Файл: Петровский Д.В. Эксплуатация автомобилей на Крайнем Севере.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

лице можно определить и приведенную к температуре +20° плот­ ность охлаждающей жидкости, соответствующую действительному содержанию в ней этиленгликоля.

Плотность жидкости с низкой температурой замерзания можно определить также и с помощью ареометра. Для этого жидкость нужно нагреть (или охладить) до температуры +20°. При отступле­

нии от указанной температуры в показания ареометра необходимо

вносить поправку,

прибавляя (если температуры

жидкости выше

+ 20°) или вычитая

(если температура ниже +20°)

0,0006 на каж­

дый градус отступления.

В процессе эксплуатации часть воды из жидкости с низкой тем­

пературой замерзания испаряется, в результате чего уровень жидкости в радиаторе несколько снижается, а плотность ее повы­ шается. В этих случаях в систему охлаждения следует подливать чистую профильтрованную воду, доводя плотность жидкости до

нормальной.

Следует отметить, что потери охлаждающей жидкости на ис­ парение, особенно при закрытой системе охлаждения, сравнительно малы и. как показывает опыт, в зимнее время обычно составляют лишь 10—15% общих потерь. Основные же потери имеют место вследствие утечки жидкости через неплотности в соединениях систе­

мы, а также через пробку радиатора при вспенивании жидкости и при заливке холодной жидкости выше допустимого уровня. Вспени­ вание жидкости с низкой температурой замерзания при работе дви­ гателя обычно бывает следствием попадания в нее нефтепродуктов,

поэтому для транспортирования, хранения, переливания и заправ­ ки жидкости должна применяться только специально выделенная чистая тара и заправочная посуда. Тара, использовавшаяся ранее для хранения бензина, дизельного топлива и масел, должна быть

тщательно очищена от остатков нефтепродуктов, промыта раство­

ром щелочи и пропарена.

При заливке в систему охлаждения холодной жидкости с низ­ кой температурой замерзания следует помнить, что коэффициент

объемного расширения последней значительно больше, чем воды. Поэтому объем заливаемой в систему охлаждения холодной жидко­

сти должен быть на 6—8% меньше емкости системы.

При несоблюдении этого условия нагретая во время работы дви­ гателя жидкость расширится, переполнит систему и излишек ее выльется через паровоздушный клапан или через пароотводную трубку (у автомобилей с системой охлаждения открытого типа). По­ сле охлаждения двигателя уровень жидкости в радиаторе понизится, и система, как это и должно быть при заправке ее жидкостью с низ­ кой температурой замерзания, окажется заполненной на 92—94%.' Некоторые шоферы, не имеющие опыта в использовании этих жидко­ стей, стремятся заполнить систему, доливая в радиатор воду. Такая

периодическая доливка в систему охлаждения воды снижает плот­ ность охлаждающей жидкости, а следовательно, повышает темпера­ туру ее замерзания, что в конечном счете может привести даже к размораживанию системы охлаждения.

28



Проверка плотности жидкости с низкой температурой замерза­ ния производится при первом техническом обслуживании. При по­ вышении плотности антифриза вследствие испарения воды в него добавляется необходимое количество профильтрованной, желатель­ но кипяченой (для уменьшения отложения накипи), воды. Если же

плотность антифриза близка к пределу минимально допустимой (1,06 для жидкости марки 40 и 1,08 для жидкости марки 65), то-до- ливать воду уже нельзя. В этом случае система охлаждения должна пополняться только жидкостью с низкой температурой замерзания. При плотности жидкости ниже минимально допустимого предела производится ее исправление либо путем добавления в нее этилен­ гликоля, либо, при отсутствии этиленгликоля, путем выпаривания

некоторого количества воды при температуре 90—100°. Исправле­ ние жидкости марки 40 может производиться также путем добавле­ ния жидкости марки 65 до получения нормальной плотности.

Охлаждающие жидкости с низкой температурой замерзания ма­ рок 40 и 65 очень ядовиты, поэтому при работе с ними необходимо строго соблюдать меры предосторожности. Тара, в которой хранятся жидкости, должна иметь надпись «Яд». Ни в коем случае нельзя

засасывать жидкость ртом при переливании ее с помощью шланга.

После работы нужно вымыть с мылом руки, желательно теплой водой.

При отсутствии в автохозяйстве охлаждающих жидкостей ука­

занных выше марок в качестве их заменителей могут использо­

ваться водо-спиртовые, водо-глицериновые и водо-спирто-глицери-

новые смеси. Состав, температура замерзания и

плотность этих

смесей приведены в табл.

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 5

 

Состав смеси,

% по

емпера-

Удель­

Наименование смеси

 

объему

 

rvpa за­

ный вес

 

 

 

мерза­

при тем­

 

вола

спирт

глицерин

ния,

пературе

 

град.

4-20°

 

 

 

 

Водо-спиртовые:

50

50

 

—30

0,894

на этиловом спирте ....

на метиловом спирте . . .

50

50

-43

0,895

Волл-глиперинорал ...............

30

70

-40

1,182

Водо-снирто глицериновая . .

-53

42

15

—32

0,950

Основным недостатком водо-спиртовых смесей является то, что температура замерзания их, вследствие лучшей испаряемости спирта по сравнению с водой, в процессе эксплуатации быстро по­ вышается, что приводит к необходимости периодического добавле­ ния в них спирта. Кроме того, водо-спиртовые смеси небезопасны в противопожарном отношении. Водо-глицериновые смеси обла­ дают повышенной склонностью к вспениванию. Температура за­

мерзания этих смесей сравнительно высока. Перечисленные недо­ статки ограничивает их применение.

