Файл: Холщевников К.В. Некоторые вопросы теории и расчета ТРД.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 1
Поэтому минимум CR по <7 |
(при |
Ал = const) является одновре |
менно минимумом по ~к* и |
Тг* и, |
следовательно, значения этих |
величин, которые соответствуют оптимальному q, также являются оптимальными.
Поскольку полученный вывод справедлив лишь в случае,
когда величина |
LR принимается постоянной, |
то, |
следовательно, |
||||||||
значения ~к* |
и *Т |
будут подчинены |
этому |
условию. |
Очевидно |
||||||
|
|
|
|
также, что они будут зави- |
|||||||
|
|
|
|
сеть еще от принятого уров |
|||||||
|
|
|
|
ня к. п. |
д. элементов. |
|
|
||||
|
|
|
|
На фиг. 4 показана за |
|||||||
|
|
|
|
висимость |
|
(7^)-Зна |
|||||
|
|
|
|
чение ALr— 140 кал/кг со |
|||||||
|
|
|
|
ответствует |
двигателю |
с |
|||||
|
|
|
|
центробежным |
компрессо |
||||||
|
|
|
|
ром. |
Исходное значение CR |
||||||
|
|
|
|
и qHa |
отмечено |
на |
этой |
||||
|
|
|
|
кривой точкой 0 и соответ |
|||||||
|
|
|
|
ствует т?к:-=4,5, Гг* = 1100° |
|||||||
|
|
|
|
абс, qHa—Y75 |
кал/кг при |
||||||
|
|
|
|
4К* = 0,778, т]т* == 0,876 и gv = |
|||||||
|
|
|
|
= 0,88. |
|
|
|
|
мини |
||
|
|
|
|
Для |
получения |
||||||
|
|
|
|
мального удельного расхо |
|||||||
|
|
|
|
да |
топлива |
|
при |
ALR— |
|||
|
|
|
|
= 140 |
кал/'кг |
потребуется |
|||||
|
|
|
|
увеличить qHu от 175 до |
|||||||
|
|
|
|
280 кал/кг, что связано с |
|||||||
|
|
|
|
повышением |
|
температуры |
|||||
|
|
|
|
газа |
перед турбиной и сте |
||||||
|
|
|
|
пени |
повышения давления. |
||||||
|
|
|
|
Это |
видно |
из |
нанесенных |
||||
|
|
|
|
на фиг. |
4 кривых, показы |
||||||
|
|
|
|
вающих изменение ?гк* |
и *Т |
||||||
|
|
|
|
при |
постоянных значениях |
||||||
|
|
|
|
к. п. д. В точке минимума |
|||||||
Фиг. 4. Зависимость Ср, тск* и Тг* от q//a |
CR степень |
повышения да |
|||||||||
при М=0 и /7=0. |
вления |
и температуры газа |
|||||||||
нереальных, |
|
|
|
достигают весьма |
высоких, |
||||||
значений (лк* = 257, Тг" = 2500° |
абс). |
|
|
|
|
|
|||||
Если принять, что в точке минимума CR к. п. д. имеют |
|||||||||||
более высокое значение (например, -*^. = 0,85, т].г* = 0,92 и |
|
— |
|||||||||
=0,92), то оптимальные величины wK* и *Т |
снизятся до Гг" = |
||||||||||
= 1875° абс |
и |
",/■ = 62, являющихся |
также |
весьма большими. |
|||||||
При этих к. |
п. |
д. |
и значениях itK* и |
ГД соответствующих |
со |
временным ТРД, можно получить относительно малую величину ALr. В частности, при zK* = ll,5 и Гг*=-=Д 100° абс получим 4£р=86 кал!кг. Удельный расход топлива в этом случае (точка
зо
О' на фиг. 4) равен 0,72 «г/кг тяги час |
и лишь немного отли |
||
чается от минимального, который равен 0,7 кг/кг тяги час. |
|||
Весьма характерно, однако, что для |
получения |
C/?min = 0,7 |
|
необходимо значительно |
увеличить кк* |
(до ~63) |
и Гг* (до |
— 1580° абс). |
при LR = const существует минимальный |
||
Таким образом, хотя |
удельный расход топлива, соответствующий одновременно опти
мальным значениям ~кй и Т*, однако эти параметры должны иметь весьма большие, практически нереальные численные зна чения.
Поскольку в рассматриваемом случае кк* и Тг* были связаны между собой добавочным условием A^=const, то получался
так называемый относительный минимум CR по двум переменным.
Если температура газа и степень повышения давления будут изменяться независимо, то LR будет переменной величиной.
