Файл: Петровский Д.В. Эксплуатация автомобилей на Крайнем Севере.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
лице можно определить и приведенную к температуре +20° плот ность охлаждающей жидкости, соответствующую действительному содержанию в ней этиленгликоля.
Плотность жидкости с низкой температурой замерзания можно определить также и с помощью ареометра. Для этого жидкость нужно нагреть (или охладить) до температуры +20°. При отступле
нии от указанной температуры в показания ареометра необходимо
вносить поправку, |
прибавляя (если температуры |
жидкости выше |
+ 20°) или вычитая |
(если температура ниже +20°) |
0,0006 на каж |
дый градус отступления.
В процессе эксплуатации часть воды из жидкости с низкой тем
пературой замерзания испаряется, в результате чего уровень жидкости в радиаторе несколько снижается, а плотность ее повы шается. В этих случаях в систему охлаждения следует подливать чистую профильтрованную воду, доводя плотность жидкости до
нормальной.
Следует отметить, что потери охлаждающей жидкости на ис парение, особенно при закрытой системе охлаждения, сравнительно малы и. как показывает опыт, в зимнее время обычно составляют лишь 10—15% общих потерь. Основные же потери имеют место вследствие утечки жидкости через неплотности в соединениях систе
мы, а также через пробку радиатора при вспенивании жидкости и при заливке холодной жидкости выше допустимого уровня. Вспени вание жидкости с низкой температурой замерзания при работе дви гателя обычно бывает следствием попадания в нее нефтепродуктов,
поэтому для транспортирования, хранения, переливания и заправ ки жидкости должна применяться только специально выделенная чистая тара и заправочная посуда. Тара, использовавшаяся ранее для хранения бензина, дизельного топлива и масел, должна быть
тщательно очищена от остатков нефтепродуктов, промыта раство
ром щелочи и пропарена.
При заливке в систему охлаждения холодной жидкости с низ кой температурой замерзания следует помнить, что коэффициент
объемного расширения последней значительно больше, чем воды. Поэтому объем заливаемой в систему охлаждения холодной жидко
сти должен быть на 6—8% меньше емкости системы.
При несоблюдении этого условия нагретая во время работы дви гателя жидкость расширится, переполнит систему и излишек ее выльется через паровоздушный клапан или через пароотводную трубку (у автомобилей с системой охлаждения открытого типа). По сле охлаждения двигателя уровень жидкости в радиаторе понизится, и система, как это и должно быть при заправке ее жидкостью с низ кой температурой замерзания, окажется заполненной на 92—94%.' Некоторые шоферы, не имеющие опыта в использовании этих жидко стей, стремятся заполнить систему, доливая в радиатор воду. Такая
периодическая доливка в систему охлаждения воды снижает плот ность охлаждающей жидкости, а следовательно, повышает темпера туру ее замерзания, что в конечном счете может привести даже к размораживанию системы охлаждения.
28
Проверка плотности жидкости с низкой температурой замерза ния производится при первом техническом обслуживании. При по вышении плотности антифриза вследствие испарения воды в него добавляется необходимое количество профильтрованной, желатель но кипяченой (для уменьшения отложения накипи), воды. Если же
плотность антифриза близка к пределу минимально допустимой (1,06 для жидкости марки 40 и 1,08 для жидкости марки 65), то-до- ливать воду уже нельзя. В этом случае система охлаждения должна пополняться только жидкостью с низкой температурой замерзания. При плотности жидкости ниже минимально допустимого предела производится ее исправление либо путем добавления в нее этилен гликоля, либо, при отсутствии этиленгликоля, путем выпаривания
некоторого количества воды при температуре 90—100°. Исправле ние жидкости марки 40 может производиться также путем добавле ния жидкости марки 65 до получения нормальной плотности.
Охлаждающие жидкости с низкой температурой замерзания ма рок 40 и 65 очень ядовиты, поэтому при работе с ними необходимо строго соблюдать меры предосторожности. Тара, в которой хранятся жидкости, должна иметь надпись «Яд». Ни в коем случае нельзя
засасывать жидкость ртом при переливании ее с помощью шланга.
После работы нужно вымыть с мылом руки, желательно теплой водой.
При отсутствии в автохозяйстве охлаждающих жидкостей ука
занных выше марок в качестве их заменителей могут использо
ваться водо-спиртовые, водо-глицериновые и водо-спирто-глицери-
новые смеси. Состав, температура замерзания и |
плотность этих |
||||
смесей приведены в табл. |
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 5 |
|
|
Состав смеси, |
% по |
емпера- |
Удель |
|
Наименование смеси |
|
объему |
|
rvpa за |
ный вес |
|
|
|
мерза |
при тем |
|
|
вола |
спирт |
глицерин |
ния, |
пературе |
|
град. |
4-20° |
|||
|
|
|
|
||
Водо-спиртовые: |
50 |
50 |
|
—30 |
0,894 |
на этиловом спирте .... |
— |
||||
на метиловом спирте . . . |
50 |
50 |
-43 |
0,895 |
|
Волл-глиперинорал ............... |
30 |
— |
70 |
-40 |
1,182 |
Водо-снирто глицериновая . . |
-53 |
42 |
15 |
—32 |
0,950 |
Основным недостатком водо-спиртовых смесей является то, что температура замерзания их, вследствие лучшей испаряемости спирта по сравнению с водой, в процессе эксплуатации быстро по вышается, что приводит к необходимости периодического добавле ния в них спирта. Кроме того, водо-спиртовые смеси небезопасны в противопожарном отношении. Водо-глицериновые смеси обла дают повышенной склонностью к вспениванию. Температура за
мерзания этих смесей сравнительно высока. Перечисленные недо статки ограничивает их применение.