29


При использовании в качестве охлаждающей жидкости воды в зимний период опасность появления в системе охлаждения серьезных неисправностей, вплоть до размораживания системы, еще более усиливается. Вода должна сливаться сразу же после постановки автомобиля на стоянку. Воду из системы охлаждения следует сливать в чистую посуду и использовать при последующей заправке системы, так как слив воды на землю и заливка каждый раз новой воды приводит к усиленному отложению накипи.

При температуре воздуха ниже —30° и при сильном ветре не исключены случаи замерзания воды в нижней части радиатора даже при движении автомобиля, поэтому при использовании воды в качестве охлаждающей жидкости термостат из системы, как пра­ вило, удаляют. Одновременно с удалением термостата рекомен­

дуется заглушить пробкой перепускной канал.

Исправность системы охлаждения в зимний период во многом зависит от состояния средств утепления и подогрева двигателя.

Наличие средств утепления и подогрева и их состояние проверяет­ ся при ежедневном техническом обслуживании.

Тщательного ухода требует также и система питания двигате­ ля, так как большинство остановок автомобиля в пути по техниче­ ским причинам связано, как показывает опыт, именно с неисправ­ ностями системы питания и, в частности, с образованием в топли­ вопроводах ледяных пробок, препятствующих подаче топлива в ци­ линдры двигателя. Причиной образования ледяных пробок в топли­ вопроводах является, как уже указывалось выше, попадание воды в топливо. Поэтому при техническом обслуживании системы пита­ ния прежде всего проводятся работы, направленные на предотвра­

щение попадания в систему питания воды и снега. Проверяется со­

стояние крышки и предохранительной сетки заливной горловины

топливных баков, сливается конденсат и грязь из бака, топливных фильтров и фильтров-отстойников. Крышка, предохранительная

сетка и горловина топливных баков очищаются от снега и льда, причем при очистке горловины необходимо следить, чтобы очи­ щаемый с ее внутренних стенок снег не ссыпался в бак. Заливку топлива в баки следует производить сразу же по возвращении из

рейса. Топливные баки, во избежание образования на их внутрен­ них стенках инея, должны быть заправлены полностью.

Перед выездом в очередной рейс следует вторично слить отстой воды из топливных баков.

Правильный и своевременный уход за системой смазки позво­ ляет значительно снизить износ двигателя и продлить срок его службы. Техническое обслуживание системы смазки производится при прогретом двигателе. Важнейшим показателем состояния си­ стемы смазки служит давление в системе. Снижение давления

масла в системе ниже нормального свидетельствует о повышенном износе деталей масляного насоса, недостаточном количестве масла

в системе или о сильном разжижении масла топливом. Повышение

давления выше нормального является следствием засорения систе­ мы смазки или значительного повышения вязкости масла.

30


При снижении давления в системе нужно прежде всего прове­ рить уровень и качество масла. Система наполняется до установ­ ленного уровня, масло же, разбавленное топливом более чем на

15—20%, заменяется свежим. Разжижение масла топливом легко обнаружить по повышению уровня масла в картере двигателя. Тщательно проверяется состояние соединений маслопроводов и прокладок, обнаруженные повреждения немедленно устраняются.

При повышении давления в системе следует проверить состоя­ ние масляных фильтров и маслопроводов. Фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки в зимний период рекомендуется менять при первом техническом обслуживании. Повышение вязкости мас­ ла обычно имеет место из-за чрезмерного охлаждения его в карте­ ре двигателя при низких температурах. Для предупреждения пере­ охлаждения масла надо ежедневно проверять состояние средств

утепления масляной системы и следить за тем, чтобы в зимний пе­ риод масляный радиатор был все время отключен от системы смазки. Повышение вязкости масла у дизельных двигателей может

быть также следствием засмоленности масла. Такое масло должно

быть заменено свежим. При этом следует промыть систему смазки

изаменить сменные элементы масляных фильтров.

Взимний период снижается емкость и напряжение аккумуля­ торных батарей, возникает опасность их размораживания. Попада­ ние снега в приборы электрооборудования нарушает их нормаль­ ную работу.

Техническое обслуживание системы электрооборудования вклю­

чает в себя проверку степени разряженности аккумуляторных ба­ тарей нагрузочной вилкой (табл. 6). Аккумуляторная батарея, раз­ ряженная более чем на 25%, должна быть снята с автомобиля и

отправлена на подзаряд.

 

 

 

Таблица

Напряжение элементов по показа­

Степень разрядки аккуму--

нию нагрузочной вилки, в

 

ляторной батареи

1.7—1,8

Заряжена полностью

1,6-1,7

Разряжена на

25%

1.5-1,6

на 50%

75%

1,4 1,5

.

на

1,3-1,4

Полностью разряжена

Плотность электролита проверяется ареометром. Если в момент

замера температура электролита не соответствует +15°, в показа­ ния ареометра необходимо внести поправку: вычесть (при темпе­ ратуре электролита ниже +15°) или прибавить (при температуре выше +15°) на каждый градус отклонения 0,00066.

При ежедневном техническом обслуживании системы электро­ оборудования нужно очистить от льда, снега и инея прерывательраспределитель, катушку зажигания, электропроводку, вентиля­ ционные отверстия баков аккумуляторных батарей, свечи зажи­

гания, проверить крепление проводов и надежность электрических

31