*Т Г* и, следовательно, влияние температуры
газа связано с высотой и скоростью полета. Растягивающие напря жения соответствуют лопаткам последней ступени турбины. Соотно шение между напряжениями в отдельных ступенях рассмотрено
ниже.
Приняв, что все коэффициенты в правой части уравнения явля ются постоянными, получим функциональную зависимость
«к2 С к
°р7(Ат)
ft- * |
Т*П \ |
(2.И) |
|
У\"К’ |
Ту*) ’ |
||
|
71
Таким образом, каждому значению г.к* и 7’я/7'* г* соответст
вует вполне определенное значение комплексного параметра u2K(JK/ap<7 (Хт), который в дальнейшем обозначается буквой П1.
Очевидно, справедливо и обратное, т. е. что выбранным значе ниям окружной скорости и коэффициента производительности ком
прессора, а также растягивающего напряжения в лопатках тур бины и коэффициента скорости за турбиной должны соответство вать при принятых к. п. д. и заданной высоте и скорости полета определенные значения степени повышения давления и температу
ры газа. При этом необходимо отметить, что если материал для лопаток турбин задан, то значения ор и Т.г* должны быть согла
сованы между собой еще через допустимый запас прочности. Та кая обобщенная зависимость вскрывает взаимосвязь между основ ными параметрами двигателя и отдельных его элементов с усло виями полета и позволяет, как будет показано ниже, установить ряд важных положений.
Можно считать, что комплексный параметр П является крите рием подобия турбокомпрессорной части двигателя, так как для гео
метрически и газодинамически подобных турбокомпрессоров его величина должна быть одной и той же.
Однако при изготовлении лопаток из одного и того же мате риала запас прочности в них по растягивающим напряжениям бу дет в общем случае различным.
На фиг. 28 показано изменение комплексного параметра П в за висимости от ТН*!Т при различных значениях тгк* и следующих значениях остальных коэффициентов:
vT = 1,025; 8г=0,97; sin ат = 0,995 (ат=84°);
т|к* = 0,83; ц* т=0,91; Ф = 0,5; а=0,887.
Как видно из фиг. 28, начиная с некоторого значения ТН,*]Т при котором для заданной степени повышения давления дости гается Птах, комплексный параметр уменьшается по мере роста ТН1.*Т Это уменьшение происходит более интенсивно при повы шенных значениях т:к*. Уменьшение комплексного параметра является следствием роста степени расширения в турбине. Последнее обусловлено увеличением работы сжатия в компрес
соре в случае повышения Тн* при заданной температуре газа
*Т и т:к* или вследствие необходимости путем увеличения степени расширения обеспечить потребную работу при понижении
*Т и постоянной температуре торможения Тн*.
1В параметр П входит окружная скорость компрессора в м/сек и напряжение
вкг/см?. Поэтому величина П имеет размерность мгсм?/се1&кг. Однако, если П
умножить на постоянный размерный коэффициент 0,0439 (см. уравнение 2. 10), то значения П будут безразмерными.
В настоящей работе для удобства использования численные значения П при водятся в размерной форме, но размериость условно опускается (аналогично тому, как это делается в величинах n/V Т; L/T; и т. п.).
72
Физически влияние роста тгт* на комплексный параметр объяс няется увеличением потребной проходной площади FT на выходе
из турбины для заданного расхода газа из-за уменьшения его плотности. Это приводит в конечном итоге к тому, что при допу-
Фиг. 28. Зависимость комплексного параметра от Tff*jTc* при различных значениях
стимом напряжении в лопатках турбины уменьшается возможное-
число ее оборотов, как это следует из уравнения (2. 7). В резуль
тате уменьшается величина произведения uK2GK (см. уравнение 2. 1),
а следовательно, и всего комплексного параметра.