29
При использовании в качестве охлаждающей жидкости воды в зимний период опасность появления в системе охлаждения серьезных неисправностей, вплоть до размораживания системы, еще более усиливается. Вода должна сливаться сразу же после постановки автомобиля на стоянку. Воду из системы охлаждения следует сливать в чистую посуду и использовать при последующей заправке системы, так как слив воды на землю и заливка каждый раз новой воды приводит к усиленному отложению накипи.
При температуре воздуха ниже —30° и при сильном ветре не исключены случаи замерзания воды в нижней части радиатора даже при движении автомобиля, поэтому при использовании воды в качестве охлаждающей жидкости термостат из системы, как пра вило, удаляют. Одновременно с удалением термостата рекомен
дуется заглушить пробкой перепускной канал.
Исправность системы охлаждения в зимний период во многом зависит от состояния средств утепления и подогрева двигателя.
Наличие средств утепления и подогрева и их состояние проверяет ся при ежедневном техническом обслуживании.
Тщательного ухода требует также и система питания двигате ля, так как большинство остановок автомобиля в пути по техниче ским причинам связано, как показывает опыт, именно с неисправ ностями системы питания и, в частности, с образованием в топли вопроводах ледяных пробок, препятствующих подаче топлива в ци линдры двигателя. Причиной образования ледяных пробок в топли вопроводах является, как уже указывалось выше, попадание воды в топливо. Поэтому при техническом обслуживании системы пита ния прежде всего проводятся работы, направленные на предотвра
щение попадания в систему питания воды и снега. Проверяется со
стояние крышки и предохранительной сетки заливной горловины
топливных баков, сливается конденсат и грязь из бака, топливных фильтров и фильтров-отстойников. Крышка, предохранительная
сетка и горловина топливных баков очищаются от снега и льда, причем при очистке горловины необходимо следить, чтобы очи щаемый с ее внутренних стенок снег не ссыпался в бак. Заливку топлива в баки следует производить сразу же по возвращении из
рейса. Топливные баки, во избежание образования на их внутрен них стенках инея, должны быть заправлены полностью.
Перед выездом в очередной рейс следует вторично слить отстой воды из топливных баков.
Правильный и своевременный уход за системой смазки позво ляет значительно снизить износ двигателя и продлить срок его службы. Техническое обслуживание системы смазки производится при прогретом двигателе. Важнейшим показателем состояния си стемы смазки служит давление в системе. Снижение давления
масла в системе ниже нормального свидетельствует о повышенном износе деталей масляного насоса, недостаточном количестве масла
в системе или о сильном разжижении масла топливом. Повышение
давления выше нормального является следствием засорения систе мы смазки или значительного повышения вязкости масла.
30
При снижении давления в системе нужно прежде всего прове рить уровень и качество масла. Система наполняется до установ ленного уровня, масло же, разбавленное топливом более чем на
15—20%, заменяется свежим. Разжижение масла топливом легко обнаружить по повышению уровня масла в картере двигателя. Тщательно проверяется состояние соединений маслопроводов и прокладок, обнаруженные повреждения немедленно устраняются.
При повышении давления в системе следует проверить состоя ние масляных фильтров и маслопроводов. Фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки в зимний период рекомендуется менять при первом техническом обслуживании. Повышение вязкости мас ла обычно имеет место из-за чрезмерного охлаждения его в карте ре двигателя при низких температурах. Для предупреждения пере охлаждения масла надо ежедневно проверять состояние средств
утепления масляной системы и следить за тем, чтобы в зимний пе риод масляный радиатор был все время отключен от системы смазки. Повышение вязкости масла у дизельных двигателей может
быть также следствием засмоленности масла. Такое масло должно
быть заменено свежим. При этом следует промыть систему смазки
изаменить сменные элементы масляных фильтров.
Взимний период снижается емкость и напряжение аккумуля торных батарей, возникает опасность их размораживания. Попада ние снега в приборы электрооборудования нарушает их нормаль ную работу.
Техническое обслуживание системы электрооборудования вклю
чает в себя проверку степени разряженности аккумуляторных ба тарей нагрузочной вилкой (табл. 6). Аккумуляторная батарея, раз ряженная более чем на 25%, должна быть снята с автомобиля и
отправлена на подзаряд.
|
|
|
Таблица |
Напряжение элементов по показа |
Степень разрядки аккуму-- |
||
нию нагрузочной вилки, в |
|
ляторной батареи |
|
1.7—1,8 |
Заряжена полностью |
||
1,6-1,7 |
Разряжена на |
25% |
|
1.5-1,6 |
„ |
на 50% |
75% |
1,4 1,5 |
. |
на |
|
1,3-1,4 |
Полностью разряжена |
Плотность электролита проверяется ареометром. Если в момент
замера температура электролита не соответствует +15°, в показа ния ареометра необходимо внести поправку: вычесть (при темпе ратуре электролита ниже +15°) или прибавить (при температуре выше +15°) на каждый градус отклонения 0,00066.
При ежедневном техническом обслуживании системы электро оборудования нужно очистить от льда, снега и инея прерывательраспределитель, катушку зажигания, электропроводку, вентиля ционные отверстия баков аккумуляторных батарей, свечи зажи
гания, проверить крепление проводов и надежность электрических
31