Файл: Холщевников К.В. Некоторые вопросы теории и расчета ТРД.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 1
тяга меньше максимальной при данной скорости полета, так как только в этом случае имеется возможность варьировать темпера турой газа и степенью повышения давления.
Вывод и анализ уравнений для определения оптимальной
температуры газа и оптимальной степени повышения давления
Решение уравнений dCR/dTr* = O и dCRldnK* = 0 для опреде ления оптимальной температуры газа и оптимальной степени повышения давления связано с известными трудностями, вслед ствие чего до настоящего времени общего решения этих урав нений не существует.
Известно только решение уравнения dCRjdTr* = 0, полученное проф. И. И. Кулагиным1 при некоторых допущениях. Это реше ние рассмотрено ниже.
Если использовать для определения CR уравнение (1.30), то
задача нахождения оптимальной температуры газа и "к. Оптне'
сколько облегчается вследствие того, что в это уравнение входят не непосредственно сами переменные (Тг*, тгк,* г]Е* и т. д.), а их функции Ф(^); R(ttc) и т. д. Однако и при этом необходимо принимать ряд упрощающих предположений и, в частности, при нимать постоянными коэффициенты Виа, хотя они зависят от температуры газа и степени повышения давления, но эта зависи мость является сложной и аналитически не выражается.
Как показано ниже, предположение о постоянстве величины В
и теплоемкостей на линии сжатия и расширения, от которых, в ча стности, зависит а, вносит некоторые количественные, но не прин ципиальные отличия по сравнению с точными расчетами.
Принимая уравнение (1.30) исходным, целесообразно рас
сматривать минимум не CR, a CR п— CRjB У7'н* и в качестве независимой переменной принимать не Тг,* а отношение TT*jT H,*
что позволяет использовать решение для всех высот полета.
Возьмем частную производную от CRn по какому-либо из
независимых переменных и приравняем ее нулю. Тогда в урав нение войдут частные производные от Ф (<7); Ryc), которые для сокращения записи будем обозначать штрихом2,
- г i Н |
|
-Ф(?)[«РС |
R(О- 1 „] = 0. |
1 И. И. Кулагин, Теория авиационных газотурбинных двигателей Оборонгиз, 1955.
2 Принимается, что 80ХЛ = const.
40
Раскрыв скобки, получим
><Ре 1/ |
ф' (7)-l,87k^(9)-'^(?) 1/ |
К*) |
|
У 1Н |
|
V |
1 н |
|
-*?СФ(<7)/?К)(|/ |
=0. |
|
Разделив уравнение на
*?с]/ ^^К)Ф(^),
Г1Н'
получим
R' Ю |
Ф' (?) |
1.87А//Ф' (?) |
(1.52> |
|
R Ы |
ф (?) |
^с]/ ^W*(f) |
||
|
F 7 я
В таком виде уравнение (1.52) пригодно для определения как оптимальной температуры газа (или Тг/*Т н*), так и оптимальной
степени повышения давления в зависимости |
от того, по какому |
из этих параметров будут браться частные |
производные. Это |
уравнение пригодно также для случая с полным расширением и для суживающегося сопла при неполном расширении в зависимости от того, какое выражение будет приниматься для /?(тгс).
Когда производные берутся по ТГ1*Т Н,* для случая с полным расширением получим
получим уравнение для |
г.с А’, |
|
в виде |
|
|
|
|
|
||||
|
х2 — х — b -— aZ(V) |
|
= 0. |
|
|
|
|
|||||
■Отсюда |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
*г-> |
1-Т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
)*^(/^Т'г |
2 С/-/) |
|
(1.53) |
|||
|
С.ОПТ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Уравнение (1.53) должно решаться графически. Для принятых |
||||||||||||
значений t]k.* т]т*, |
7(тгк)* |
необходимо |
задаться |
несколькими |
||||||||
значениями |
ТГ1*Т Н* и вычислить J, |
тгс, |
/?(-тгс),/. После |
этого |
вы |
|||||||
числяется ттс |
по формуле |
(1. 14). Построив графически оба значе |
||||||||||
ния тг„ в зависимости |
от |
Тг*,/Т„ |
получим |
в пересечении тгс |
опт и |
|||||||
()^*Тг. '/Тп |
существенно |
упрощается |
|
|
|
таблиц |
или |
|||||
Решение |
при |
наличии |
||||||||||
графиков функций Ф(<7), |
Тч1* |
н,* |
|
J, #(тга). |
|
|
|
|
|
|||
Более удобен другой |
способ решения уравнения (1.53). Сте |
|||||||||||
пень расширения в реактивном сопле можно записать в |
виде |
|
||||||||||
|
|
|
V-’ |
|
_А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
где Гт.аД—температура газа |
за |
турбиной |
при |
адиабатическом |
||||||||
расширении |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7т.ад |
= 7~г* |
gZ(^) |
|
|
|
|
|
|||
Подставляя в уравнение |
(1.53) |
приведенное |
выше |
выраже |
||||||||
ние для -тгс и |
решая его относительно Ь, |
получим |
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(1-54) |
Это уравнение также должно решаться графически относи
тельно коэффициента Ь, который входит и в правую часть уравне ния (в коэффициент f через 7?(-л-<,)).