На фиг. 29 показана зависимость II от як* при различных
значениях ТН1*Т Г* и произведения |
Остальные коэффици |
енты приняты такими же, как и на |
фиг. 28. |
73
Целесообразно отметить, что изменение к. и. д. турбины влияет
на величину комплексного параметра практически так же, как и
к. п. д. компрессора. Такой вывод можно сделать, исходя непо
средственно из уравнения (2. 10), в котором произведение коэф фициентов полезного действия турбины и компрессора входит в состав члена, возводимого в четвертую степень, а отдельно к. п. д.
компрессора входит под знаком квадратного корня.
Фиг. 29. Зависимость комплексного параметра от тск*, к. п. д. компрессора и к. п. д. турбины.
Если перейти к малым отклонениям и принять, что в уравнении (2.10) все величины, исключая т]к* И 1}т,* являются постоян
ными, то
где
74
|
'Г А / |
*-i_ |
|
|
_„k |
- |
|
. |
*Н |
* |
|
а V+ \ |
К |
~ 1 |
|
1 |
Тт* \ |
ZEI |
|
2 7 ~ |
|
||
|
Тн* |
k |
|
|
|
-1 |
|
|
i |
1 — а —;--------------- |
|
\ |
1 г |
-Чк |
V |
j |
|||
Отношение этих коэффициентов можно записать в следующем |
|||
виде: |
|
|
|
А 2 |
It* |
9,0. |
|
|
|
Вследствие того, что Ki существенно больше Д2, можно при нять
_Ф1_ Д' £(VV)
II 1
Следовательно, изменение П определяется, в основном, произ ведением коэффициентов полезного действия турбины и компрессора независимо от их абсолютной величины.
Влияние произведения ^Тт*] к* на II, как показано на фиг. 29, довольно существенно особенно в области больших т:к* и малых
отношений TH*jT r*.
При каждой степени повышения давления имеется максималь ное значение комплексного параметра, которому соответствует
некоторое значение ТН.!*Т |
Это значение Тн*/Т |
можно выразить |
||||||||
простым уравнением. |
|
|
|
|
|
(2.10) |
ранее |
|
||
Для упрощения введем в уравнение |
применяв- |
|||||||||
шуюся величину |
|
|
k-1 |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
k |
|
-1 |
|
|
|
|
|
|
. |
* |
■z |
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
Получим |
|
|
|
|
|
|
|
|
/;г |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
sin ат8 |
/ |
тн |
. |
а |
Тн^ |
|
|
|
|
|
1 — |
----- 1М |
|
|
||||||
|
11=-------- |
|
|
|
ту |
|
|
|
(2.12) |
|
|
|
|
|
*н |
|
|
|
|||
|
0,04397тФ |
|
|
/(V) |
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|||||
Возьмем |
частную |
производную |
|
правой |
части по |
//А и |
||||
приравняем |
ее нулю: |
|
|
|
|
k? |
|
) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
V 1 Тн |
------ - |
а-------- |
|
||||||
|
kr — 1 |
|
-*Чт |
|
|
|||||
|
ту |
|
|
Г, |
W |
— Я |
* /7 |
’ \ К |
/ |
|
|
|
|
|
|
1 |
Д--------- |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
Д* |
Нт" |
|
|
|
£ |
*Ту |
|
|
I |
ТН ' |
V (Д)К* |
__ Q |
|
|
|
2 |
Тг* |
|
|
r ТУ |
|
2 |
|
|
75
С небольшой погрешностью можно в первом члене уравнения
принять
т * |
|
д ТН* /(7ГК)* |
|
z7> 4* |
' К < |
тг |
V |
|
|
Это допущение соответствует |
равенству 7т: = .*Т |
ал, |
которое |
||||
принималось и ранее. |
|
|
допущения получим |
|
|||
