ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 4
Р и с . 22. С х ем а п р овер к и стр елы п р ов и сан и я гусен иц ы .
стрелу провисания гусеницы между поддерживаю щими роликами (рис. 22), которая должна быть разной 30—50 мм. При необходимости отпускают контргайки и, вращая регулировочную гайку, выдви гают вперед направляющее колесо. Если, выдвинув колесо на возможную величину, не удается натянуть гусеницы, то его отодвигают назад до отказа, сни мают гусеницу, удаляют одно звено и, снова надев, натягивают гусеницу.
Технический уход за электрооборудованием трактора
Сложные операции по техническому уходу за электрооборудованием трактора выполняют обычно мастер-наладчик или слесарь по ремонту электро оборудования, использующие для этого специальные приборы. Мы же здесь рассмотрим те операции тех нического ухода, которые можно выполнить без сложных приборов.
Уход за батареей аккумуляторов. При ежесмен ном техническом уходе следят, чтобы поверхности
! 52
бака, крышки, зажимов и штырей батареи были чис тыми и сухими. После пуска двигателя по ампер метру проверяют величину зарядного тока. Стрелка амперметра сразу же после запуска двигателя долж на показывать 10—13 а с последующим понижением величины зарядного тока.
При проведении технического ухода № 1 прове ряют состояние клемм, прочищают вентиляционные отверстия в пробках и проверяют уровень электро лита в аккумуляторах. Окислившиеся клеммы и на конечники зачищают до появления чистой блестящей поверхности металла. Вентиляционные отверстия прочищают, предварительно вывернув их из залив ных горловин. Уровень электролита проверяют стек лянной трубкой диаметром 3—5 и длиной 150—180 мм. Трубку опускают в отверстие аккумулятора, закры вают плотно пальцем верхний ее конец и вынимают.
Уровень |
электролита |
в аккумуляторах |
должен |
||||
быть в |
пределах |
10—15 мм |
выше |
верхнего |
края |
||
пластин. |
недостаточном |
уровне |
электролита |
в |
акку |
||
При |
|||||||
мулятор |
доливают |
дистиллированную |
воду |
до |
нор |
мального уровя. Если нет дистиллированной воды, то можно использовать дождевую, собранную с неме таллической крыши и хранящуюся в стеклянной или пластмассовой емкости. По окончании ухода поверх ность аккумулятора протирают, неконтактные части клемм и наконечников смазывают техническим вазе лином.
Уход за генератором постоянного тока. При тех ническом уходе № 2 снимают, с генератора защит ную ленту и вынимают щетки. Коллектор должен иметь чистую гладкую поверхность с пленкой сине ватого или темно-коричневого цвета. Высота щетки должна быть не менее 11 мм, а у генератора Г-214
153
не менее 14 мм. Загрязненные детали протирают тканью, смоченной в бензине. Устанавливают щетки на место и следят, чтобы они перемещались в щетко держателях свободно, без перекосов. Снимают крыш ку-заглушку со стороны коллектора и добавляют в подшипник смазку ЦИАТИМ-221 (ГОСТ 9433-60) или смазку 158 (ВТУ ТНЗ-100-61). У генератора Г-214-А1 смазку закладывают и в передний подшип ник. Допускается применение для подшипников гене ратора смазки ЦИАТИМ-201. При наличии на крышке генератора масленки в нее добавляют 4—10 капель автола.
Уход за магнето. При техническом уходе № 2 проверяют состояние контактов прерывателя и в слу чае необходимости регулируют зазор между контак тами. Контакты прочищают тканью, смоченной в бензине. Если на рабочей поверхности контактов за мечен слой окалины, то их зачищают шлифовальной шкуркой или надфилем. Не рекомендуется зачищать контакты монетой. Нормальный зазор между разомк нутыми контактами прерывателя — 0,25—0,35 мм (его проверяют специальным щупом). При регули ровке зазора поворачивают эксцентрик или регули ровочный винт неподвижного контакта.
Технический уход за гидравлической системой трактора
При техническом уходе № 2 промывают основной фильтр гидравлической системы. Для этого отвер тывают болты крепления крышки к горловине бака и, сдвинув крышку в сторону, вынимают корпус фильтра. Затем разбирают фильтр. При этом следят за тем, чтобы корпус перепускного клапана не вра щался по резьбе трубки. Промывают детали и эле
154
менты фильтра в чистом керосине. Собирают фильтр и устанавливают на место. Вывинчивают из бака сапун, промывают в керосине и ввинчивают на место.
