ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 0
слоев лакоткани и кабельной бумаги. Первичная обмотка 7 для лучшего охлаждения намотана поверх вторичной. В катушке Б-1 намотано 330
витков |
изолированного провода диаметром |
0,72 мм, |
а в катушке Б-13 — 270 витков провода |
такого же диаметра. Ряды и поверхность первич ной обмотки изолированы кабельной бумагой. Пустые места катушки Б-1 для улучшения изоля ции обмоток заполнены компаундной мастикой, а катушки Б-13 — трансформаторным маслом, что при одновременном увеличении числа витков вторичной обмотки обеспечивает беспрерывное
|
|
Технические |
данные |
Т и п к а т у ш к и |
Д о б а в о ч н о е |
У го л з а м к н у т о г о с о с т о я н и я |
|
с о п р о т и в л е н и е , |
к о н т а к т о в п р е р ы в а т е л я , |
||
|
ом |
град |
|
Б-1 |
1,25-1,35 |
43 |
|
|
|
(четырехцилиндровый |
|
|
|
двигатель) |
|
|
|
39 |
|
|
|
(шестицилиндровый |
|
|
|
двигатель) |
|
Б-1 |
1,35-1,45 |
43 |
|
(малогабаритная) |
|
|
|
Б-5А |
1,35-1,45 |
39 |
|
Б-7А |
1-1,1 |
43 |
|
Б-13 |
1-1,1 |
30 |
|
П р и м е ч а н и е . |
Во всех катушках приведенных |
марок |
зажигание в высокооборотных двигателях при зазоре между электродами свечи до 1 мм.
Фарфоровый изолятор 8 и карболитовая крышка 2, завольцованная в корпусе, предупреж дают разрядку тока высокого напряжения через сердечник и корпус.
Добавочное сопротивление (вариатор), изго товлено в виде спирали 11 из стальной отожжен ной (Б-1) или никелевой (Б-13) проволоки, за жатой между двумя керамическими изоляторами 12. Спираль катушки Б-1 имеет сопротивление
1,25—1,35 ом, а Б-13— 1,0—1,1 ом при темпера-
катушек зажигания |
|
Таблица 18 |
||
|
|
|
||
Ч и с л о р а з м ы к а н и й |
М а к с и м а л ь н а я |
|
|
|
с к о р о с т ь в р а |
|
|
||
к о н т а к т о в з а о д и н |
щ е н и я вал а |
М а р к и а в т о м о б и л е й , н а к о |
||
о б о р о т в ал а п р е р ы - |
п р е р ы в а т е л я - |
т о р ы х у с т а н а в л и в а ю т с я |
||
в а т е л я - р а с п р е д е л и - |
к а т у ш к и з а ж и г а н и я |
|||
р а с п р е д е л и т е |
||||
т е л я |
л я , об/м ин |
|
|
|
4 |
1900—2200 |
ЗИЛ-150, ЗИЛ-151, |
||
(четырехцилинд |
|
ЗИЛ-157, |
ЗИЛ-164, |
|
ровый двигатель) |
|
ГАЗ-12, ГАЗ-51 А, |
||
6 |
|
ГАЗ-63А, .Моск |
||
|
вич-407*, .Моск |
|||
(шестицилиндро- |
|
вич-410*, , Моск |
||
вый двигатель) |
|
вич-423", |
|
|
4 |
|
.Запорожец-965* |
||
|
|
ЛАЗ-695, ЛАЗ-697 |
||
6 |
1900 |
ГАЗ(УАЗ)-69АЭ, |
||
|
|
ГАЗ-63АЭ, ЗИЛ-157Г, |
||
|
|
ЗИЛ-164Д |
|
|
4 |
2200 |
М-21, УАЗ-451 |
|
|
8 |
2500 |
ЗИЛ-111, ГАЗ-13 |
напряжение 12 в, искровой промежуток 7 м м .
102 |
ЮЗ |
туре 20°. При нагревании спиралей до темно красного каления сопротивление увеличивается до 4,0—4,5 ом. Для крепления к скобе 10 вариа тор имеет винт с резьбовой втулкой. Концы спи рали приварены к шинам 9.
Провода тока низкого напряжения присоеди няются к зажимам Р (с прерывателем), ВК и ВК-Б (с закорачивателем и замком зажигания), а провода высокого напряжения — к центрально му зажиму 1.