При использовании указанного |
|
||||||
|
(Тн\* |
|
|
7]т* |
|
|
(2.13) |
|
|
|
|
|
|
||
|
\тг) |
|
9--- !— |
|
|
|
|
|
опт |
|
|
|
|
||
|
|
|
~ kr — 1 |
|
|
|
|
При больших |
77к" отношение (7’///7* ’г)* опт получается малым, |
||||||
что соответствует |
весьма высокой температуре газа. Например, |
||||||
уже при кк* — 8,0, |
'/]т* = 0,91 |
и |
— 0,83 будем иметь (7’Я*/7 |
Г)* ОПТ= |
|||
= 0,13, что при |
Мд =1,0 |
и |
//=11 км |
соответствует |
.*7' Опт = |
||
= 2000° абс. |
|
|
|
отношение (7’*///7 |
’г)* опт может |
||
При небольших значениях кк* |
|||||||
соответствовать реальным значениям Тг.* |
Например, |
притск* = 4,0 |
будем иметь (Тн*/7’г*) ОПт=0,218, что при указанных выше усло
виях соответствует температуре газа *=Т |
1190° абс. |
Однако при |
||||||
Мд = 2,5, когда 7’д=490°* |
абс, оптимальная |
температура газа |
||||||
и при ттк* = 4,0 |
является нереально высокой: |
|
|
|
||||
|
|
|
|
Т.* опт=2240° абс. |
|
|
|
|
Таким образом, |
можно считать, что |
при ^к*= const и |
увели |
|||||
чении 7’*//д |
г" |
величина |
комплексного параметра, как правило, |
|||||
должна, уменьшаться, так как реальные значения ТН]*Т |
пре |
|||||||
вышают их величины, соответствующие Птах. |
|
|
|
|||||
Из фиг. |
29 |
видно, что имеется максимум П и для каждого |
||||||
значения ТН1*Т Г*. |
|
|
|
|
|
|
||
Приравнивая нулю частную производную по I (^к*) |
от правой |
|||||||
части уравнения (2.12), |
после небольших преобразований полу |
|||||||
чим |
|
|
Тн* |
|
kr |
Тн* 1 |
|
|
|
|
а |
|
|
|
|||
_ |
|
— |
«-------- |
а---------- |
|
|||
|
|
тт* |
= Тск*kr~ 1 |
тг 7]т* |
|
Отношение т.к*' /тгк* где тс/'—производная от як* по Z(^K*)> запишется как
' V
76
Подставляя это соотношение в предыдущее уравнение и приво дя правую часть к одному знаменателю, будем иметь
яТн
2Т*
т*
1г
k |
V'r, |
|
kr |
тн* 1 |
k — 1 |
L |
*Т *71 |
kr — 1 |
Тт* 71т* |
_ |
k |
|
|
|
Как показывают расчеты, и в этом уравнении с весьма неболь шой погрешностью можно приравнять знаменатели в правой и ле вой частях уравнения. Тогда окончательно получим
|
Г |
—— fr; |
* + а |
|
|
|
* |
[ |
£ — 1 |
\ к |
т |
7~г* / |
(2.14) |
,VK. опт |
|
ТП* / |
k |
kr |
7)r*\ |
|
|
|
7\* U— 1 |
£г — 1 |
2 ) |
|
Это уравнение показывает, что оптимальное значение -к,* соответствующее максимуму комплексного параметра, зависит
только |
от т]т*, т]к* и |
ТН1*Т Г.* Численные значения |
опт |
видны |
из фиг. |
29. |
|
|
|
Полезно отметить, |
что при больших значениях Тн*,/Т |
соот |
ветствующих большим скоростям полета, величина *" опт относи
тельно невелика и при увеличении ик* сверх оптимального комплексный параметр сильно уменьшается.
Запишем уравнение (2.14) в виде
fe-i |
1-4-а —----------- |
|
|
|
||
k =____________________ тг* |
w_____________ |
(2.15) |
||||
|
1 / |
kr |
k — 1 _ 7]т* |
\ |
||
|
|
|||||
|
а *Л- 1k*1)/ I |
kr — ik 2 |
k |
|
|
|
|
|
|
\ |
k - 1 |
' |
|
Сопоставив |
это уравнение |
с уравнением |
(1.68), которое дает |
значение як,* соответствующее максимуму удельной тяги в ТРДФ,
77