ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 0
двигателя с переменным числом оборотов. При этом один зажим вольтметра со шкалой 13—30 в и ценой деления шкалы 0,1 в соединяет с мас сой, а другой — с зажимом Я или Б реле-регуля тора.
Контрольный амперметр со шкалой 40—50 а и ценой деления 0,5 а включают между зажима ми Б реле-регулятора и потребителями тока.
Проверка и регулировка регулятора напряжения (PH)
При проверке и регулировке регулятора на пряжения необходимо:
1. Осмотреть контакты и при необходимости зачистить их.
2.Проверить и отрегулировать зазор между якорьком и сердечником смещением ограничи теля подъема якорька.
3.Отсоединить от зажима Б реле-регулятора провод и изолировать его наконечник во избежа ние короткого замыкания батареи. Зажим Б че рез амперметр и нагрузочный реостат соединить
сзажимом М генератора и ввести полностью все сопротивление реостата.
4.Соединить один зажим вольтметра с зажи мом Б реле-регулятора, а другой — с массой ге нератора.
5.Пустить двигатель и установить число обо ротов якоря генератора в соответствии с табл. 13.
6.Реостатом, а при отсутствии его — потреби телями (например лампами или др.) установить ток, соответствующий проверяемому напряжению
(табл. 17). Если напряжение генератора выше указанного в таблице, то следует ослабить на тяжение пружины, а если меньше — увеличить.
92
Таблица 17
Зависимость величины регулируемого напряжения от места установки аккумуляторной батареи, времени года и климатических условий эксплуатации
|
Установка аккумуляторной батареи |
|||
|
наружу |
ПОД капотом |
||
Климатические районы |
Время |
|
|
|
года |
|
|
|
|
|
Напряже |
Напряжение |
Напряже |
Напряжение |
|
ние |
включения |
ние |
включения |
|
генератора, |
реле обратно |
генератора, реле обратного |
|
|
в |
го тока, в |
в |
тока, в |
Северные с температурой зимой |
Зима |
15,0 |
12,5-13,0 |
14,5 |
|
ниже —3 5 °.................................... |
|
Лето |
14,0 |
12,0—12,5 |
13,5 |
Центральные, с |
температурой |
В течение |
14,2 |
12,0—12,5 |
13,7 |
зимой до —3 5 ° .................... |
• . |
всего года |
|
|
|
Ю ж н ы е ............................................ |
|
То же |
13,5 |
1 1,8 -12,2 |
13,5 |
12,5—13,0
Ы |
LO а 1 |
|
о |
12,0— 12,2
11,8— 12,2
В реле-регуляторе РР-5 включить в цепь обе их катушек возбуждения генератора два ампер метра; натяжением пружин установить в катуш ках ток одинаковой величины.
При систематической недозарядке аккумуля торной батареи в зимнее время допускается по вышение напряжения сверх указанного в табл. 15
на 0,5 в.
Проверка и регулировка ограничителя тока (ОТ)
Для проверки и регулировки ограничителя то ка нужно произвести следующие операции:
1. Осмотреть и зачистить контакты, отрегули ровать зазор между якорьком и сердечником.
2.Соединить зажимы реле-регулятора и вклю чить реостат так, как это было указано для ре гулятора напряжения.
3.Установить обороты двигателя в соответ ствии с данными табл. 13 и уменьшить сопротив ление реостата. Если ток генератора больше указанного в табл. 13, следует ослабить натяже ние пружины, а если меньше — увеличить.
Проверка и регулировка реле обратного тока (РОТ)
При проверке и регулировке реле обратного тока необходимо:
1.Осмотреть и зачистить контакты, отрегули ровать зазор между якорьком и сердечником подгибанием ограничителя подъема якорька.
2.Проверить и отрегулировать зазор между контактами подгибанием кронштейнов непо движных контактов.
94
3.Включить вольтметр к зажимам Я и М ге нератора и, изменяя обороты якоря, определить, при каком напряжении замыкаются контакты РОТ. В случае замыкания их при повышенном напряжении — уменьшить натяжение пружины якорька, а при пониженном — увеличить.
4.Понижая числа оборотов якоря, следить за показаниями амперметра в момент размыкания контактов РОТ, которые должны разомкнуться при обратном токе не выше 6 а. Если обратный
ток |
выше 6 а — увеличить зазор между якорь |
ком |
и сердечником при замкнутых контактах. |
После этого опять проверить напряжение замы кания контактов.
Регулировка реле включения аналогична ре гулировке реле обратного тока.
ПРИБОРЫ ЗАЖИГАНИЯ И СТАРТЕРЫ
БАТАРЕЙНОЕ ЗАЖИГАНИЕ
В систему зажигания входят: источник тока (аккумуляторная батарея и генератор), катушка зажигания, прерыватель-распределитель, свечи зажигания, включатель зажигания, провода низ кого и высокого напряжения.
Принцип действия батарейного зажигания
При включенном зажигании и замкнутых кон
тактах |
прерывателя |
ток низкого |
напряжения |
||
(12 |
в) |
проходит |
следующий путь |
(рис. 19): |
|
«+» |
аккумуляторной |
батареи — масса — непо |
|||
движный контакт |
прерывателя 1 — подвижный |
||||
контакт |
2 — рычажок — добавочное |
сопротивле |
ние (вариатор) 5 — первичная обмотка 6—вклю чатель зажигания ВЗ — амперметр — «—» акку муляторной батареи.