Технические данные катушек зажигания при ведены в табл. 18.
Прерыватель-распределитель
Прерыватель-распределитель Р-ЗБ (рис. 21) установлен на двигателе М-21 «Волга». В него входит ряд приборов и механизмов: прерыватель тока низкого напряжения, распределитель тока высокого напряжения, центробежный и вакуум ный регуляторы опережения зажигания и октанкорректор.
П р е р ы в а т е л ь |
т о к а н и з к о г о н а |
п р я ж е н и я состоит |
из следующих деталей: чу |
гунного корпуса 2 с отверстием для стока масла и вентиляции; приводного валика 1, вращающе гося в бронзовых втулках корпуса; неподвижно го 4 и подвижного 5 дисков прерывателя, между которыми установлен шариковый подшипник; вольфрамовых контактов 22; стойки 23 непод вижного контакта; винта 24 крепления стойки; эксцентрикового регулировочного винта 19 стой ки, с помощью которого устанавливается зазор между контактами (0,35—0,45 мм); рычажка 20 подвижного контакта с текстолитовой подушкой 21; кулачковой муфты 12 и конденсатора 16, со стоящего из двух тонких алюминиевых лент (об
104
кладок); изолированных друг от друга конденса торной бумагой (рис. 22). Одна лента соединена с массой, а другая с проводом. В малогабарит-
Рис. 21. Прерыватель-распределитель Р-ЗБ:
а — п р о д о л ь н ы й р а з р е з ; б — в и д н а п р е р ы в а т е л ь с в е р х у ; / — п р и в о д н о й в а л и к ; 2 — к о р п у с п р е р ы в а т е л я - р а с п р е д е л и т е л я ; 3 — ц е н т р о б е ж н ы й р е г у л я т о р ; 4 — н е п о д в и ж н ы й д и с к п р е р ы в а т е л я ; 5 — п о д
в и ж н ы й д и с к п р е р ы в а т е л я ; 6 — о т в е р с т и е ; 7 — к р ы ш к а р а с п р е д е л и т е л я ; 8 — б о к о в о й э л е к т р о д ; 9 — ц е н т р а л ь н ы й з а ж и м ; /0 — у г о л ь н ы й к о н т а к т ; / / — р о т о р ; 12 — к у л а ч к о в а я м у ф т а ; 13 — в е р х н я я п л а с т и н а о к т а н - к о р р е к т о р а ; 14— н и ж н я я п л а с т и н а о к т а н - к о р р е к т о р а ; 15 — ф н л ь ц ; 16 — к о н д е н с а т о р ; 17 — р е г у л и р о в о ч н ы е г а й к и ; 18 — м а с л е н к а ; 19 — э к с ц е н т р и к ; 20 — р ы ч а ж о к п о д в и ж н о г о к о н т а к т а ; 21 — п о д у ш е ч к а т е к с т о л и т о в а я ; 22 — к о н т а к т ы ; 20 — с т о й к а ; 24 — в и н т к р е п
л е н и я ; 2 5 — в а к у у м н ы й р е г у л я т о р .
ных конденсаторах вместо алюминиевых лент применена конденсаторная бумага, на которую в специальной вакуумной камере напылен тон кий слой цинка и поверх него — тонкий слой олова.
105
При вращении приводного валика 1 (рис. 1) кулачковая муфта 12 размыкает контакты, вследствие чего прерывается ток в первичной об мотке катушки зажигания.
Р а с п р е д е л и т е л ь т о к а в ы с о к о г о н а п р я ж е н и я состоит из ротора 11, имеющего разностную пластинку
Конденсаторная Зутга тока высокого напря
жения; карболитовой крышки 7 с боковыми электродами; цент ральным зажимом 9 и отверстиями 6 для уда
Рис. 22. Конденсатор. ления озона и паров
азотной кислоты, образующихся во время искрения между разносной пластинкой ротора и боковыми электродами крышки; угольного контакта 10 с пружиной.
Между угольным контактом и боковыми элек тродами на внутренней поверхности крышки имеются ребра, препятствующие утечке тока вы сокого напряжения на другие электроды, к кото рым не подходит в данный момент разносная пластинка ротора. При вращении ротора ток вы сокого напряжения, идущий через угольный кон такт от катушки зажигания, подается разносной пластинкой ротора поочередно ко всем боковым электродам крышки, а следовательно, и свечам зажигания.
