Файл: Холщевников К.В. Некоторые вопросы теории и расчета ТРД.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 1
в турбине второго каскада вследствие повышенной плотности газа на выходе из этой турбины.
Чтобы показать это, проведем исследование при различных зна чениях и-ки* Тн/*Т г.*
Исходя из условий прочности и используя уравнение (2.9), от ношение между числами оборотов второго и первого каскадов мож но выразить следующим образом:
лт+1 |
|
°Р2 Я (4)2 sin gT2 |
2лт |
/ар1 Я(^т)1 Sin aTj |
(2.16) |
|
В этом уравнении величины с индексом «1» относятся к ком прессору и турбине первого каскада, с индексом «2»—к компрес сору и турбине второго каскада.
С помощью параметров, характеризующих эффективность и
тип турбин обоих каскадов, т. |
е. к. п. д. турбины *,т\ |
числа |
|
ступеней z и величины Y* = |
«2*/с отношение между их чис |
||
лами оборотов может быть еще записано в виде |
|
||
”2 |
|
1 |
(2.17) |
|
1 |
||
|
|
||
«1 |
|
^•К1Мк£ |
|
где Ак1 —работа, |
затрачиваемая на компрессор первого каскада; |
||
Т-ке —работа, |
затрачиваемая на весь компрессор. |
|
|
Уравнение (2. |
17) получено в |
предположении, что средние диа |
метры турбин первого и второго каскадов являются одинаковыми. Приравняем правые части уравнений (2. 16) и (2. 17) и обо
значим
ар2 Я (4)2 Sin ят2
“pl Я (zt)i sin зТ1
* V Z2
Получим
(2.18)
Отношение Z.K1 Lk2 можно заменить через *к £ и |
с помощью |
уравнения |
|
82
*■-1
^■Kl
(2.19)
Подставив значение Lk1/Lk$ из уравнения (2,19) в уравнение (2. 18), получим
пт—1 / *Г-Ч \
|
1т±1 |
Д/ |
|
1 \ "т-1 |
• |
(2-20) |
|
|
2"т +1 |
К1--1 |
|
"т |
|||
С помощью этого уравнения при |
заданном |
Q и |
может |
||||
быть определена |
величина |
и по уравнению (2.16) найдено |
|||||
отношение между числами |
оборотов |
|
|
|
|
||
На фиг. 30 показаны значения п2/пт в зависимости от |
|
||||||
при различных значениях |
|
|
|
|
|
||
При расчетах |
было |
принято zx — г2^=1,0;”»1н = 7*) 2; Л* |
= |
||||
sin aT2/sin ат1 = 0,97; |
nr—1,29; |
т]тх=0,91 |
и |
т)к* = 0,83. |
|
||
Для отношений зр2/зр1 и |
q (W/q (Хт), |
приняты средние значе |
|||||
ния, известные по статистическим данным: |
|
|
|||||
°p2/api = 0>725 |
и q(\)2!q(\\ = 0,720. |
|
Строго говоря, отношение ор2/яр1 должно/приниматься в зави симости от распределения теплоперепада по ступеням и поэтому анализ с постоянным ср2/<тр1 является приближенным.
Из фиг. 30 видно, что при всех параметрах отношение чисел
оборотов |
п21пг |
возрастает с |
увеличением Th*iTt,* |
хотя |
рост |
7’я/7* ’г* |
связан |
с переходом |
к большим скоростям |
полета, |
для |
которых, |
как уже указывалось, первый каскад в меньшей сте |
пени ограничивается по производительности компрессора по сравнению с однокаскадным ТРД. Физически это является след ствием того, что при одном и том же **■ /с увеличением ТН1*Т Г*
увеличивается как суммарная степень расширения, так и степень расширения в турбине первого каскада (;)*я. При этом растет
относительно быстрее, чем "Д, и поэтому плотность газа на выходе из турбины первого каскада уменьшается быстрее плот ности газа на выходе из турбины второго каскада, что и обус
6* |
83 |
ловливает рост отношения; |
Из уравнения (2.16) |
видно, что |
|
увеличение |
при заданных |
отношениях ар2/ар1 и других вели |
|
чин приводит к увеличению »2//г1- |
|
||
Из фиг. |
30 видно, также, что при небольших -гк,* |
малореаль |
ных для ТРД с двухкаскадным компрессором, число оборотов второго каскада меньше' числа оборотов первого каскада при всех Тн*/Т г,* что объясняется малой величиной
Полученную зависимость меж ду числами оборотов второго и
первого каскадов можно уточнить,
Фиг. 30. Соотношение между ’чис лами оборотов второго и первого каскадов в двухкаскадном ТРД.
----------- аР'/орг=0'725;
---------- °р2/°Р1=/ (’tT1. ятЕ)—при, одинаковом
материале лопаток турэин обоих кас кадов.
Фиг. 31. Относительная величина -рабо ты сжатия в компрессоре первого кас када.
:cp2^pi=0,725:
■------ — |
~ ПРИ одинаковом ма |
териале лопаток турбин обоих каскадов.
учтя, что отношение Opg/cTpi является функцией распределения теплоперепада между турбинами каскадов. Однако расчеты показывают, что такое уточнение принципиально не изменяет результатов, полу
ченных при постоянном значении Прг/сГрЬ Для примера на фиг. 30
показано изменение |
для условия, что |
|
. ар2 |
|
ар1 |
при одинаковом материале лопаток турбин обоих каскадов и при одинаковом запасе прочности. Методика этого расчета аналогична методике, изложенной ниже (стр. 98—100).
На фиг. 31 показана зависимость Лк1/£к£ от TH*jT r* и *к Е,
характеризующая распределение работы сжатия между отдель ными каскадами. Расчеты/производились по уравнению (2.19).