Уравнение (1.54) упрощает расчет по сравнению с уравнением
(1.53) вследствие того, что при |
изменении b коэффициент J не |
||||
меняется |
и требуется |
определять |
только |
новое |
значение /?(тгс) |
и f. |
того, когда |
скорость' |
полета |
V=0 и, |
следовательно, |
Кроме |
/=0, то это уравнение позволяет непосредственно вычислять коэф фициент Ь.
42
Следует отметить, что когда Z("K)* = 0, т. е. -к* = 1,0, то
"г-1
(./ — /) также равно нулю и |
b=(^v) k? . |
При I (тск*) = 0(Гг*iTя)* опт определяется из уравнения J — / = 0. |
|
При всех других )*1(~ |
коэффициент b должен удовлетво |
рять условию J >/. |
|
Если при Ф(</)=0 принять, что /?УД=0, то предельное значение |
|
удельного расхода топлива |
будет выражаться отношением 0/0. |
Фиг. 8. Поле оптимальных значений Тн*!Тт*.
->1т*=0,9; »?с=0,975.
При этом коэффициент b должен иметь определенное значение, подчиняющееся уравнению
ь |
==_ |
________ 1________ ______ |
|
ЛРСД Т*н |
^-ад [j |
/ |
0,382Хя \2~ |
При этом необходимо иметь в виду, что значение С^=0/0 для реального цикла неосуществимо и в дальнейшем принимается
лишь в качестве некоторой условной границы, при приближении |
|
к которой отдельные коэффициенты (трА т|т,* |
и др.) могут иметь |
значения >1,0. |
показывают, что без |
Полученные уравнения (1.53) и (1.54) |
|
использования функций вида Ф(<у), /?(то) и |
ГТ,*Г ЯХ’,зависящих от |
основных переменных Тг* и тгк,* нельзя без |
дополнительных упро |
щений решить задачу об оптимальной температуре газа, так как эта температура в явном виде выражена быть не может. Как бу дет показано ниже, аналогичное решение получается и для опти мальной степени повышения давления. Задачу об оптимальной температуре газа можно решить в явном виде, приняв дополни тельные допущения.
На фиг. 8 и 9 |
показано подсчитанное с помощью уравне |
ния (1.54) поле |
оптимальных значений Тн',!/Тт* при постоянном |
43
к. п. д. турбины и постоянном произведении vqtc. В качестве пара |
||
метров приняты /(тгк)* и b= (8$ |
нг-1 |
что придает получен |
, |
||
ным результатам достаточно обобщенный |
характер, поскольку |
они показывают влияние на (ТН*1Т Г)ОП1 различных значений тгк,* г)к* и оЕ.
На этом же графике построены кривые постоянных значе ний Су?п, являющихся в каждой точке минимальными. Кривые на
фиг. 8 и 9 наглядно показывают отмеченную ранее неоднознач-
Л'/Гг'
10
0.9
0.8
0.7
0.6
0.5
0,9
0.5
02
0,1
Фиг. 9. Поле оптимальных значений Тц[* |
т* при М/у=2,5, т;т=0,9* |
’ |
|||
|
|
ч?с = 0,975. |
|
|
|
ность понятия об |
оптимальном значении |
Тг/*Т н,* так как в зави |
|||
симости от к. п. д. |
и 8s |
можно при -гк* = const иметь различные по |
|||
величине оптимальные |
значения Тт*!Т н* |
|
и одно и то же значение |
||
(Тг*/Т н)* от и |
при различных степенях повышения давления. |
||||
Если принять, |
что на линии 6 = const |
степень повышения дав |
ления, а следовательно, и 8s остаются постоянными1, то эта ли
ния будет показывать влияние на |
(Тн* /Тг*) от |
или (Тт*/Т н*) |
оат |
|||||
коэффициента полезного действия |
компрессора, |
который должен |
||||||
возрастать при увеличении Тя/*Т ги* |
может определяться по урав |
|||||||
нению |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* “к* |
* |
|
|
|
|
|
|
|
—1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Т)*к =—------- |
• |
|
|
|
|
Так, |
|
|
/(V) |
|
|
6 = 2,0 |
|
|
например, |
если на фиг. 8 |
взять о2тек«==8,47, |
и |
|||||
~k* = 9,5(8s = 0,89), |
то при I (т:/) = 1,5, т]кй = 0,602 |
и при *)/(п, |
= |
|||||
= 1,0, т)к* = 0,904. |
|
Z(t:k") = 1,0 значения (7'zz/7* |
|
|
|
|||
При /(zK)* = l,5 |
и |
’r*) onT |
соответ |
|||||
ственно |
равны 0,2 |
и |
0,33. |
|
|
|
|
|
1 При |
= const |
|
= const; принимается также, что |
|
—- = const-0,25. |
44