Файл: Холщевников К.В. Некоторые вопросы теории и расчета ТРД.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поэтому минимум CR по <7

(при

Ал = const) является одновре­

менно минимумом по ~к* и

Тг* и,

следовательно, значения этих

величин, которые соответствуют оптимальному q, также являются оптимальными.

Поскольку полученный вывод справедлив лишь в случае,

когда величина

LR принимается постоянной,

то,

следовательно,

значения ~к*

и

будут подчинены

этому

условию.

Очевидно

 

 

 

 

также, что они будут зави-

 

 

 

 

сеть еще от принятого уров­

 

 

 

 

ня к. п.

д. элементов.

 

 

 

 

 

 

На фиг. 4 показана за­

 

 

 

 

висимость

 

(7^)-Зна­

 

 

 

 

чение ALr140 кал/кг со­

 

 

 

 

ответствует

двигателю

с

 

 

 

 

центробежным

компрессо­

 

 

 

 

ром.

Исходное значение CR

 

 

 

 

и qHa

отмечено

на

этой

 

 

 

 

кривой точкой 0 и соответ­

 

 

 

 

ствует т?к:-=4,5, Гг* = 1100°

 

 

 

 

абс, qHa—Y75

кал/кг при

 

 

 

 

4К* = 0,778, т]т* == 0,876 и gv =

 

 

 

 

= 0,88.

 

 

 

 

мини­

 

 

 

 

Для

получения

 

 

 

 

мального удельного расхо­

 

 

 

 

да

топлива

 

при

ALR—

 

 

 

 

= 140

кал/'кг

потребуется

 

 

 

 

увеличить qHu от 175 до

 

 

 

 

280 кал/кг, что связано с

 

 

 

 

повышением

 

температуры

 

 

 

 

газа

перед турбиной и сте­

 

 

 

 

пени

повышения давления.

 

 

 

 

Это

видно

из

нанесенных

 

 

 

 

на фиг.

4 кривых, показы­

 

 

 

 

вающих изменение ?гк*

и

 

 

 

 

при

постоянных значениях

 

 

 

 

к. п. д. В точке минимума

Фиг. 4. Зависимость Ср, тск* и Тг* от q//a

CR степень

повышения да­

при М=0 и /7=0.

вления

и температуры газа

нереальных,

 

 

 

достигают весьма

высоких,

значений (лк* = 257, Тг" = 2500°

абс).

 

 

 

 

 

Если принять, что в точке минимума CR к. п. д. имеют

более высокое значение (например, -*^. = 0,85, т].г* = 0,92 и

 

=0,92), то оптимальные величины wK* и

снизятся до Гг" =

= 1875° абс

и

",/■ = 62, являющихся

также

весьма большими.

При этих к.

п.

д.

и значениях itK* и

ГД соответствующих

со­

временным ТРД, можно получить относительно малую величину ALr. В частности, при zK* = ll,5 и Гг*=-=Д 100° абс получим 4£р=86 кал!кг. Удельный расход топлива в этом случае (точка

зо


О' на фиг. 4) равен 0,72 «г/кг тяги час

и лишь немного отли­

чается от минимального, который равен 0,7 кг/кг тяги час.

Весьма характерно, однако, что для

получения

C/?min = 0,7

необходимо значительно

увеличить кк*

(до ~63)

и Гг* (до

— 1580° абс).

при LR = const существует минимальный

Таким образом, хотя

удельный расход топлива, соответствующий одновременно опти­

мальным значениям ~кй и Т*, однако эти параметры должны иметь весьма большие, практически нереальные численные зна­ чения.

Поскольку в рассматриваемом случае кк* и Тг* были связаны между собой добавочным условием A^=const, то получался

так называемый относительный минимум CR по двум переменным.

Если температура газа и степень повышения давления будут изменяться независимо, то LR будет переменной величиной.

Поэтому при постоянных к.

п. д. можно написать:

 

^7?“/1 (<7;

LR),’

 

 

 

 

 

V)-

 

Частные производные от CR как сложной

функции по неза­

висимым переменным кк* и ГГ* выразятся уравнениями

dCR

dCR

dq

. dCR

dtR .

дТт*

дд

дТг*

dLR

дТт*

dCR

dCR

dq

. dCR dLR

 

дпк*

dq

dV

dLR

 

 

Для того

чтобы и в этом случае частные производные CR

по Тг* и по

были одновременно равны нулю, необходимо,

чтобы соблюдалось одно из следующих двух условий:

 

дС/?=0 'и -^-=0

или

dq

dLR

 

dq

dLR

dq

dLR

 

• ■

dTx•* dvK*

d~K* dTt*

Как уже указывалось выше, частная производная dCRdq

может быть

равна нулю и это соответствует минимуму CR по

*к* и по Т*

при Lr = const.