Поэтому при постоянных к. |
п. д. можно написать: |
||||
|
^7?“/1 (<7; |
LR),’ |
|
|
|
|
|
|
V)- |
|
|
Частные производные от CR как сложной |
функции по неза |
||||
висимым переменным кк* и ГГ* выразятся уравнениями |
|||||
dCR |
dCR |
dq |
. dCR |
dtR . |
|
дТт* |
дд |
дТг* |
dLR |
дТт* |
’ |
dCR |
dCR |
dq |
. dCR dLR |
|
|
дпк* |
dq |
dV |
dLR |
|
|
Для того |
чтобы и в этом случае частные производные CR |
||||
по Тг* и по |
были одновременно равны нулю, необходимо, |
||||
чтобы соблюдалось одно из следующих двух условий: |
|||||
|
дС/?=0 'и -^-=0 |
||||
или |
dq |
dLR |
|
||
dq |
dLR |
dq |
dLR |
||
|
|||||
• ■ |
dTx•* dvK* |
d~K* dTt* |
|||
Как уже указывалось выше, частная производная dCRdq |
|||||
может быть |
равна нулю и это соответствует минимуму CR по |
||||
*к* и по Т* |
при Lr = const. |
Однако |
существование равенства |
||
dCRidLR = 0 в пределах |
реальных значений q невозможно, что |
легко показать, рассмотрев для простоты случай, когда скорость полета равна нулю.
Для этого |
случая, дифференцируя уравнение (1.44), получим |
|
d=.*£-386 |
-- Aq- ■-я--=386 --------- л |
|
|
2(qHa — ALR) I2 |
— ALr |
|
\ “ |
q / |
31
Из этого выражения следует, что dCR.dLR может быть равно нулю только в физически нереальном случае, когда q = <x>.
Таким образом, первое условие существования минимума CR по двум переменным (~к* и *)Т при LR ф const выполнено быть не может.
Рассмотрим второе условие.
Для упрощения примем, что в выражении для q коэффициент
В — const. Тогда при Тн* — const получим *dqdT — B и
Поэтому второе условие можно записать в виде
|
(ILr 1 'Г * & |
— 1 |
1 |
|
|
dLR |
= |
0. |
(1.50) |
|
d~K |
-k |
JL |
|
dTr* |
||||
|
|
|
|
|
|||||
|
_ |
л Л |
7lK |
* |
|
|
|
||
|
|
“К |
|
|
|
|
|
||
Выразим Lr как сумму потерь в |
|
идеальном |
цикле и потерь |
||||||
от несовершенства элементов двигателя: |
|
|
|
||||||
|
Lr = LRi + Lr + Л?” 4"£/?,п + • |
• |
• . |
|
|||||
где |
t LRi — потери |
в идеальном цикле; |
|
||||||
LR\ |
Z.#11,'. . . —потери |
от несовершенства элементов дви |
|||||||
|
гателя |
(компрессора, |
камеры |
сгорания и |
т. д.).
Тогда уравнению (1.50) можно придать вид
/ dLRi | |
е dLRi \ I / dLRl |
I е dLR{ . |
|
\ d~i:* |
dTT* /~\ ditK* |
dTT* |
‘ ~Г |
\ rf*-к |
4-е\. =о, |
(1.51) |
|
iTrV |
|
|
где
Рассмотрим сначала условия, при которых это уравнение удовлетворяется в идеальном цикле, т. е. когда потери в эле ментах отсутствуют. Величина LRi выражается формулой
Л
Здесь ^ — термический к. п. д. цикла
тг * ^"0
где kQ— средний показатель цикла.
Дифференцируя приведенное выше уравнение, получим
|
|
|
|
|
*о-1 |
|
7* к* |
|
В (1 -7) ) е- |
q ----; |
|||
|
А ' |
|
А 4 |
г |
* |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
‘‘К |
|
дТс* |
A |
tr |
дТт* |
А |
|
' |
Подставляя в уравнение (1.51) полученные выражения и при нимая, что потери LRl, Lru и т. д. равны нулю, получим
М/ *о — 1 |
q __ п |
А ~ ~ k0 |
~ 2А=>~ |
U_ * й» пк
ИЛИ
7=0.
Таким образом, для идеального цикла дифференциальное урав нение (1.51) удовлетворяется только в предельном случае 7=0.
При этом температура газа и степень повышения давления будут связаны зависимостью
Л* = ^*[1+/(Не
когда тгк*=1,0, то ТГ* = ТН.* Если 7ГК* оо, то и Тт* -> оо.
Следовательно, в идеальном цикле ?гк* и Тт* могут иметь ши рокий диапазон значений, удовлетворяющих уравнению (1.51), от тгк=1,0* и Т^ = ТН* до тгк* = оо и 7"г* = оо. В последнем случае и для реального цикла все члены уравнения (1.51) должны быть равны нулю, поскольку термический к. п. д. цикла т)е* -> 1,0, а по тери в элементах LlR—LllR .. .->0. Таким образом, условия тгк* = оо и Гг* = оо являются решениями уравнения (1.51) как для идеаль ного, так и для реального циклов. Однако и в реальном цикле это уравнение может иметь решение при конечных значениях тгк* и Тг,* так как члены уравнения (1.51), содержащие производные от по терь, возрастают по мере снижения к. п. д. и могут становиться со измеримыми с первым членом при конечных значениях ттк* и Тг,*
имея при этом разные знаки.
Чтобы показать это, рассмотрим некоторые потери и их част
ные производные, воспользовавшись выражениями для этих по терь, полученными А. Л. Пархомовым.
Вчастности, для компрессора
,C.k(I-V)
лк* >г ^*к
3 К. В. Холщев :иков |
33 |