84
Из уравнения равенства расхода воздуха через входные сечения компрессоров первого и второго каскадов цолучим
/” — лкД'1
п'2 |
ик2 1 / ®к2 * |
|
= |
I/ |
2«К, |
«1--------- «К1 ' |
Ок1 |
где ик1 и Gk2—коэффициенты производительности компрессоров первого и второго каскадрв;
■*я j —степень повышения давления в компрессоре пер вого каскада;
вого каскадов.
--------------- "p2/’pi=0-725;
-------------- ар2/ар1=^ <кт1’ — ПРИ 0Динак0в0м материале лопаток турбин обоих каскадов.
пк —показатель политропического процесса сжатия в компрессоре первого каскада;
«к, и «к2 —окружные скорости первых ступеней компрессо ров первого и второго каскадов.
85
Из предыдущего уравнения будем иметь
°к2_ (n2/»l)2(«Kl/«K2)2
(2.21)
бк1
где
_ |
* |
/ k — 1 |
tJSl’lKl |
( * ~т~ |
|
L |
* |
\\ s |
Z'K- tQks х |
Используя данные |
предыдущие |
расчетов по определению |
|||
/г2/П1 и |
АК17.Ks, получим возможность |
вычислить отношение |
|||
С/к2/б?к1 |
в зависимости от */7\Г |
г* и |
т:к* |
при различных «к1/«к2. |
|
На фиг. |
32 показано |
изменение |
Gk2/gk1 при одинаковых окруж |
||
ных скоростях и при этом условии имеем |
<7к2/С/к1 <Д ,0. |
||||
Если при одном и том же п2//г1 уменьшать окружную скорость |
|||||
компрессора второго каскада, т. |
е. брать «к1/«к2>1,0, то можно |
увеличивать отношение: б/к2/(/к1. Однако при 1,0 это связано с дальнейшим уменьшением диаметра компрессора второго кас када по сравнению с первым, что не всегда будет являться конструктивно возможным. Кроме того, при этом будет требо
ваться увеличение числа ступеней компрессора второго каскада.
Поэтому, как правило,. (7к2/ик1 -должно быть меньше единицы и,
следовательно, подтверждаются выводы, сделанные ранее на основании анализа комплексного параметра П.
Двухконтурный ТРД
Для двухконтурного |
двигателя |
(ТРДД) |
комплексный параметр |
выразится уравнением |
|
|
|
«k2Gk |
1 |
Лт\н* |
|
------------ =---------SinaT5r7tK*l / |
------ 1 — |
||
От) |
1 - |
К |
Тт* |
|
|
0,0439ттФ/Т — |
|
|
|
|
А_ |
|
|
/г-1 |
|
|
г* -1 |
|
_ а М к ~ |
! |
A I |
JL_ М |
|
|
а Tr* |
W ■ |
М — PZ.K / |
(2 99) |
||
_ ти " лк* |
|
1 /1 I |
Р Pt2\ |
|
|
а тг |
V |
k |
|
|
|
где р = <7в2/Ов —отношение |
расхода воздуха через второй контур |
к общему расходу воздуха через двигатель; Ак2—работа, затрачиваемая на компрессор второго
контура; £к—работа, затрачиваемая на компрессор первого
контура.
86
Чтобы получить возможность провести обобщенные исследо вания комплексного параметра в ТРДД, напишем его отношение
к комплексному параметру |
ТРД, |
предполагая, |
что |
параметры |
|||
|
X- ат, 8Г, |
|
ТН\*Т и vT |
|
|
||
в обоих случаях одинаковы. |
|
|
|
|
|
||
Обозначая это |
отношение |
через 11, |
получим |
|
|
||
ТИ^М / |
|
3 £к2?Г |
|
ТН* Д* к)* |
|||
тг |
V \ |
+1-?Ак/ |
у |
а тг___т,т* |
|||
|
|
|
|
|
|
|
г ’ |
|
тн* |
/ |
3 |
L к2\ |
Тн* *)Фчс |
*1 г~1 |
|
|
/ г |
X |
|
|
тг *% . |
||
|
|
|
|
|
|
|
(2.23) |
При т]т* = const |
и <т=const |
величину и можно рассматривать |
|||||
как функцию трех величин: |
|
|
|
|
|
|
|
где |
тг |
|
|
lk |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Такое рассмотрение величины 11 позволяет легко выявить об щие закономерности ее изменения в зависимости как от р и LK2/LRi,
гак и от скорости и высоты полета, температуры газа и степени по вышения давления.
На |
фиг. |
33 |
показана |
зависимость |
И от произведения |
(TH)*jT |
I (тск)* для нескольких значений |
[3 и Ьк2/Ьк. Из фиг. 33 |
|||
видно, |
что при |
всех значениях [С>0 величина И уменьшается |
|||
по .мере увеличения )/(7* ДЛ/Д. |
(^Д). |
|
|||
Следовательно, с увеличением скорости полета (увеличение )7*Д |
|||||
при заданной |
температуре газа и степени |
повышения давления |
уменьшается комплексный параметр ТРДД, так как при этих усло виях он уменьшается и в ТРД (см. фиг. 28).
Наоборот, увеличение температуры газа при заданном значе
нии Тн* (т. е. скорости и высоты полета) и тгЕ* увеличивает как П,
так и абсолютное значение комплексного параметра в ТРДД.
Увеличение степени повышения давления при заданном значе
нии ТН*1Т Г* вызывает уменьшение П, причем абсолютное значение комплексного параметра будет при некотором -ттД иметь макси
мальное значение в связи с тем, что существует максимум комп лексного параметра и в ТРД.
87