Ц е н т р о б е ж н ы й р е г у л я т о р 3 слу жит для автоматического изменения угла опере жения зажигания при повышении и снижении числа оборотов коленчатого вала двигателя (рис. 23). Он состоит из опорной пластины 4, имеющейся на приводном валике прерывателяраспределителя; осей 5 опорной пластины; грузи
106
ков 6, сидящих свободно на осях 5 и имеющих штифты /; ведомой пластины 2, свободно сидя щей на штифтах 1 и жестко соединенной с кулач ковой муфтой 7; пружинок 3, стягивающих сво бодные концы грузиков к опорной пластине 4.
Работа центробежного регулятора заключает ся в следующем. При увеличении оборотов колен-
Рис. 23 Схема центробежного регулятора:
а — г р у з и к и с т я н у т ы п р у ж и н а м и ; б — г р у з и к и р а з в е д е н ы п о д д е й с т в и е м ц е н т р о б е ж н о й с и л ы .
чатого вала двигателя грузики 6 под действием центробежной силы расходятся в стороны и их штифты 1 поворачивают ведомую пластину 2, а следовательно, и кулачковую муфту 7 в сторону вращения приводного валика. Вследствие этого наступает более раннее размыкание контактов прерывателя и опережение зажигания увеличи вается (максимальная величина 22,5°). При сни жении числа оборотов коленчатого вала двига теля пружинки 3 стягивают грузики 6, умень
шая опережение зажигания. |
24) |
В а к у у м н ы й р е г у л я т о р 25 (рис. |
|
служит для автоматического изменения |
угла |
107
опережения зажигания в зависимости от нагруз ки (степени открытия дроссельной заслонки). Состоит он из корпуса, диафрагмы 1, соединен ной тягой 5 с подвижным диском прерывателя 6; пружины 4, стремящейся удержать диафрагму, а следовательно, и подвижной диск в положении
запаздывания (позднего) зажигания; трубопро вода 2, сообщающего правую полость корпуса со смесительной камерой карбюратора (левая по лость корпуса со стороны тяги сообщается с ат мосферой).
Работа вакуумного регулятора заключается в следующем. При небольших нагрузках (малом открытии дроссельной заслонки 3) разрежение в задроссельном пространстве смесительной ка меры карбюратора, а следовательно, и в полости вакуумного регулятора большое. Под действием атмосферного давления диафрагма 1 переме щается вправо, зажимает пружину и тягой 5 по ворачивает подвижной диск 6 прерывателя про тив вращения кулачковой муфты, увеличивая тем самым угол опережения зажигания. При увели чении нагрузки разрежение в задроссельном про
108
странстве уменьшается, вследствие чего пружи на 4 перемещает диафрагму 1 влево, устанавли вая тягой 5 подвижной диск в положение запаз дывания (позднего зажигания).
О к т а н - к о р р е к т о р служит для уточне ния момента зажигания в зависимости от окта нового числа топлива. Состоит он из двух пла стин 13 и 14 (рис. 21). Нижняя пластина 14, имеющая шкалу, прикреплена к блоку цилинд ров, а верхняя 13 со стрелкой — к корпусу пре рывателя. При вращении регулировочных гаек 17 корпус прерывателя, а следовательно, его непод вижный 4 и подвижный 5 диски поворачиваются.
Для увеличения опережения зажигания (ра бота на высокооктановом бензине) необходимо корпус повернуть против вращения кулачковой муфты прерывателя, а для уменьшения опере жения (работа на низкооктановом бензине) — в сторону ее вращения. Максимальный угол из менения момента зажигания + 12° (по углу по ворота коленчатого вала).
Для смазки кулачковой шайбы прерывателя имеется фильц 15, а для смазки приводного ва лика — масленка 18.
Прерыватели-распределители, устанавливае мые на других двигателях, устроены аналогично
(табл. 19).
