Файл: Справочник молодого тракториста.-1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО УХОДА

ЗА ТРАКТОРАМИ В ХОЛОДНОЕ ВРЕМЯ ГОДА

Работа с недостаточным количеством воды в сис­ теме охлаждения двигателя может привести к нару шению циркуляции и замерзанию воды в радиаторе Поэтому особое внимание обращают на поддержание нормального уровня воды в системе охлаждения.

Температуру воды в двигателе при работе поддер­ живают в пределах 75—90°. Работа двигателя при температуре ниже 70° приводит к прекращению цир­ куляции воды и перегреву двигателя, а в отдельных случаях к замерзанию воды в радиаторе и выходу его из строя.

При замерзании воды в нижней части радиатора двигатель переводят на малые обороты холостого хода и закрывают клапан утепляющего капота. Иногда, определив наощупь места, где замерзла во­ да, обкладывают их концами, смоченными горячен водой из верхнего бака радиатора. Нельзя отогре­ вать прихваченные места радиатора открытым пла­ менем.

Во время кратковременных остановок трактор располагают так, чтобы радиатор находился с под­ ветренной стороны, и закрывают клапан утепляюще­ го капота. Допустимая температура остывания воды в системе охлаждения — до 40°. При дальнейшем по­ нижении температуры двигатель запускают и про­ гревают.

Перед тем как поставить трактор на хранение (между сменами) на открытой площадке или в не­ отапливаемом помещении, из системы охлаждения сливают воду. Трактор для этого устанавливают на ровной площадке, выжидают, пока вода не охладит­ ся до 50—70°, открывают пробку заливной горлови­

160

ны радиатора, а затем все спускные краники и сли­ вают воду в чистую посуду (чтобы воду можно было использовать повторно). При засорении спускные краники немедленно прочищают. Для удаления остатка воды из водяного насоса несколько раз по­ ворачивают коленчатый вал двигателя. Пробку за­ ливной горловины радиатора закрывают, а спускные краники оставляют открытыми.

При температуре окружающего воздуха до —35° систему охлаждения можно заправлять жидкостью, имеющей низкую температуру замерзания,— анти­ фризом марки «40», а при температуре ниже —35° — антифризом марки «60». Применение в системе охлаждения антифриза позволяет не сливать жид­ кость из системы охлаждения даже при длительном хранении трактора на открытой площадке или в не­ отапливаемом помещении. При заправке трактора антифризом пользуются чистой посудой или тарой, так как попадание в него нефтепродукта вызывает вспенивание. При работе трактора вода из антифри­ за испаряется, поэтому при снижении уровня воды в радиаторе доливают в систему чистую мягкую воду.

В условиях безгаражного хранения тракторов, используемых в холодное время года на транспорт­ ных работах, іпри значительном удалении от хозяйст­ ва и отсутствии антифриза, в виде исключения в ка­ честве охлаждающей жидкости применяют зимнее дизельное топливо. Использование для этих целей летнего дизельного топлива недопустимо, так как мо­ жет привести к аварии. Перед заправкой дизельное топливо подогревают до 150°, опускают в него не­ большое количество латунной или медной стружки, охлаждают и только после этого заправляют в сис­ тему охлаждения. Для полного удаления воды систе-

161



му охлаждения перед заправкой промывают дизель­ ным топливом. Один раз в месяц сливают из систе­ мы охлаждения отстой, содержащий воду. Антифриз и дизельное топливо при нагревании значительно расширяются, так что при заправке их заливают на 5—7% меньше, чем позволяет емкость системы ох­ лаждения.

Тракторы заправляют зимними сортами дизель­ ного топлива. При температуре выше —30° трактор заправляют дизельным топливом 3 (ГОСТ 305-62) или ДЗ (ГОСТ 4749-49). Если зимних сортов дизель­ ного топлива в хозяйстве нет, для заправки приме­ няют смесь летних сортов дизельного топлива Л (ГОСТ 305-62) или ДЛ (ГОСТ 4749-49) с трактор­ ным (ГОСТ 1842-52) или осветительным (ГОСТ 4753-49) керосинам. При температуре ниже —30° ке­ росин добавляют даже в зимние сорта дизельного топ­ лива (25%). В летнее дизельное топливо при темпе­ ратуре не ниже —20° добавляют 50% керосина. Раз­ бавлять дизельное топливо керосином больше чем наполовину не следует. Керосин смешивают с ди­ зельным топливом в отдельной таре. Добавлять керосин непосредственно в топливный бак трактора не рекомендуется.