Пройдя по этой цепи, ток низкого напряже ния создает в катушке зажигания магнитный по ток. В момент размыкания контактов прерыва теля ток низкого напряжения исчезает а вместе с ним исчезает и магнитный поток в катушке за мыкания. При этом магнитные силовые линии пересекают витки вторичной и первичной обмо
96
ток катушки зажигания. В витках вторичной обмотки индуктируется э.д.с. взаимоиндукции и протекает ток высокого напряжения (10 000— 24 000 в), путь которого следующий: вторичная
Услодмыеодозначения: Распределитель
Рис. 19. Схема батарейного зажигания.
обмотка 7 — провод высокого напряжения — угольный контакт крышки распределителя — раз
носная пластинка |
ротора 8 — боковой |
электрод |
крышки — провод |
высокого напряжения — цент |
|
ральный электрод |
свечи 9 — искровой |
зазор — |
боковой электрод — масса — «+» аккумулятор
ной батареи — «—» аккумуляторной |
батареи — |
амперметр — включатель зажигания |
ВЗ — вто |
ричная обмотка. В первичной обмотке в момент размыкания контактов индуктируется э. д. с. са-
7 — 801 |
97 |
моиндукции 200—300 в, направленная в сторону действия первичного тока (при замыкании кон тактов— в обратную сторону).
Для тока самоиндукции разомкнутые контак ты прерывателя не представляют значительного сопротивления, поэтому он легко может преодо леть этот зазор, образовав искру, в результате чего во вторичной обмотке индуктируется э. д. с., не превышающая 4000—5000 в. Кроме того, кон такты прерывателя окисляются и увеличивается перенос металла с неподвижного на подвижный контакт.
Для того чтобы этого не было, параллельно контактам прерывателя включен конденсатор 3, который заряжается и разряжается током само индукции, что уменьшает искрение между кон тактами и повышает э. д. с. вторичной обмотки до 24 000 в.
Емкость конденсатора подбирают в пределах 0,17—0,28 мкр с таким расчетом, чтобы искре ние контактов прерывателя было бы наимень шим, а напряжение вторичной обмотки наиболь шим.
Если емкость конденсатора будет малой, то между контактами произойдет большое искрение, а если большой — искрение будет очень малым, зато увеличится время зарядки и разрядки кон денсатора, что снизит напряжение вторичной об мотки и ослабит искрообразование между элек тродами свечи.
Добавочное переменное сопротивление 5 (ва риатор) устанавливают для того, чтобы по пер вичной обмотке катушки зажигания при всех оборотах коленчатого вала двигателя проходил ток одной и той же величины.
Контакты прерывателя при малых оборотах
98
коленчатого вала дольше находятся в замкнутом состоянии, чем при больших.
Если контакты замкнуты длительное время, в первичной обмотке катушки зажигания, кото рая имеет малое сопротивление, проходит ток большой величины. Это может вызвать перегрев обмотки. Для предотвращения перегрева после довательно первичной обмотке включено доба вочное сопротивление (стальная отожженная или никелевая проволока). На малых оборотах ко ленчатого вала проволока нагревается, сопротив ление ее возрастает и ток первичной обмотки ог раничивается. При увеличении оборотов колен чатого вала проволока охлаждается, ее сопротив ление уменьшается и не препятствует прохожде нию расчетного тока по первичной обмотке. Та ким образом, обеспечивается нормальное напря жение во вторичной обмотке при всех режимах работы двигателя. При пуске двигателя старте ром напряжение на зажимах аккумуляторной ба тареи снижается, но в этот же момент добавоч ное сопротивление закорачивается с помощью контактов 4, чем возмещается падение напряже ния в первичной обмотке.
Опережение зажигания
Автомобильный двигатель развивает полную мощность лишь в том случае, если зажигание ра бочей смеси происходит раньше, чем поршень до стигает верхней мертвой точки. Это необходимо для полного сгорания рабочей смеси к моменту прихода поршня в. м. т., а следовательно, и ис пользования наибольшего давления, создаваемо го газами, сгоревшими в цилиндре. Опережение зажигания измеряется углом отклонения криво
7 * |
99 |
шипа (колена) коленчатого вала от в. м.т. и за висит от числа оборотов коленчатого вала, на грузки двигателя и октанового числа топлива.
ПРИБОРЫ БАТАРЕЙНОГО ЗАЖИГАНИЯ Катушки заж игания
На автомобилях, имеющих 12-вольтное элек трооборудование, установлены катушки зажига ния Б-1 («Москвич-407» и др.), Б-13 (ГАЗ-13 «Чайка») и другие.
Катушка зажигания Б-1 имеет следующее устройство (рис. 20). В стальном корпусе 3 на ходится кольцевой магнитопровод 4, изготовлен ный из листов электротехнической стали, изоли рованных друг от друга окалиной для уменьше ния нагрева вихревыми токами. Он служит для усиления магнитного потока, создаваемого пер вичной обмоткой. Сердечник 5 представляет со бой набор пластин электротехнической стали, так же изолированных друг от друга окалиной, и вместе с первичной обмоткой образует электро магнит. Вторичная обмотка 6, намотанная на трубку, изготовленную из кабельной бумаги, на дета на сердечник катушки.
Вторичная обмотка катушки Б-1 имеет 19 000 витков медного изолированного провода диамет ром 0,1 м, а катушка Б-13— 2600 витков диа метром 0,07 мм. В первых и последних восьми рядах вторичной обмотки витки намотаны на расстоянии 1—2 мм друг от друга.
Ряды витков изолированы друг от друга 4— 6 слоями парафинированной бумаги, чтобы не было пробоя в начальных и конечных рядах, имеющих наибольшую величину напряжения. По верх вторичной обмотки намотано несколько
100
3 4 5 6 7