Свечи зажигания
На автомобильных двигателях устанавли ваются свечи неразборной конструкции, служа щие для образования электрической искры в ци линдрах. Свеча (рис. 25) состоит из следующих деталей: стального неразборного корпуса /; изо лятора 2, изготовленного из уралита или кристаллокорунда, покрытого сверху глазурью; цен-
109
Технические данные
Т и п |
Ч и сл о |
З а з о р |
У го л з а м к |
|
|
Н а т я ж е н и е н у т о г о с о |
Е м к о с т ь |
||||
п р е р ы в а т е |
в ы с т у |
м е ж д у |
|||
л я - р а с п р е п о в к у |
к о н т а к т а |
п р у ж и н ы , г с т о я н и я |
к о н д е н с а т о р а , |
||
д е л и т е л я |
л ач к а |
м и , мм |
к о н т а к т о в , |
мкф |
|
|
|
|
град |
|
Р-20 |
6 |
0,35-0,45 |
400-600 |
40 -42 |
0,17-0,25 |
|
Р-20Б |
в |
0,35 |
0,45 |
400-600 |
40—42 |
0,17-0,25 |
Р-21А |
6 |
0,35 - 0,45 |
400-600 |
40 -42 |
0,17-0,25 |
|
Р-23 |
4 |
0,35-0,45 |
400—600 |
40—45 |
0,17—0,25 |
|
Р-ЗБ |
4 |
0,35-0,45 |
500—700 |
40—45 |
0,17-0,25 |
|
Р-13 |
8 |
0,3-0,4 |
500-650 |
28 -32 |
0,17—1,25 |
|
Р-4 |
8 |
0,3-0,4 |
500-650 |
28 -32 |
0,19-0,28 |
|
Р-35Б |
4 |
0,35-0,45 |
400 - 600 |
40 -45 |
0,17—0,25 |
|
Р-35В |
4 |
0,35—0,45 |
400-600 |
40—45 |
0,17-0,25 |
|
П р и м е ч а н и е . |
Прерыватель-распределитель Р-20Б |
|||||
требованиями к сборке и испытанию. |
|
|
трального электрода 3, нижняя часть которого изготовлена из никелемарганцевого сплава или высокохромистой стали; бокового электрода 8, изготовляемого из таких же металлов, как и цен тральный; керамической втулки 5; латунной 6 и медной 7 шайб, служащих для отвода тепла от изолятора, и наконечника 4 крепления провода высокого напряжения.
Для обеспечения герметичности между корпу сом свечи и головкой блока установлена метал лоасбестовая прокладка.
Таблица 19
прерывателей-распределителей
Р е г у л и р о в к а о п е р е ж е н и я з а ж и г а н и я п о к у л а ч к у
п р е р ы в а т е л я
Ц е н т р о |
В ак у у м н ы й |
М а р к и а в т о м о б и л е й , н а к о т о р ы х |
|
б е ж н ы й |
|||
у с т а н а в л и в а е т с я п р е р ы в а т е л ь - |
|||
р е г у л я т о р |
|||
О к т а н - р е г у л я т о р |
|||
р а с п р е д е л и т е л ь |
|||
|
ко р
ре к т о р
град
±12 |
0 -1 4 |
0—12 |
ГАЗ-51 А, ГАЗ-63, ГАЗ-63А, |
±12 |
0 -1 4 |
0—12 |
ПАЗ-651 |
ГАЗ-12 |
|||
Т 12 |
1,5-10 |
0—9 |
ЗИЛ-150, ЗИЛ-151, ЗИЛ-157, |
|
|
|
ЗИЛ-164 |
±12 |
0—10 |
0 - 7 |
М-20 „Победа*, ГАЗ (УАЗ)-69. |
±12 |
0 -2 0 |
0—13 |
ГАЗ(УАЗ)-69А |
М-21 „Волга*, М-21А, М-21И, |
|||
±12 |
0 -1 6 |
0—9,5 |
УАЗ-451 |
ГАЗ-13 „Чайка* |
|||
+ 12 |
3—14,5 |
0 - 5 |
ЗИЛ-111, ЗИЛ-111А |
±12 |
0 -1 9 |
0 - 8 |
„Москвич-407", „Москвич-410“, |
±12 |
0 -1 0 |
0 - 6 |
„Москвич-428“ |
„Запорожец* ЗАЗ-965 |
отличается от прерывателя Р-20 только повышенными
Подбор свечей к двигателю производится по их тепловой характеристике. Для того чтобы све ча работала без перебоев, температура нижней части изолятора должна быть 500—600° (темпе ратура самоочищения). При температуре ниже 450° изолятор может покрываться нагаром, даже если двигатель вполне исправен. При температу ре выше 750° происходит преждевременная вспышка рабочей смеси до проскакивания искры между электродами свечи (калильное зажига^- ние). В связи с этим для двигателей с невысокой степенью сжатия выпускают свечи с малой теп-
ПО