Файл: Холщевников К.В. Некоторые вопросы теории и расчета ТРД.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нетрудно видеть, что уравнения практически идентичны, по­ скольку в уравнении (2.15) член

V

k— 1

мал по сравнению с другими членами в скобках.

Оценка некоторых особенностей двигателей различного типа с помощью комплексного параметра

ТРД с однокаскадным осевым компрессором

Чтобы иллюстрировать применение обобщенной зависимости,

рассмотрим с помощью комплексного параметра некоторые осо­ бенности ТРД с однокаскадным осевым компрессором. Часть этих

особенностей в дальнейшем исследуется более подробно.

В связи со снижением величины комплексного параметра при увеличении Тн*,/Т что, в частности, имеет место с ростом скорости полета, может возникнуть необходимость при больших ограничивать либо окружную скорость, либо производитель­

ность компрессора. Это в первую очередь определяется допу­ стимым абсолютным значением растягивающего напряжения в лопатках турбины. Так, например, если принять в качестве максимальных значений окружную скорость компрессора ик=

= 450 м/сек,

коэффициент производительности GK = 0,78

и Хт —

= 0,70, то при растягивающем напряжении ар = 2800 кг.см1

комп­

лексный параметр будет равен

ик2</к/ар<7(Хт)==63,1, что по фиг. 28

соответствует Тн*/Т

= 0,28 и

тгк*^6,0.

Поэтому, при всех зна­

чениях Тн/*Т

> 0,28 не представляется

возможным принимать

одновременно окружную скорость

«к = 450 м/сек и коэффициент

производительности

с/к=0,78,

если

сохранять указанные

значе­

ния ор и лт. При этом по мере увеличения ТН*/Т Г*

необходимо

уменьшать

для получения максимально возможных значений

комплексного параметра.

газа Тг* =

Например,

при М = 2,5, Н = 11 км и температуре

= 1200° абс,

отношение Тн/*Т т* = 0,408 и максимальная величина

комплексного

параметра при тгк* = 4,0 будет равна

11 = 43. По­

этому, принимая, что ар, пк и Хт остаются без изменения, получим

Чк = 0,53. С другой стороны, если

при М = 2,5 принять, что

ок=0,78, то допустимая окружная

скорость должна составлять

/гк=^370 м/сек.

 

Таким образом, значение иЕ, допустимое при максимальном ко­ эффициенте производительности, получается существенно ниже

окружной скорости, принятой условно в качестве максимальной ве­ личины. Следует отметить, что wE=370 м/сек и даже более низкие окружные скорости (340—350 м/сек) применяются в ряде совре­ менных ТРД и максимальные коэффициенты производительности

для них GK тах=0,65—0,70. Следовательно, если такие окружные

78


скорости применять и при больших сверхзвуковых скоростях поле­ та (Л4//^2,5), то коэффициент производительности может дости­ гать максимального значения даже при ор<2800 кг/сж2. Однако применение максимального коэффициента производительности при

/Ия^2,5 по существу исключает возможность поддерживать по­ стоянное число оборотов при более низких скоростях полета. Это

неблагоприятно отражается на характеристиках двигателя, так как без специальных способов регулирования будет невозможно со­ хранять максимальную температуру газа перед турбиной на режи­ мах полета с более низкими скоростями. В результате ухудшаются условия взлета, набора высоты и др. летные характеристики.

Если же и при иг=340—370 м/сек принять для расширения диа­

пазона работы двигателя с постоянным числом оборотов понижен­ ное значение коэффициента производительности, то для согласова­ ния работы компрессора и турбины необходимо уменьшить растя­ гивающее напряжение в лопатках турбины. Предположим, напри­

мер, что для Мн *=2,5,_Гг

: 1200°

абс и

^ = 4,0 принято:

wK=

=350 м/сек, Хт =0,7 и GK=0,53, т.

е. равно

GK при ык = 450 м/сек.

Поскольку величина П = 43,0,

то получим, что огр= 1690 кг/см2.

Та­

ким образом, снижение окружной скорости в сочетании с малым

значением Gg приводит к существенному уменьшению сгр. В таком двигателе потребуется иметь увеличенное число ступеней турбины и компрессора по сравнению с двигателем, имеющим более высо­ кую окружную скорость. Однако вследствие пониженной напря­ женности турбины применение такого двигателя может в ряде слу­ чаев оказаться целесообразным, если он не будет существенно уступать по весу.

Некоторое увеличение коэффициента производительности компрессора и при большой окружной скорости может дости­

гаться путем повышения температуры газа

перед турбиной, но

при условии сохранения <?р и одновременном

увеличении ~к.*

Так, при =1500°7,*

абс

получим

0,326

и в

случае

увеличения ~к* до

6,0 будем иметь 11 = 51.

Это

позволяет полу­

чить (при <Зр = 2800 кг/см2,

Хт = 0,7 и wK = 450 м/сек)

коэффициент

производительности

0,633

вместо 0,53, т.

е.

на

20 %

выше.

Однако иметь максимальный коэффициент производительности,

т. е. О.к=0,78 для Мя = 2,5, возможно только при весьма высо­ кой температуре газа Гг*=1740° абс, что соответствует ТН1*Т Г* =

=0,28.

Вслучае увеличения сгр путем использования более жаропроч­ ных сплавов или охлаждаемых лопаток коэффициент производи­

тельности может быть взят более высоким, но для GKmax требую­ щиеся напряжения весьма высоки.