Отстой топлива из бака и корпусов фильтров тон­ кой и грубой очистки сливают в конце смены. Нель­ зя оставлять трактор на ночь с незаполненным ба­ ком, так как внутри бака образуется иней, который затем превращается в воду.

Для заправки картера основного двигателя при­ меняют маловязкие зимние сорта дизельного масла Д„-8, ДСп-8 и ДС-8, которые облегчают и уско­ ряют пуск холодного двигателя. При хранении трак­ тора между сменами на открытых площадках или в

162

неотапливаемых помещениях по окончании смены масло из картера двигателя сливают в отдельную чистую тару. Перед заправкой трактора масло разо­ гревают до 80—90°. Это предупреждает образование в полостях шатунных шеек ледяных пробок из со­ держащейся в масле воды, которые нарушают по­ дачу масла к шатунным подшипникам при пуске холодного двигателя. Двигатель, заправленный разогретым маслом, запускается быстро и легко.

Разбавлять солидол маслом не рекомендуется, так как это ухудшает его свойства. В исключитель­ ных случаях в солидол добавляют 30% дизельного топлива. Смешивание производят в чистой таре, до­

ливая в

солидол

дизельное

топливо

и тщательно

перемешивая их при температуре не выше 50°.

Масло

в гидросистеме

прогревают

следующим

способом.

Дают

насосу гидросистемы

поработать

3—4 мин.

и затем

несколько раз поднимают и опус­

кают механизм навески. После этого переводят ру­ коятку распределителя в положение «подъем» и, подняв машину, задерживают ее в этом положении на 1—2 мин. Эти операции повторяют до тех пор, пока масло в системе не прогреется до 20—30°. При очень низких температурах (когда сливают масло из картера двигателя) масло из гидросистемы сливают в отдельную чистую тару и заправляют предвари­ тельно разогретым перед включением насоса гидро­ системы.

Электролит пониженной плотности в аккумуля­ торе может замерзнуть. При замерзании электролита разрушаются пластины аккумулятора. Зависимость температуры замерзания от плотности электролита следующая:

163


П л о т н о с т ь э л е к т р о л и т а п р и 1 5 °

Т е м п е р а т у р а з а м е р з а н и я

 

( г р а д .)

1,10

—7

1,15

—14

1,20

—25

1,25

—50

Зимой дистиллированную воду доливают непосредственно перед включением трактора в работу. Иначе она может замерзнуть, не успев смешаться с электролитом.

При пуске двигателя свечу накаливания вклю­ чают не более чем на 30 сек. После пуска двигателя свечу выключают.

НЕИСПРАВНОСТИ ТРАКТОРА

И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

П р и ч и н а С п о со б у ст р а н ен и я

Н Е И С П Р А В Н О С Т И Д И З Е Л Ь Н О Г О Д В И Г А Т Е Л Я Двигатель не запускается

В т о п л и в о п о д а ю щ у ю си ст е ­

м у

п оп ал

в о зд у х

Ф о р су н к а

п л о х о р а с п и л и ­

в а ет

топ л и в о

У д а л и т ь в о з д у х и за п о л н и ть

си ст ем у топ л и в ом

П р ов ер и ть д а в л ен и е в п р ы с­ ка и о т р егу л и р о в а т ь ф о р с у н ­ ку на н о р м а л ь н о е д а в л ен и е .

П р и

о б н а р у ж е н и и

за е д а н и й

иглы

р асп ы л и тел я

зам ен и ть

ф о р су н к у

 

Н еи сп р а в н а п одк а ч и в а ю щ а я

П р о в ер и т ь п о м п у и у с т р а ­

п ом п а

нить н еи сп р ав н ость

 

164

П р и ч и н а

 

З а е д а е т р ей к а

топ л и в н о го

н а со са

 

П о л о м а л а с ь п р у ж и н а н а г ­ н ет а тел ь н о го к л ап ан а

С п о со б у ст р а н ен и я

С п я ть

топливны й

н а с о с и

н ап р ав и ть

в

м а стер ск у ю д л я

р ем о н т а

 

 

 

О тв ер н у ть

п р о б к у

головки

н а со са и за м ен и т ь

п р у ж и н у

к л а п а н а

 

 

 

Двигатель не развивает нормальной мощности и работает с перебоями

В т о п л и в о л о д а ю щ у ю

си с т е ­

м у п о п а д а е т в о з д у х

 