При техническом уходе № 3 заменяют масло в гидравлической системе. По окончании работы под нимают навесное устройство, останавливают двига тель и сразу же сливают масло из бака. Отсоединив от сливных цилиндров шланги, нажимают на шарики запорных клапанов и, перемещая поршни силовых ци линдров вниз, сливают масло из них. Подсоединяют шланги к силовым цилиндрам. Промывают в керо сине фильтр и сапун бака. Ввинчивают спускную пробку бака, заливают в него 2/3 объема дизельного топлива, закрывают горловину пробкой и запускают двигатель при включенном насосе. При работе дви гателя на средних оборотах коленчатого вала произ водят 8—10 подъемов навесного устройства без на вешенной машины. Дизельное топливо из системы сливают так же, как сливают масло. Свежее дизель ное масло или автол заливают в следующем количе стве (в кг):
|
|
|
Дизельное |
масло |
|
Т -75, |
Д Т -7 5 , |
Т -74 |
|
3 7 ,0 |
|
Д Т -5 4 А , Д Т -5 5 А |
.......................................................................... |
27 ,6 |
|||
« Б ел а р у сь » (к р о м е М Т З -5 0 |
|
||||
и М Т З -5 0 П Л ) |
|
22 .5 |
|||
Т -38 |
. |
. |
. |
. |
17.0 |
Д Т -2 0 . |
. |
. |
. |
9 .0 |
|
Т -28 |
. |
. |
. |
. |
10.0 |
С -100, |
С -1 0 0 Б |
|
|
65,0 |
|
Д В С Ш -1 6 , |
Т -16 . |
|
9,0 |
||
Т -40 |
. |
. |
. |
. |
16.5 |
|
|
|
|
Автол |
|
М Т З -5 0 , М Т З - 5 0 П Л ........................................................................ |
22 .0 |
155
ПОДГОТОВКА ТРАКТОРА К РАБОТЕ В ХОЛОДНОЕ ВРЕМЯ ГОДА
Устранение неисправностей трактора зимой тре бует больших затрат времени, труда и средств, чем летом. Следовательно, и подготовка тракторов к ра боте в холодное время года должна вестись более тщательно. Это позволит обеспечить быстрый и на дежный пуск двигателя, бесперебойную и экономич ную работу трактора, предупредит преждевременный износ деталей трактора.
При неправильной подготовке трактора и несоб людении правил зимней эксплуатации 35% возни кающих в тракторе неисправностей связано с систе мой охлаждения. Поэтому подготовке системы ох лаждения трактора к зимней эксплуатации уделяют особое внимание. Промывают систему охлаждения при снятом термостате и в случае необходимости обязательно удаляют накипь.
Чтобы избежать размораживания радиатора, применяют охлаждающие жидкости с низкой темпе ратурой замерзания, жалюзи, утеплительные шторки и капоты для всего двигателя.
Если в системе охлаждения имеется термостат, опасность замерзания воды в трубках радиатора особенно велика, в частности при прогреве двигателя в сильные морозы, причем даже при закрытых жа люзи и использовании утепляющего капота. Но уда лять термостат из системы охлаждения нельзя, так как он ускоряет прогрев двигателя и уменьшает из нос. Рекомендуется увеличить до 5 мм диаметр воз душного отверстия в головке клапана термостата. В этом случае сохраняется частичная циркуляция во ды даже при полностью закрытом клапане термо стата.
156
Обязательно заменяют летнее дизельное масло в картере основного двигателя свежим маслом зим них сортов. Отключают радиатор системы смазки, установив указатель переключателя в положение, соответствующее зимней эксплуатации. Заменяют масло в корпусе топливного насоса и регулятора числа оборотов основного двигателя смесью, состоя щей из 85% дизельного масла зимнего сорта и 15% дизельного топлива зимнего сорта, а в редукторе пускового двигателя смесью из 80% дизельного мас ла и 20% дизельного топлива зимних сортов.
