ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 0
По возвращении в гараж нужно немедленно сменить реле-регулятор и восстановить нормаль ную схему включения генератора. Прибегать к описанному выше включению можно только в крайних случаях.
Техническое обслуживание генераторов и релерегуляторов
Е ж е д н е в н о е и п е р в о е т е х н и ч е с кое о б с л у ж и в а н и е (ЕО и ТО-1). Очистить приборы от пыли и масла. Проверить надеж ность крепления генератора, выпрямителя, релерегулятора, наконечников проводов к зажимам приборов, особенно соединяющих генератор с ре ле-регулятором и выпрямитель с массой.
Проверить работу генератора по показаниям амперметра и при необходимости отрегулировать натяжение приводного ремня.
При ТО-1 необходимо проверить затяжку бол тов крепления выпрямителя и его зажимов, очис тить выпрямитель от пыли и грязи.
В т о р о е т е х н и ч е с к о е о б с л у ж и в а ние (ТО-2). Проверить состояние коллектора (контактных колец), щеток и давление пружин щеткодержателей. Поверхность коллектора долж на быть гладкой, незамасленной и не иметь под горевших мест.
В случае замасливания — протереть поверх ность коллектора (контактных колец) чистой тряпкой, слегка смоченной в бензине, вращая при этом якорь (ротор) генератора при снятом приводном ремне. При обгорании коллектора — зачистить его до блеска стеклянной бумагой № 100—120 при работе двигателя на малых обо ротах холостого хода, после чего коллектор и
84
щетки гГродуть сжатым воздухом. Поверхность исправного коллектора при продолжительной ра боте темнеет. Такую поверхность шлифовать стеклянной бумагой не надо, ее нужно протереть тряпочкой, слегка смоченной в бензине.
Нельзя применять наждачную бумагу для за чистки коллектора, так как частицы наждака являются проводниками электричества и могут вызвать короткое замыкание его пластин.
При длительной работе генератора возможно выступание слюды (миканита) между пластина ми коллектора. Избыток слюды следует удалить специальной ножевкой, снимая ее на глубину 0,5—0,7 мм от поверхности коллектора.
Проверяя давление пружины, необходимо подложить под щетку на коллектор полоску тон кой бумаги, зацепить за отверстие рычажка щет кодержателя крючок динамометра и оттянуть им щетку до свободного передвижения полоски бу маги. Если упругость пружины уменьшилась бо лее чем на 40% при малом износе, ее следует за менить.
После установки новой щетки ее необходимо притереть. Для этого между щеткой и коллекто ром прокладывают полоску стеклянной бумаги № 80—100 и перемещают ее через смотровые окна в корпусе в обе стороны (рис. 15). При движении бумаги в сторону вращения якоря щет ку надо приподнять с помощью крючка. После притирки щетки генератор продувают сжатым воздухом для удаления щеточной пыли. При ра боте генератора под нагрузкой, нормальной ве личине тока и 3000 об/мин якоря (ротора) допу скается незначительное искрение щеток.
Через 30 000 км пробега автомобиля генера тор снимают,.разбирают, очищают от грязи и пы
8 5
ли, подшипники и сальники промывают в бензи не, после просушки подшипники заполняют кон систентной смазкой ЦИАТИМ-201, мазью КВ или 1-13, а сальники пропитывают маслом, при
меняемым для |
двигателя. В масленки генерато |
||||||
|
Притираемая щетка |
ров надо также залить |
|||||
|
8—10 |
капель |
масла, |
||||
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
применяемого для дви |
|||
|
|
|
|
гателя. |
|
|
гене |
|
|
|
|
После сборки |
|||
|
|
|
|
ратора |
проверяют |
его |
|
|
|
|
|
работу. |
техни |
||
|
|
Неправильно |
При втором |
||||
|
|
ческом |
обслуживании |
||||
|
|
|
|
||||
Рис. |
15. |
Схема |
притирки (ТО-2) |
надо удалить |
|||
|
щеток |
генератора. |
пыль с шайб выпрями |
||||
тым |
воздухом |
|
теля |
продувкой |
|
сжа |
|
(обтирание не |
допускается) и |
проверить крепление провода, соединяющего вы прямитель с массой.
Необходимо также проверить работу прибо ров реле-регуляторов: реле обратного тока, реле включения, регулятора напряжения, ограничите ля тока и, если нужно, отрегулировать их.
С е з о н н о е о б с л у ж и в а н и е . (СО). Снять реле-регулятор с автомобиля и проверить состоя ние контактов: почерневшие контакты протереть замшей, слегка смоченной в бензине, окисленные места зачистить стеклянной бумагой № 140—170, а обгоревшие — абразивной пластиной или бар хатным надфилем. После зачистки надфилем от полировать контакты стеклянной бумагой № 170 и протереть замшей, слегка смоченной в бензине. Проверить состояние всех сопротивлений, надеж ность крепления выводных концов обмоток и от регулировать все приборы реле-регулятора. Про
8 6
дуть селеновый выпрямитель сжатым воздухом, а через 50 тыс. км пробега проверить его элек трические характеристики. Не допускать загряз нения шайб, а в зимнее время — обледенения вы прямителя и забивания пространства между шайбами снегом.