Однако

существование равенства

dCRidLR = 0 в пределах

реальных значений q невозможно, что

легко показать, рассмотрев для простоты случай, когда скорость полета равна нулю.

Для этого

случая, дифференцируя уравнение (1.44), получим

d=.*£-386

-- Aq- ■-я--=386 --------- л

 

2(qHa — ALR) I2

— ALr

 

\ “

q /

31


Из этого выражения следует, что dCR.dLR может быть равно нулю только в физически нереальном случае, когда q = <x>.

Таким образом, первое условие существования минимума CR по двум переменным (~к* и *)Т при LR ф const выполнено быть не может.

Рассмотрим второе условие.

Для упрощения примем, что в выражении для q коэффициент

В — const. Тогда при Тн* — const получим *dqdT — B и

Поэтому второе условие можно записать в виде

 

(ILr 1 'Г * &

— 1

1

 

 

dLR

=

0.

(1.50)

 

d~K

-k

JL

 

dTr*

 

 

 

 

 

 

_

л Л

7lK

*

 

 

 

 

 

“К

 

 

 

 

 

Выразим Lr как сумму потерь в

 

идеальном

цикле и потерь

от несовершенства элементов двигателя:

 

 

 

 

Lr = LRi + Lr + Л?” 4"£/?,п + •

• .

 

где

t LRi — потери

в идеальном цикле;

 

LR\

Z.#11,'. . . —потери

от несовершенства элементов дви­

 

гателя

(компрессора,

камеры

сгорания и

т. д.).

Тогда уравнению (1.50) можно придать вид

/ dLRi |

е dLRi \ I / dLRl

I е dLR{ .

\ d~i:*

dTT* /~\ ditK*

dTT*

‘ ~Г

\ rf*-к

4-е\. =о,

(1.51)

iTrV

 

 

где

Рассмотрим сначала условия, при которых это уравнение удовлетворяется в идеальном цикле, т. е. когда потери в эле­ ментах отсутствуют. Величина LRi выражается формулой

Л

Здесь ^ — термический к. п. д. цикла

тг * ^"0

где kQ— средний показатель цикла.


Дифференцируя приведенное выше уравнение, получим

 

 

 

 

 

*о-1

7* к*

 

В (1 -7) ) е-

q ----;

 

А '

 

А 4

г

*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

‘‘К

 

дТс*

A

tr

дТт*

А

 

'

Подставляя в уравнение (1.51) полученные выражения и при­ нимая, что потери LRl, Lru и т. д. равны нулю, получим

М/ *о — 1

q __ п

А ~ ~ k0

~ 2А=>~

U_ * й» пк

ИЛИ

7=0.

Таким образом, для идеального цикла дифференциальное урав нение (1.51) удовлетворяется только в предельном случае 7=0.

При этом температура газа и степень повышения давления будут связаны зависимостью

Л* = ^*[1+/(Не ­

когда тгк*=1,0, то ТГ* = ТН.* Если 7ГК* оо, то и Тт* -> оо.

Следовательно, в идеальном цикле ?гк* и Тт* могут иметь ши­ рокий диапазон значений, удовлетворяющих уравнению (1.51), от тгк=1,0* и Т^ = ТН* до тгк* = оо и 7"г* = оо. В последнем случае и для реального цикла все члены уравнения (1.51) должны быть равны нулю, поскольку термический к. п. д. цикла т)е* -> 1,0, а по­ тери в элементах LlR—LllR .. .->0. Таким образом, условия тгк* = оо и Гг* = оо являются решениями уравнения (1.51) как для идеаль­ ного, так и для реального циклов. Однако и в реальном цикле это уравнение может иметь решение при конечных значениях тгк* и Тг,* так как члены уравнения (1.51), содержащие производные от по­ терь, возрастают по мере снижения к. п. д. и могут становиться со­ измеримыми с первым членом при конечных значениях ттк* и Тг,*

имея при этом разные знаки.

Чтобы показать это, рассмотрим некоторые потери и их част­

ные производные, воспользовавшись выражениями для этих по­ терь, полученными А. Л. Пархомовым.

Вчастности, для компрессора

,C.k(I-V)

лк* >г ^*к

3 К. В. Холщев :иков

33