Промывают топливные баки, фильтры и трубо проводы. Разбирают и очищают фильтр грубой очи стки топлива. Сливают отстой из фильтра тонкой очистки топлива. Заменяют фильтрующие элементы фильтра тонкой очистки топлива, если они прорабо тали свыше 480 мото-часов. Разбирают воздухоочис титель, очищают и промывают его кассеты. Поддон масляно-инерционного воздухоочистителя заправля ют чистым автотракторным маслом (автолом) с до бавлением 30% дизельного топлива зимнего сорта.
Производят посезонную регулировку реле-регу лятора. Для этого у регулятора РР-315 вывинчивают до отказа регулировочный винт (положение «зима»). Реле-регулятор, не имеющий такого устройства, сни мают и регулируют в мастерской на специальном стенде. Напряжение, поддерживаемое реле-регулято ром, должно быть в пределах 14,1—15,5 в.
Проверяют момент включения стартера. Необхо димо, чтобы контакты включателя стартера замыка лись, когда шестерня находится на расстоянии не более чем 4 мм от упорной шайбы. При нажиме на рычаг отводки до отказа шестерня не должна дохо дить до торца упорной шайбы на 1,5—2,5 мм. Если
157
контакты не замыкаются, то Отвинчивают штифт на рычаге отводки на один-два оборота.
На трактор ставят исправные (новые или отре монтированные) аккумуляторы. Напряжение акку мулятора, замеренное нагрузочной вилкой при вык люченном сопротивлении, должно быть равно 2—2,1 в. Аккумуляторы утепляют, устанавливая их в ящики с двойными стенками и теплоизолирующей прокладкой между ними.
Заменяют летние сорта масел в коробке передач, главной и бортовой передачах зимними сортами ма сел с промывкой указанных агрегатов дизельным топливом. Если трансмиссионного масла (нигрола) зимнего сорта в хозяйстве нет, то для заправки агрегатов трансмиссии и ходовой части трактора в отдельных случаях применяют трансмиссионное мас ло летнего сорта в следующей пропорции:
. Т е м п е р а т у р а о к р у ж а ю щ е г о |
С о д е р ж а н и е д и з е л ь - |
|||
в о з д у х а ( г р а д .) |
н о г о т о п л и в а в т р а н с - |
|||
|
|
|
|
м и с с и о н н о м м а с л е ( % ) |
Д о |
— 10 |
|
|
10 |
О т |
— 10 |
д о |
— 20 |
15 |
О т |
— 20 |
д о |
— 30 |
25 |
О т — 30 д о — 4 0 |
3 0 |
|||
Н и ж е — 4 0 |
|
35 |
Трансмиссионное масло (нигрол) зимнего сорта, имеющее температуру застывания •—20°, обеспечи вает нормальную работу агрегатов силовой передачи трактора при температуре не ниже —10°. Поэтому рекомендуется применять масла ТАП-15 и ТАП-Ю, которые обеспечивают нормальную работу силовых агрегатов трактора до —20° и —30° соответственно.
158
Целесообразно у колесного трактора шины веду щих колес (если ожидается понижение температуры до —25°) заполнить водным раствором хлористого кальция. Раствор приготавливают из 25 частей хло ристого кальция и 75 частей воды. Удельный вес раствора должен быть 1,25 и проверяется ареомет ром. Температура замерзания такого раствора —30°.
Заправку бака гидравлической системы при тем пературе до —5° можно ппоизводить дизельными маслами летних сортов ДСЦ-П, Д.-11, ДС-11 и Д-11. При более низких температурах бак гидравли ческой системы трактора заправляют дизельными маслами зимних сортов ДС„-8, Д п-8 или автотрак торным маслом АКЗП-10. Если масел этих марок нет, допускается временное использование дизельно го масла летнего сорта в смеси с дизельным топли вом. Смесь должна состоять из трех весовых частей дизельного масла летних сортов и одной части ди зельного топлива. Можно также применять масло индустриальное 12 (веретенное 2), но следует пом нить, что в случае неисправности сальника насоса гидросистемы это масло попадет в картер основного двигателя и вызовет повышенный износ деталей ша тунно-кривошипного механизма и быстрое пригорание поршневых колец.
Пусковой двигатель трактора должен быть испра вен и запускаться после одной-двух попыток, сделан ных при закрытой воздушной заслонке. Регулируя муфту сцепления пускового двигателя и механизма выключения, необходимо обеспечить бесшумное и без заеданий включение и выключение. Усилие, прило женное к концу рычага муфты, должно быть в пре делах 6—9 кг.
159