ПРОВЕРКА ГЕНЕРАТОРОВ, ВЫПРЯМИТЕЛЕЙ И РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОРОВ С ПОМОЩЬЮ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ
Проверка генератора
Проверка может быть произведена непосред ственно на автомобиле или на контрольно-испы тательном стенде. Она заключается в измерении напряжения на зажимах генератора и величины тока, отдаваемого им во внешнюю цепь потреби телем. Надо отсоединить провод от зажима Б реле-регулятора и присоединить к нему через ам перметр один зажим нагрузочного реостата, а другой зажим реостата соединить с массой (рис. 16). Затем, следует включить вольтметр между зажимом Б и массой, определить с по мощью тахометра число оборотов вала (см. табл. 12 и 14) генератора, соответствующее его номинальной мощности и отрегулировать реоста том ток нагрузки, доведя его до расчетного, при котором размыкаются контакты ОТ.
Если генератор не развивает номинальной мощности, надо временно соединить зажимы Я и Ш (для генераторов переменного тока — за жимы Б и Ш). Повышение напряжения и тока при этом укажет на неисправность PH или ОТ.
Эту же проверку можно выполнить с по мощью вольт-амперметра (рис. 17).
8 7
Проверку генератора при отсутствии измери тельных приборов можно произвести замыканием- «на массу» зажима Я через лампочку, которая^ при исправном генераторе должна гореть нор мальным накалом.
При проверке генератора на автомобиле чис-
нагрузочный оеостат |
в |
Рис. 16. Схема включения |
Рис. 17. Вольтамперметр: |
приборов при испытании ге |
а — общий вид, б — схема вклю |
нератора. |
чения вольтамперметра при ис |
|
пытании генератора. |
ло оборотов якоря изменяют, перемещая дрос сельную заслонку, а при проверке на стенде — изменяя скорость вращения привода.
Генератор постоянного тока можно проверить при работе его как электродвигателя. Для этого надо соединить «плюс» аккумуляторной батареи через амперметр проводом на корпус генератора, а «минус» — с замкнутыми зажимами Я и Ш. При такой проверке на автомобиле надо снять ремень привода, соединить зажимы Б, Я и Ш ре ле-регулятора и наблюдать за показаниями ам
перметра. При равномерном вращении якоря (500—700 об/мин) исправный генератор потреб
ляет ток 5—6 а.
При проверке генераторов переменного тока на малых оборотах холостого хода подключают 12-вольтную лампочку или вольтметр поочередно к зажимам каждых двух фаз генератора или вы прямителя. Если генератор исправен, то при ра боте его без нагрузки нить лампы имеет нормаль ный накал, а вольтметр показывает напряжение 10—17 в. При неисправности генератора (если он не возбуждается) надо проверить обмотку воз буждения и обмотку статора.
Для проверки обмотки возбуждения надо включить последовательно в цепь двух катушек возбуждения генератора Г-2Б два амперметра, а в цепь генератора Г-3 — один амперметр и по величине тока определить неисправность обмотки возбуждения. Если амперметры не дают показа ний, то на время замкнуть между собой зажимы Ш и Б реле-регулятора.
Если при замкнутых зажимах Ш и Б напря жение на зажимах фаз обмотки статора подни мется до 10—17 в, то это укажет на неисправ ность реле-регулятора.
Проверка выпрямителя
Чтобы проверить выпрямитель к его «плюсу» и «минусу» подключают вольтметр и разъединя ют цепь между аккумуляторной батареей и релерегулятором. Если при работающем генераторе показания вольтметра находятся в пределах 12,5—15 в, выпрямитель исправен.
Падение напряжения на зажимах каждого плеча определяют с помощью 6-вольтной бата
8 »
реи, |
вольтметра, |
амперметра и |
реостата |
(рис. |
18, а). При |
проверке нагрузка |
изменяется |
Рис. 18. Схема включения приборов при испытании выпрямителей:
а — при определении падения напряжения в отдельных пле
чах выпрямителя; 6 — при |
определении |
величины |
обрат |
ного тока. |
|
|
|
с помощью реостата. |
Например |
для |
РС-21А |
и РС-29 в каждом плече поочередно устанавли
9 0
вают ток 25 о и через 30 сек замеряют падение напряжения, которое не должно превышать 2 в.
Обратный ток следует замерять во время ра боты выпрямителя при холостом ходе генератора и при линейном напряжении фаз генератора 14 в (рис. 18, б). Напряжение замеряют вольтметром, подключенным к двум любым линейным прово дам, соединяющим выпрямитель с генератором. Обмотка возбуждения должна получать при этом питание от аккумуляторной батареи, а ротор ге нератора должен вращаться со скоростью
800—1000 обЫин.
Величина тока в цепи возбуждения, а следо вательно, и напряжение в фазах обмотки статора регулируются реостатом. Если выпрямитель ис правен, каждый из амперметров должен пока зывать линейный ток 4 а, который является сум марным током двух плеч выпрямителя (по 2 а в каждом плече).
Исправность изоляции выпрямителя проверя ют лампой 25—40 вт от сети переменного тока 220 в. Для проверки надо снять с автобуса вы прямитель, один провод присоединить к его крон штейну, а другой — поочередно к каждому зажи му; если изоляция исправна, лампа не заго рается.
Регулировка реле-регуляторов
Проверку и регулировку реле-регуляторов производят на контрольно-испытательном стенде или непосредственно на автомобиле.
Подлежащий проверке и регулировке реле-ре гулятор должен быть установлен на стенде в со ответствии со схемой его установки на автомо биле. Якорь генератора вращается от электро
91