Например, при 7WV=2,5 и Гт=1200°* абс для получения z/K = 450 м/сек и ик = 0,78 требуется иметь ар = 4120 кг/см2, а при Гт*=1500° абс — ор=3480 кг/см2, что затруднительно реализовать даже и при охлаждаемых лопатках.

79



Изложенное показывает, что при больших сверхзвуковых ско­

ростях полета реально приходится считаться с ограничением либо производительности компрессора, либо его окружной скорости.

Важно указать, что при выбранных значениях стР и Хт и, следо­ вательно, при uK2(iK=const изменение ик и О'к в известных пределах нс оказывает практически влияния на вес двигателя. Это является

следствием того, что при меньшем значении GK, но более высокой окружной скорости возрастет диаметр компрессора, однако одно­ временно уменьшается число ступеней и поэтому вес компрессора мало изменяется. Все же остальные элементы двигателя (турби­ на, камера сгорания и т. д.) будут в обоих случаях одинаковыми.

Следовательно, при практически одинаковом весе эти двигатели бу­ дут отличаться только диаметральными размерами и коэффициен­

тами производительности компрессора.

При умеренных сверхзвуковых и при дозвуковых скоростях по­

лета величина комплексного параметра имеет обычно такое значе­ ние, что окружная скорость и коэффициент производительности компрессора, как правило, не ограничиваются по величине турби­ ной, при условии, что степень повышения давления выбирается

достаточно высокой (см. фиг. 28).

В связи с этим при выборе окружной скорости и производитель­ ности для этих условий необходимо в основном исходить из весовых данных, характеристик двигателя и его надежности.

Следует отметить, что компрессор и турбина двигателя, пред­

назначенного для больших Мя, могут

рассчитываться на

режиме

с малыми

при GK=GEmax и при допустимых значениях сгР.

Переход этого двигателя на режимы полета с большими

при

постоянном числе оборотов будет происходить при неизменных

оР и Хт, но с уменьшением <JK по мере снижения П.

на ТРД

Рассмотренное выше может быть

распространено и

с центробежным или диагональным компрессорами, если в этих компрессорах за wK принимать окружную скорость на внешнем диаметре входной части колеса, а коэффициент производительно­

сти, как и в осевом компрессоре, определять по величине \ и отно­ сительному диаметру втулки на входе в колесо.

Важно отметить, что в двигателе с центробежным компрессо­ ром, имеющим односторонний вход, даже и при больших скоростях

полета (больших Тн/*Т г*), величина GK должна быть близкой к мак­ симально допустимой или должна ее превышать, так как окружная скорость на входном диаметре колеса относительно невелика.

Для уменьшения GK необходимо либо увеличить wK, что при стр= = const связано с увеличением габаритов двигателя, либо применять двухсторонний вход.

В двигателе с диагональным компрессором значение uR на вход­ ном диаметре может быть достаточно велико и поэтому коэффициент

производительности при больших сверхзвуковых скоростях полета будет, как и при наличии осевых компрессоров, относительно не­ большим.

80


ТРД с двухкаскадным компрессором

Уравнение (2. 10) и кривые, приведенные на фиг. 28, пригодны также и для выбора окружной скорости и производительности ком­

прессора двухкаскадного ТРД. При этом следует учесть, что незави­ симость числа оборотов турбины, вращающей компрессор первого ка­ скада (вторая турбина), от числа оборотов первой турбины позволяет

при некоторых условиях назначать в лопатках турбины первого каскада более высокие напряжения, поскольку в двухступенчатых

турбинах ТРД, лопатки второй ступени часто имеют несколько больший запас длительной прочности вследствие ограничений, на­ лагаемых первой ступенью.

В таких случаях в компрессоре первого каскада можно при требуемой окружной скорости принимать и более высокие значения

Gs по сравнению с однокаскадным ТРД и несколько уменьшать его размеры по сравнению с размерами первой части компрессора в однокаскадном ТРД.

Необходимо указать одновременно, что такое соотношение в двухступенчатой турбине имеется не всегда, и могут быть случаи, когда вторая ступень будет являться ограничивающей по запасу прочности, что рассматривается ниже.

С другой стороны, компрессор второго каскада должен ограни­ чиваться по производительности в большей степени, чем компрес­ сор первого каскада и компрессор однокаскадного ТРД. Это сле­ дует из того, что при одной и той же скорости полета отношение 7'///*Г тдля* второго каскада 1 получается больше вследствие подо­

грева воздуха в компрессоре первого каскада. Это связано с умень­ шением комплексного параметра, несмотря на то, что величина П для этого каскада определяется степенью повышения давления только в этом каскаде, которая, естественно, относительно невелика.

Кроме того, <Тр в лопатках турбины второго каскада при одинако­ вом материале должно быть ниже, чем в лопатках турбины первого каскада, вследствие более высокой температуры газа. Наконец, для обеспечения плавной проточной части всей турбины значение Хт на выходе из турбины второго каскада я’акже будет меньше, чем Хт на выходе из турбины первого каскада.

Уменьшение <тР и Хт при сниженных значениях П влечет за собой

уменьшение и СгЕ, так как снижать соответственно окружную ско­ рость не всегда целесообразно.

Пониженные значения коэффициента производительности в ком­ прессоре второго каскада расширяют возможный диапазон его ра­ боты по приведенному расходу и приведенным оборотам. Несмотря на пониженные значения ор, число оборотов второго каскада, как правило, можно допускать несколько большим, чем число оборо­

тов

первого, что

объясняется относительно меньшей площадью FT

1

Под величиной

в данном случае понимается полная температура на входе

в компрессор второго каскада.

6 к. В. Холщевников.

81