П о д т е к а е т

то п л и в о в м е с ­

т а х

к р епл ен ия

 

т р у б о к

в ы со ­

к ого

д а в л ен и я

 

 

 

З а е д а е т игла

р асп ы л и тел я ,

и н ер а в н о м ер н о п о п а д а ет т о п ­ л и в о в ц ил и ндр ы

У д а л и т ь

в о з д у х

и з а п о л ­

нить

си ст ем у

топ л и вом

П о д т я н у т ь

н ак и дн ы е г а й ­

ки т р у б о к

в ы сок ого

д а в л ен и я

или

см ен и т ь

н еи сп р а в н у ю

т р у б к у

З а м ен и т ь н еи сп р а в н у ю ф о р ­ су н к у

Ф о р су н к а

 

п л о х о расл ы ли -

О т р ег у л и р о в а т ь

ф о р су н к у

в а ет топ л и в о

 

 

на

 

н о р м а л ь н о е

д а в л ен и е

 

 

 

 

впры ска

 

 

 

Н а р у ш ен а

 

гер м ети ч н ость

П р ом ы ть

и

п р ов ер и ть к л а ­

н а гн ет а т ел ь н о го к л а п а н а

п ан .

П р и н е о б х о д и м о с т и з а ­

 

 

 

 

м ени ть

новы м

 

 

С екции

топ л и в н о го

н а со са

С н ять н а со с

и

отп р ав и ть в

н ер а в н о м ер н о

п о д а ю т топ л и в о

м а с т ер ск у ю

д л я

р егул и р ов к и

Н а р у ш ен а

 

у ст а н о в к а

т о п ­

П р о в е р и т ь

 

и

п р ав и л ь н а

л и в н о го н а со са

 

 

у ст а н о в и т ь

н а со с

на д в и г а ­

 

 

 

 

тель

 

 

 

 

 

И зн о ш ен а п ор ш н ев а я г р у п ­

Р а з о б р а т ь п о р ш н ев у ю г р у п ­

па

 

 

 

п у

и

за м ен и т ь

и зн ош ен н ы е

 

 

 

 

д ет а л и

 

 

 

 

165


П р и ч и н а

С п о с о б у с т р а н е н и я

Двигатель дымит

Д в и г а т ел ь не п р о гр ет ( б е ­

лый ды м )

 

Д в и г а т ел ь

п ер егр у ж ен (ч ер ­

ный ды м )

 

З а е д а е т

игла р асп ы л и тел я

ф ор сун к и

 

П р о гр еть

д в и гател ь

 

У м ен ьш и ть

н а гр у зк у

или

вклю чить

б о л ее

н и зк ую

п ер е ­

д а ч у

 

 

 

З а м ен и т ь ф о р су н к у

М а сл о

п о п а д а е т в к а м ер у

сго р а н и я

(син и й д ы м )

и з-за

п ер еп о л н ен и я

к ар тер а

д в и ­

га тел я

м а сл о м

 

 

С лить

л и ш н ее

м а сл о

из

к а р тер а

д о

в ер хн ей

м етки

па

м а сл о м ер н о й

лин ей к е

 

Двигатель перегревается

М а л о

в о д ы в си с т е м е о х ­

Д о л и т ь в о д у в р а д и а т о р д о

л а ж д е н и я

 

 

 

 

т р е б у е м о г о ур ов н я

 

Р а д и а т о р

з а б и т

о н а р у ж и

О чи сти ть

с е р д ц ев и н у р а д и а ­

(со л о м о й ,

п о л о в о й и т. п.)

 

т о р а

 

 

 

О б р а зо в а л а с ь накипь в

с и с ­

П р ом ы ть

си ст ем у

о х л а ж д е ­

т ем е о х л а ж д е н и я

 

 

ния, у д а л и в

из

н ее

накипь

С л а б о

н а тя н у т р ем ен ь

в ен ­

О т р егу л и р о в а т ь

н а т я ж ен и е

ти л я то р а

 

 

 

 

р ем н я в ен ти л я тор а

 

Д в и г а т е л ь

п ер егр у ж ен

 

У м ен ьш и ть

н а гр у зк у или

 

 

 

 

 

в к л ю ч и ть н и зш у ю п ер ед а ч у

Двигатель внезапно

останавливается

В т о п л и в о п о п а л а в о д а

С лить ст а р о е

и за п о л н и ть

 

бак св еж и м топ л

и в ом

166